Как вести себя во время налоговой проверки

Мы так боимся налоговой проверки, что часто ведем себя подобно персонажам гоголевского «Ревизора», несмотря на двухвековое между нами расстояние. Забываем о своих правах, личных границах, достоинстве и делаем ляпы, подставляемся. Знаю по опыту, каково это, и, понимая, насколько предпринимателю в его неспокойной жизни важны навыки устойчивости, поделюсь некоторыми наблюдениями. Помните, что:

  • Владелец бизнеса всегда может знать дату налоговой проверки. Никто не имеет права проверять вас внезапно. В Казахстане в электронном кабинете налогоплательщика egov.kz можно увидеть план проверок фирм с указанием дат. В России аналогичная информация на портале Федеральной налоговой службы. То есть, есть время подготовиться к проверке и пропустить ее, так сказать, через себя.
  • Инспектору нет необходимости предъявлять все документы, а только относящиеся к теме налоговой проверки. Лучше недодать, чем наоборот.
  • По завершении проверки инспектор должен ознакомить вас с заключением. Изучите его и, если выявите разногласия, предлагайте переделать, аргументировав вашу позицию. Проверяющие тоже ошибаются, никто не знает вашу деятельность и учет лучше вас, поэтому незачем выносить в налоговый орган замечания, не соответствующие действительности.

Ваши действия

Шаг первый – прийти в себя. Страх нас так прессует, что мы перестаем видеть себя полноценными, теряем. Вернитесь в состояние осознанности. Вы взрослый человек, способный решать и добиваться. А иначе – чье это детище, и к кому бы пришел инспектор? Вспомните ваши яркие успехи, отлично реализованный от и до проект. Вспомните, как вы отстаивали точку зрения в конфликтных ситуациях, умели постоять за себя. Восстановите в памяти лучшие моменты защиты своих границ. Вы есть, здесь и сейчас, как говорится. Было много счастливых моментов, везения, удач и радости. Ведь жизнь еще и полна восторга, неожиданностей, в ней есть и элемент чуда. Это тоже ваша реальность, а не только сие «пренеприятнейшее известие».

Шаг второй – начать конструктивный разговор. Обсудите с инспектором детали проверки. Что и как он будет проверять? Сколько дней? Чем вы можете помочь? Говорите, как с лучшим другом, не принижая и не возвышая ни себя, ни его. Почувствуете легкость, появится четкость картины, увидите более понятные правила взаимодействия.

Шаг третий – увидеть в инспекторе обычного человека. Обратите внимание на то, как одет, какие у него манеры, как он себя ведет. Как только вы поймете, что это обычный человек, что он тоже чей-то сын, муж, отец, придет и собственная уверенность.

Шаг четвертый – принять пессимистичный сценарий. Если внутри чувствуете волнение, спросите себя, чего именно боитесь, и что такого произойдет, если реализуется худший сценарий? Принятие нежелательного исхода событий успокаивает. Что бы вы себе посоветовали? Следуйте этим советам. На худой конец подготовьтесь к уплате штрафа.

Шаг пятый – сыграть свою лучшую роль. Отнеситесь к ситуации как к игре. Оцените свое поведение. Визит налогового инспектора может стать тестом на эмоциональную состоятельность и для вас, и для вашего главного бухгалтера. Что еще очень важно, вы сможете оценить профессионализм руководителя своей бухгалтерии. И вряд ли есть для этого способ лучше.

Когда проверка закончится, оцените результат по десятибалльной шкале. Если десять – значит, вы почувствовали к себе уважение, а еще лучше – получили удовольствие от собственного поведения и влияния на события. Если меньше – игра продолжается, все интересное впереди, идем дальше.

Вы и он: налогоплательщик и инспектор

Не знаю, уместно ли здесь мудрствовать, но жизнь, человек – вещи намного большие, чем бизнес. Поэтому общее, метафизическое понимание картины тоже помогает иначе пережить налоговый аудит. Действительно, соприкосновение с проверкой эмоционально очень сильно.

С одной стороны, инспектор – представитель власти, а у нас исторически сложилось, что государство ассоциируется с мощью, почти что стихией, перед которой вряд ли возможно выстоять. Инерция загнать нас в состояние жертвы очень высокая. Осознать, что это не совсем так, суметь видеть реальность – удел крайне устойчивых людей.

С другой стороны – вы. Тут не лишне вспомнить о себе следующее. Вести собственный бизнес, по большому счету, означает, что в вашей жизни есть смысл, источник, который делает вас личностью особого порядка. Это раз. И есть воля, чувство ответственности. Это два.

Всегда человек сам решает, чем наполнять свою жизнь, а соблазн начинить ее чем-то легким и поверхностным обычно очень большой. Опереться в жизни на ресурсы, которые внутри вас, доверять им – это было ваше решение. Чувствуете, где вы в данной системе координат и где эпизод с визитом инспектора?

Предпринимательская деятельность полна риска, динамики и стресса. Часто человек так сильно идентифицирует себя со своим бизнесом, что соединяется с ним в единое целое. Дни летят в режиме нон-стоп, порой даже возникает ощущение, что мы связаны с собственной жизнью лишь символически. Поэтому почему бы не принять визит инспектора как возможность замедлить темп и посмаковать настоящий момент, посланный чуть ли не самой властью?

Приятных всем встреч с налоговым инспектором.

Фото: pixabay.com

Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Автор пишет: По завершении проверки инспектор должен ознакомить вас с заключением. Изучите его и, если выявите разногласия, предлагайте переделать, аргументировав вашу позицию.

Когда уже есть готовое заключение может быть уже поздно, а предложение исправить заключение может выглядеть несколько странно или двусмысленно. В ходе проверки уже ясны какие-то ошибки, и можно предлагать их исправлять по ходу проверки, тогда в заключении инспектор отметит, что ошибки исправлены.

Бухгалтер, Белгород

Довольно бессмысленно руководителю не подписывать акт проверки, если он с ним в результате не согласен. С Вашей подписью или без нее акт вступит в силу. Сосредоточьте свои усилия на обжаловании пунктов, с которыми Вы не согласны.

Подробнее мои рекомендации о том, как вести себя во время проверки http://avistaagent.com.ua/novosti/kak-vesti-seba-pri-proverke/

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Booking уволит четверть персонала из-за пандемии

Ранее о сокращении четверти персонала из-за пандемии сообщали сервисы Aibnb и TripAdvisor.

В Москве повара в ресторане заменит робот

Компания не исключает дальнейшего использования робота в проектах, но все будет зависеть от результатов первой точки.

Четверть россиян считают, что женщины хуже справляются с IT-технологиями

Этому способствуют и родительские установки: родители втрое реже рекомендуют IT в качестве образования и дальнейшего построения карьеры дочерям чем сыновьям.

Visa и «Яндекс.Касса» запустили сервис по отказу от «зарплатного рабства»

Новый сервис позволит организациям перечислять зарплату в любой российский банк по выбору сотрудника без платежных поручений.