Почему иностранные компании уходят из России

С 2014 года некогда привлекательный для иностранных компаний рынок РФ стал терять свои позиции. Россия настолько ограничила естественную конкуренцию для иностранных поставщиков и производителей, что многие компании с рынка ушли. Те, кто остались – это топ, определяющий уровень развития нашей страны.

Что случилось

Поподробнее о новых барьерах входа на рынок РФ. Вот 5 основных причин:

  1. Санкции. С 2014 года. Повлияли на ограниченный выбор работы иностранцев с компаниями, чьи юридические или физические лица входят в санкционные списки США и Европы.

  2. Скачок валюты. Повлиял на стоимость товаров и услуг иностранного производства, цены выросли в 2-3 раза, практически лишая компании возможности конкурировать с локальными производителями по ценовому фактору.
  3. Приказы и распоряжения Правительства и министерств, дающие преференции российским производителям при участии в конкурсах компании с госактивами. К примеру, при участии в тендере российского и иностранного поставщика при одинаковой цене выиграет локальная компания, так как будет считаться дешевле на 15% (приказ Минфина России № 126н). А в списки компаний, которые могут поставлять программное обеспечение, входят только фирмы, открывшие программный код и признанные российскими разработчиками.

  4. Требования к локализации производства. В зависимости от рыночных сфер, требования к локализации варьируются от 65 до 80%. Для иностранных компаний – это большие вложения в производство на территории РФ, что влияет как на отпускную цену продукции, так и в целом на присутствие компании в пуле поставщиков, так как на строительство своего производства требуется время.

  5. Дополнительные аккредитации и аттестации, проверки производств иностранных вендоров. Этот барьер возникает не по отрасли, а конкретно индивидуально по аккаунтам, еще больше увеличивая себестоимость продукции иностранного производства.

Набор этих правил и документов определил глобальную цель России – импортозамещение всего, что только возможно. Барьер входа на рынок РФ на столько серьезный и постоянно ужесточаемый, что многие иностранные компании закрывают офисы в РФ, перепрофилируют производства, работают только с частным сектором клиентов, или уходят в регионы.

Как изменился рынок

Будет неверным утверждение, что попытка монополизировать российских поставщиков для российского рынка принесла нашей стране только положительные результаты. При монополии есть потери, которые в первую очередь несут потребители.

  1. Увеличение цен. Несмотря на декларируемый российский состав комплектующих в изделиях, по факту, иностранные компоненты даже исконно российского товара имеют большой процент. Поэтому локальные производители тоже подняли цену.
  2. Потеря качества. Снижение градуса естественной конкуренции – это всегда про снижение качества товара. Если раньше российский сыр конкурировал со швейцарским и, чтобы увеличить свою конкурентную долю, повышал качество продукции, то сейчас производство сыра из Воронежа борется с производством из Ярославля, где примерно одинаковые коровы, их корм и качество молока. Главное для наших производителей сейчас не создание спроса (в этом помогло государство), а наращивание объемов поставок.

  3. Отсутствие выбора поставщиков. Из-за закрытия иностранных представительств и ухода многих компаний с рынка РФ, покупателям в некоторых сферах приходится выбирать по остаточному принципу.

Почему российский рынок интересен иностранцам и сегодня

Несмотря на серьезные ограничения для бизнеса иностранных компаний, наша страна по прежнему интересна большинству из них.

  • У нас есть целые отрасли или отдельные виды продукции, импортозамещение в которых пока невозможно. Тенденция, конечно, двигается в сторону российских брендов, но для этого еще нужно время.
    Медицина, крупная энергетика, сервисные услуги в нефтегазовом секторе, операционные и платежные системы, вино, автомобили и смартфоны – вот только очень краткий перечень направлений, где россияне предпочитают иностранных производителей или не имеют другого предложения, чем от них.
  • Статус страны. Несмотря на то, что мы считаем свою страну развитой, весь мир считает ее развивающейся. Это значит нам есть куда расти. Мы только набираем обороты, входим в эру Индустрии 4.0, осознаем важность экологии и энергоэффективных систем и создаем свои платежные системы. Инновации и тренды – свободная ниша для иностранных компаний предложить рынку РФ технологии, которые в мире уже получили опыт внедрения.
  • Уникальные предложения с длинной историей партнерства стран. Россия – страна консерваторов. Мы не любим резких движений, следуем принципам и неохотно меняем привычки. При этом, историческое и социально-экономическое окружение сделало россиян «жадными» до любых новинок хорошо знакомых марок. На базе этой особенности рынка с точки зрения маркетинга мировые лидеры-гиганты, такие как BMW, Mercedes и Apple, еще долго будут получать предзаказы на свою новую продукцию.

Что делать иностранной компании чтобы не потерять рынок России

К сожалению, в виду социально-экономической и внешнеполитической ситуации вопрос работы иностранной компании с РФ звучит как: «Готова ли компания приложить невероятные усилия для развития/удержания позиции на рынке и осознает ли, что Россия – это отдельный сегмент ЦА, который требует индивидуального подхода?».

Если ответ положительный, то необходимо конкретизировать, для каких рынков России компания готова поставлять (после проведенного анализа и оценки барьерных рисков). После определения рынка, рассмотреть отдельные сегменты, аккаунты, проанализировать свою товарную политику, карту конкурентов и выстроить цели методом декомпозиции.

В целом подход к продажам похож, как для локальных, так и иностранных производителей и поставщиков. Переходя к конкретным рекомендациям, которыми хотелось бы поделиться для успешного развития бизнеса иностранным вендорам в условиях импортозамещения, я бы отметила:

  1. OEM-партнерство (OEM – Original Equipment Manufacturer) с российской компанией. Создать продукт с OEM партнером нужно так, чтоб докомплектация изделия российскими запчастями подходила под требуемый уровень локализации отрасли.
  2. Создание своего завода на территории РФ или совместного предприятия с российским конкурентом. Достаточно трудоемкая задача, однако опыт подобных предприятий доказывает эффективность такого бизнеса.
  3. Открытие представительства. С учетом внесения проекта закона в Госдуму в июле 2021 года об обязательном создании представительств иностранных софтверных компаний, считаю это одной и первоочередных задач.
  4. Переход к системе продаж XaaS (Everything as a Service). Такая система бизнеса не предполагает установку северов и программного обеспечения на предприятии. Вся информация находится в облаке, минимизируя тем самым затраты клиента и присутствие компании на территории РФ. Безусловно, встает вопрос о кибербезопасности. Но это решается созданием частных облаков и коллаборацией с IT-департаментом клиента.
  5. Выход на новые рынки. В связи с ограничениями работы с предприятиями с государственным участием, новыми рынками могут быть компании частного сектора, где требования к импортозамещению не носят обязательный характер.
  6. Переход к конкуренции на уровне решений. В сложившейся ситуации очевидна непривлекательность цены иностранных поставщиков. Чтобы избежать прямого сравнения с конкурентами, нужно создавать решения из продуктов компании, и конкурировать на этом уровне.
  7. Соответствие самым современным трендам и создание уникального инновационного продукта. Будучи новатором каких-либо решений, всегда проще занять долю на желаемом рынке. Когда конкуренция отсутствуют как таковая, продавать значительно легче.
  8. Сокращение издержек. Увеличение прибыли может быть достигнуто не только объемами и стоимостью продукции, но и сокращением издержек предприятия. Речь идет об оптимизации затрат на офис (возможно удаленный вариант) и частично на персонал, объединяя функции нескольких сотрудников в одного высококвалифицированного специалиста.

Иностранные компании сейчас переживают не лучшие времена. Возможно, в будущем Россия сможет вернуться к естественной конкуренции без искусственно созданных барьеров на рынке или, что наиболее вероятно, локализация производства достигнет наивысших показателей.

В любом случае, тех из иностранцев, кто останется на рынке РФ, можно однозначно считать подходящими для наших покупателей, потому что усилия, приложенные к тому, чтобы остаться в вендор листе, однозначно гарантируют качество и четкое знание целевой аудитории.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Хороший анализ!
Но по моему мнению, это обычные условия ведения бизнеса, к этому привыкаешь.

Но вспоминаю начало строительства автозавода Тойота. Первым стоял Нижний Новгород. Не стали строить - слишком плохая логистика, ужасные дороги. Я прекрасно знаю те места и те дороги. Узкая дорога от Нижнего до Заволжья и Городца (это на север), ограничения до 40 км в час. До Арзамаса чуть лучше (это на юг). Хорошо хоть до Владимира и Москвы (это на запад) более менее порядок, но как же достают там эти ограничения! Когда есть отличный участок, два деревянных домика в стороне и ограничение в 60. 

Так что - не пришли японцы, да и черт с ними!

Менеджер, Москва

На днях читал новость, что доля иностранных составляющих в российской продукции 75%. 

Менеджер, Москва

В любом случае, тех из иностранцев, кто останется на рынке РФ, можно однозначно считать подходящими для наших покупателей, потому что усилия, приложенные к тому, чтобы остаться в вендор листе, однозначно гарантируют качество и четкое знание целевой аудитории. (с)

вот это далеко не факт, не ко всем товарам это применимо. 

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва
Алексей Маркин пишет:
На днях читал новость, что доля иностранных составляющих в российской продукции 75%. 

Да, это скорее описывает ситуацию, чем иностранцы уходят. Никто просто так уходить не собирается. Обнулили или минимизировали инвестиции - это да. Но сдавать ранее приобретенное имущество и бизнесы - такого не видно. 

Анатолий Курочкин пишет:
Но вспоминаю начало строительства автозавода Тойота. Первым стоял Нижний Новгород. Не стали строить - слишком плохая логистика, ужасные дороги. Я прекрасно знаю те места и те дороги. Узкая дорога от Нижнего до Заволжья и Городца (это на север), ограничения до 40 км в час. До Арзамаса чуть лучше (это на юг). Хорошо хоть до Владимира и Москвы (это на запад) более менее порядок, но как же достают там эти ограничения! Когда есть отличный участок, два деревянных домика в стороне и ограничение в 60.  Так что - не пришли японцы, да и черт с ними!

Это плохой пример. Было бы гораздо лучше, если бы Тойота завод построила в Нижнем, а не под Питером. По многим причинам было бы лучше. Развивался бы приволжский автомобилестроительный кластер. Все компании, которые вдоль Волги собирают авто, получили бы в долгом периоде плюс. В коротком им бы не понравилось что специалисты побежали на Тойоту. Но специалисты - дело наживное. Кто-то убежал, на его месте выросли другие, а кто-то вернулся бы уже с тойотовским опытом налаживать Кайдзен на автозаводе Газ. Все стали бы сильнее. Кластеры так работают. 

А в Питере это все не работает. Там нет людей, которые бы автопромышленности посвятили всю свою карьеру. Там временщики на этих заводах. Никакого толку. Сборка есть, а для страны это ничего не дает. Работают гастарбайтеры. 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Виктор Москалев пишет:
Работают гастарбайтеры. 

Хэ))) туда ещё попробуй попади. Не любому местному и гражданину РФ дадут работу. Гастеры там могут работать, как сотрудники аутсорс.клининг.компании. так, и у хёндай и у других. У меня там знакомый работал в управлении. И, другой инженером в хёндай. На конвейере только русские местные. Завод тойота и хёндай не стоят и продукцию выпускают. Её покупают. 

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва
Валерий Андреев пишет:
Хэ))) туда ещё попробуй попади. Не любому местному и гражданину РФ дадут работу. Гастеры там могут работать, как сотрудники аутсорс.клининг.компании. так, и у хёндай и у других. У меня там знакомый работал в управлении. И, другой инженером в хёндай. На конвейере только русские местные. Завод тойота и хёндай не стоят и продукцию выпускают. Её покупают. 

Ну хорошо если я ошибся. Но все же думаю было бы сильнее, если бы завод был в Нижнем. Что из вашего питерского завода вырастет, кроме самой сборки? Синергия в чем и с кем? Рабочие сегодня на Тойоте, а завтра их дети уже хипстеры и работают барменами. И чего? Развитие какое? 

Аналитик, Москва
Виктор Москалев пишет:
Валерий Андреев пишет:
Хэ))) туда ещё попробуй попади. Не любому местному и гражданину РФ дадут работу. Гастеры там могут работать, как сотрудники аутсорс.клининг.компании. так, и у хёндай и у других. У меня там знакомый работал в управлении. И, другой инженером в хёндай. На конвейере только русские местные. Завод тойота и хёндай не стоят и продукцию выпускают. Её покупают. 

Ну хорошо если я ошибся. Но все же думаю было бы сильнее, если бы завод был в Нижнем. Что из вашего питерского завода вырастет, кроме самой сборки? Синергия в чем и с кем? Рабочие сегодня на Тойоте, а завтра их дети уже хипстеры и работают барменами. И чего? Развитие какое? 

Я полностью согласен! Нижний всё-таки с 1931 года делает автомобили, суда, дивгатели. Но нашим всё это по-барабану. Между Заволжским моторным заводом и Нижним Новгородом полудорога с ограничением в 40 км/час и тремя жд переездами. Ну разве это по-хозяйски?

И только сейчас, спустя десяток лет принято решение углублять фарватер между Нижним и Заволжьем для речных судов. Даже не нужно новую дорогу строить - просто навели бы порядок.

Мы не умеем бороться с хаосом . )))

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Иностранные компании сейчас в основном чувствуют себя хреново - вот и уходят оттуда где у них нет перспектив быстрого получения прибыли. Кто имеет такие перспективы - того хоть из России, хоть из Китая, хоть откуда палкой не выгонишь. Одну германскую суперкомпанию дважды ловили американцы на нарушении их санкций - и ничего, щтрафы платтят и оппять туда же.

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
И только сейчас, спустя десяток лет принято решение углублять фарватер между Нижним и Заволжьем для речных судов. Даже не нужно новую дорогу строить - просто навели бы порядок.

Я вообще думаю что может быть в прекрасной России будущего буду ставить вопрос о спуске плотин. Они больше вреда приносят чем пользы. Они убили судоходное значение Волги и ограничили ее значение для частных судов. Ну кому нужна яхта, если на ней никуда нельзя пройти или идти надо через систему шлюзов? А если спустить плотины и открыть фарватер то можно развивать частное владение яхтами и это будет притягательным фактором для специалистов. В 21 веке важнее специалисты, чем электроэнергия. Специалисты создают добавленную стоимость. А электроэнергии не нужно столько, сколько раньше. 

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва
Марат Бисенгалиев пишет:
ностранные компании сейчас в основном чувствуют себя хреново - вот и уходят оттуда где у них нет перспектив быстрого получения прибыли.

Ну это очень сомнительное утверждение. Ничего подобного в реальности нет. Иностранные компании в России - это суперуспешные отработанные на множестве других рынков бизнесы. Они работают лучше чем российские. У них лучше все. Процедуры, обращение с кадрами, управленческая культура. Они на порядок более эффективны чем их российские конкуренты. С каких щей они будут сворачиваться? Скорее загнутся российские фирмы на их отраслевых рынках, чем они. 

Скажем DHL и СДЭК. Что разве СДЭК сожрет бизнес экпресс доставки у Ди Эйч Эл? Как бы не так! Немцы за одну посылку возьмут денег как наши за пять или десять посылок и у немцев есть клиентура. 

А наши скорее загнутся по причинам каких либо операционных затрат, не окупаемых выручкой, чем DHL сдаст им своих клиентов. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.