Как подготовиться к налоговой проверке

Екатерина Шатилова, ведущий юрисконсульт департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров «КСК групп»

Выездная налоговая проверка – это всегда определенный стресс для налогоплательщика. Зачастую волнения налогоплательщика связаны с отсутствием у него знаний в отношении объема как его прав и обязанностей, так и прав и обязанностей налогового органа.

Между тем, права и обязанности налогоплательщика и налогового органа достаточно детально регламентированы Налоговым кодексом РФ и их реализация важна не только на этапе обжалования результатов проверки, но и во время ее проведения.

Успешное прохождение проверки предполагает в том числе:

  • контроль действий налоговиков на предмет их законности;
  • максимальную реализацию прав, предоставленных нормами законодательства налогоплательщику.

Моменты, на которые стоит обратить внимание

Как правило, выездная налоговая проверка начинается с вручения решения о ее назначении и первого требования о предоставлении документов. На какие нюансы в части требования необходимо обратить внимание?

Во-первых, при получении требования по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) налогоплательщик согласно статье п.5.1. ст. 23 НК РФ обязан передать налоговому органу в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме требования в течение шести дней со дня отправки налоговым органом.

В противном случае на основании ст. 76 НК РФ инспекция может вынести решение о приостановлении операций по счетам.

В отношении объема предоставляемых документов необходимо учитывать следующее.

На основании подп.1 п.1 ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право запрашивать у налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов - налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Нередко в требовании налоговым органом запрашивается информация по определенной форме – в виде аналитических справок, таблиц в разрезе определенных показателей.

Обязанность предоставить документы (информацию) в указанном виде у налогоплательщика отсутствует (см., например, Письмо Минфина РФ от 08.04.2011 N 03-02-07/1-113).

Не обязан налогоплательщик предоставлять и карточки счетов бухгалтерского учета. Невыполнение требования инспекции в данной части не образует состав правонарушения, установленного ст. 129.1 НК РФ (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.08.2013 по делу N А10-2526/2012, от 25.02.2013 по делу N А10-2227/2012, ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2011 по делу N А42-1789/2011).

На основании п.3 ст. 93 НК РФ срок предоставления документов составляет 10 дней со дня получения соответствующего требования.

Нередко в адрес налогоплательщика приходит требование о предоставлении документов (информации) в отношении его самого либо определенного контрагента без указания на факт проведения проверки (то есть, по сути, вне рамок проверки). Чаще всего в подобных требованиях имеется ссылка общего характера на ст. 31 НК РФ (содержит общий перечень прав налоговых органов).

Указанное требование законно только в том случае, если в нем запрашивается информация о конкретной сделке и эту сделку, исходя из содержания требования, возможно идентифицировать (п.2 ст. 93.1 НК РФ).

Кроме того, налогоплательщик вправе не предоставлять (а налоговый орган не вправе требовать предоставить) документы, которые ранее уже предоставлялись в адрес налогового органа. В данной ситуации следует сослаться на ответ (входящий номер, дату), которым данные документы ранее были предоставлены.

Что делать, если затребованные документы у налогоплательщика отсутствуют?

На наш взгляд, правильным будет дать инспекции официальный ответ, в котором налогоплательщик укажет на отсутствие у него документов с указанием соответствующей причины (например, в силу отсутствия в данный период операцией с контрагентом либо отсутствия обязанности составлять требуемый документ, исходя из требований законодательства или положений договора).

Зачастую налоговый орган по требованию запрашивает достаточно обширный объем документов (период выездной налоговой проверки составляет три года и объем финансово-хозяйственных операций за указанный период может быть значителен).

В данной ситуации у налогоплательщика имеется право продлить срок предоставления документов. Для этого в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ необходимо на следующий день после дня получения требования налогового органа предоставить заявление об отсрочке предоставления документов с указанием причины невозможности направить документы в указанный инспекцией срок (объем документов, болезнь, отпуск ответственных должностных лиц).

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Сроки выездной налоговой проверки

Формально срок проверки составляет 2 месяца. Однако у инспекции имеется возможность ее продления и приостановления. Срок продления не должен превышать 6 месяцев. Основания продления установлены Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (зарегистрирован в Минюсте России 28.05.2015 N 37445).

На основании п.9 ст. 89 НК РФ срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев, если налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, указанный срок может быть продлен до 9 месяцев.

Какие контрольные мероприятия вправе проводить инспекция во время приостановления проверки?

Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ на период приостановления проверки приостанавливается исполнение действий инспекции по истребованию документов у налогоплательщика.

Ему возвращаются все подлинники истребованных документов, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки. Также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Соответственно, проводить допросы сотрудников вне офиса налогоплательщика налоговый орган вправе (п. 26 Постановления ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», Письмо ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@).

Необходимо не забывать о праве инспекции провести дополнительные мероприятия налогового контроля до вынесения решения. На основании п.6 ст. 101 НК РФ в ходе данных мероприятий возможно:

  • осуществление допросов
  • проведение экспертиз
  • истребования документов.

Срок проведения указанных мероприятий составляет один месяц.

Хотелось бы обратить внимание на то, что пунктом 6.1. установлено право налогоплательщика в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, представить в налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части. Ранее налоговыми органами для этих предоставлялся тридцатидневный срок (применялось положение п.6 ст. 100 НК РФ).

Еще один немаловажный момент, на который следует обратить особое внимание.

Согласно п.10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения, но до его вступления в законную силу (и, соответственно, до момента направления требования налоговым органом) инспекцией могут быть приняты предварительные обеспечительные меры в виде:

  • запрета на отчуждение имущества без согласия налогового органа
  • при отсутствии/недостаточности имущества – в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика.

Таким образом, механизм принудительного взыскания, направленный на обеспечение интересов бюджета, может быть запущен еще до момента вступления решения налогового органа в законную силу.

Дополнительная информация на сайте: kskgroup.ru

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Аркадий Теплухин
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.