«У нас самая диверсифицированная бизнес-школа в России»

Чему должна учить бизнес-школа в меняющемся мире? На вопросы Executive.ru отвечает Валентин Галенко, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Высшей экономической школы Санкт-Петербургского государственного экономического университета (ВЭШ СПбГЭУ), директор программы ЕМВА «Управление предприятием».

Executive.ru: Каковы сегодня мотивы, по которым абитуриенты вашей школы решают получить управленческое образование? Заметны ли отличия от мотивов прошлых лет?

Валентин Галенко: В принципе, больших отличий нет. Для среднего менеджмента, как и раньше, важны продолжение карьеры и саморазвитие. Для всех категорий слушателей, прежде всего, для тех, у кого нет базового экономического или управленческого образования, большое значение имеют получение и систематизация бизнес-знаний. Еще один серьезный мотив для топ-менеджмента – обмен опытом с другими участниками программы. Эти люди идут учиться на MBA не для того, чтобы получить гарантированную «формулу бизнес-успеха», а чтобы развивать управленческое мышление, обсудить свой опыт с коллегами, проанализировать свои ошибки, разработать стратегию компании, понять, что значит быть лидером, и осознать, что менеджмент (в известной мере) – искусство!

Executive.ru: Чем ВЭШ СПбГЭУ отличается от других бизнес-школ России? Каково ее позиционирование?

В.Г.: Начну с небольшого экскурса в 1990-е. Наша школа основана в 1989 году, тогда она называлась Межотраслевой институт повышения квалификации СПбГУЭФ. В 1991 году государство прекратило финансирование подобных учреждений, и мы вышли на относительно свободный рынок образовательных услуг, став бизнес-школой. Нам нужно было выбрать позицию на образовательном рынке, чтобы стать конкурентоспособными и обеспечить финансирование школы. И у нас получилось. Уже в октябре 1993 года благодаря развитым международным связям мы открыли первую (!) в Санкт-Петербурге программу MBA.

Сейчас у нас самая диверсифицированная бизнес-школа в России. Реализуются четыре программы уровня EMBA/MBA, среди которых две корпоративных для ПАО «Газпром». Ежегодно мы предлагаем от 15 до 20 программ профессиональной переподготовки. Мы участвуем в Президентской программе подготовки управленческих кадров с момента ее основания, и мы – единственная школа Санкт-Петербурга, которая дает возможность выпускникам этой программы подняться еще на одну ступень выше и за один учебный год получить диплом MBA. Не без некоторой гордости скажу, что ВЭШ СПбГЭУ является базовым учебным заведением ПАО «Газпром» по программам в области экономики и менеджмента.

Executive.ru: Какие образовательные форматы вы предлагаете?

В.Г.: Мы заняли нишу программ EMBA для руководителей, которым трудно покидать рабочее место даже на относительно короткое время. Мы предлагаем им формат обучения, позволяющий легче совмещать работу и учебу. Занятия проходят по вечерам в будние дни, а также иногда в субботу. При этом продолжительность нашей программы EMBA – два учебных года. Это стандартный срок обучения на таких программах.

Будучи членом совета Российской ассоциации бизнес-образования, я хорошо знаком с рынком MBA, и мне странно видеть, что в последнее время все чаще можно встретить программы продолжительностью менее года, а зачастую и совсем короткие – три-четыре месяца. Я убежден, что в такие короткие сроки дать полноценные знания и организовать эффективный обмен опытом управления просто невозможно. Более того, по моему мнению, такие программы дискредитируют саму идею программ EMBA/MBA, выхолащивают ее. Зато бренд «МВА» приманивает неискушенного клиента и его деньги! Получается, что быстро получить академическую шапочку и диплом можно. Только стоит ли?

Executive.ru: Насколько активно практикуются занятия в удаленном доступе?

В.Г.: В дистанционном режиме у нас в школе реализуется не более 15% занятий. Что касается программ EMBA/MBA, считаю, что, если мы хотим сохранить их как кузницу управленческих кадров, необходимо осторожно относиться к дистанционной форме обучения. Да, можно перевести в онлайн-режим ряд курсов, например, по бухучету, финансам, прогнозированию, проводить вебинары, транслировать лекции. Но это никак не заменит живое общение слушателей в обсуждении и решении управленческих задач, в частности в виде кейсов. Да и в той же бухгалтерии есть вещи, которые надо обязательно обсуждать офлайн.

Executive.ru: Какие главные акценты в образовательном контенте делает ваша школа?

В.Г.: Мы работаем, если можно так выразиться, по проектному принципу. У каждой программы есть свой директор. Он подбирает команду преподавателей, которая разрабатывает контент программы, учебные планы с ориентацией на целевую группу слушателей. Очень важно, что все наши программы авторские.

Одно из основных направлений в работе школы – профессиональная переподготовка. Как правило, это годичные вечерние программы. Спектр широчайший: бухгалтерский учет, логистика, маркетинг, управление персоналом, финансы… Даже такие востребованные рынком направления, как, например, девелопмент и управление недвижимостью. В продуктовом портфеле школы также большое количество открытых и корпоративных программ повышения квалификации и тренингов. Практически все программы пользуются стабильным спросом и приносят доход.

Executive.ru: Какие темы слушатели ваших программ MBA и EMBA чаще выбирают для дипломных работ? Какие проблемы для них сегодня наиболее актуальны?

В.Г.: У нас нет дипломных работ, а есть то, что мы называем выпускными проектами. У термина «дипломная работа» этакий студенческий оттенок… А к нам приходят владельцы бизнеса, чтобы понять, как его развивать. У нас в школе нет умозрительных проектов, таких как «Развитие экономики на благо человечества». Все наши проекты финансово обоснованы и объединены общим посылом: стратегия развития компании. А дальше начинаются особенности – отраслевые или связанные с внутренними проблемами предприятия. Например, как объединить усилия финансистов и маркетологов, которые действуют внутри компании разрозненно? И мы нацеливаем слушателей на то, чтобы, выбирая ответ на эти вопросы, они предлагали решения в контексте стратегии развития бизнеса.

Есть и другой подход: разработка выпускного проекта группой слушателей. Это мировой тренд. Он активно используется в западных школах. Но в России это идет тяжело и наталкивается на серьезные препятствия.

Executive.ru: Почему? Это связано особенностями российской бизнес-среды?

В.Г.: Да, это наш менталитет, наша закрытость. Вот вам пример. Создается группа и отправляется делать выпускной проект в какую-либо крупную компанию. Там ей все покажут, обо всем расскажут, кроме главного – не разрешат (как правило!) глубоко войти в финансы компании, ибо это коммерческая тайна. А как сделать проект без финансового обоснования? Можно сделать красивую презентацию о стратегии развития компании, однако мы считаем, что без ответа на вопросы «сколько это стоит» и «когда окупится» выпускной проект не состоятелен.

Executive.ru: Что вы завтра ответите абитуриентам, если они спросят, есть ли, например, в вашей школе курс по криптовалютам?

В.Г.: Совсем недавно наши слушатели сами заинтересовались этой проблемой, и нашелся один, который, как принято говорить, в теме. Он весьма профессионально рассказал своей группе о криптовалютах. Это здорово, когда удается использовать внутренние ресурсы группы ЕМВА. Кроме того, у нас университет экономический, и всегда можно найти любого узкого специалиста. Любой слушатель может выбрать в качестве специализации финансы и получить знания о криптовалютах внутри этой темы.

И есть еще очень важный резерв – наши выпускники, многие из них с удовольствием выступают со своими лекциями и мастер-классами. Нередко инициаторами таких встреч выступаем мы, приглашая выпускников провести семинар или лекцию.

Executive.ru: Аналогичный вопрос о проектном менеджменте. Насколько велик спрос на Agile?

В.Г.: Позволю себе сентенцию. Менеджмент – это замечательная наука, которая живет благодаря тому, что обобщает, анализирует и систематизирует опыт реальных менеджеров из различных компаний. Поэтому, конечно, практика компаний, использующих Agile, стимулирует спрос на знания об этом явлении. Мы рассказываем о его элементах в рамках специальных курсов по оргдизайну, оргструктуре компании, обсуждаем на семинарах практику гибкого руководства проектами. Нельзя сказать, что Agile – что-то совсем неведомо новое в сфере управления проектами, эта методология лишь один из инструментов, позволяющих повышать эффективность управленческих процессов.

Executive.ru: Насколько широки и активны контакты школы с зарубежными партнерами?

В.Г.: В 1992-1993 годах свою первую программу MBA мы разрабатывали вместе с бизнес-школой из города Мец, находящегося в промышленном регионе на северо-востоке Франции, и сотрудничали с ней до момента ее реорганизации в середине нулевых годов. Это сотрудничество было очень плодотворным и позволило нам создать программу МВА «Управление предприятием», которая в настоящее время реализуется в формате Executive.

Сегодня наши международные связи весьма обширны, в том числе и потому, что ВЭШ является подразделением СПбГЭУ. Программы переподготовки HR-специалистов, например, мы реализуем совместно с Университетом Гренобль Альпы (Франция). С Цюрихским университетом (Швейцария) мы сотрудничаем в области маркетинга. Бременский университет (Германия) помогает нам делать программы по логистике, а Лондонская школа бизнеса и финансов (Великобритания) – готовить финансовых аналитиков и маркетологов.

Среди других наших партнеров Школа менеджмента им. Густава Эйфеляпри Университете Восточного Парижа (Франция). Много полезного нам дает партнерство с американским Университетом Висконсин Парксайд, стабильно занимающим место в первой двадцатке мирового рейтинга вузов в номинации «Инновационный университет» по версии Reuters. Французская международная консалтинговая компания CIATT также является нашим давним партнером. Ее владельцы каждый год разрабатывают новые интересные кейсы на основе своей текущей практики и предоставляют их нам для работы со слушателями программ ЕМВА/МВА.

ВЭШ СПбГЭУ также активно участвует в грантовых программах приграничного сотрудничества (TACIS, Interreg, ENPI, ENI) как образовательной и консалтинговой, так и научно-исследовательской направленности. В этом нам помогают финские, скандинавские и прибалтийские партнеры.

Еще одно (и весьма важное) направление международной работы ВЭШ – организация зарубежных стажировок для наших слушателей и выпускников, как правило, на базе университетов-партнеров, а также ответных стажировок в России для их слушателей и преподавателей.

Executive.ru: Какие форматы предлагает школа для повторного обучения выпускников (Post MBA)?

В.Г.: Мне кажется, неверно говорить о повторном обучении выпускников программы ЕМВА. Скорее можно комментировать наше общение с ними после окончания программы, включая образовательную составляющую. Это общение, прежде всего, происходит в виде мастер-классов по актуальным проблемам менеджмента и экономики, как правило, на примерах best practices конкретных компаний, а также представления новых управленческих методов и технологий.

Другой формой является участие выпускников в коротких программах и семинарах из продуктового портфеля школы с предоставлением им существенных скидок. По запросам выпускников могут быть разработаны программы обучения непосредственно для их компаний. И, наконец, выпускники программы ЕМВА могут принять участие в стажировках, которые мы проводим для своих слушателей в США, Европе, Китае.


Бизнес-школа в цифрах

ВЭШ СПбГЭУ

Высшая экономическая школа СПбГЭУ основана в 1989 году. Более 800 выпускников программ MBA и EMBA. Ежегодно на всех программах и курсах обучается 1800-2000 человек. Более 50 профессоров, около сотни доцентов, а также приглашенные эксперты-практики, включая иностранных.


В рамках исследовательского проекта редакция Executive.ru осенью 2017 года проводит серию интервью с российскими бизнес-школами, опросы выпускников и возможных абитуриентов бизнес-школ. В результате мы планируем получить объемное представление о состоянии спроса и предложения на рынке российского бизнес-образования.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.