Пишете договоры по шаблону? Тогда налоговая идет к вам!

Есть такое мнение, что налоговые проверки не угрожают маленьким компаниям. Трясут крупные компании: они более заметны, и с них можно гораздо больше взять. Отчасти это правда. Крупный и средний бизнес – самая лакомая «добыча» налоговых органов. Но тучи сгущаются и над небольшими фирмами.

  • Факт №1. Уже несколько лет в России различными государственными службами осуществляется тщательная слежка и кропотливый сбор финансовой информации по каждому (!) предприятию без исключения. Абсолютно любое движение любой денежной суммы налоговики видят, фиксируют и сохраняют об этом информацию. Бизнес все сильнее и сильнее делают прозрачным «насильно».

  • Факт №2. Государственному аппарату по-прежнему не хватает денег. Бюджетных обязательств много, а деньги под выполнение этих обязательств еще только предстоит собрать с населения, с предпринимателей. И деньги будут очень активно собираться с нас всех.

  • Факт №3. Налоговые органы умнеют. Среди работников ФНС появляется все больше очень грамотных сотрудников. На их вооружении уже сейчас есть разнообразное быстрое и высококлассное программное обеспечение, значительно ускоряющее аналитическую работу. Главным методом работы налоговиков стала глубокая аналитическая разработка «клиента».

  • Факт №4. Доказательной базой для доначисления налогов всегда были и будут, прежде всего, бумажные документы: договоры, приложения, счета-фактуры, акты выполненных работ, накладные. Это те следы, которые предприниматели всегда оставляют по ходу хозяйствования.

  • Факт №5. Крупные и средние компании уже давно стремятся адаптироваться к более жестким условиям. Они стараются оптимизировать свою работу, так как трясут их уже давно. А вот малый бизнес пока спит. Наверное, надеется, что брать будут только с крупного. Большинство руководителей малых предприятий и микрофирм почти ничего не делают для своей безопасности. Не верят, что ли, что до них скоро очередь дойдет?

Вот вам реальный пример из жизни малого предприятия. Один грамотный сотрудник налоговой инспекции провел в нем камеральную проверку (исключительно по документам, без выезда). И проверку эту компания спровоцировала сама, попросив возместить из бюджета НДС. Вы знаете, что возмещать НДС налоговая не очень любит. И налоговики решили найти у этой компании хоть какие-то недостатки, чтобы деньги не возмещать.

Чем же закончилась проверка? По ее итогам грамотный инспектор не только отказал в возмещении налога, но и принял решение о доначислении НДС в сумме порядка 416 тыс. рублей. Вот как обернулось!

Налогоплательщик решил оспорить решение налогового органа в суде, и спорил он с ФНС аж четыре раза в судах разной инстанции. Дошел до самого Верховного суда, но не смог доказать свою правоту. Почему? Суд плохой? Нет. У этого предпринимателя просто не все в порядке было с документами по коммерческим сделкам.

Налоговый инспектор очень добросовестно изучил все документы этого предприятия, прочитал каждую строчку абсолютно всех договоров, обращая внимание на предмет договора, условия, обязанности, права и ответственность сторон, не поленился даже прочитать приложения. Запросил документы у всех контрагентов нашего налогоплательщика и деловую переписку, пригласил на опрос руководителей компаний. Короче говоря, налоговый инспектор реально отработал свою зарплату: собрал все документы, прочитал их, сопоставил всю полученную информацию, посчитал все по счетам-фактурам и, в конце концов, грамотно обосновал свою позицию. Якобы, у компании не прослеживается не только реальность сделок, но и их экономический смысл (деловая цель).

Почему дело закончилось именно так? Документы по своим сделкам компания составляла очень небрежно – тяп-ляп, как привыкла. Использовала типовые формы договоров, никто из сотрудников не проследил, чтобы в документах были правильно сформулированы деловые цели, никто заблаговременно не позаботился о том, чтобы приложения к договорам были полноценными, развернутыми. И, конечно же, суд встал на сторону ФНС. Можете почитать это дело: решение Арбитражного суда Брянской области от 25.02.2016 по делу № А09-12075/2015 (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 № 20АП-2139/2016 по делу А09-12075/2015; постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.12.2016 № Ф10-4941/2016 по делу № А09-12075/2015; определение Верховного Суда РФ от 21.04.2017 № 310-КГ17-3586 по делу А09-12075/2015).

Еще один пример. Налоговая инспекция решила провести в отношении одной небольшой компании выездную налоговую проверку. В ходе этой проверки налоговый орган решил, что те сделки, которые заключала компания с одним из своих контрагентов, были нереальными, то есть заключенными с целью ухода от налогов. Поэтому компании был доначислен НДС в размере порядка 1,7 млн рублей. Налогоплательщик не согласился с таким решением и оспаривал его в суде. Но у него не получилось в полной мере доказать свою правоту ни в одной из судебных инстанций. Рассматривая это дело, суды очень тщательно (обратите на это внимание) изучили все документы: что в них написано, и для чего вообще заключались договоры, зачем составлялись те или иные бумаги. Налоговый орган здесь также очень постарался, хорошо все проанализировал и подготовился. Не просто так они решили провести выездную налоговую проверку. Анализ информации дал для этого повод. Почитать более подробно об этом можно в решении Арбитражного суда Приморского края от 5 июля 2016 по делу № А51-5870/2016.

Примеров судебной практики по НДС с отрицательным исходом для предпринимателей множество: решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19 мая 2016 по делу № А73-2157/2016; решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30 июня 2016 по делу № А73-2157/2016; решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 6 апреля 2016 по делу № А39-4810/2015; решение суда Кемеровской области от 14 июля 2016 № А27-5024/2016. Заметьте, все это свежие дела, и касаются они именно небольших компаний.

Мораль сей басни такова: любой даже самый маленький налогоплательщик может попасть в список кандидатов не только на камеральную, но и на выездную проверку, и вероятность того, что в итоге ему доначислят налог очень велика. Нужно уже сейчас начинать что-то делать со своим документооборотом! Вообще-то это надо было сделать еще вчера, но начните хотя бы сегодня!

И, пожалуйста, обратите внимание на уровень знаний и понимание ситуации вашими бухгалтерами и юристами. Ведь такие специалисты были в каждой компании, которую в приведенных примерах наказала налоговая. Их, видимо, не учили работать в новых условиях, и они, видимо, не умеют кропотливо и грамотно отражать в документах нужные деловые цели.

ФНС уже не та, что раньше: там реально работают грамотные и компетентные люди, знающие свое дело. И, чтобы их догнать, а, может, даже обогнать, надо тоже быть компетентным и уметь контролировать все, что происходит в вашем бизнесе.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

«Деловая цель» сей статьи – очевидна: Посеять тревожность в душах деятелей малого бизнеса. И оная приведёт к спросу на услуги консультантов.

А нет бы, сказать просто и ясно: «Граждане-бизнесмены! Расходы, уменьшающие базу налогообложения, печалят налоговиков. А посему, вам надо бы заботиться о документальном оформлении их оснований. Оснований – «настоящих-железных-броня!». Чтоб налоговики даже думать не могли о необоснованности вашего учета сих расходов».

Но, вместо «просто-ясно», читаем страшилку от консультанта, что-де, договора «надо уметь составлять настоящим образом». И сим, косвенно внушается необходимость обращения к консультантам.

Сознаюсь: я – добрый. Но, мне нравится, когда Валерий Иванович разносит некоторых консультантов так, что от тех «летят пух и перья».

Причем здесь договора купли-продажи? Они – двусторонние. И тулить туда назначение покупаемых товаров – некомильфо. А как тогда обосновывать необходимость («деловую цель») расходов, учитываемых в уменьшение базы налогообложения? – А документами по технологии производства надо обосновывать.

Но, с документами по технологии производства – беда. Беда практически в каждой фирме, производящей товары и услуги. Помню, и 20 и 10 лет назад я иногда шутил на совещаниях у директоров; что, на месте налоговиков, мог бы разорить практически любую производственную фирму. Для этого достаточно «копнуть» калькуляцию себестоимости продукции. И там легко обнаружится масса необоснованных расходов. Ну и что? Директора и главбухи встревожились? Директор стал плохо спать, пока не закончат разработку технологической документации на производство продукции? – Как бы не так. Они тоже отшучивались, типа: «В.И – ну, не все же такие недоброжелательные как Вы».

.=====================================.

На Е-хе публикуется немало статей и сообщений, касающихся технологии осуществления процессов в фирмах-предприятиях. Но, беда в том, что их читатели нередко остаются в неведении, что технологии – это не предмет счастливых находок дилетантов, а продукция отдельного вида профессиональной деятельности. И эта деятельность, кстати, больше подходит для фриланса. Потому что, разработка-внедрение технологий аналогичны строительству. Но, строитель, после сдачи-приёмки объекта, идёт строить следующий. Точно так же (уже) поступают и некоторые разработчики технологий. Скажу даже крамолу. Эти некоторые разработчики даже не являются специалистами в области разрабатываемых ими конкретных технологий. ... (надо остановиться; потому что, разговор о разработках технологий выходит за рамки темы дискуссии).

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Обычно заводят спец. фирму, в которой всё чисто, и она подаёт на возмещение.

Большинство малых фирм даже обмен оригиналами договоров не контролируют...

Ну а текст договора как всегда читают только юристы. И судьи.

Генеральный директор, Москва

Должная осмотрительность при выборе контрагента + реальность сделки = главное при заключении договора для ИФНС!

IT-консультант, Украина

Автор статьи провокатор : "Пишете договоры по шаблону? Тогда налоговая идет к вам!" суть статьи не в шаблонности договоров, а в их реальности. Но за название темы "респект"!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.