Как работает бизнес-коучинг и где учиться коучинговому стилю управления

Коучинг — относительно молодое направление, вокруг которого сложилось немало мифов. О том, что отличает коучинг по международным стандартам от псевдокоучинга, что происходит на коучинговой сессии и чем отличаются коучинговые программы в ИОМ РАНХиГС, Executive.ru поговорил с профессиональными сертифицированными коучами и преподавателями программ «Бизнес-коучинг» и «Коучинг в управлении», Кириллом Сиволаповым и Светланой Залавиной

Научное обоснование коучинга 

Executive.ru: Сейчас многие называют себя коучами. Что вы понимаете под коучингом? 

Кирилл СиволаповКирилл Сиволапов: Слово «коучинг» действительно стало немного затерто. Но мы в первую очередь говорим о движении бизнес-коучинга, которое было сформировано в Международной федерации коучинга (ICF), а потом преобразовалось в рамках Национальной федерацией профессиональных менторов и коучей.

Светлана ЗалавинаСветлана Залавина: Бизнес-коучинг по международным стандартам — это метод, который на данный момент используется в 157 странах мира. Это способ задавания вопросов и создания среды, которая позволяет находить решения и выстраивать путь к достижению целей быстрее и комфортнее. Звучит просто, но в действительности это сложный процесс.

К.С.: Сейчас появляется все больше исследований, показывающих научную обоснованность коучинга. Научно обоснованный подход в чем-либо, в том числе в помогающих практиках, это подход, базирующийся на доказательности. То есть в основе данной практики лежит глубоко проработанная теория, подтвержденная исследованиями.

Как же такой относительно новый подход как коучинг по международным стандартам успел стать научно обоснованным? Нов для нас сам термин, а вот основания для работы профессиональных коучей совсем «не новорожденные».

Одним из основных нейрофизиологических оснований работы коуча является теория доминанты, сформулированная и подтвержденная российским физиологом Алексеем Ухтомским в 1922 году. Согласитесь, сложно назвать учение, появившееся чуть более ста лет назад, новым. Учение Ухтомского о доминанте и в настоящее время входит в повседневный клинический обиход.

Executive.ru: В чем суть теории доминанты Ухтомского?

С.З.: Под термином «доминанта» Ухтомский понимал временно господствующий в центральной нервной системе рефлекс или рефлекторное поведение. Активированный в центральной нервной системе очаг возбуждения преобразует и изменяет работу прочих рефлекторных аппаратов в целом. Так, например, если в организме в данный момент осуществляется рефлекторный акт, связанный с приемом пищи, то он перестает реагировать на те раздражители, которые в других условиях вызывали бы у него защитные рефлексы.

Доминанта по теории Ухтомского характеризуется следующими основными чертами: 

  1. В центре, становящемся доминантным, повышается возбудимость. То есть мы становимся более чувствительны к вещам, явлениям, фактам, связанным с доминантной темой. Мы начинаем их «неожиданно» лучше замечать.
  2. Возбуждение в этом центре отличается стойкостью: оно не может быть мимолетным во времени. То есть это состояние, длящиеся определенное время.
  3. Доминирующий центр способен стимулировать возбуждение. И это порождает так называемые «навязчивые» мысли, когда человек проигрывает в своем сознании одно и то же событие или состояние.
  4. Возбуждение доминантного центра обладает инерцией. Дальние волны возбуждения подбадривают установившуюся доминантную реакцию, ускоряя ее разрешение. Легко и быстро переключиться на что-то другое не получится.
  5. Возбуждение доминантного центра сопряжено с торможением других рефлекторных механизмов, не принимающих участия в доминантной реакции. То есть при наличии доминантного центра человек оказывается как будто в «тоннеле» и часто просто не замечает других возможностей и вариантов.

Примеры работы коуча

Executive.ru: Как все это связано с коучингом? Вы можете привести конкретные примеры?

С.З.: Например, молодая женщина приходит на коуч-сессию с запросом: как смириться с тем, что нужно жить с дочерью в этом регионе, так как бывший муж и отец ребенка не дает разрешение на переезд. Цель «смириться» клиентку не вдохновляет. Но к этому моменту у нее сформировалась доминанта защиты, выраженная в убеждении «действовать опасно, поэтому нужно смириться».

Коуч задает вопросы: «Чего на самом деле хотелось бы? Что этому препятствует?». Выясняется, что женщина хотела бы переехать жить к морю, она мечтала об этом с детства. У нее есть удаленная работа, то есть доход при переезде сохранится. Есть рекомендации аллерголога сменить ребенку регион проживания, поскольку сильная аллергия на цветение уже привела к анафилактическому шоку. А в поле «Что мешает» есть только один разговор с бывшим мужем, в котором он высказал нежелание давать согласие на переезд. Проговорив эти факты, клиентка начала формировать новую доминанту и на следующих сессиях уже обсуждалась только логистика переезда.

Почему клиентка не увидела очевидное? Дело в том, что принцип доминанты работает у всех людей. И не только у людей. И вовремя сформировать доминанту, направленную на результат, преодолеть инерцию от других доминант («это невозможно», «я не смогу», «мне страшно» и др.) может помочь коуч, работающий по международным стандартам. Может ли человек сделать это сам, без внешней помощи? Конечно, может. Но с коучем результат можно получить быстрее, комфортнее и с меньшими рисками.

К.С. В бизнесе и работе доминанта и ее влияние проявляется особенно часто, причем на различных должностях. От продаж, когда человеку требуется переключиться с неудачных переговоров на нового клиента, до ситуаций, связанных с различными изменениями в компаниях. И важно не только понимать ее, но еще и управлять ей.

Так, например, заказчик на встрече говорит о том, что не связано с долгосрочными целями и темой работы. Изначально работа была построена вокруг одной темы, а на встречу заказчик приходит с совершенно другим проектом, которым горит, и не может сразу вернуться в изначальную тему. При этом в такой ситуации трудно прервать существующую доминанту и мгновенно переключиться.

Частый запрос в бизнес-коучинге связан с изменением руководства компании. Это приводит к переменам, и старый сложившийся подход не годится для работы с новым руководителем. И тут главный вопрос: сможет ли сотрудник перейти в новую модель работы или доминантой его поведения будет критика нового руководства и неприятие его. Коуч может помочь не только осознать доминанту, но работать над ее изменением.

Чем отличаются программы обучению коучингу

Executive.ru: Как возникла идея разработки коучинговых программв ИОМ РАНХиГС?

К.С.: У нас есть две программы по коучингу. Первая программа — «Коучинг в управлении». Она рассчитана на руководителей и представляет собой один из модулей программы «Психология управления». На ней дают коучинговый инструментарий, который позволяет повысить эффективность сотрудников и личную эффективность руководителя.

Вторая программа — «Бизнес-коучинг». Она глубже и посвящена подготовке коучей, развитию необходимых навыков. На вторую программу приходят не только те, кто хочет получить профессию бизнес-коуча, но и руководители, которые хотят глубже погрузиться в тему, а также те, хочет собственных изменений.

Обе программы появились в ответ на запрос слушателей. В коучинге есть инструменты, которые помогают в решении большого числа вопросов. В частности, эмоционального выгорания, повышения вовлеченности сотрудников и т.д. Некоторые руководители используют эти инструменты интуитивно. Но для того, чтобы усилить их и усовершенствовать, они приходят на наши программы. Сейчас все зависит от людей, не от технологий. А люди — существа сложные. Без их мотивации, поддержки, вовлечения любой компании будет работать тяжело.

Executive.ru: В чем ключевое отличие этих двух программ?

К.С.: Для обычного человека, который никогда не сталкивался с коучингом, погружение в него — это целое путешествие. Но глубокое погружение в тему коучинга требует времени и оно нужно не всем. Программа «Коучинг в управлении» дает отдельные коучинговые инструменты, которые позволяют руководителю, не будучи коучем, здесь и сейчас повышать собственную эффективность и эффективность сотрудников.

А программа «Бизнес-коучинг» — это как раз глубокое погружение для тех, кто уже знаком с коучингом, понимает, как это круто, и хочет восполнить дефицит знаний и развить навыки.

Executive.ru: Можно ли модуль «Коучинг в управлении» проходить отдельно или только в рамках программы «Психология управления»?

К.С.: Модуль можно проходить и отдельно, и в рамках программы. Для этого требуется наличие либо среднего профессионального, либо высшего образования. Других требований нет. Как правило занятия проходят в два будних дня вечером и в субботу полный день.

Executive.ru: Программы проходят очно или онлайн?

К.С.: «Коучинг в управлении» проходит очно. А «Бизнес-коучинг» проходит онлайн, поэтому программа доступна слушателям из других регионов.

Executive.ru: Какие форматы включает обучение на программе «Бизнес-коучинг»?

С.З.: Коучинговое образование по стандартам и международной, и национальной федерации — это в первую очередь про навыки, это обязательно практика. Поэтому на онлайн-программе есть лекции, есть индивидуальная практика. Есть и групповые менторинги, когда рассматривается одна сессия, дается обратная связь по работе одного человека всей группе.

Executive.ru: Как выглядит отработка практических навыков?

К.С.: Есть практика в тройках, где слушатели выполняют роли: коуч, клиент, наблюдатель. Они меняются, чтобы каждый из них побывал в каждой из трех ролей.

С.З.: Причем задача наблюдателя не просто пассивно наблюдать. У него есть инструкция, его задача — заметить во время работы коуча определенные точки и дать по ним обратную связь. Программа «Бизнес-коучинг» является трансформационной, потому что каждый участник находится в роли клиента. Причем в процессе обучения это происходит не единожды. Это дает возможность проработать свои задачи.

Что дает обучение на коучинговых программах

Executive.ru: Что слушатели должны получить по окончании обеих программ?

К.С.: В результате программы «Коучинг в управлении» слушатели получают инструменты для повышения эффективности и навыки их применения на практике.

В результате программы «Бизнес-коучинг» слушатели получают изменения в жизни и профессию коуча. Трансформация происходит достаточно глубокая. Жизнь становится более осознанной. Вы лучше знаете и понимаете, чего вы хотите, куда вы идете и зачем. Вы учитесь не зависеть от внешней неопределенности, которая всегда была и всегда будет. Повышается качество любого общения, потому что вы лучше осознаете себя, свои желания и действия. Это помогает отсекать лишнее и повышать удовлетворенность жизнью.

С.З.: Слушатели получают достаточный инструментарий для начала качественной профессиональной деятельности. Окончив программу, человек может стать практикующим коучем и впоследствии, наработав необходимое количество часов практики, пройти сертификацию.

К.С.: Программа «Бизнес-коучинг» создана в партнерстве с Национальной федерацией профессиональных менторов и коучей. Для коучей, работающих в России, локальная сертификация сейчас значимее и доступнее, чем международная. То есть по окончании нашей программы слушатель, отработав необходимое количество часов практики, может подать заявку на сертификацию в Национальную федерацию профессиональных менторов и коучей. Не все программы российских учебных заведений дают слушателям такой уровень подготовки.

Можно ли учиться коучинговым инструментам бесплатно

Executive.ru: Ваша школа проводит открытые мероприятия, на которых потенциальные слушатели могут погрузиться в тему коучинга?

К.С.: Недавно совместно с Национальной федерацией профессиональных менторов и коучей мы провели несколько вебинаров для госслужащих. Это было бесплатное мероприятие, и желающих принять участие оказалось значительно больше, чем мы рассчитывали.

27 сентября, а также 4 и 11 октября у нас будут проходить вебинары, объединенные темой «Коучинговые инструменты в управлении». Я, Светлана и Ирина Костюк будем рассказывать о том, как давать обратную связь высокого качества, что такое мотивация по целям, и как эффективно работать с сопротивлением. Вебинары рассчитаны на предпринимателей, руководителей и профессионалов. В конце мероприятия предусмотрено время для ответов на вопросы участников.

Зарегистрироваться на вебинары ИОМ РАНХиГС «Коучинговые инструменты в управлении» можно на этой странице.

Узнать больше о программах «Бизнес-коучинг» и «Коучинг в управлении» можно на сайте ИОМ РАНХиГС.

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Михаил Боднарук
Руководитель проекта, Москва

Коучинг реально очень эффективный инструмент управления, и пожалуйста, единственный, который способен создать в команде систему взаимодействия Взрослый-Взрослый. 

Но, для этого важно, чтобы руководитель был в позиции Взрослого и не давал советов сотрудникам и не критиковал их, переводя в позицию Ребенка.

И тут есть инструмент коучинга, который позволяет руководителям оставаться в позиции Взрослого и управлять в стиле коучинга - это вопросы.

Всегда задавайте вопросы сотрудникам, а не давайте ответов.

Коуч никогда не даёт ответа, только вопрос. Ответ есть в сотруднике.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.