Цифровая трансформация: какое из этих двух слов ключевое?

Сейчас очень часто приходится слышать из разных источников слова «цифровизация», «цифровая трансформация». На мой взгляд, разные люди вносят в эти слова свой уникальный смысл. И я выскажу три важные мысли по этому поводу.

1. Технологий много, а еще больше того, что существенно меняет нашу действительность

В 2018 году Imperial TechForesight при поддержке Всемирного банка опубликовала результаты форсайт-исследования – какие технологии окажут существенное влияние на наше будущее. Эти результаты легко гуглятся по словам «TABLE OF DISRUPTIVE TECHNOLOGIES». Таблица довольно большая и интересная для вдумчивого просмотра. Для нас наиболее важны из нее следующие моменты:

  1. Всего «подрывных технологий много.
  2. Многие из них «не взлетят».
  3. Про ковид – нет ни слова.
  4. Далеко не все технологии – из сферы IT. 

Из этого следуют два вывода и оба грустных. Первый – это никто не может предсказать наше будущее, а второй – это то, что технологий много, они будут сильно влиять друг на друга. Это существенно отличает текущую ситуацию от той, которая бывала в начале прошлых промышленных революций. Тогда была одна или две технологических идеи, которые развивались на протяжении десятилетий. Сейчас таких идей много, и их жизненный цикл стал существенно меньше, чем был до этого.

2. Не можешь предотвратить – возглавь

Мы относительно недавно вступили во время изменений. Уклад жизни будет меняться очень сильно и придется под эти изменения подстраиваться. Первым таким изменением стала та самая «самоизоляция», которая стартовала примерно год назад. Это изменение, которое никто не ожидал еще полтора года назад, очень сильно изменило не только бизнес-системы, но и «гражданскую жизнь», и наш обычный уклад. На это всем нам приходится как-то реагировать, и один из способов это «если не можешь противостоять процессу, то лучшее, что можешь сделать – это его возглавить». По крайней мере тогда мы сохраним, как говорят военные, «стратегическую инициативу». Для того, чтобы возглавить – нужно как-то обозначить придумать название. Сейчас часто эту инициативу или ответ называют «цифровой трансформацией».

У нас в стране «главным по цифровой трансформации» было назначено Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры). Вот как они понимают эту самую «цифровую трансформацию»: «Комплексное преобразование бизнеса, связанное с успешным переходом к новым бизнес-моделям, каналам коммуникаций с клиентами и поставщиками, продуктам, бизнес- и производственным процессам, корпоративной культуре, которые базируются на принципиально новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий, с целью существенного повышения его эффективности и долгосрочной устойчивости» – так было сформулировано в ноябре 2019 года в Методических рекомендациях по цифровой трансформации.

Слов много, но ключевые особенности тут следующие. Есть несколько точек зрения на бизнес, которые нам важны, если с этих точек зрения видны проявления использования «новые технологии управления данными и цифровые технологии», и мы на их основе создаем эффективный (то есть с малыми издержками) и устойчивый бизнес, то мы вошли в цифровую трансформацию. Тут хороший аналог – ларек по продаже шаурмы на рынке. Если владелец ларька научился использовать «управление данных и цифровые технологии», и построил на основе этого умения эффективный бизнес, который устойчиво развивается, то да, по мнению Минцифры, он трансформировался и стал цифровым. 

Прошел год, случился ковид и Минцифры решило доработать свои рекомендации. И вот 17 ноября 2020 года они выпустили новую редакцию и новое определение цифровой трансформации:

«Комплексное преобразование бизнес-модели, продуктов и услуг и/или бизнес-процессов компании, направленное на рост конкурентоспособности компании и достижение стратегических целей компании и отвечающее критерию экономической эффективности на основе реализации портфеля инициатив по внедрению цифровых технологий, использованию данных, развитию кадров, компетенций и культуры для цифровой трансформации, современных подходов к управлению внедрением цифровых решений и финансированию внедрения цифровых решений».

Слов стало еще больше, смысл поменялся, но не сильно. Та же экономическая эффективность, способность достигать долгосрочные задачи, те же «новые «цифровые» технологии».

Только теперь взгляд стал несколько шире – нужно обращать внимание и на «кадры», и на «компетенции», и их финансировать.

3. Бизнес – это люди

Меня не покидает ощущение, что между реальностью и понимаем «цифровой трансформации» как использование некоторых технологий на благо компании, а именно повышению эффективности и возможности достигать долгосрочные цели – есть некоторое противоречие. В словосочетании «цифровая трансформация» основной вес, по мнению многих, имеет слово цифровая.

Но на самом деле источник изменений далеко не всегда цифровой. И ковид это подтвердил. На мой взгляд, ключевым словом выступает именно трансформация, а именно такое изменение, при котором мы адаптируемся ко внешнему, сохраняя главное. А главное для бизнеса – это как раз достижение долгосрочных целей с достаточной экономической эффективностью. И какие именно технологии мы будем использовать это уже не так важно. Важно что:

  1. Мы осознаем эти самые долгосрочные цели.
  2. Знаем как их достигать.
  3. Можем использовать из окружающих нас технологий (и не только технологий) то, что нам помогает эти цели достигать. Умеем обнаружить угрозы и их влияние уменьшить.
  4. Мы быстро умеем перестраивать нашу бизнес-модель так, чтобы это самое использование технологий позволяло нам экономически эффективно достигать наши цели, не взирая на быстроменяющийся мир вокруг.
  5. Все это влечет за собой существенное изменение людей и корпоративной культуры. Директивные способы управления скорее тут будут мешать. А чем именно их заменить пока не очень понятно. Отчасти поэтому возникает ренессанс анархических идей М. Бакунина и Прудона в виде холократии и бирюзовых организаций. Если не знаешь как будет лучше, то пусть оно идет само как-нибудь, а мы будем наблюдать и смотреть.

Ключевой момент тут как раз перестройка людей и системы управления компании так, что бы в условиях быстрых внешних изменений компания могла достигать своих долгосрочных целей. А технологии – это просто технологии. Они могут предоставлять возможности или нести угрозы. А то, как именно эти технологии предоставят возможности, и какие угрозы вы сможете избежать – это как раз и будет критерием того, на сколько успешно вы прошли цифровую трансформацию. 

А пока я наблюдаю как раз большое желание со стороны системы управления компаний «чтобы с этих пор по-новому, оставалось все по-старому».

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
IT-менеджер, Красноярск

А пока я наблюдаю как раз большое желание со стороны системы управления компаний «чтобы с этих пор по-новому, оставалось все по-старому».

Вот. Золотые слова. 

 

Адм. директор, Санкт-Петербург

Сорок лет назад ещё преподавалась дисциплина "аналоговые вычислительные машины", жду возвращения этого направления развития техники

Генеральный директор, Москва

Чем - принципиально - отличается автоматизация от компьютеризации и от цифровой трансформации? 

Как обсуждается в статье, нужно определиться с целями. Так было и раньше, проще говоря - всегда.

Все остальное - вторично и дискуссионно. Технологии сами по себе стоимость не добавляют.

Генеральный директор, Украина
Евгений Равич пишет:

Технологии сами по себе стоимость не добавляют.

Согласен на 100%, Действия, внешне очень похожие на правильные, увеличивают только затраты. Цифровая трансформация, она же компьютеризация - не самоцель....

А у нас многие следуют "модным" тенденциям и пожинают плоды в виде роста затрат.

Партнер, Красноярск

Под "цифровой трансфорамацией" (если не пустышка полная, а хоть что-то делается) обычно или автоматизацию бодяжат очередную, или пытаются немного процессинга в функциональной организации внедрить. С выделением новой компетенции, само собой. Обычно получается дрянь (кроме автоматизации, там всё как всегда), ибо компетенций ноль, влияния на бизнес примерно столько-же, а правильный контур изменений не создан (страх, некомпетентность, воровство, выберите сами). В государстве то же самое, как член соответствующих советов говорю.

Генеральный директор, Москва
Олег Севодин пишет:

Под "цифровой трансфорамацией" (если не пустышка полная, а хоть что-то делается) обычно или автоматизацию бодяжат очередную, или пытаются немного процессинга в функциональной организации внедрить. С выделением новой компетенции, само собой. Обычно получается дрянь (кроме автоматизации, там всё как всегда), ибо компетенций ноль, влияния на бизнес примерно столько-же, а правильный контур изменений не создан (страх, некомпетентность, воровство, выберите сами). В государстве то же самое, как член соответствующих советов говорю.

Для меня все это пока совершенно искусственный акцент на деталях реализации и новых терминах вместо открытого обсуждения проблем более высокого уровня. На эти грабли наступают очень давно и не первый век.

Преподаватель, Украина

Ну нельзя обойтись без бендеровского "Что такое, товарищи, дебют, и что такое, товарищи, идея".

Термин "цифровая трансформация" родился (если я не ошибаюсь) в стенах Массачусетского технологического института в 2011 г. (в оригинале: "Digital transformation – the use of technology to radically improve performance or reach of enterprises" и был не совсем правильно переведен на русский: "использование технологии для радикального улучшения производительности или охвата всего бизнеса" - вот где обнаруживаются методические ошибки "диджитализации" всего и всех.

А еще раньше, в 1959 г. это слово означало перевод носителя информации с бумажной на компьютерную основу, а в конце ХIХ в. в медицине - технологию пальпирования.

Евгений Равич пишет:

Чем - принципиально - отличается автоматизация от компьютеризации и от цифровой трансформации? 

Как обсуждается в статье, нужно определиться с целями. Так было и раньше, проще говоря - всегда.

Все остальное - вторично и дискуссионно. Технологии сами по себе стоимость не добавляют.

Действительно, какую стоимость добавил переход на письменные носители информации Платона или или книгопечатание Гутенберга?

 

Консультант, Украина
Цифровая трансформация: какое из этих двух слов ключевое?

Мозги. В головах людей.

 

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва

Интересные мысли изложены, мне созвучны. Я тоже вижу что теперешняя технологическая и цифровая революция не сосредоточивается на каких то отдельных технологиях, а разбивается на большое количество разных возможностей. Это приводит к повышенному риску предпринимательства. Кто-то должен решать, вкладывать усилия в развитие технологии скажем водородных топливных элементов или литий-ионных батарей системы NMC или других или других элементов или еще других источников энергии для транспорта. Нет никакой возможности просчитать это на 100% заранее, потому что разработки ведутся активно во всем мире, издаются сотни научных статей в месяц, появляются десятки сообщений о создании новых типов устройств. Поскольку мы не знаем и не можем знать результаты будущих научных открытий, то не можем и предугадать точно будущие лидирующие технологии. Если они вообще будут, явные лидеры. Вероятно что будущее будет сформировано не одной и не двумя, а двумя десятками технологий в одной области, которые будут занимать каждый свой сегмент рынка. 

Это приводит к небывалому ранее возрастанию роли предпринимателя. Кто-то должен брать на себя риск. И лучше когда этот кто-то рискует своими деньгами или деньгами инвесторов, которые ему верят. Я вкладываю свои деньги в Теслу, если ошибусь, мои проблемы. Верю и все. А государство так не может. 

И совершенно верно про возрастание роли людей. Технологии увеличивают сложность и для этого требуются специалисты. А специалисты не растут в огороде. Их нужно привлекать, заманивать, давать им возможность развиваться и при этом начальник не может быть полностью компетентен в тех вопросах, которые решают узкие специалисты, например программисты. Так что изменение практики менеджмента остро необходимо. Старые методы "Я- начальник, ты - дурак" не работают в 21 веке. 

Генеральный директор, Москва
Богдан Литовченко пишет:

Ну нельзя обойтись без бендеровского "Что такое, товарищи, дебют, и что такое, товарищи, идея".

Термин "цифровая трансформация" родился (если я не ошибаюсь) в стенах Массачусетского технологического института в 2011 г. (в оригинале: "Digital transformation – the use of technology to radically improve performance or reach of enterprises" и был не совсем правильно переведен на русский: "использование технологии для радикального улучшения производительности или охвата всего бизнеса" - вот где обнаруживаются методические ошибки "диджитализации" всего и всех.

Многократно слышал о трансформации в самых разных контекстах до 2011г. . Слово "цифровая" обычно подразумевалось - как синоним отказа от использования чего-то аналогового, более сложного и дорогого и перехода к чему-то компьютерному как лучшему решению. Детали и лексика зависели от объекта трансформации.

Евгений Равич пишет:

Чем - принципиально - отличается автоматизация от компьютеризации и от цифровой трансформации? 

Как обсуждается в статье, нужно определиться с целями. Так было и раньше, проще говоря - всегда.

Все остальное - вторично и дискуссионно. Технологии сами по себе стоимость не добавляют.

Действительно, какую стоимость добавил переход на письменные носители информации Платона или или книгопечатание Гутенберга?

Вы уже знаете правильный ответ? Поделитесь.

Для меня важнее содержание. Музыкальная запись на виниле, пленке, кассете, CD, < ... пропустим еще несколько носителей ...>, а сейчас опять на виниле - выбирайте. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.