Какие компетенции востребованы современным бизнесом: взгляд CIMA и PwC

Светлана Засухина, менеджер Академии PwC

Последние исследования международной ассоциации CIMA показывают, что глубокое понимание бухгалтерского учета и навыки финансового анализа – это лишь 25% тех профессиональных компетенций, которые ожидает увидеть работодатель в сотруднике на топовой должности. Возникает логичный вопрос: что из себя представляют остальные 75% компетенций? И как их можно развивать?

В этой статье мы попытаемся ответить на этот и другие вопросы, которыми задаются профессионалы, желающие сделать успешную карьеру в финансах.

Изменился мир, изменились и требования к профессии финансиста

Усиление глобальной конкуренции и динамика бизнес-окружения задают правила игры современному бизнесу. Успешное развитие компании во многом зависит от профессионалов. Изменился мир, изменились и требования к профессии финансиста. До недавних пор термин «финансист» ассоциировался с человеком, владеющим фундаментальными знаниями и обширными навыками в бухгалтерских расчетах и подготовке всевозможных отчетов. Нынешний работодатель ищет финансовых специалистов, которые также должны понимать бизнес-модель компании, ее стратегию и конкурентную позицию. Более того, эти люди должны обладать коммуникативными навыками и быть сильными лидерами, чтобы финансовая информация была правильно донесена и воспринята менеджментом, а управленческие решения были доведены до исполнения.

Какие основные профессиональные компетенции востребованы рынком?

Ассоциация специалистов в области управленческого учета CIMA (Chartered Institute of Management Accountants) провела глобальное исследование на основе опросов финансовых специалистов и работодателей за последние несколько лет. Результаты этого исследования позволяют сделать вывод о потребности бизнеса в следующих четырех компетенциях:

  • Технические навыки (technical skills)
  • Деловые качества (business acumen)
  • Навыки взаимодействия с людьми (people skills, relationship skills)
  • Лидерские качества (leadership skills)

При этом очень важно сочетать эти навыки и качества в своей работе. Развитие компетенций изолированно друг от друга не даст должного эффекта.

По мере продвижения по карьерной лестнице меняется пропорция компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.

Диаграмма 1. Основные профессиональные компетенции специалиста по финансам

Источник: CIMA’s competency framework

Если вы только вступили в профессию финансиста, то работодатель ожидает от вас в первую очередь навыков в учете и отчетности. На начальных позициях задачи ставятся вышестоящим финансовым руководителем, и, как правило, они не комплексные, главное – четко выполнять задания, что требует точности и скрупулезности расчетов, понимания профессиональных терминов, навыков работы с большим объемом данных. Таким образом, технические навыки составляют около 65% от всех компетенций для экономистов операционного уровня.

От финансового менеджера среднего звена в большей степени требуются навыки понимания бизнеса (25%) и работы с людьми (20%), а также лидерские качества (15%). Обусловлено это тем, что руководители данного уровня принимают решения с учетом стратегии и риск-профиля компании, структурируют сложные задания и делегируют участки работ специалистам операционного уровня. При этом технические компетенции (40%) не теряют своей важности: хотя финансовый менеджер в меньшей степени занят расчетами, но ему нужно четкое понимание того, каким образом управленческие решения повлияют на будущие показатели компании.

На уровне финансового руководителя высшего звена удельный вес всех компетенций примерно одинаков (25%). Современный работодатель ожидает увидеть на позиции финансового директора сильного лидера. Лидерские качества нужны для эффективной реализации финансовой стратегии компании. При подборе кадров Стив Джобс, основатель компании Apple, руководствовался правилом: «Нам не нужны те, кому говорить то, что делать. Нам нужны такие, кто будет говорить, что делать нам».

Как получить необходимые профессиональные компетенции

Знания и навыки в области финансов и учета можно получить в профильном вузе или на курсах переподготовки, но остальные компетенции – понимание бизнеса, коммуникации и лидерство – это особенные качества (soft skills), выработать которые помогает жизненный опыт. Ускорить процесс получения «мягких навыков» можно, обучаясь на профессиональной квалификации CIMA без отрыва от работы.

Диплом CIMA по управлению бизнесом – ответ на современные вызовы

В ответ на новый запрос современного бизнеса в профессиональных специалистах по управленческому учету ассоциация CIMA изменила структуру Диплома «Управление эффективностью бизнеса». Что изменилось?

Во-первых, с 2017 года диплом получил новое название Диплом CIMA «Управление бизнесом» (CIMA Advanced Diploma in Management Accounting). Этот диплом не является аналогом Диплома CIMA «Управление эффективностью бизнеса» и не заменяет его. Держатели Диплома CIMA «Управление эффективностью бизнеса» могут получить Диплом «Управление бизнесом», сдав один экзамен.

Во-вторых, увеличился объем тестируемых знаний и навыков. До 2017 года от кандидата требовалось сдать два квалификационных экзамена Р1 «Управление эффективностью операций» и Р2 «Управление эффективностью бизнеса». Основные области знаний: управление затратами и факторный анализ прибыли, оценка инвестиционных проектов, трансфертное ценообразование, оценка стоимости контрактов и т.д. С 2017 года соискатели диплома по управлению бизнесом сдают три экзамена – Р1, Р2 и сценарный кейс управленческого уровня (Management Case Study Exam), который в большей степени оценивает soft skills кандидата (выстраивание взаимоотношений, ведение переговоров, управление проектами, построение команды и т.д.).

В-третьих, самое главное, – изменился подход к оценке кандидата. Программа Диплома CIMA делает акцент на развитии способностей и навыков применения знаний – «Главное – что вы можете делать, а не то, что вы знаете». Отличный способ активации компетенций – это бизнес-симуляция или структурированный сценарий (кейс), в контексте которого кандидат должен самостоятельно исследовать ситуацию с помощью всевозможных инструментов (technical skills), разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и порекомендовать лучшее их них. Именно поэтому в структуре профессиональной квалификации CIMA появился экзамен – Management Case Study Exam.

Сценарный кейс тестируют всестороннее понимание проблем бизнеса (business acumen). Такой подход позволяет понять, почему разные специалисты компании видят причину и решение проблемы по-разному. Нахождение компромисса порой даже среди противоречивых мнений – это интеграция, которая оценивается от 3 до 10 баллов из общего количества 100 балов, установленного на экзамене.

Еще одно преимущество кейса по сравнению с тестами с множественным выбором вариантов ответа – у ситуативного задания нет единственно верного решения. Это позволяет кандидатам развивать собственное профессиональное суждение (leadership skills), умение аргументированно доносить свою позицию до специалистов разных направлений (people skills). Таким образом, решение бизнес-симуляций очень похоже на реальную жизнь, в которой редко бывают случаи, когда есть только черное, или только белое, это скорее умение видеть оттенки цветов.

Удельный вес тестируемых на экзамене профессиональных компетенций соответствует управленческому уровню (диаграмма 1).

PwC и CIMA: единство подхода к развитию компетенций финансовых специалистов

В 2014 году компания PricewaterhouseCoopers (PwC) изменила набор компетенций, которые ценятся в сотрудниках больше всего и являются критически важными для успешного развития PwC.

Диаграмма 2. Наиболее важные компетенции для сотрудников PwC


Нетрудно заметить сходство между диаграммами 1 и 2. Отличительным элементом PwC является такой навык как global acumen – способность эффективно работать, пользуясь преимуществами глобальной сети компаний PwC.

Процесс отбора персонала в PwC в некоторой степени напоминает подход CIMA к проверке знаний и навыков кандидатов. Акценты расставляются в зависимости от должности. Соискателей на должность аудитора или консультанта тестируют, в первую очередь, на предмет технических компетенций: знания финансового учета, английского языка, умения работать с числовыми данными. Если вы планируете занимать должность менеджера и выше, то собеседование будет выглядеть в виде интервью с вопросами о том, как себя вести в том или ином случае, или даже в виде двадцатиминутной симуляции рабочей ситуации.

Такое единство мнения CIMA и PwC о развитии профессиональных компетенций находит свое отражение в подходе Академии PwC к обучению по программе Диплома CIMA по управлению бизнесом.

Академия PwC является официально аккредитованным CIMA провайдером обучения. Это означает, что Ассоциация CIMA высоко оценила методику подготовки PwC. Основная цель всех образовательных программ Академии – это развить навыки профессионального суждения у участников обучения, а не только успешно сдать экзамен. Достижение этой цели возможно благодаря консолидации опыта консалтинговых проектов, реализованных глобальной сетью компаний PwC. Обучение проводят преподаватели-практики из бизнеса. Свыше 5500 сотрудников из более чем 500 крупнейших российских и зарубежных компаний уже прошли обучение в Академии PwC по программе CIMA на русском языке.

Выводы

Не удивляйтесь, если в процессе обучения по программе CIMA многое вам покажется чем-то запредельным или «сверх» работы специалиста по управленческому учету. Роль финансиста в компании эволюционировала в ответ на гипердинамику современного бизнеса. Работодатель нуждается в специалистах, которые не только профи в таблицах Excel, но и разбираются в бизнесе, умеют выстраивать взаимоотношения с людьми и обладают лидерскими качествами. Будьте смелее – примите этот вызов достойно!

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Максим Клемешов
Партнер, Москва

Реклама и ни на чем, кроме "своих исследований" не основанный набор цифр. Видимо, магическое сочетание букв pwc уже должно считаться достаточным аргументом))). Скучно читать.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.