Где найти деньги для развития бизнеса?

Каждый владелец бизнеса рано или поздно сталкивается с проблемой пополнения оборотных средств. Все компании последовательно проходят через определенные циклы развития, на смене которых и возникают трудности. Кому-то не хватает получаемых или накопленных средств на развитие и масштабирование, кому-то – на запуск новой продуктовой линейки или открытие еще одного бизнеса, а кто-то просто пытается удержаться на плаву.

Для тех, у кого нет времени ждать и читать статью до конца, потому что «деньги нужны вчера», и вы ищите небольшие средства в пределах 1 млн, сделаю отступление. Самый быстрый способ найти деньги – это кредит на физическое лицо.

На втором месте доступный, но и самый дорогой способ – это займ у знакомого. Откройте свою записную книжку, пролистайте справочник телефонов в мобильнике, поднимите базу лояльных клиентов и тупо позвоните. Обрисуйте ситуацию и возьмите в долг. Быстрее средства вы не найдете! Только сначала продумайте удобные для вас и возможные для бизнеса условия, на которых вы можете взять деньги, если вам их дадут. Все остальные способы требуют подготовки и времени на реализацию. 

Перечислю основные варианты.

Как правило, у собственника два пути: оптимизация расходов и изыскание внутренних резервов из недополученной прибыли или привлечение внешнего финансирования.

Внутренние резервы или оптимизация бизнеса

1. Проведение акции и реализации складских остатков

Количество привлеченных средств будет ограничено нереализованным размером складского запаса, поэтому сначала сопоставьте необходимую вам сумму с внутренним учетом. Не забудьте вычесть потери на рекламе и бонусах сотрудникам.

2. Внедрение в компанию политики лояльности клиентов

Требует временных и денежных затрат на грамотное внедрение системы в бизнес и обучение сотрудников. Позволяет высвободить дополнительный объем средств и увеличить продажи за счет замены скидок виртуальными баллами и мотивационными бонусами за покупку. Период реализации от 2 до 6 месяцев.

3. Необоснованное поднятие цен на ходовые позиции товаров (услуг)

Эффект скорее отрицательный, чем положительный. В условиях большой конкуренции приведет к оттоку клиентов и спаду продаж в первый же месяц внедрения.

4. Изымание средств из оборота и сокращение рекламного бюджета

Худшее решение, которое может предпринять собственник бизнеса. Приведет к дефициту товара, простоям в работе подрядчиков и срыву заказов, а также резкому, отложенному спаду продаж, который, как правило, происходит в течение 2-3 месяцев.

5. Оптимизация штата сотрудников, усиление отдела продаж

Необходимо время на поиск, обучение и адаптацию сотрудников. При правильном внедрении может дать хороший рост продаж, но процесс займет от 4 до 12 месяцев, поэтому рассчитывайте плановые показатели заранее.

Объем полученных и высвобожденных средств будет ограничен вашими текущими показателями продаж. Как правило, он колеблется в пределах 10-30% от оборота при условии грамотного внедрения. Чуда не будет! Поэтому, если вам нужны средства, превышающие сумму годового оборота, используйте внешнее финансирование, а эти способы выборочно применяйте только в профилактических, укрепляющих бизнес целях.

Внешнее финансирование

К внешнему финансированию относится банковское кредитование, частное инвестирование и займы, государственное субсидирование через получение гранта.

1. Банковское кредитование

В настоящее время самый распространенный вариант. Банки активно конкурируют между собой и предлагают доступные продукты. Но следует учесть, что решение о выдаче кредита принимается компьютерными алгоритмами, и повлиять на них могут только реальные, подтвержденные цифры вашего бизнеса.

2. Займы 

Займ получить проще всего. Как правило, он обеспечивается каким-либо имуществом. Чем быстрее нужны деньги, тем больший процент за использование средств вам придется выплатить. Не путайте займ с инвестированием. 

3. Частное инвестирование

Это привлечение в проект партнера с деньгами на условиях частичной продажи фирмы. Способ хорош тем, что вы разделяете риски бизнеса с новым партнером. Партнерство позволяет получить более лояльные условия по процентам или полное их отсутствие, что выгодно на начальном этапе, позволяя сократить финансовую нагрузку на бизнес.

Недостатком является период поиска инвестора, который в среднем занимает от 2 до 4 месяцев. Он осложняется еще и отсутствием у собственников бизнеса, да и у большинства начинающих инвесторов понимания категорий, на которые подразделяются инвесторы.

Для того, чтобы привлечь инвестора, вы не просто должны четко понимать, что вы хотите получить и на каких условиях, вы должны суметь продать свой бизнес. Да, именно продать! Инвестор, в отличие от банка, смотрит не только на цифры, но и на всю картину бизнеса, потому что в большинстве случаев принимает решение самостоятельно. Вы можете обманывать себя, но, если вы хотите разделять риски, вам придется реально оценить ситуацию, и изложить ее будущему партнеру. К тому же, чем больше сумма привлекаемых средств, тем больший процент придется отдать партнеру и смириться с частичной потерей единоличного контроля над своим бизнесом.

4. Субсидирование за счет выделения грантов

Самые лояльные условия предоставляются тем, кто получает государственную поддержку. Это и льготные проценты, и длительный срок, и отсрочка платежа, и даже полностью невозвратные инвестиции. Гранты проводятся несколько раз в год, для их получения существует целый перечень требований и конкурс из желающих. К получению гранта нужно готовиться заранее, как правило, за 1–1,5 года.

Все перечисленные выше способы хорошо известны и доступны, но, прежде чем искать средства, я рекомендую сначала реально оценить текущую ситуацию в бизнесе, после чего определиться с суммой и удобными условиями привлечения средств, и только после этого приступать к поиску. Помните, что крупные суммы  вы сможете привлечь только за счет внешнего финансирования. За мой 19-летний период работы в секторе сопровождения бизнес-проектов я не встречал ни одной, реально сбывшейся легенды о баснословной прибыли за 1-2 месяца за счет внедрения каких-либо инструментов оптимизации.

Многие допускают одну большую ошибку: не имея четкого понимания и опыта, пытаются найти черную кошку в темной комнате, тратя свое время, нервы и деньги, не понимая, что, как и где именно искать.

Читайте также:

Комментарии
Региональный менеджер, Кемерово

А вы какой по масштабам бизнес имеете ввиду? Забыли упомянуть про IPO или краудфандинг? Сейчас гораздо больше инструментов чем вы перечислили.

Генеральный директор, Москва
Олег Суворов пишет:

А вы какой по масштабам бизнес имеете ввиду? Забыли упомянуть про IPO или краудфандинг? Сейчас гораздо больше инструментов чем вы перечислили.

Добрый вечер, Олег. Прочтите статью до конца. Это часть 1 всего текста. IPO или краудфандинг это то, о чем пойдет речь в отдельной статье, при следующей публикации.

Еще это называют коллективное инвестирование через долевое финансирование проектов.

Партнер, Красноярск
Олег Суворов пишет:

А вы какой по масштабам бизнес имеете ввиду? Забыли упомянуть про IPO или краудфандинг? Сейчас гораздо больше инструментов чем вы перечислили.

Там конечно написано "и вы ищите небольшие средства в пределах 1 млн", правда валюта не указана - если рубли, в любой тумбочке можно взять, если не рубли... ну да, не в любой, но тоже небольшие деньги.

В целом фигня, конечно. На умирающей модели и идеи вялые. Другое дело - свой рынок, свои клиенты, спокойное планирование, а, ну да, это не про капитализьм, потерпеть немного придётся.

Консультант, Украина

Запустить флешмоб на Реддит - и куча денег в кармане

 

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

В общем то никаких особенных открытий - просто верная классификация. тоьько вот с идеей что нельзя сокращать рекламный бюджет я совершенно не согласен. и можно, и нужно...

 

Генеральный директор, Москва
Марат Бисенгалиев пишет:

В общем то никаких особенных открытий - просто верная классификация. тоьько вот с идеей что нельзя сокращать рекламный бюджет я совершенно не согласен. и можно, и нужно...

 

Мой совет базируется на опыте. Конечно вопрос сокращения или увеличения, либо выбора оперделенного инвструмента всегда индивидуален для каждого бизнеса, для каждой конкретной ситуации даже в одной нише. Поэтому сначала нужно сделать грамотный анализ своего детища..

В практике мы встречали компании которые вливали в рекламу миллионы, но изза раздутого административного аппарата средства уходили вникуда. Тутт уже вопрос внутреннего управления. Были варианты где собственник не разбираясь без метрик и отслеживания верил всему что ему вешаую на уши ушлые "псевдо маркетологи" (не в обиду, а таких сейчас 90% рынка).

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ТУТ НЕ В ЭТОМ, а в том, что большие средства Вы всеравно не высвободите сократив бюджет рекламы, а продажи значительно срежете. Рекламный бюджет нужно умело перераспределять, тестировать каналы, менять подрядчиков, если нет эффективности.

Генеральный директор, Москва
Олег Севодин пишет:
Олег Суворов пишет:

А вы какой по масштабам бизнес имеете ввиду? Забыли упомянуть про IPO или краудфандинг? Сейчас гораздо больше инструментов чем вы перечислили.

Там конечно написано "и вы ищите небольшие средства в пределах 1 млн", правда валюта не указана - если рубли, в любой тумбочке можно взять, если не рубли... ну да, не в любой, но тоже небольшие деньги.

В целом фигня, конечно. На умирающей модели и идеи вялые. Другое дело - свой рынок, свои клиенты, спокойное планирование, а, ну да, это не про капитализьм, потерпеть немного придётся.

Любое решение базируется на текущей ситуации и масштабе бизнеса который вы ведете. Оцениваем где мы (только реально без аморфных сказок) и куда хотим придти. После этого понимаем сколько и что для этого нужно. А далеше уже смотрим методы. В крупных проектах бюджетирование как правило утверждается заранее, определенными периодами. Если речь о большой компании, то там оптимизация может высвободить солидные средства. Если это микро бизнес, с макро задачей :-) - только внешнее привлечение.

Аналитик, Архангельск
Юрий Новиков пишет:
Марат Бисенгалиев пишет:

В общем то никаких особенных открытий - просто верная классификация. тоьько вот с идеей что нельзя сокращать рекламный бюджет я совершенно не согласен. и можно, и нужно...

 

Мой совет базируется на опыте. Конечно вопрос сокращения или увеличения, либо выбора оперделенного инвструмента всегда индивидуален для каждого бизнеса, для каждой конкретной ситуации даже в одной нише. Поэтому сначала нужно сделать грамотный анализ своего детища..

В практике мы встречали компании которые вливали в рекламу миллионы, но изза раздутого административного аппарата средства уходили вникуда. Тутт уже вопрос внутреннего управления. Были варианты где собственник не разбираясь без метрик и отслеживания верил всему что ему вешаую на уши ушлые "псевдо маркетологи" (не в обиду, а таких сейчас 90% рынка).

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ТУТ НЕ В ЭТОМ, а в том, что большие средства Вы всеравно не высвободите сократив бюджет рекламы, а продажи значительно срежете. Рекламный бюджет нужно умело перераспределять, тестировать каналы, менять подрядчиков, если нет эффективности.

С рекламным бюджетом не соглашусь,при грамотном подходое освобождается очень большой процент. Сокращать бюджет на рекламу нужно постоянно,увеличивая CR(целевое действие к общему числу переходов), иначе это деньги на ветер. Если через СМИ пиарится тоже нужно уметь выпросить хорошую скидку или увеличить за те же деньги продолжительность и т.п..Поэтому бюджет всегда будет уменьшаться,а число конверсий(поступление денег на счет) останется на прежнем уровне необходимом для "функционирования бизнеса" или можно их пустить для увеличения объемов "продаж"-соответственно дальнейшее развитие.Пример из моего опыта: заходишь в рекламный кабинет партнера и видишь 20 тысяч переходов по 155 руб за клик,конверсия 0,00%.Потратили около 3 млн.,заработали 0! Проблема была лишь плохом объявлении,сегмент был настроен около дела. Есть такой CTR это показатель глупости(количество показов к кликам).Суть его: Если Вы напишете в своем обьявлении бесплатно, то получите 100% CTR . Лучше пусть будет 1%, но это будут Ваши сделки, за которые заплатят! Если не заниматься снижением  рекламного бюджета он легко сожрет ваш бизнес и не подавится))) Часто люди привлекают инвестиции как раз на раскрутку рекламных компаний и прогарают на этом

Генеральный директор, Москва
Василий Побережец пишет:
Юрий Новиков пишет:
Марат Бисенгалиев пишет:

В общем то никаких особенных открытий - просто верная классификация. тоьько вот с идеей что нельзя сокращать рекламный бюджет я совершенно не согласен. и можно, и нужно...

 

Мой совет базируется на опыте. Конечно вопрос сокращения или увеличения, либо выбора оперделенного инвструмента всегда индивидуален для каждого бизнеса, для каждой конкретной ситуации даже в одной нише. Поэтому сначала нужно сделать грамотный анализ своего детища..

В практике мы встречали компании которые вливали в рекламу миллионы, но изза раздутого административного аппарата средства уходили вникуда. Тутт уже вопрос внутреннего управления. Были варианты где собственник не разбираясь без метрик и отслеживания верил всему что ему вешаую на уши ушлые "псевдо маркетологи" (не в обиду, а таких сейчас 90% рынка).

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ТУТ НЕ В ЭТОМ, а в том, что большие средства Вы всеравно не высвободите сократив бюджет рекламы, а продажи значительно срежете. Рекламный бюджет нужно умело перераспределять, тестировать каналы, менять подрядчиков, если нет эффективности.

С рекламным бюджетом не соглашусь,при грамотном подходое освобождается очень большой процент. Сокращать бюджет на рекламу нужно постоянно,увеличивая CR(целевое действие к общему числу переходов), иначе это деньги на ветер. Если через СМИ пиарится тоже нужно уметь выпросить хорошую скидку или увеличить за те же деньги продолжительность и т.п..Поэтому бюджет всегда будет уменьшаться,а число конверсий(поступление денег на счет) останется на прежнем уровне необходимом для "функционирования бизнеса" или можно их пустить для увеличения объемов "продаж"-соответственно дальнейшее развитие.Пример из моего опыта: заходишь в рекламный кабинет партнера и видишь 20 тысяч переходов по 155 руб за клик,конверсия 0,00%.Потратили около 3 млн.,заработали 0! Проблема была лишь плохом объявлении,сегмент был настроен около дела. Есть такой CTR это показатель глупости(количество показов к кликам).Суть его: Если Вы напишете в своем обьявлении бесплатно, то получите 100% CTR . Лучше пусть будет 1%, но это будут Ваши сделки, за которые заплатят! Если не заниматься снижением  рекламного бюджета он легко сожрет ваш бизнес и не подавится))) Часто люди привлекают инвестиции как раз на раскрутку рекламных компаний и прогарают на этом

Об этом Выше писали. Любая оптимизация начинается с анализа. Работать нужо с профессионалами. В статье говорилось о варианте - "нет денег, продажи идут, взял и вынул из бизнеса". Это самая распространенная практика. Все остальные варианты с подключением экспертов для анализа своей ситуациии, это совсем другой разговор.

Вы же прекрасно понимаете, что реклмироваться можно и вообще без бюджета. (НО ЭТО СКОРЕЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ, ЧЕМ ПРАВИЛО). 

Партнер, Москва

Способы стандартные, каждый имеет кучу минусов. 
У меня проще - либо венчурное/долговое или другое финансирование через Нью Йорк, либо через секьюрити токены через Дубай. 
Через токены больше 5 млн. долларов привлечь сложно, зато быстро - 3-4 месяца и без сложных обязательст, а через Нью Йорк - ограничение только ваше воображение. 
Естественно, ритейнер и подготовка оплачиваются авансом и без обсуждения плюс саксесс фи (не очень большие). 
Обращайтесь.
Проконсультирую с почасовой оплатой. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Мировой рынок труда потерял около 255 млн рабочих мест в 2020 году

Это в четыре раза больше, чем во время глобального финансового кризиса 2009 года.

Опубликован рейтинг стран Европы по уровню безработицы

Самая высокая безработица – в Греции и Испании.

HeadHunter опубликовал рейтинг работодателей России-2020

В 2020 году в рейтинге приняли участие 957 компаний из 18 различных отраслей.