«Каждый уносит из MBA столько знаний, сколько вынесут его плечи»

Владислав Агаджанов называет себя скептиком. О своих прошлых начальниках со степенью MBA он говорит без злости, его искренне удивляют их решения и ошибки. Сложно обвинить его в предвзятости к школам бизнеса, ведь он и сам недавно получил степень MBA (маркетинг) в ГУУ. За чашкой кофе Агаджанов рассказывает, каково работать с начальником, которого переполняют «идейки», какую роль в компании выполняет самый глупый руководитель отдела, к чему приводит излишняя амбициозность начальника и как опыт пиратов поможет избавиться от конфликтов на работе.

Executive.ru: Как часто пересекаетесь в жизни с выпускниками MBA?

Владислав Агаджанов: Если не считать встречи в школе бизнеса, мне довелось общаться и работать с тремя руководителями, у которых была степень MBA. Не буду называть имен, чтобы быть этичным. Двое мужчин и одна женщина, все учились в российских школах бизнеса — ВШЭ, Финансовая академия и АНХ.

Женщина. Ей за пятьдесят, владеет и руководит средней и достаточно успешной в своем сегменте компанией. Импульсивная, увлекающаяся, талантливая. Но одной рукой созидает, а другой тут же разрушает.

Другой типаж. Достаточно спокойный мужчина, работает в IT. Настоящий топ, но не хозяин компании в отличие от дамы. Хорошо знает и технологии, и управление. С помощью MBA подтянул себя до уровня руководителя крупных проектов.

Третий типаж. Классический управленец, немного напоминает еще советского начальника. Ему за тридцать пять. По первому образованию журналист, перешел на работу в IT, стал коммерческим директором большого холдинга, вырос до генерального директора этого холдинга, сейчас руководит группой компаний в оборонной промышленности. Достаточно импульсивный, деловой, волевой и энергичный, в этом они с дамой похожи. Степень MBA он так и не получил: диплом написал, а защищать не стал.

Executive.ru: По вашему опыту, чем учеба начальников оборачивается для подчиненных?

В.А.: В России зачастую лишней головной болью. Какие мотивы толкают людей поступать на MBA? Один из мотивов — повысить свою статусность. Почему возникает такая необходимость? Вариантов немного. Первый ― люди чувствуют, что этой статустности у них изначально маловато, то есть это комплексы управленца, комплексы лидера, второй вариант ― до учебы человек ведет бизнес не слишком успешно. Не полный неудачник — но хочется большего. У него в голове куча идей, но он не знает, как воплотить их в жизнь, ставит перед собой наполеоновские планы. В этом случае он ищет в школе бизнеса некую тайну управления, которая, как ему кажется, поможет реализовать эти планы. Для подчиненных это ничего хорошего не сулит. Как говорят, паны дерутся, у холопов чубы трещат.

Иногда человек на MBA просто оттачивает свое мастерство, но не думаю, что это частый случай в нашей стране. После, да и во время учебы на MBA начинается зуд в руках. У меня так же, я в этом плане не исключение. С этим зудом начинаешь принимать рискованные, неожиданные решения, меняешь места работы, ищешь, куда применить свои новые знания. Это нормальное состояние. Но подчиненные от таких перемен чувствуют дискомфорт, потому что система начитает раскачиваться и теряет равновесие, бог весть куда ее понесет. Хорошо, если в правильном направлении.

Executive.ru: Были примеры, когда понесло в плохую сторону?

В.А.: Дама, о которой я упомянул, после учебы решила переосмыслить систему мотивации в компании, приблизить ее к западным стандартам. Но она внедряла не целую систему, а отдельные элементы, которые ей больше всего понравились. Особенно ей понравилась система повышения эффективностью сотрудников, под которой она понимала вариант концлагеря. Это одновременно походило на римские каменоломни и на строительство пирамиды, где она, конечно же, была фараоном — ведь строили ее пирамиду. Ввела систему штрафов. За опоздания — выговоры и увольнения, опозданием считалась одна минута. Организовала обучение сотрудников и тимбилдинги. Учиться приходилось вечером после работы и во время праздников. А для «зарниц на природе» выбирала выходные дни. Если не приходишь — засчитывается прогул. Все сотрудники перетягивали канаты, скрипя зубами от злости. Может, коллектив и сплачивался, но дружили люди, как говорится, не за, а против кого-то. В этом случае ― против «начальницы». После таких поездок компанию еще неделю будоражило, о повышении работоспособности речи даже не шло.

Дама даже не спросила людей, нужна ли им вообще эта поездка. Лучше бы она эти деньги, которые были потрачены на мероприятие, просто раздала в качестве бонусов. Раз уж берешься менять систему мотивации, бери систему целиком. В той же Японии, которую все пытаются копировать, система мотивации выстраивается так, что компания действительно участвует в жизни сотрудника. Японец знает, что кинуть компанию ― это не просто плохо, но и невыгодно: можно лишиться приличной прибавки к пенсии и кучи бонусов. То есть я бы тоже с удовольствием перетягивал канаты и пел гимны, зная, что компания за меня заступится и поможет, случись что.

Executive.ru: Как MBA меняет стиль управления человека?

В.А.: Опять-таки в России, как правило, никак. Если мы говорим про настоящих топов, то они идут в школу бизнеса сложившимися управленцами со своим мировоззрением и стилем управления, им нужны новые идеи, знакомства. Но у многих есть одна вредная привычка, я о ней уже говорил, ― они берут не всю систему, а выдергивают элементы: это мне интересно ― смотрю и изучаю, а это нет ― вычеркиваю. Это все равно что, прочитать «Войну и мир» не целиком, а только горячие эпизоды.

Executive.ru: То есть это люди плохо учатся, а с содержанием программ MBA полный порядок?

В.А.: Нет. Каждый уносит из MBA столько знаний, сколько вынесут его плечи. Но у нас как демократия суверенная, так и программы MBA «суверенные». Наши школы бизнеса дают просто улучшенное второе высшее, причем часто забывают превратить теоретические знания в некий набор навыков. Далеко не все слушатели способны сами восполнить этот пробел.

Пример ― журналист, недоучившийся на MBA. Он прекрасно вел совещания, высказывал отличные мысли, но он не снисходил до того, как подчиненные будут воплощать его идеи. Я присутствовал на этих совещаниях как маркетолог. Сидят руководители отделов, умудренные опытом люди, слушают его, а после собрания говорят: «Замечательно, только как мы все это сделаем?».

Executive.ru: Но в итоге задачи выполнялись?

В.А.: Не всегда. Люди получают задание, но у них нет навыков, чтобы его выполнить, поэтому делают, как умеют. В большинстве случаев прокатывает.

Это разрыв в навыках. Начальник должен ставить задачи, спустившись на уровень подчиненных. Скорость эскадры определяет самый тихоходный корабль, так же и в организации: уровень коммуникации определяет самый тупой начальник отдела. Можно попытаться заменить слабых подчиненных, но это не всегда получается. Например, моя бывшая руководительница, та самая дама с MBA, за три-четыре месяца сменила порядка шести-семи топов, включая заместителя президента компании. Компанию лихорадило от таких управленческих решений, но поток «идеек» не иссякал… Кто-то сам уходил, других она увольняла. Я тоже ушел, потому что продуктивно работать с ней было невозможно: ее периодически переклинивало то маниловскими идеями, то внутренними проблемами, то попытками добиться внутренней стабильности внутри компании, и в итоге получался страшный управленческий винегрет. Однако справедливости ради стоит заметить, что такими начальниками можно управлять.

Executive.ru: Управлять? Каким образом?

В.А.: Надо знать, как начальник воспринимает определенные ваши действия. Красивый доклад, красивый бизнес-план, красивая идея, и начальник подписывает приказ о запуске нужного вам направления.

Executive.ru: Такие «приемы» одинаково действуют на людей с MBA и без?

В.А.: Не всегда. Начальники без MBA, особенно бывшие инженеры, технари, часто до неприличия хитрые и умные, у них такая крестьянская хватка, они в каждом твоем шаге видят подвох, даже если этого подвоха и в помине нет. Они в этой жизни до всего дошли своим умом, мыслят достаточно стандартно, все их знания приземленные, им бесполезно рассказывать умные бизнес-планы — они не увлекаются, им нужно здесь и сейчас. С такими людьми иногда скучно работать: они вроде бы неординарные личности, но действуют примитивно.

Executive.ru: А голова выпускника MBA забита шаблонами…

В.А.: Иногда лучше выбрать шаблонное решение, шаблоны дают устойчивый результат, человек становится прогнозируемым, от него не приходится ждать каких-то безумных решений, которые сшибают с ног. Это то, что мы называем западной стабильностью. Голова дана человеку, чтобы подкрутить этот шаблон под свою задачу, но аккуратно. Я сталкивался со случаями, когда подкручивали не аккуратно и не по шаблону. Опять же пример с дамой. Она редко задумывалась, как ее действия сказываются на эффективности компании и сотрудников, ее гораздо больше волновала управляемость коллектива. То есть все ее указания выполнялись, ей такое положение дел нравилось, но компания работала неэффективно.

Executive.ru: Какие черты характера противопоказаны для MBA?

В.А.: Высокое самомнение и непомерные карьерные амбиции. Если такие люди располагают административным ресурсом и попадают в коллектив, который не может дать отпор, ― случается беда. Я видел что-то похожее. Как раз тот самый журналист, забросивший MBA. Он часто бравировал своими знаниями, правда, они у него действительно были, но все равно достаточно неприятно, когда тебе тычут в нос обучением на MBA. Видимо, это в какой-то мере и сподвигло меня пойти учиться.

Со мной на MBA учились несколько топов, я искренне сочувствую их подчиненным. Эти начальники будут применять знания, чтобы подавлять людей, они будут использовать MBA как моральное обоснование террора своих подчиненных: «Ты со мной споришь? У меня, между прочим, MBA!». И тут же назовут несколько убедительных причин, почему спорить не надо.

Executive.ru: Как бороться с такими руководителями?

В.А.: Надо ли бороться? Я исповедую другой принцип ― надо отойти в сторону и посмотреть, что будет. Обычно руководители сами ломают себе рога. Или вообще уйти, мир широк, и это не самый плохой вариант, между прочим. Я поменял достаточно много мест работы, ничуть не жалею ни об одном. Приходит время, когда надо встать и, вежливо поклонившись, уйти, это вполне нормально. Это только у нас воспринимается катастрофично, на Западе к этому относятся философски.

Executive.ru: Выпускники MBA рассказывают обратное: это им сложно работать в компаниях из-за того, что сотрудники на местах сопротивляются новому опыту.

В.А.: Конфликты всегда возникают при разрыве в уровне коммуникации между управленцами и подчиненными. Правильное выстраивание коммуникационных каналов — залог успешного прохождения решений сверху вниз. Люди всегда сопротивляются новому, просто внедрять можно разными способами. Чаще всего наши топы действуют как? Давят грязным сапогом на горло со словами «Что я тебе еще объяснять буду, я и так лучше знаю, что делать». Все стычки случаются от того, что сотрудники не понимают, зачем что-то менять, для них это лишняя головная боль. Люди искренне уверены, что только топ получает выгоду от нововведений, выслуживаясь перед акционерами или президентом.

Самая эффективная управленческая система, когда либо созданная человечеством, и на Западе это уже осознали, ― это «пиратская» система. Я говорю как о настоящих пиратах, типа Генри Моргана и Френсиса Дрейка, так и о захватчиках — конквистадорах, таких как Эрнандо Кортес и Франсиско Писсаро, к этому же типу можно отнести наших казаков, между прочим. Самая неэффективная система ― абсолютная монархия. Эффективность тут меряется соотношением затрат и полученного результата. Пираты при минимальных затратах работали со сногсшибательной эффективностью. Каждый пират совершенно четко представлял, что, зачем и почему он делает, и сколько он за это получит. То есть в основе этой эффективности лежит прозрачная система мотивации, принимаемая всем коллективом. И вдобавок к этому — моральное право на командование у вожака. Правда, капитан не мог сильно надавить на команду, потому что у каждого на поясе висит сабля и пистолет, и в случае бунта всех до одного на корабле не зарубишь. А если команда чувствует, что вожак затевает что-то темное, можно вытащить саблю и огреть ей капитана по голове.

На счету таких пиратско-казацких отрядов основные колониальные завоевания и в нашей стране, и на Западе. Какая власть была у Кортеса, завоевавшего Мексику? Да никакой. Беглый преступник, объявленный на Кубе вне закона, навербовавший людей в обход губернатора, высадился в Мексике и разгромил огромную империю ацтеков. Как он убедил людей пойти за ним? Он доходчиво объяснил, что они получат в конце дела, и самое главное, сдержал свои обещания. Что двигало теми, кто пошел за Стенькой Разиным грабить персидского шаха? Четкое понимание того, что и сколько они получат в случае удачи. Случилось бы непонимание при дележе добычи — не княжна полетела бы в волны Волги, а сам Стенька.

Наши компании руководствуются иными принципами, потому что убедить людей и показать личную заинтересованность ― это кропотливый труд, проще протолкнуть и сказать: «Я знаю лучше, у меня MBA!». Все соглашаются, что ты умный, а потом тихо саботируют все твои решения.

Executive.ru: Так радоваться или горевать, если предстоит работать с начальником со степенью MBA?

В.А.: Глупо позиционировать российскую степень MBA как абсолютно неэффективную систему обучения. Это не так. Да, оно несовершенно, не способно пока дотянуться до уровня западного образования, но оно растет и развивается. Это просто надстройка на имеющуюся систему образования, заполняющая имеющийся пробел. Честно говоря, я не встречал людей, стиль управления которых сильно менялся после MBA. Автократор и либерал возьмут из учебы только те элементы, которые помогу им эффективнее работать в прежнем стиле. Однако стоит заметить: если начальник ― человек увлекающийся импульсивный, то подчиненных ждут нелегкие времена, потому что компанию начнет лихорадить новыми проектами и идейками. С другой стороны, если сам получил MBA, то будешь с руководителем в одном статусе, сможешь общаться на одном языке, не придется все разжевывать до состояния манной каши. Это удобно, мне это помогает проталкивать свои решения.

Мои ответы весьма субъективны, так что вполне допускаю, что у коллег могут быть и прямо противоположные примеры.

Узнайте больше о бизнес-школах и программах MBA:

Справочник бизнес-образования в России

Справочник бизнес-образования за рубежом

Также смотрите:

Начальник меня не любит: как уйти без потерь

Источник изображения: photogenica.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Рафик Ямолеев Рафик Ямолеев Аналитик, Новосибирск

Неплохо.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Достойный материал. Есть, правда, ряд небольших нюансов. Действительно, для ряда лиц, страдающих различного рода комплексами психологического или личностного характера получение степени МВА является фактором придания собственной статусности. Правда, ошибка таких людей заключается в том, что данная статусность не проявляется автоматически с получением заветной ''корочки''. Т.е. свой статус они повышают лишь в собственных глазах, но не в глазах окружающих вопреки тому, как ими ожидалось. В результате чего конфликт переходит на более высокий уровень. Когда они вынуждены всеми доступными в их распоряжении средствами доказывать окружающим, что те просто обязаны с ними считаться, потому что теперь у них есть степень и диплом МВА. А те по понятным причинам не обязаны. Т.е. уровень резистентности социума в лице трудового коллектива в отношении таких людей резко возрастает. Следствием чего является переход внутреннего конфликта и комплексов таких людей в более усугубленную форму. И как результат, ''серенький'' закомплексованный сотрудник, не имеющий степени МВА, страдает значительно сильнее того же сотрудника, который так и остается внутренне ''сереньким'' и со всеми сохраняющимися комплексами, но уже с дипломом МВА.

Также и в отношении ''нововведений''. Почему-то многими считаются, что они должны незамедлительно внедрять в своих организациях всё то, чего они нахваталсиь или о чем им рассказали в рамках программы МВА. Как полностью, в едином ''флаконе'', так и выборочно, - по своему личному усмотрению. Т.е. у людей формируется стереотип, что всё то, что им дают, является безусловно верным и обязательным к исполнению. Связано это с тем, что характерной особенностью выпускников программ МВА является умение складывать из готовых маленьких кубиков один большой куб. Но не умение самостоятельно ''вытачивать'' эти кубики, а также детали иных форматов применительно к готовым изделиям, которые могут в реальной жизни и бизнесе отличаться от кубов.

Из чего следует неутешительный вывод, который я формулировал здесь раньше. МВА, как и занятия наукой, - это дело не для всех. Не всем они идут на пользу. Не всем сотрудникам, рукводителям, администраторам и т.д. Примером чего служит описанный в интервью случай. Когда ''набравшись лишнего'', а по большому счету, - различных западных глупостей, которые на настоящий момент уже в развитых странах отмирают, причем успев до этого доказать свою неэффективность и в России (а также на просторах бывшего СССР), - так вот, когда набравшись подобных глупостей, руководители пытаются начинать их внедрять на практике, рассчитывая на успех. Результатом которого является их полное фиаско в глазах подчиненных и вышестоящего руководства, а также лиц, контролирующих бизнес организации.

Менеджер по планиров. производства, Украина

И все таки для полноты картины надо было задать вопросы по поводу того какие положительные моменты подметил Владислав у этих руководителей после МВА.

Профессор, Латвия

В общем и целом с автором можно согласиться, но хотелось бы внести некоторое дополнение в вопрос мотивации учащихся. Я преподаю в программах МБА и ДБА и могу с уверенностью утверждать, что доля описанных в статье энтузиастов немедленного применения полученных знаний (''научи дурака богу молиться, так он себе лоб разобъет'') среди моих учеников невелика - она колеблется между четвертью и третью от общего количества. Подавляющее большинство - это люди, уже имеющие некоторый жизненный и управленческий опыт, которые достаточно умны, чтобы понимать, что ''корочки'' сами по себе значат очень мало. По моему наблюдению, большинство моих студентов приходит в программу МБА не ради статусности - гораздо большую, чем диплом МБА, статусность им обеспечивает должностное положение, а начальнику, вообще говоря, нет необходимости ссылаться на свой диплом при реализации управленческих решений. Основным мотивом большинства является стремление обрести недостающие знания - их реальная практика показывает, что дополнительные знания просто необходимы.

Менеджер по маркетингу, Украина

похоже на банальное обсуждение вечной темы ''мой начальник идиот, вот я бы на его месте...''
особенно тронула часть про тренинги, которые лучше заменить бонусами... и про то, что штраф за опоздания - это концлагерь

МВА здорово ''форматирует'' мозги! если они, конечно, есть

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Есть еще один мотив поступления на МВА. Есть люди, которые всю жизнь будут учиться. Этот аквариум им необходим, чтобы хотя бы на время прятаться от реальности. Знаю пример собственников, бывших краснодипломников, так они кочуют из программы в программу, а потом ''достают'' подчиненных новоприобретенными знаниями.
Лучший пример - Сергей Миронов - глава Совфеда (6 или 7 дипломов).

Менеджер по маркетингу, Москва

Уважаемый Александр!
Смею Вас уверить, в итоговый материал вошла далеко не вся часть материала, который мы С Александром Шенаевым изначально подготовили. Было там и пор положительный опыт - но согласитесь - петь дифирамбы скучнее, чем как писал Л.Н. Толстой ''Мордой и в г..но.''. По этому - есьт , как есть. Про положительные - готов дополнить в процессе общения.

Уважаемый Сергей!

Я собственно часть интервью посвятил и составу аудитории МБА- маркетинг ГУУ. Просто за недостатком места эта часть не вошла в материал. Все же речь шла о реальных руководителя, которые мне реально встречались. Теоретизировать, не имея на руках большой массы фактологического материала сложно, да и не нужно. Но из личного наблюдения (субъективного) могу сказать - за знаниями идут как раз те, у кого нет должностного положения (такого, которое их бы устраивало). И с помощью обучения они как правило стараются его обрести, выгрызая зубами (я тоже кстати). А вот те, которые должностное положение имеют, те как раз идут за статусностю - поверьте, были бы у них желание получить знания - они поехали бы в Гарвард и Стенфорд - им деньги банально это позволяют, а знания там - земля и небо с нашими. Те боссы, которые ходили со мной на обучение - сидели на галерке и среди них не было прилежных слушателей. Вот ведь парадокс (или закономерность?).
Вообще состав аудитории распадался у меня следующим образом - значительная часть - как я - пришли за знаниями и их получала, не будучи Биг боссами - мы за себя платили сами, другая часть - золотая молодежь - за них платили родители и они были с институтской парты (кстати учились они в целом не плохо - видимо институтский драйв не прошел,или висел дамоклов меч родительского гнева? - кто знает...) - некоторым из них в подарок после окончания родители сразу подарили готовую компанию - на сыночка, рули, часть (небольшая) - за них платила их работа - люди подневольные, и часть - Биг боссы - платили сами, но были прогульщики и разгильдяи жуткие. Можно конечно еще сегментировать, но думаю хватит. Так за какими знаниями шли те, кто имеет собственную (часть успешную) компанию? Они и так все знают - раз имеют компанию. У них есть опыт. И они пришли либо систематизировать свои знания в рамках их мировоззрения , либо за идейками, либо за связями, либо за статустностью или за всем сразу.
Как то так. Разумеется, мое мнение крайне субъективно, и думаю есть противоположенные примеры.

Независимый директор, Москва
Интересно, был ли Владислав сам инженером и технарем.
особенно бывшие инженеры, технари, часто до неприличия хитрые и умные, у них такая крестьянская хватка, они в каждом твоем шаге видят подвох, даже если этого подвоха и в помине нет
Почему он отождествляет инженеров и технарей с крестьянами? Похоже Владистав сам болеет ''статусной'' болезнью. ''Подвох'' - это непавильное определение, то, что как будто есть на самом деле с его точки зрения. Они видят не подвох, а риск. Они базируются на опыте, а не на теориях. Поэтому теоретики МБА ненавидят прикладников.
все их знания приземленные
Неправда. Их знания - практические. И именно благодаря им выполняются распоряжения руководства и внедряются новые идеи.
им бесполезно рассказывать умные бизнес-планы — они не увлекаются
Неправда. Если они не увлекаются, значит вы плохо рассказываете. Опять - признак болезни Владислава - если они меня не понимают, значит они - крестьяне приземленные.
им нужно здесь и сейчас
Кто-то думет о потом, а кто-то должен думать о том, как внедрить новое веяние сейчас, чтобы оно работало и приносило пользу. Опять - Владислав, вы - стратег и гений, а они - приземленные крестьяне, которые должны думать о сейчас (а им иненно за это платят денюжки!).
С такими людьми иногда скучно работать: они вроде бы неординарные личности, но действуют примитивно
А это плохо? Чем проще и эффективнее (с точки зрения бизнеса - прибыльнее), тем лучше. Чем сложнее, тем выше ''статус'' того, кто это сложное придумал. Но не эффективнее. Задача умного руководителя - довести до понимания подчиненных что надо делать и какой результат планируется. Дать возможность подчиненным определить как этого достичь и быть их ''консультантом'' в этом деле.
Менеджер по маркетингу, Москва

Уважаемый Владимир!
Как ни странно - я тоже могу сказать, что несмотря ни на что я на учебе отдыхал от моей повседневной реальности. Ну что делать. Это ж тусовка все таки. Новые лица, новые знакомства, новые интересы. Другое дело, что за всем этим я не теряю главного - выстроить систему знаний под себя такую, которая давала бы мне в любой ситуации кусок хлеба с маслом. С удовольствием бы послушал Ваши наблюдения на этот счет. Ну могу сказать, что я руководитель мягкий в основном - проще всего достигнуть лаской, чем кнутом. Хотя... вспомнил тут одно высказывание гражданина Бонапарта мадам де Сталь -''Мадам, меня считают бездушным и черствым человеком. Смею Вас уверить, по натуре я очень жалостливый человек. Но с ранних лет я старался заставить замолчать в себе эту струну, и теперь она у меня не издаст не единого звука.'' Кстати, похожие мысли высказывал ей же и князь Талейран де Перигор -'' Ах ,мадам, если бы Вы знали, вся тяготы моего детства, то полнейшее равнодушнее которое меня окружало со стороны самых близких мне людей, то многому перестали удивляться бы во мне''.
Так что мотивы поведения части руководителей может поискать в их детстве? :-) В том числе и мотивы ''доставать''...

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Мне не очень понравилось отношение Владислава к инженерам. С этой частью статьи я не согласен. Бывший Президент нашей компании (Европеец) тоже называл инженеров разрушителями бизнеса. В результате он набрал команду молодых амбициозных финансистов, инвестировал 250 миллионов в реконструкцию производственного предприятия, и ... через 3 года оно обанкротилось. Причина была простая - финансисты принимали все решения по выбору оборудования и технологии, а потом пытались заставить работать то, что получилось.
Что касается последствий MBA, я только частично согласен с выводами автора.
Я считаю, что основными причинами того, что многие выпускники MBA используют только то, что укладывается в их мировоззрение, а не меняют свое мировоззрение, являются следующие причины:
- поколение родившихся после 70-го года выросло в условиях разрушения системы ценностей, существовавшей в СССР;
- в России так и не была создана (не было даже попыток) новая система ценностей;
- отсутствие уверенности в будущем создает предпосылки для преобладания ''хапужнического'' менталитета;
- профсоюзы, в большинстве своем, не работают, поэтому отсутствует система сдерживания.
Поэтому к власти в компаниях чаще приходят люди с низким морально-этическим уровнем.

Я обучался на ряде программ АНХ (включая ДБА) и заметил, что обучаемых можно разделить на несколько групп:
- карьеристы, пришедшие за инструментарием, который позволит им еще быстрее расти по служебной лестнице. Такие, как правило, выдергивают из программы только то, что им выгодно;
- охотники за дипломами. Это те, кто участвует в программе, чтобы повесить на стену очередной трофей. Как правило их легко вычислить по низкой посещаемости занятий;
- владельцы компаний. Они приходят, чтобы узнать, как они могут успешнее развивать свой бизнес;
- открытые и любознательные. Те, кто готов впитывать новые знания и изменять свою систему мировоззрения.
К счастью, представители последних 2 групп составляют не менее 50%, поэтому не все так плохо, как описано в статье.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ИБДА РАНХиГС возглавил индекс популярности среди бизнес-школ России

Индекс составляется по ряду показателей, среди которых уникальные просмотры страниц бизнес-школ, новостей и анонсов, количество переходов на сайты вузов.

Зарплата выпускников IT-курсов растет в среднем на 50% после обучения

При этом каждый третий айтишник трудоустраивается во время учебы.

Исследование RAEX: как абитуриенты выбирают вуз

Выяснилось, что рейтинги влияют на выбор абитуриентов больше, чем мнение родителей.

В России впервые составили справочник корпоративных университетов

В пуле участников исследования представлены 43 корпоративных университета крупнейших российских компаний и субъектов федерации.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бывшая сеть Starbucks в России открылась под брендом Stars Coffee

На логотипе сети вместо русалки — девушка в кокошнике с пятиконечной звездой.

Собрать школьника к учебному году стало дороже в среднем на 11,4%

Основа «продуктовой корзины» школьника на маркетплейсах подорожала за год.

Как профессии влияют на состояние здоровья россиян

Чаще всего влияние профессии на здоровье отмечают HR-ы, юристы и IT-специалисты.

Половина родителей школьников берут отпуск в августе, чтобы собрать ребенка в школу

Затраты на расходы для подготовки к школе в этом году начинаются от 15 тыс. руб.