Кто идет учиться на MBA?

«Придется немного подождать, к Ольге Дмитриевне пришли ее выпускники», — объясняет заминку директор по маркетингу бизнес-школы ВАВТ Мария. В полуоткрытую дверь видно, как улыбающиеся гости в строгих костюмах дарят букет цветов, а Ольга Андреева, извиняясь, просит их немного подождать и через несколько минут выходит к нам.

Гостями оказались обладатели дипломов MBA ВАВТ, которые пришли замолвить словечко за своих поступающих знакомых. О портрете таких «смельчаков», решившихся на карьерный рывок за счет российских бизнес-школ, и должна была состояться наша беседа. Отказывают ли в поступлении слабым управленцам, каковы возраст и образование поступающих и какие цели они преследуют — Ольга Андреева в беседе с Executive.ru.

Executive.ru: В российских школах бизнеса учится совершенно разношерстная публика с абсолютно разным начальным уровнем знаний. Выпускники программ MBA в дискуссиях Сообщества утверждают, что это снижает эффективность обучения. Что на этот счет думают преподаватели?

Ольга Андреева: Конечно, чем разношерстнее группа, тем труднее с ней работать преподавателю. Ведь ему необходимо найти общий язык с каждым студентом. Еще три года назад у школ была возможность отобрать в группы людей примерно одного возраста, с более-менее схожей мотивацией, людей, которых интересуют примерно одинаковые проблемы. Но кризис внес свои коррективы. Сейчас все школы бизнеса России, кроме столичных, испытывают проблемы с набором.

Executive.ru: В таких условиях школы могут позволить себе отказать в зачислении?

О.А.: Сегодня отказывать стало сложнее. Но людям, которые совсем не осознают, куда и зачем они пришли, мы все равно советуем повременить с поступлением. Отказывать приходится скрепя сердце, ведь за всем этим стоят деньги. А других источников финансирования, кроме оплаты за обучение, у российских школ бизнеса пока нет. Нам ведь нужно развиваться: создавать новые программы, закупать новое современное оборудование, приглашать лучших профессоров и практиков — все это стоит денег.

Executive.ru: Спонсорство — не выход?

О.А.: Спонсоры, как правило, ставят не всегда выполнимые условия. Например, нам говорят: «Мы поддержим вашу программу, а вы возьмите наших детей вне конкурса на первое высшее». Но мы так не можем.

Executive.ru: Кто сейчас преобладает в группах MBA: слабые, которые задают примитивные вопросы, или сильные, которым эти слабые мешают?

О.А.: Последние наши группы были весьма сильные. Главное, чтобы человек не пропускал занятий. А это тоже проблема. Бывает, принимаем человека с прекрасным бэкграундом, но потом он начинает пропускать занятия и не делает домашних заданий.

Executive.ru: Таким не жалко заплаченных денег?

О.А.: Человеку, который в условиях поголовных сокращений дорожит своим рабочим местом, порой действительно сложно вырваться на учебу. Мы это понимаем. В распоряжении слушателей есть полный комплект лекций в электронном и бумажном виде, чтобы человек, находясь, допустим, в командировке, мог ориентироваться в материале, который в данный момент рассматривается в аудитории, и подготовиться к следующим занятиям.

Executive.ru: Российские выпускники западных школ бизнеса вспоминают о своих сокурсниках по большей части только хорошее. Но у выпускников российских школ о своих однокашниках мнение часто противоположное. Как вы решаете проблему общения между слушателями?

О.А.: В нашей школе небольшие группы по двадцать человек, поэтому нам проще внимательно относиться к слушателям и выпускникам. Мы с самого начала обучения проводим тренинги по командообразованию, чтобы все слушатели познакомились. А затем психолог, который организует это занятие, дает нам подробную характеристику всех участников: кто какую позицию сможет занять в группе, чего можно ждать в будущем от каждого слушателя.

Кстати, как-то читала лекции по маркетингу в другой школе бизнеса, и две слушательницы с первой парты спрашивают: «Вы из Академии Внешней Торговли? Наши коллеги у вас учатся на MBA». Я немного напряглась, приготовившись к критике, а они принялись нахваливать: «У вас там все дружат, друг к другу на дачу ездят, даже какие-то романы начались. А мы второй год учимся и даже не знаем, как тут всех зовут».

Executive.ru: Сама школа как-то может повлиять на силу и сбалансированность группы?

О.А.: Мы ориентируемся на сильных, а тех, у кого не хватает каких-то знаний, просим до начала курса посмотреть наш учебник с лекциями или предлагаем консультации с преподавателями. В академии кафедральная система: профессора всегда на своих местах. Другие бизнес-школы чаще всего приглашают преподавателей со стороны, и потом их найти довольно сложно. Еще мы даем индивидуальные домашние задания, чтобы подтянуть до более высокого уровня тех, кто изначально слабоват. Мы всех предупреждаем, что MBA — это не школьные занятия и не первое высшее образование. Здесь большое значение имеет самостоятельная работа.

Executive.ru: Всех получается подтянуть?

О.А.: Не всех. Процент отсева у нас достаточно большой. За один год из 130-150 слушателей приходится отчислять 10-15. Все из-за того, что некоторым элементарно не хватает сил: с утра до вечера на работе, к 19-00 в бизнес-школу, потом домашнее задание, а еще и про семью нельзя забывать. Мы говорим: «Это будет тяжело, но мы будем делать все от нас зависящее, чтобы облегчить этот период жизни». Я уверена, что в учебе должно быть больше радости, чем каких-то негативных моментов.

Executive.ru: Из каких отраслей и специальностей в основном поступают на программы MBA?

О.А.: Я недавно готовила собирательный портрет поступающего. Теперь облик среднестатистического слушателя изменился. Пять лет назад средний возраст поступающего был в районе 35 лет. Сегодня слушатели MBA помолодели: средний возраст — 31-32 года. Причем стало больше тех, кто только что закончил вуз. Свой опыт работы они получили еще в университете, то есть одновременно учились и работали. И вот с этим бэкграундом они приходят в бизнес-школу. Радоваться этому или нет, мы не знаем.

В группах стало больше женщин. Еще несколько лет назад их было всего 30%, сейчас уже 60%. Раньше чаще всего к нам приходили люди с инженерным образованием, а сейчас все больше на MBA идут выпускники гуманитарных университетов: историки, педагоги, врачи, переводчики. Если говорить об отраслях, то больше всего идут из сферы услуг, чуть меньше представителей сырьевых компаний и FMCG.

Executive.ru: Зачем врачам бизнес-образование?

О.А.: Они хотят научиться торговать лекарствами.

Executive.ru: Какие вообще цели, по-вашему, преследуют, поступая в бизнес-школу?

О.А.: Главная цель, которую указывают при поступлении, — получить новые знания и навыки. Люди полагают, что даже тот, кто только что окончил вуз, обладает устаревшими знаниями. Поэтому их интересуют новые дисциплины, новые подходы, методики. Все сегодняшнее, с колес, а не методология вчерашнего дня. Все интересуются практической составляющей: много ли деловых игр, кейсов, самостоятельной работы.

И вторая цель, хотя это не всегда четко формулируется, — получение престижного образования. Дело в том, что на MBA поступает все больше людей, которые получили первое образование за пределами Москвы. Примерно 70% наших слушателей — это выпускники из регионов. Они уже работают в столице, но считают, что их диплом не престижен.

Executive.ru: Есть разочарованные обучением?

О.А.: 1-2%, но есть. На самом первом собеседовании мы говорим, что нужно быть реалистами: вы приходите в учебное заведение, а не в консультационный пункт, где вам дадут рекомендации по проблемам вашего рабочего места. Своих целей не достигает тот, кто рассчитывает решить свои проблемы только за счет нас, без собственных усилий.

Executive.ru: Выпускники MBA и сами школы среди главных итогов обучения отмечают наличие новых деловых знакомств. Российские сообщества выпускников действительно так же полезны и действенны, как западные?

О.А.: Ежегодно журнал «Секрет фирмы» публикует рейтинг, где один из параметров выясняет уровень удовлетворенности контактами, которые можно получить в бизнес-школе. И если преподавательским составом наши слушатели довольны настолько, что мы даже заняли первое место по этому критерию в России, то вот полученные контакты оцениваются не так высоко. Все дело в том, что ВАВТ ориентирована на средний менеджмент, поэтому, кстати, и цены у нас ниже. Мы не набираем топов, которые главной своей целью считают получение контактов. Мы учим тех, кто хочет стать топом и нуждается в знаниях. Другое дело, что слушатели могут приобрести связи с преподавателями, которые в дальнейшем будут давать консультации и даже помогут в трудоустройстве.

Executive.ru: Принято считать, что на MBA учатся профессионалы, из опыта которых можно почерпнуть много полезного. В России это работает?

О.А.: Я бы так не сказала. Надеяться, что они друг друга научат, — это неправильно. Конечно, когда люди в группе общаются, они обогащаются. Но чаще они делятся опытом своих ошибок, а не тем, как надо решать вопросы.

Часто приходилось сталкиваться с ситуацией, когда слушатели с высоким уровнем амбиций говорят: «Я работаю десять лет, а вы тут преподаете, совсем от жизни отстали». Но когда доходит до дела, оказывается, что у этого амбициозного слушателя огромное количество ошибок: и в суде он проиграл, и контракт он заключил убыточный, и выгоду он упустил в больших размерах. Практика играет большую роль, но, чтобы быть успешным практиком, нужно хорошо знать теорию вопроса.

Executive.ru: Перед нашей беседой вы общались со своими выпускниками. Вы как-то упорядочиваете общение с бывшими слушателями?

О.А.: У нас существует клуб выпускников MBA. Причем в состав клуба входят не только наши выпускники, но и те, с кем они работали. Ну, например, одна наша выпускница организовала производство кожаных сумок и перчаток. А соучредителем этой компании является знаменитый историк моды Александр Васильев, который привозит ей из Франции лекала. Он тоже участник нашего клуба.

Executive.ru: Бывает, что выпускники о чем-то просят бывшую «альма матер»?

О.А.: Бывает. Недавно столкнулась с интересной ситуацией, когда выпускники прислали вакансии от своих компаний и попросили найти под них людей, но я не смогла этого сделать.

Executive.ru: Почему?

О.А.: Потому что 99% наших слушателей уже работает и планирует развивать карьеру на прежнем месте. И потом, все-таки предложение сняться с насиженного места такому менеджеру должен сделать будущий работодатель, а не бизнес-школа.

Детальное описание школ бизнеса и программ MBA на E-xecutive:

Справочник бизнес-образования в России

Справочник бизнес-образования за рубежом

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Виноградов
Менеджер, Москва

Спасибо за статью, узнал много нового.На мой взгляд несколько утверждений лживых и весьма спорных***99% наших слушателей уже работает и планирует развивать карьеру на прежнем месте.МБА - меняет, мировоззрение людей, больше половины меняют работу, либо задумываются о её смене (личный опыт). Именно для встряски мозгов и получения новой информации мы приходим на обучение. С новыми знаниями в старой конторе скучно. Топы и 'генералы' не собираются резко что-то менять или уступать своё место, отсюда вечные конфликты. **** За один год из 130-150 слушателей приходится отчислять 10-15. Все из-за того, что некоторым элементарно не хватает силИнтересно, каков % из числа 'непотянувших', 1) не смог заплатить?2) поняли, что это не то, что нужно.*** затем психолог, который организует это занятие, дает нам подробную характеристику всех участников: кто какую позицию сможет занять в группе, чего можно ждать в будущем от каждого слушателяА это-то зачем? Можно узнать более подробно?

Менеджер, Москва

Спасибо за статью, узнал много нового.

На мой взгляд несколько утверждений лживых и весьма спорных
***99% наших слушателей уже работает и планирует развивать карьеру на прежнем месте.

МБА - меняет, мировоззрение людей, больше половины меняют работу, либо задумываются о её смене (личный опыт). Именно для встряски мозгов и получения новой информации мы приходим на обучение. С новыми знаниями в старой конторе скучно. Топы и ''генералы'' не собираются резко что-то менять или уступать своё место, отсюда вечные конфликты.

**** За один год из 130-150 слушателей приходится отчислять 10-15. Все из-за того, что некоторым элементарно не хватает сил

Интересно, каков % из числа ''непотянувших'',
1) не смог заплатить?
2) поняли, что это не то, что нужно.

*** затем психолог, который организует это занятие, дает нам подробную характеристику всех участников: кто какую позицию сможет занять в группе, чего можно ждать в будущем от каждого слушателя

А это-то зачем? Можно узнать более подробно?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.