Как пройти международную регистрацию товарного знака

Несмотря на трудности, российский бизнес расширяет свою географию, а количество наших предпринимателей за границей становится все больше. Это подтверждает статистика Роспатента: за период с 2016 по 2020 годы выйти на рынок других стран захотели 8514 заявителя (и подали заявки на международную регистрацию), при этом количество желающих увеличивалось каждый год. Эта тенденция продолжилась бы и в 2020 году, но пандемия внесла свои коррективы.

товарный знак

Такую же тенденцию подтверждают и цифры нашей компании: за период с 2016 по 2021 годы среднее количество компаний, которые подали заявку на международную регистрацию через нас, увеличилось на 83%.

Из-за глобализации и развитой конкурентной среды на внутреннем рынке российские компании позволяют себе развить бизнес за границей. Давайте разбираться, нужна ли регистрация своего товарного знака (ТЗ) за границей, и как защитить свой бренд за рубежом?

Что такое международная регистрация товарного знака

Простыми словами, это легализация бренда в нескольких странах согласно международным стандартам. Товарный знак может защитить бренд. А если речь идет о других странах? Представим ситуацию, что компания по производству игрушек зарегистрировала бренд в России, за несколько лет набрала популярность и решила расширяться на рынок СНГ. Основатель компании находит поставщиков в Казахстане и начинает продавать игрушки там. Однако он забывает, что его бренд имеет юридическую силу только в России, и через полгода выясняется, что название его компании подозрительно похоже на название другой компании по производству игрушек. Далее – конфискации, суды и потраченные нервы.

В случае судебных споров у иностранного предпринимателя шансы выиграть дело практически равны нулю. Поэтому для выхода на внешний рынок и создания франшизы в другой стране необходима повторная регистрация, на этот раз за границей.

Преимущества международной регистрации

Регистрация товарного знака на территории РФ дает гарантию того, что человек является единственным правообладателем на бренд: это подтверждает его уникальность, запрещает использование третьими лицами без согласия правообладателя, а также исключает его неправомерное использование. Но данный вид регистрации дает привилегии только на территории России. А какие возможности получает предприниматель с международным брендом?

  1. Защита бренда. Товарный знак гарантирует, что вы не будете использовать бренды местных предпринимателей. В Европе госструктуры более тщательно следят за соблюдением прав на интеллектуальную собственность, лучше не рисковать. Сами правообладатели также контролируют, чтобы на их бренд никто не покушался. Выходить на зарубежный рынок без регистрации, значит, идти на огромный риск. Помимо конфискованного товара, недобросовестный продавец будет вынужден платить тысячи долларов компенсации.
  2. Компенсации. Если местные компании будут копировать или непреднамеренно использовать ваш бренд, вы можете оказаться в роли взыскателя. Этот пункт особенно интересен большим компаниям, которые могут подвергнуться копированию со стороны недобросовестных конкурентов, желающих нажиться на популярном имени.
  3. Контрафакт. Этот пункт дополняет первый. Если за границей найдутся конкуренты со сходным товарным знаком, предприниматель может потерять рынок сбыта. Товар могут признать контрафактным, а импортера – нарушителем. Следовательно, вся его продукция может быть конфискована и уничтожена, а импортеру будет закрыт выход на рынок. Товарный знак – гарантия, что этого не случится.
  4. Товарный знак как инвестиция. Иностранное свидетельство можно превратить в долгосрочный актив. Товарный знак – это выгодная инвестиция, ведь он увеличивает стоимость бренда и привлекательность для инвесторов. Компания с международной регистрацией – всегда лакомый кусок на рынке, поэтому в случае возникновения мысли о продаже вы можете рассчитывать на хорошую сумму. Также это сыграет на руку при получении крупного кредита или выходе на IPO. В общем, все понимают, сколько усилий нужно приложить, чтобы легализовать бренд в нескольких странах, поэтому и доверяют.
  5. Продажа франшизы. Для поиска франчайзи за границей и заключения лицензионных договоров нужен зарегистрированный ТЗ. Это расширяет возможности для получения прибыли.

Виды международной регистрации

Регистрация ТЗ требуется для всех стран без исключений, и есть три способа это сделать.

1. Международная регистрация по национальной процедуре

Это легализация товарного знака в определенной стране. Для этого нужно узнать о местных правилах регистрации, ведь у каждого государства они разные. Далее предприниматель обращается в патентное управление нужной страны. Этот вариант регистрации подходит тем, кто расширяется только на одно государство и не планирует выходить на другие рынки, иначе – повторять те же действия в другой стране и ждать больше года. Также минусом является то, что с патентными организациями за границей может общаться только местный юрист, что усложняет процесс и бьет по кошельку предпринимателя.

2. Регистрация в рамках регионального союза

Для упрощения процедуры и привлечения бизнеса некоторые страны объединились в союзы и приняли единый договор о регистрации ТЗ. Теперь иностранным предпринимателям не нужно обращаться в патентное ведомство каждой страны, а обратиться в организацию, которая занимается регистрацией знаков сразу для всех стран, подписавших договор.

Примерами таких объединений являются:

  • EUIPO – Европейское ведомство по интеллектуальной собственности.
  • ЕАПО – Евразийское патентное ведомство.
  • ARIPO – Африканская региональная организация интеллектуальной собственности.
  • BOIP – Ведомство Бенилюкса по интеллектуальной собственности.

Главным преимуществом регистрации в рамках регионального союза является унификация – распространение сразу на все страны договора. Если предприниматель хочет расшириться сразу на несколько стран в регионе, то в денежном плане региональное оформление также будет привлекательнее, ведь обращаться в патентное отделение каждой страны – значит платить дополнительные пошлины и платить сразу нескольким юристам. Однако целостность является не только преимуществом, но иногда и минусом данного вида регистрации. Процесс подразумевает групповое соглашение, поэтому, в случае отказа одной из стран, сделку оформить не удастся.

3. Регистрация согласно Мадридской системе

Мадридское соглашение также можно назвать объединением, охватывающим более 126 государств. В него входят практически все европейские страны, США, Китай, Япония, ОАЭ и другие. Мадридская система включает в себя преимущества двух предыдущих способов регистрации: как и в случае с национальной процедурой, человек не ограничен в выборе стран для торговли, ведь самое главное – заплатить госпошлины. А от регионального способа было перенято удобство при подготовке документов и регистрации.

Регистрация по Мадридской системе удобна тем, что местный юрист необязателен, достаточно российского специалиста. Регистрация обычно занимает от года до полутора, как и в случае патентования в рамках союза. Процедура проходит следующим образом:

  • В заявке предприниматель указывает желаемые страны, где будет котироваться его товарное обозначение.
  • Далее Роспатент отправляет заявку в ВОИС – компетентный орган по регистрации знаков согласно Мадридскому соглашению.
  • В случае отказа одной из стран, знак все равно будет зарегистрирован в других желаемых государствах.

Независимость и есть главное преимущество Мадридской системы: даже если одна из стран откажется регистрировать ТЗ, сделка с другими странами все равно состоится. А вот при региональной регистрации (например, через EUIPO) отказ одной из стран союза означает полное прекращение рассмотрения заявки.

В такую ситуацию попал наш знакомый предприниматель. В 2018 году он хотел выйти на рынки стран СНГ и решил сэкономить, оформив региональную регистрацию. Через 10 месяцев ожиданий ему приходит отказ, так как Беларусь отказалась выдавать ему патент на знак. Как итог – отказ со стороны всего союза. Сейчас он пытается совершить сделку по Мадридскому соглашению. Он не скрывает свой оптимизм и говорит, что та неудача открыла для него новые возможности: вместо рынка СНГ он сделал упор на Азию и Балканы.

Также стоит отметить, что регистрация по Мадридской системе уже больше десятка лет является обычным делом, поэтому процедура подготовки документов для ВОИС у некоторых российских патентных бюро налажена. Из минусов выделю следующее:

  • Ждать регистрацию придется в среднем год-полтора.
  • Дополнительные пошлины для каждой страны.
  • Необходимость предварительной регистрации знака в РФ. Но это только юридически является проблемой, ведь фактически мало кто из российских предпринимателей выходит на зарубежные рынки раньше, чем на отечественный.

Сравнительный анализ систем международной регистрации товарного знака

товарный знак

Выводы

Хотя для российского предпринимателя и существует три возможности для легализации ТЗ за границей, на деле большинство выбирает вариант с Мадридской системой. Ведь для работы сразу в нескольких странах не нужно обращаться к десяткам иностранных юристов и патентных учреждений. Достаточно обратиться в российское патентное бюро. С большой долей вероятности предприниматель получит свой знак, а процесс оформления заявки не доставляет проблем опытным юристам. Лучше всего обращаться в компании с патентными поверенными, так как они являются самыми компетентными специалистами в данной области. К тому же, в случае масштабного расширения Мадридская система будет еще и выгодной, так как не придется платить за каждую заявку отдельно – только госпошлины.

Международная регистрация – это новые возможности и безопасность для предпринимателя, которая помимо всех юридических моментов еще увеличивает стоимость компании. Если у вас есть планы по расширению, то советую не медлить, ведь в связи с увеличивающимся спросом сроки ожидания могут увеличиться, а цены – повышаться.

Фото в анонсе: freepik.com

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.