5 главных особенностей работы в иностранной компании

Предположим, перед вами дилемма — продолжить строить карьеру в российской компании или перейти в западную. Не торопитесь, подумайте, насколько вам подходит второе, придется ли кардинально менять свой менталитет, подходы к решению вопросов и установки, или особенности западных компаний — как раз то, что вам нужно.

1. Прописанные процессы и инструкции

Когда первый раз попадаешь в международную компанию создается ощущение, что ты в матрице, где все действуют строго по правилам. Многие бизнес-процессы прописаны, инструкции четкие и ясные. Не всегда можно заняться интересным вопросом, если это напрямую не входит в зону вашей ответственности. Конечно можно попробовать получить опыт управления каким-нибудь проектом, но обязательно при согласовании с менеджером.

Во многих международных компаниях есть регулярные (ежемесячные или ежеквартальные) контрольные процедуры, в рамках которых необходимо отчитываться о проделанной работе или анализировать различные показатели. Дисциплина должна быть в рутинном выполнении таких обязанностей. Менеджмент в международных компаниях не приемлет нарушений порядка и строго контролирует сотрудников. Надо быть готовым, вы часто будете стоять перед выбором, что сделать в первую очередь: заняться бизнес-проектом или отчетом в корпорацию. Но делать и находить время придется и на то, и на другое.

2. Soft skills

Все случаи из жизни прописать невозможно, поэтому компания инвестирует в сотрудников, в развитие soft skills. Важно, чтобы работник в «непрописанной» ситуации сделал правильный выбор, который будет способствовать росту бизнеса и не противоречить корпоративной культуре.

К Soft skills относятся коммуникация, умение работать в команде, презентационные навыки и т. д. Это качества и умения, которые помогают людям находить оптимальные решения в нестандартных ситуациях. Если вам тяжело даются сотрудничество в команде, вы не слишком коммуникабельны, не умеете делегировать, создавать дружественную среду в команде для конструктивного взаимодействия — работать в западной компании будет очень сложно. А мечтать о дальнейшей карьере со слабыми «гибкими навыками» вообще не приходится.

Помню случай, когда я искала главного бухгалтера в одну из компаний нашего холдинга. Кандидат обладал престижным бухгалтерским сертификатом — ACCA, владел английским языком и имел впечатляющий опыт в разных компаниях, в том числе удачно проходил проверки и аудиты. Однако потенциальный сотрудник не смог привести примеры из недавней практики, рассказать, какие новшества он внедрил и доходчиво объяснить, что конкретно он и его команда сделали. В итоге его не приняли. Для нашей компании принципиально наличие коммуникативных способностей, так как сотрудники — часть бизнес-команды. Важно, чтобы человек мог четко и ясно донести свою точку зрения, конструктивно отстоять ее, если понадобится.

3. Надо учиться каждый день

Хотите вы этого или нет, придется учиться. Не важно, сколько у вас высших образований или сертификатов, сколько языков вы знаете. Западная компания буквально заставит вас постоянно повышать квалификацию и развивать ваши навыки и умения. Как минимум раз в год каждый работник должен составлять план своего индивидуального развития. Подробно прописывать области над которыми человек собирается работать в ближайший год с детальным планом и целевыми результатами. Много обучения будет онлайн, так как на данный момент это самый распространенный тип в международных компаниях. Быстро схватывать основную мысль из презентации или видео и применять на практике, это тоже навык, которому надо учиться.

4. Проактивность

После некоторого времени работы в международной компании, ты понимаешь, что жесткие процедуры не означают отсутствие творческого подхода к работе. Корпорация хочет, чтобы сотрудник оставался вовлеченным и работал с максимальной отдачей. Мало быть экспертом, нужно постоянно искать пути оптимизации. Ожидается, что на собраниях вы будете активно высказывать свою точку зрения, предлагать новые пути, брать инициативу. Нельзя ждать, когда идея и задача придут сверху. Обязанность руководителя — поощрять инновационный дух в команде, мотивировать подчиненных на новые проекты. Как пример, в нашей корпорации для всей финансовой команды в периметре СНГ мы раз в месяц устраиваем собрания, на которые стараемся приглашать внешних спикеров с интересными темами: представители банков, страховых компаний, коллеги из дружественных компаний. Не всегда тема напрямую связана с работой, но часто после выступления, разгорается дискуссия, появляются идеи, которые мы воплощаем.

5. Обратная связь

Feedback is a gift — «отзыв — это подарок». В любой момент любой сотрудник должен быть готов к обратной связи по принципу «360 градусов»: то есть от руководителей, подчиненных, а также коллег, которые на том же уровне служебной лестницы или просто членов проектной команды. Это стиль корпоративной жизни. Конструктивная обратная связь помогает понять, что сотрудник мог сделать по-другому или что у него получилось хорошо, а также увидеть ситуацию под другим углом. Отзыв о работе, поведении, ведении проекта или просто участии в нем окружающие дают, независимо от иерархии. И это не всегда слова благодарности. Кстати, давать конструктивную обратную связь тоже учат на специальных тренингах. Во многих международных компаниях он является обязательным.

Комментарии
Генеральный директор, Тольятти

А что, иностранные компании принимают рабсилу? Или отечественные? Отчего тогда десятки тысяч кандидатов просятся на любую работу? Ты туда не ходи, ты сюда ходи?

Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

Принимают и российские и иностранные))))

Директор по маркетингу, Москва
Роман Сюров пишет:
А что, иностранные компании принимают рабсилу? Или отечественные? Отчего тогда десятки тысяч кандидатов просятся на любую работу? Ты туда не ходи, ты сюда ходи?

Вопрос хороший кстати. Многие россияне думают, что здорово бы работать в Газпроме. А между тем интереснее работать в крупной международной компании. 

Но это не просто. Большинство ищущих отвалятся еще на этапе того, что нужно резюме на английском языке. 

Директор по работе с клиентами, Германия

Хорошая статья, но замечу об одной ловушке восприятия. Судя по всему, под "западной компанией" автор имеет в виду крупную зарубежную компанию (т.к. других, т.е. малых и средних в России попросту нет). Поэтому и делает ложные выводы, что во всех "западных" компаниях имеются чёткие стандарты и правила! Это не так (я сам работаю в малой компании в Германии - бардака и неразберихи здесь не меньше, чем в средней российской аналогичного размера;)). А вот Soft skills и умение коммуницировать (как по горизонтали так и вертикали) действительно имеет большее значение, чем в средней российской компании!

Финансовый контролер, Казань

Отмечу, что в России не все иностранные компании являются иностранными. Во многих научились обходить указанные в статье особенности, например устанавливают годовые KPI в декабре и тут же в январе их выполняют или не выполняют. Или план развития на год утверждается в сентябре и попробуй за три месяца реализовать видение руководителя. Но после нескольких лет работы в иностранной компании в родные российские не тянет.

Специалист, Санкт-Петербург

Виктор Москалев пишет:

Вопрос хороший кстати. Многие россияне думают, что здорово бы работать в Газпроме. А между тем интереснее работать в крупной международной компании. 

Но это не просто. Большинство ищущих отвалятся еще на этапе того, что нужно резюме на английском языке.

Кому интереснее? Интересно было работать в "крупной международной компании" в 1990-ых и (уже менее) в первой половине 2000-ых, когда их зарплаты в России превышали (иногда в несколько раз) зарплаты на аналогичных позициях в компаниях российских.

Последние лет 10 в "крупных международных компаниях" в России, на мой взгляд работать не интересно вовсе именно из-за неконкурентоспособной зарплаты. И знание иностранного языка они оплачивать не считают нужным. Курсы для сотрудников могут устроить, но не более.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
280 тысяч человек зарегистрировались как самозанятые в 2019 году

Подключиться к новому налоговому режиму можно в мобильном приложении «Мой налог».

Эксперты: 4-дневная рабочая неделя приведет к снижению зарплат

Закон не препятствует пропорциональному снижению ФОТ при переходе на четырехдневную рабочую неделю.

75% россиян не верят в пенсии

Три четверти россиян не верят в пенсии, показал опрос Райффайзенбанка. А те кто верят, полагают, что она составит всего 10-20 тыс. руб.

Японцы доказали, что при четырехдневной рабочей неделе производительность растет. В Microsoft сообщили о росте на 40%

Японское подразделение Microsoft подвело положительные итоги месячного эксперимента по переходу на четырехдневную рабочую неделю.