6 ключей к успеху в цифровую эпоху

Тимоти Мескон, исполнительный вице-президент и директор отделения AACSB International по сотрудничеству со странами Европы, Ближнего Востока и Африки – специально для Executive.ru

Какими должны быть они, современные бизнес-лидеры в условиях быстро меняющегося мира? По мнению экспертов, основным показателем успеха сегодняшних и будущих руководителей является способность оставаться гибкими и желание постоянно обучаться, периодически освежая приобретенные ранее знания.

Но можно ли приобрести такую суперспособность, или это врожденный навык? Несколько практических советов помогут вам найти ответ на этот вопрос.

1. Гибкость

Нет, речь не идет о занятиях гимнастикой. Быть гибким – значит выйти из зоны комфорта. Важно не просто научиться спокойно относиться к неопределенности и неизвестному, но и быть готовым к переменам, а также уметь к ним адаптироваться и управлять ими.

Гибкость также непосредственно проявляется в способности и желании непрерывно обучаться, приобретать новые знания и навыки, улучшать их. Сегодня недостаточно просто получить диплом об образовании – обучение происходит и в процессе работы, и на протяжении всей жизни.

2. Креативное мышление

Умение мыслить креативно, находить нестандартные решения – это не врожденные навыки: их можно и нужно развивать.

Одним из способов развития креативного мышления, который практикуется ведущими бизнес-школами, является эмпирическое или экспериментальное обучение (experiential learning). Его суть заключается в приобретении знаний через опыт: сначала человек в игровой форме, например, реализуя проект или решая какой-нибудь бизнес-кейс, получает определенный опыт, затем делает самостоятельные выводы и, таким образом, приобретает новые знания. Хороший ученик сумеет в дальнейшем применить приобретенные знания и опыт в другой ситуации.

Бизнес-школы по всему миру предлагают бизнес-кейсы и бизнес-симуляции в разных сферах и для различных специальностей. Кейсы могут представлять собой конкретные точно описанные ситуации, решение к которым нужно найти, работая в команде или самостоятельно. Это также могут быть более сложные задачи, например, развитие сети отелей или создание нового бизнеса в другой стране, требующие хороших аналитических навыков, понимания сферы, умения работать в команде и др. Участвуя в таких симуляциях, студенты совершенствуют необходимые навыки, которые могут им понадобиться в реальной жизни.

3. Коммуникационные навыки

Речь идет о так называемых soft skills, необходимых для успешной работы в команде, да и в любой сфере. В широком смысле, хорошие коммуникационные навыки – это и умение собрать и возглавить людей, наладив слаженную работу коллектива, и умение преподнести себя и свои идеи. Конечно, для этого также требуется немалая гибкость ума и чувство стиля.

Очень важно выработать именно командно-ориентированный подход, как изнутри, так и в отношениях с клиентами и партнерами, а не ориентироваться только на собственные интересы.

4. Баланс между теорией и практикой

Классический формат «лекция + семинар» больше не в моде, да и толку от него сегодня не так много. Современное образование, в частности, бизнес-образование, все больше ориентируется на обучение практическим навыкам. Именно пропорциональное соотношение теории и практики в процессе вашего обучения является еще одним ключом к успеху.

Не стоит также недооценивать преимущества онлайн-образования, которое по своему качеству может быть ничем не хуже очного обучения. Онлайн-образование дает возможность общаться и сотрудничать людям по всему миру, что только обогащает их культурный и академический опыт. С учетом внедрения новых технологий в процесс обучения, эксперты считают, что будущее за смешанным типом обучения: многие вещи можно изучать онлайн – для других зачастую необходимо прямое взаимодействие и личный контакт между студентом и преподавателем.

Такой «смешанный» тип обучения возможен благодаря быстро развивающимся технологиям и внедрению инноваций. Одной из передовых технологий в мире бизнес-образования является так называемая WOW Room, разработанная специалистами технической лаборатории мадридской бизнес-школы IE. WOW Room полностью преображает учебный процесс. Представьте себе виртуальную комнату с огромной видеостеной, на которой отображаются лица студентов – таким образом происходит имитация живой аудитории. Каждый студент, как и преподаватели, имеет возможность видеть и взаимодействовать с другими студентами в режиме реального времени. Данная технология позволяет проводить занятия с участием студентов со всей планеты и используется для студентов, пребывающих в кампусе.

5. Знание новых технологий

Согласно исследованию 2017 Global CEO Outlook, проведенному KPMG, одной из крупнейших в мире консалтинговых компаний, скорость технологических изменений пугает многих современных руководителей.

По оценкам экспертов McKinsey & Co, в ближайшем будущем могут быть автоматизированы около 5% существующих профессий. Также есть вероятность, что около 30% всех функций для 60% существующих на данный момент профессий будут также автоматизированы.

Автоматизация производства и, в скором времени, возможность постепенного внедрения искусственного интеллекта в работу компаний непосредственно повлияют на карту востребованных навыков и профессий. Именно поэтому современному человеку необходимо интересоваться и изучать новые технологии, а также понимать, какую роль они играют в жизни компаний и как их использовать.

6. Понимание трендов рынка труда

Сегодня многие профессии отличаются от тех, что были актуальны даже пять лет назад, и мы в точности не знаем, чего ожидать еще через пять лет. Важно обращать внимание на изменения и изучать тенденции на рынке профессий.

Бизнес-издания и бизнес-школы часто проводят исследования, в которых обсуждают технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач. Ориентируясь на спрос на новые навыки и компетенции, они представляют карты новых профессий – профессий будущего.

Одна из российских бизнес-школ, входящая в нашу ассоциацию AACSB International, Московская школа управления «Сколково», разработала при поддержке Агентства стратегических инициатив так называемый «Атлас профессий». В нем были обозначены отрасли и профессии, которые будут активно развиваться в будущем, а также те профессии, которые вскоре «уйдут на пенсию». Согласно «Атласу профессий», вне зависимости от отрасли почти все профессии будущего помимо специальных навыков требуют развития таких «надпрофессиональных» навыков и опыта, как системное мышление, опыт управления проектами, мультиязычность и мультикультурность, а также знание технологий. Уже к 2020 году такие профессии, как копирайтер, юрист-консультант, аналитик, и даже системный администратор, начнут «устаревать» из-за появления новых технологий и внедрения инноваций.

Значит ли это, что многие люди могут остаться без работы? Отнюдь. Без сомнений, новые технологии заменят человека для выполнения некоторых задач, но в то же время они дадут возможность развиваться новым профессиям. И люди, способные быть гибкими и жаждущие развиваться в течение всей жизни, смогут без труда обучиться этим профессиям.

Итак, любую «суперспособность» можно приобрести и развить, а то, каким образом это сделать – самостоятельно, с помощью очного или дистанционного обучения, смешанного экспериментального обучения или во время рабочего процесса – остается решать вам.

Комментарии
Генеральный директор, Челябинск

Системные администраторы в цифровую эру уж явно не устареют )

Аналитик, Москва
Сергей Левгард пишет:
Системные администраторы в цифровую эру уж явно не устареют )

А в сети квантовых компьютеров?

)))

Менеджер, Москва

Спасибо за статью! Согласна с автором: "Почти все профессии будущего помимо специальных навыков требуют развития таких «надпрофессиональных» навыков и опыта, как системное мышление, опыт управления проектами, мультиязычность и мультикультурность, а также знание технологий."

А если копирайтер, юрист, а тем более системный администратор развивают эти навыки, то они смогут найти работу "после 2020 года"?

Думаю, что искусственный интеллект живых специалистов не заменит. На примере копирайтера мне проще объяснить почему:

1. Мышление лингвиста помогает уходить от текста, когда необходимо сделать акцент на наглядность, свернуть информацию в краткую схему.

2. Авторство не имеет смысла, если нет новаторства, а писать за других можно и нужно, чтобы сберечь чьё-то рабочее время, которое стоит дороже, чем труд копирайтера.

3. Лингвист, который привык к работе с семантическим ядром, может манипулировать количеством вхождения ключей, пишет, конечно, для поисковика, но людям это тоже бывает интересно и полезно прочесть.


Адм. директор, Белгород

"Классический формат «лекция + семинар» больше не в моде, да и толку от него сегодня не так много. Современное образование, в частности, бизнес-образование, все больше ориентируется на обучение практическим навыкам.."

А автор интервью сейчас какой современный метод использовал?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
Астронавты МКС не повреждали

Факт дня: Командир МКС Эндрю Фойстел заявил, что астронавты NASA не имеют отношения к повреждению корабля.

Сбербанк проводит учения

Факт дня: Сбербанк опроверг информацию о захвате заложников.

Дальний Восток: еще одна нацпрограмма

Факт дня: Путин поручит правительству создать национальную программу развития Дальнего Востока.

«Роснефть» построит газовые заправки

Тренд дня: «Роснефть» и Beijing Gas планируют строить в России газовые автозаправки.