Сергей Садовский: «Обучение в бизнес-школе – это не наука, а ремесло»

История бизнес-школы Vlerick Leuven Gent Management School началась в 1949 году. Именно тогда профессор Андре Влерик был назначен генеральным директором бельгийского Совета по экономическому сотрудничеству. Он обнаружил недостаточное внимание к европейской специфике ведения бизнеса, что привело его в 1953 году к созданию нового европейского подхода к вопросам управления. Этот шаг стал основой для создания Исследовательского центра университета в Генте, предшественника сегодняшней школы Vlerick. В Санкт-Петербурге школа менеджмента была создана в 1990 году и уже успела подготовить более 600 MBA-специалистов, работающих в ведущих международных и российских компаниях.

Executive.ru решил встретиться с одним из выпускников школы, Сергеем Садовским, и узнать, какие причины кроются за тем, что он выбрал столь недешевое обучение, почему именно Vlerick, а также, поменялось ли его мировоззрение в процессе учебы и какую роль новые знания и навыки сыграли в карьере?

Executive.ru: Почему Vlerick, а не другая школа?

Сергей Садовский: Для меня в Питере вариантов было, на самом деле, два: Стокгольмская школа экономики и Vlerick. Это две школы, которые таким или иным образом попадают во все рейтинги: Financial Times, Economist и др. И других подобных школ при выборе у меня на слуху и не было. И хотя по рейтингам эти школы находятся рядом, Vlerick оказался дешевле.

Не могу не отметить один важный для меня факт при выборе школы: Стокгольмская школа экономики и Vlerick позиционировали два совершенно разных подхода в обучении. Первая делала меньший акцент на академичности в пользу большего количества занятий, посвященных решениям кейсов. А во Vlerick процесс обучения более уравновешен.

Executive.ru: Для вас рейтинги имели большое значение при выборе?

С.С.: Не особо, просто было приятно.

Executive.ru: С какой целью пошли учиться?

С.С.: В 2005 году я поменял работу – ушел из компании Ilim Pulp с позиции ведущего экономиста и пришел в «Петроэлектросбыт» директором по экономике и финансам. На новой должности надо было управлять большим коллективом, принимать более ответственные решения. До этого на предыдущей работе у меня был руководитель, который мне говорил, что нужно делать. А в «Петроэлектросбыте» мне сказали: «Вот у тебя есть участок, задачи, - достигай их!» Я понял, что моих знаний недостаточно, и, поскольку мой уровень дохода изменился в большую сторону, появилась возможность задуматься о дополнительном платном бизнес-образовании. Так, в 2006 году я оказался во Vlerick. Я не нуждался в большом объеме знаний, меня больше интересовало развитие управленческих навыков, выстраивание уже имеющихся у меня знаний в определенную систему, общение с более опытными людьми в ведении бизнеса и в управлении объектами, проектами, компаниями.

Executive.ru: Сталкивались ли со сложностями при поступлении?

С.С.: Особо сложного ничего не было. К GMAT я готовился 2-3 месяца, ходил на курсы английского языка, нанимал преподавателей для индивидуальной подготовки. Немало переживал перед проведением моего интервью с деканом школы на английском языке.

Executive.ru: Были ли на программе предметы, в которых преподаваемые знания не совпадали с Российской действительностью?

С.С.: Был такой предмет, как micro economics. Конечно, общее понимание экономики полезно, но как-то практически эти знания применить вряд ли возможно. Были и некоторые курсы, которые лично для меня плохо применимы. Я не считаю себя большим специалистом в таких вещах, как HR-менеджмент, organizational behavior и т.д.

Executive.ru: Преподавание полностью велось на английским языке?

С.С.: Да. Причем, интересно отметить, что это интернациональная школа в области преподавателей – все они были из различных стран и континентов.

Executive.ru: Что особенно запомнилось в обучении?

С.С.: У нас был интересный курс, назывался IMEx. Это некая деловая игра, в которой моделируется работа внутри компаний. Есть рынок нескольких компаний, у каждой на старте одинаковые условия: производственные активы, набор людей, ресурсов. Процесс игры был очень интенсивным, длился несколько дней, работа шла в командах. Кто-то занимался маркетингом, им нужно было угадать тенденцию рынка, цены на товар. Кто-то занимался просчетом по производству, логистикой. Ну и, соответственно, через финансовые показатели оценивалась капитализация компании и ее динамика на рынке.

Executive.ru: Приз получили?

С.С.: К сожалению, не мы, а другая группа, у которой признали лучшую командную работу и плавный рост капитализации их проекта.

Executive.ru: Насколько сложно погрузиться в игру таким взрослым людям, к тому же еще и занимающим высокие позиции в бизнесе?

С.С.: На самом деле, вне рабочего пространства человек становится совсем другим. И когда начинаешь абстрагироваться от работы и погружаться в учебный процесс, где не важно, какую должность занимает твой сосед по парте, все становятся равны: в аудитории царит тот же дух, что в студенческих вузах.

Executive.ru: Много времени тратилось на учебу?

С.С.: Было, конечно, и свободное время, когда можно было отдохнуть, но крайне редко. Занятия проходили по вечерам после работы, выходные тоже уходили на учебу. А в свободные от занятий дни шло самостоятельное обучение и подготовка к экзаменам.

Executive.ru: У вас были стажировки?

С.С.: У нас был один курс по выбору, который можно было пройти в Бельгии. Интересно получить такой опыт, посмотреть на Бельгийскую школу.

Executive.ru: Учеба в Питере и Бельгии сопоставима по качеству?

С.С.: Да. Профессора, которые преподавали нам, работают также и в западной школе.

Executive.ru: Вы можете согласиться с тем, что учеба во Vlerick перевернула ваше сознание?

С.С.: Мировоззрение мое не поменялось. Появилось четкое понимание того, что есть ограниченные ресурсы и как при их помощи решать важные для бизнеса задачи. Обучение в бизнес-школе – это не наука, а ремесло. И учат, прежде всего, практике: как работать с людьми, как достигать результата в сжатые сроки. Ты начинаешь проще относиться к вопросам, сложным на первый взгляд.

Executive.ru: Правда ли, что по окончании школы бонусом является та социальная сеть, которая формируется в процессе учебы?

С.С.: Да, ведь знакомства имеют очень большое значение. Мы продолжаем общаться с другими выпускниками, делимся советами, консультируемся. Недавно я пригласил на работу в нашу компанию одного из своих бывших сокурсников. Периодически ко мне обращаются за консультацией незнакомые мне люди, которые тоже некогда учились во Vlerick.

В апреле 2011 года в Москву и Санкт-Петербург приезжает выпускник Vlerick, принц Бельгии Филипп, и меня пригласили на ланч. Вот такие социальные сети!

Executive.ru: Окупилась ли ваша учеба?

С.С.: Я самостоятельно финансировал свое обучение на 50%. Оставшуюся часть выплачивал мой работодатель. Специально я ничего не подсчитывал, но, думаю, мои вложения уже окупились, ведь с получением новой должности увеличился и уровень моего дохода. На мой взгляд, самое главное – не быстрая окупаемость, а польза, которую приносит данное обучение. Ведь когда ты долго сидишь на одном месте и не растешь профессионально, то происходит зацикливание на одних и тех же задачах. А обучение дает своеобразную «встряску мозгов», возможность думать иначе, по-новому смотреть на определенные проблемы.

Executive.ru: Какая у вас была тема дипломной работы?

С.С.: Я писал проект по строительству малых гидроэлектростанций в северо-западном регионе России. Я был первый, кто попытался поднять и посчитать в цифрах данную тему. И так получилось, что моя дипломная работа впоследствии стала базовой частью моей нынешней работы.

Executive.ru: Расскажите поподробнее…

С.С.: Проекты, реализуемые моей компанией, так или иначе, связаны с энергетикой: электрические сети, гидрогенерация, тепловые сети. Работы по строительству малых ГЭС в Карелии («Норд-гидро»), которые стартовали в 2007 году, в период моей учебы, начались с покупки старой финской плотины, где находилась небольшая ГЭС, вырабатывавшая электроэнергию для нужд местного бумагоделательного завода и требующая реконструкции. Работа по продвижению проекта была тяжелой, пришлось преодолеть много проб и ошибок. Многому мы учились с нуля, потому что в России мало кто занимается подобным строительством, нет базы накопленных знаний. Однако мы добились желаемого, и в 2011 году планируем запустить новую ГЭС. Это будет большой прорыв. И приятно осознавать, что большой вклад в положительный результат каким-то образом внесла моя дипломная работа. Сейчас мы формируем проект по инвестированию средств в строительство ГЭС, делаем бизнес-план для ВЭБа и планируем его реализацию. Это будет 58 малых ГЭС.

Executive.ru: Есть экономическая эффективность?

С.С.: Сложный вопрос, потому что экономический эффект в подобных проектах достигается только при поддержке государства. Мы активно участвуем в различных комиссиях, которые формируют нормативную базу по возобновляемым источникам энергии. В Европе они получают «зеленый тариф» (с надбавкой), так как это генерация, не выделяющая CO2. В России предполагается сделать такую конструкцию, когда, инвестируя в этот проект, взамен получаешь тариф на электрическую энергию, который позволит осуществить возврат инвестиций и процентов на привлеченные средства в течение пяти-семи лет. Мы надеемся на положительный результат. По ряду законов государство должно компенсировать затраты на подключение ГЭС к сетям.

before_after.jpg

Также смотрите:

Западные бизнес-школы запускают кампусы в России

Детальное описание школ бизнеса и MBA на Executive.ru:

Справочник бизнес-образования в России

Справочник бизнес-образования за рубежом

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Рустэм Валеев
Генеральный директор, Уфа

Если понравилась деловая игра, может, надо было выбирать стокгольмскую школу? Если там больше кейсов, то и игр, наверное, больше?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.