Что изменится в работе ломбардов, и причем здесь ЦБ?

Две стороны медали

Московские ломбарды в прошлом году заняли больше 10 млрд рублей. При этом долг клиентов ломбардам по Центральному Федеральному округу составляет 7,4 млрд рублей. Понятно, что когда в таком регионе заходит речь о крупном обороте денежных средств, государство не может остаться в стороне. Именно поэтому появился новый законопроект.

Он затрагивает сразу три пункта привычной работы организации. Первый — прописываются порядок предоставления займа под конкретную вещь. А именно, в случае принятия законопроекта «сумма предоставленного ломбардом займа не может превышать сумму оценки заложенной вещи». Второй — минимальная стоимость вещи, которую нужно будет отдать на торги, будет составлять не 30 тыс. руб, как сегодня, а 300 тыс. руб. Третий – ломбарды смогут работать до 23:00. И четвертый, пожалуй, самый главный, — ломбарды должны быть зарегистрированы в ЦБ.

С одной стороны, изменения положительны. Они защищают права клиентов. А значит, ломбардам начнут больше доверять. Мы, как бизнес, приобретем новое число потенциальных клиентов. Зачастую заложить вещь в ломбарде станет выгоднее, чем занять деньги в микрофинансовых организациях (МФО). Тем более, что больше половины заемщиков отдают 50% своего дохода кредиторам, а 40% заемщиков — все 80%. Это значит, вырастет конкуренция с МФО. Наиболее активно она проявится в нижнем — до 100 рублей и среднем — от 100 тыс. до 1 млн рублей — сегментах.

С другой стороны, регулятор может начать оказывать давление на ломбарды. К примеру, усиливать требования отчетности для приема в единый государственный реестр, которые малый бизнес просто не сможет выполнить. И выйдет из игры не потому что опасен для клиентов, а потому что имеет огромные издержки для попадание в реестр.

Не уйти в подполье

К тому же, регулятор понимает, что ломбарды влияют на финансовое состояние граждан. Поэтому не исключены проверки, контрольные закупки и прочие методы выявление недобросовестных ломбардов.

По различным оценкам, от 10 до 25% российских ломбардов являются теневыми — нелегальными, осуществляют свою деятельность «в серую», как правило, под вывеской комиссионных магазинов или зарабатывают обманом клиентов. Некоторые ломбарды умело пользуются неосведомленностью потенциальных клиентов и используют уловки, чтобы ввести заемщика в заблуждение.

На подобные ухищрения в первую очередь идут небольшие ломбарды в регионах, которые не обладают финансовыми возможностями для того, чтобы работать прозрачно с выгодой, а соответственно, вынуждены прибегать к схемам, которые дезинформируют заемщиков, а порой даже являются скрытой формой откровенного мошенничества.

Логика регулятора проста: чем меньше будет ломбардов, тем больше вероятность гражданам либо правильно распределять свой доход, либо искать другие источники заработка. Но это не так. На самом деле страдать от этого будут все: и те, кто играют нечестно, и те, кто живут по всем правилам. Но, главное, люди. В попытках спасти клиентов от «развода» ломбардов, регулятор забывает о том, что люди начнут искать средства «здесь и сейчас» в любых других источниках. И это дополнительная работа, особенно, если речь касается российских регионов. Из-за этого есть риск появления огромного нелегального рынка займов. И, как следствие, роста долгов населения кредиторам.

В этом смысле людям выгоднее, дешевле и проще обратиться в ломбард. Особенно, если речь идет о залоге имущества, которое они могут не выкупать. А улучшив свое финансовое состояние в будущем, просто купить новое.

На мой взгляд, регулируя рынок ломбардов ЦБ должен учитывать все нюансы и риски, как со стороны кредитора, так и со стороны клиентов.

Что было дальше?

Немало факторов свидетельствуют о том, что рост рынка продолжится. При этом в отрасли остаются проблемы, такие как стоимость фондирования (средств, которые привлечены для обеспечения ломбардной деятельности). До недавнего времени у ломбардов не было возможности работать на рынке заемного капитала. В очередной редакции Закона «О ломбардах» появился явный запрет на привлечение средств от физических лиц, при этом Банк России разъяснил, что, если ломбард является акционерным обществом, он имеет право на выпуск ценных бумаг.

Это разъяснение регулятора отчасти решило проблему присутствия на рынке заемного капитала, и в данный момент уже есть первые прецеденты. Один из крупных сетевых ломбардов уже объявил об эмиссии и проведении IPO в следующем году. Такие новости свидетельствуют о том, что в этом сегменте возможны существенные изменения.

Также, альтернативное финансирование с внушительными резервами ликвидности и снижение доходности по банковским депозитам положительно отразятся на доступности фондирования ломбардов. Полагаю, что к концу 2020 года ставки фондирования ломбардов будут варьироваться в диапазоне от 16-24% годовых. Регулятор заинтересован в контролируемости потенциальных рисков, которые свойственны финансовым институтам.

Закономерно, что в попытке предотвратить негативные явления, Банк России будет создавать новые директивы, совершенствовать и усложнять отчетность, уменьшая влияние микрофинансового сектора, и в частности ломбардов, на финансовое положение населения.

Читайте также:

Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии