Чего точно не надо делать при поиске инвестора

«Почему инвесторы не хотят вкладывать деньги в мой проект?» и «Как найти инвестора?» — эти вопросы звучат постоянно! Проблема в том, что новички, мечтающие привлечь средства к своему стартапу, в действительности делают все, чтобы этого не произошло.

Одним не хватает элементарных знаний механизмов привлечения инвестиций, другим — активности, третьим — открытости. А главное — мало кто задумывается, что как бы ни была хороша их идея, потенциальные инвесторы не будут вкладывать деньги, пока она не реализуется и не начнет приносить конкретную прибыль.

Даже если вы составили безупречный бизнес-план, проанализировали рынок и конкурентов, у вас есть команда, вы создали грамотную презентацию, зарегистрировались на всевозможных онлайн-платформах для поиска инвестиций, — это не гарантирует успех. Многие, не нашедшие инвестора таким образом, обращаются за помощью к бизнес-акселераторам (социальным институтам поддержки стартапов) или принимают участие во всевозможных конкурсах. Некоторым в результате удается обзавестись полезными контактами, ценой невероятных усилий привлечь средства и воплотить идею. Правда, на это может уйти не один год. Но даже такой вариант «выстреливает» далеко не у всех, потому что уверенность, что замысел гениален, может и не подтвердиться, а предположения и теоретические расчеты — оказаться неверными, поэтому до реализации дело так и не дойдет.

Хотите знать, какие ошибки ведут к тому, что стартап не заинтересовал, но главное — как их не совершить?

1. Предлагаете голую идею, а не рабочий проект

Обычно те, кто задает вопросы о привлечении инвесторов, находятся на стадии идеи либо ее тестирования, т. е. еще сами точно не знают, каким будет результат. В этом случае я отвечаю: «Чтобы другой человек поверил вам и вложил в ваш проект средства, ему надо показать конкретный продукт. Пока его нет, вы можете еще долго рассказывать, каким перспективным и прибыльным он станет когда-то.

Т.е. ключевой момент здесь — доказать, что вы уже умеете заниматься бизнесом, а не пытаетесь протестировать идею за счет чужих денег. Значит, вы должны стартовать на собственные: найдите возможность собрать минимальные средства и создать продукт, который будет востребован.

Вывод: убедите потенциального инвестора, что умеете распоряжаться средствами и знаете, как их приумножить. Не ждите, что найдутся желающие вкладываться в непроверенную идею.

Например, когда я первый раз искала инвестора, у меня уже было два запущенных на собственные средства салона депиляции. Определив, сколько денег мне понадобится на запуск одного салона, я четыре месяца откладывала их из зарплаты менеджера по продажам. Когда первый салон начал приносить прибыль, открыла второй. Таким образом, деньги нужны были не для старта, а для масштабирования: инвесторы видели результат, а не тестирование гипотезы.

2. Рискуете деньгами инвестора и не прокачиваете свои бизнес-знания

Часто начинающим предпринимателям не достает базовых бизнес-знаний: далеко не все способны самостоятельно оценить жизнеспособность проекта, определить спрос, провести конкурентный анализ и т. п. Но ведь обучающих программ, литературы и любой другой информации в открытых источников предостаточно, в том числе бесплатной. Если поиски не увенчались успехом или делать это нет желания, подумайте: возможно, вам вообще не стоит заниматься бизнесом. Не сомневаетесь, что это ваше? Тогда ищите тех, кто заплатит за реализацию вашей идеи, только прокачав знания: это поможет быть убедительным, когда отстаиваете перспективность проекта.

Вывод: не рискуйте чужими деньгами — сначала вложите свои! А также получите необходимые знания, чтобы опираться не только на интуицию, но и подкреплять доводы конкретными фактами или расчетами.

Я тоже прошла специальное обучение. Денег не хватало, продала шубу и вырученные средства вложила в образование.

3. Скромничаете и бездействуете

Обладаете достаточными знаниями и уверены в том, что проект имеет все шансы на успех, но стесняетесь заявить об этом публично? Что ж, так и останетесь при своем мнении. Но если решите заявить о себе, подходящей площадкой может стать бизнес-форум или другие профильные мероприятия (например, конференции по инвестированию), которые посещают инвесторы. Причем важно не ошибиться с тематикой: форум «Как запустить стартап» может быть полезен и интересен, но на нем вы вряд ли встретите свою целевую аудиторию. Зато тема «Ниши, которые будут актуальны в этом году», наверняка привлечет тех, кто готов вложить средства.

Вывод: презентуйте свой проект публично, ведь в данном случае скромность — не то качество, которое вас украсит. Расскажите о нем целевой аудитории емко и по существу.

Именно так во время проведения одной из образовательных программ я нашла второго инвестора. Все, что потребовалось, — быть активным участником, проявлять инициативу, продемонстрировать знание «предмета» и умение принимать решения (пусть даже в рамках учебного курса). После того, как мы стали партнерами, мой бизнес начал активно расширяться, соответственно, прибыль компании увеличиваться.

4. Скрываете от всех информацию о себе и своих планах

В то время как движение навстречу инвестору — реальный шанс привлечь внимание. Конечно, при условии, что проект успешно работает, а результаты, о которых вы говорите, — не липовые.

Вывод: расскажите о себе и перспективных планах в блогах на специализированных ресурсах (среди них немало бесплатных) или используя свои страницы в социальных сетях. Вполне возможно, что инвестором станет кто-то из ваших подписчиков или же он поделится информацией с другими.

Когда в начале этого года я написала в соцсетях о том, что ищу инвестора, пришло большое количество откликов, и у меня была возможность выбрать лучшего.

Главная ошибка, которую допускают многие начинающие, — считать инвестиции волшебной палочкой, способной решить все проблемы, связанные с запуском и продвижением проекта. Если вы самостоятельно не сумели привлечь клиентов, заинтересованных в вашем продукте или услугах, чужие деньги (даже очень большие) не вдохнут жизнь в стартап. Протестируйте бизнес-модель на собственные средства, убедитесь в том, что она жизнеспособна, наладьте процессы. Привлекайте средства для увеличения продаж, а не на этапе запуска. И если вы быстро растете и хорошо развиваетесь, то инвесторы сами придут к вам, поверьте!

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Андрей Роговский
Консультант, Украина

Пропущен важный, пятый пункт: ищите инвесторов за пределами США.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: представления о различиях поколений преувеличены

Выяснилось, что для успешной работы с «зумерами», скорее, нужна не отдельная система мотивации, а корректировка ее некоторых элементов.

Компания Ventra приобретает бизнес Kelly в России

В настоящее время команда российского подразделения Kelly продолжает работать в штатном режиме.

Опубликован рейтинг самых стрессовых профессий

Профессия учителя возглавила список самых стрессовых, по мнению россиян.

По каким причинам россияне используют не все дни отпуска

Только половина россиян использует все дни отпуска в течение года.