Что такое цифровизация?

Чем чаще Executive.ru обращается к теме цифровизации, тем чаше в форумах портала звучит вопрос: «А что это такое?». На исходе 2018 года редакция решила поставить точки над i, и попросила экспертов объяснить, в чем суть процесса и к каким трансформациям он приводит.

Александр ТарасовКлючевой процесс – стратегическое управление данными

Александр Тарасов, управляющий партнер DIS Group


Цифровая трансформация (цифровизация, диджитализация) – изменение формы бизнеса в условиях цифровой реальности на основе данных. Цифровая трансформация – прежде всего, означает новые бизнес-процессы, организационные структуры, положения, регламенты, новую ответственность за данные, новые ролевые модели. Ключевой процесс цифровой трансформации – Data Governance – стратегическое управление данными.

Цифровая трансформация не ограничивается применением технологий, таких как Big Data, интернет вещей, дополненная реальность, блокчейн и так далее. По отношению к цифровой трансформации все компании можно разделить на два сектора: сектор условно виртуальных и сектор условно реальных компаний. Для каждого из сегментов цифровая трансформация будет иметь свои особенности.

К условно виртуальному сектору относятся операторы связи, СМИ, все виды компаний новой цифровой экономики (онлайн-магазины, агрегаторы, маркетплейсы), организации финансового сектора. Основную ценность для компаний этого сегмента представляют клиентские данные. Главная цель – повысить эффективность использования клиентских данных. Границы между индустриями этого сектора стираются очень активно: бизнес строится вокруг данных о клиенте. Зная предпочтения и привычки клиента, одна и та же компания может продавать ему и банковские услуги, и авиабилеты, и путевки.

К условно реальному сектору относятся компании, бизнес которых строится в большей степени на активах физического мира. Для них актуален сбор данных для создания цифровых двойников активов. Такие цифровые двойники должны объединяться в цифровых двойников предприятия. Цифровых двойников можно анализировать и проверять на них гипотезы для поиска скрытых резервов предприятия. Гипотезы могут быть по оптимизации бизнес-процессов, режима работы оборудования, технологических цепочек, ремонтных кампаний, инвестиций в инновации. Результаты анализа и проверок можно использовать для повышения производительности, оптимизации, улучшения устойчивости производства... В этом секторе особенно актуальны технологии Big Data, предиктивная аналитика, интернет вещей и дополненная реальность.

Условно виртуальные компании дальше продвинулись в цифровой трансформации, чем условно реальные. Но принимая во внимание существующие тенденции, могу уверенно говорить, что в ближайшие два года ситуация кардинально изменится.

Павел БоровковНаиболее востребованные технологии – искусственный интеллект

Павел Боровков, «Партнеры и Боровков»


Необходимо разделить три ключевых термина:

1. Автоматизация – это перевод существующих в бизнесе процессов «Как есть» на базу компьютерных вычислений, электронного хранения и обмена данными.

2. Цифровизация – это изменение бизнес-процессов компании «Как надо» таким образом, чтобы они больше соответствовали новым инструментам и технологиям цифровой экономики.

3. Цифровая трансформация бизнеса – это изменение всей бизнес-модели: стратегии, процессов, организационной структуры, финансов, продаж, логистики… – для наиболее эффективного использования возможностей цифровой экономики.

Наиболее передовые отрасли в части перехода в «цифру» в России – это банковская сфера, нефте- и газодобывающие компании, ритейл, масс-медиа и развлечения.

Наиболее востребованные технологии – искусственный интеллект (машинное обучение, нейросети), распределенные реестры данных (блокчейн), интернет вещей, роботизация, виртуальная и дополненная реальность.

Константин ЯнАктивнее всего цифровизируются финансовые компании

Константин Ян, сооснователь, технический директор CloudPayments


Цифровизация – процесс переноса документов (текст, фото, видео, голосовые сообщения, карты, музыка) в электронный формат и последующий обмен этими данными через электронные каналы связи. Цифровизация – решение бизнес-задач с помощью цифровых технологий. Там, где раньше были живые люди и рабочие места, теперь работает либо простой скрипт, либо робот.

Среди передовых отраслей цифровизации – банковские услуги, e-commerce, СМИ, обучение, еда, такси и каршеринг, социальные сети и мессенджеры. Активнее всего цифровизируются финансовые компании.

Из необычных примеров я могу вспомнить компанию «Додо пицца», которая одна из первых на рынке внедрила в производство и доставку пиццы свои информационные системы, контролирующие процесс от начала до конца.

Еще интересно следить за цифровизацией сельского хозяйства, сейчас, как и механизация в 1950-е годы, она позволит увеличить эффективность использования земли и других ресурсов, при уменьшении человеческого труда. Сюда можно отнести и роботизированную технику, и Big Data эффективности сортов культур, и долгосрочные метеопрогнозы, и моделирование эффективности использования местности.

Константин АнисимовПереход на «цифру» произойдет во всех секторах экономики

Константин Анисимов, СЕО Rusonyx


Цифровизацию можно считать естественным процессом, сопровождающим переход к информационному обществу. Это предполагает трансформацию методов и способов передачи информации: замену аналоговых инструментов цифровыми. Если говорить о конкретных отраслях экономики, то в первую очередь цифровизация затронула финансовый сектор, торговлю, производство, а также значительную часть средств массовой информации. В перспективе переход на «цифру» стоит ожидать практически во всех секторах экономики, включая сельское хозяйство, медицину, логистику.

Наталья ФефиловаЦифровизация предполагает полную смену бизнес-модели

Наталья Фефилова, директор по развитию 404 Group


Цифровизация – это использование цифровых технологий для повышения эффективности бизнеса, предполагающее изменение бизнес-процессов и даже полную смену бизнес-модели компании. Новая цифровая эпоха говорит о том, что подобные изменения в перспективе затронут все отрасли и все компании. Если даже самые консервативные учреждения – крупные банки – становятся в большей степени IT-бизнесом, то что говорить о тех, кто всегда был на острие прогресса? Первыми к цифровизации приходят те, кто наиболее остро чувствует конкуренцию и работает с большими данными: ритейл, электронная торговля, госкорпорации... Однако пока, по данным Всемирного банка, большая часть российских компаний (около 65%) не используют преимущества цифровизации.

Дмитрий КарандинВ процесс трансформации должны быть вовлечены и «верхи», и «низы»

Дмитрий Карандин, руководитель проектов Smart City Lab


Цифровизация, диджитализация и цифровая трансформация – это все очень тесно связанные вещи, но если ссылаться к некоему референсу, то у компании Gartner есть два видения на определение цифровизации:

1. Использование цифровых технологий для изменения бизнес-моделей и создания новых источников доходов, а также создание ценности.

2. Процесс перехода к цифровому бизнесу.

Цифровизация не ограничивается добавлением нового функционала к существующим каналам, продуктам или сервисам. Она охватывает и пользовательский опыт, который ушел в «цифру», и бизнес-процессы. Затрагивая как сотрудников компании, клиентов, так и продукты, бизнес-модели, партнеров, технологии и инфраструктуру. Наиболее быстро адаптируются B2C-бизнесы и продукты: финансы и ритейл, путешествия и туризм, медиа и развлечения.

Индустрии, в которых цифровизация происходит медленнее – сельское хозяйство, энергетика, здравоохранение, промышленность и госсектор. Это объясняется несколькими факторами, включая скорость принятия решений, затраты на диджитализацию, возможности на эксперименты и время, требуемое на адаптацию к изменениям и коррекции стратегии.

Одна из ключевых проблем, на которой следует сфокусироваться, – кадры. Топ-менеджмент компании должен понимать необходимость и цели трансформации. При этом трансформация – это процесс, в который должны быть активно вовлечены и «верхи», и «низы» компании.

В больших компаниях цифровая трансформация представляет собой долгосрочные проекты, которые должны возглавляться управленцами с лидерскими компетенциями, нестандартным взглядом, творческим мышлением, при этом, знающими технологии. Очень тяжело найти хорошего CIO или CDO, который может возглавить процесс цифровой трансформации.

Александр ИльинСкоро мы будем разговаривать с утюгами

Александр Ильин, технический директор MSK-IX



Цифровизация – переход из аналоговых сфер в цифровую – наблюдается во всех областях бизнеса. Если раньше офлайн-сервисы считали, что интернет не для них, то теперь встретить юрлицо без представительства в интернете нереально. Любой стартап, выходя на рынок, первым делом регистрирует домен, создает сайт и электронные адреса, а уже потом задумывается об уюте в офисе или даже об офисе вообще.

То же самое наблюдается и в государственных сервисах: все крупные госкорпорации переводят продукты и услуги в цифровой формат. В отраслях экономики задействованы все категории бизнеса – от мелких услуг до глобальных проектов. В цифровой формат переходит финансовый сектор, строительные материалы, торговля, рукоделие, мастер-классы и обучение. Также не забываем об интернете вещей.

В скором будущем мы с вами будем разговаривать с утюгами, не вставая с дивана регулировать температуру нагрева воды, заказывать доставку еды непосредственно холодильнику и спорить с микроволновой печкой. Система «умных домов» уже развита во многих странах и Россия не будет исключением.

Фото: unsplash.com

Ваша компания уже начала процесс цифровой трансформации?
Loading...
Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Цифровизация - это новая эра развития человечества, которая меняет всё и всех.

Инженер, Владимир
Александр Жириков пишет:

Цифровизация - это новая эра развития человечества, которая меняет всё и всех.

Хлеб с маслом цифрой не заменить.

Редактор, Москва
Игорь Одинов пишет:
Хлеб с маслом цифрой не заменить.

Верно. Но верно и другое:

«Каменный век закончился не потому, что в мире кончились камни».
Шейх Заки Ямани, министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии.

Директор по рекламе, Москва

цифровизация это следующая надстройка к производству разнообразных сложных товаров индустриальным способом

Аналитик, Москва

Спорить о необходимости цифровизации - дурной тон. Мы и сами не заметили насколько у нас изменился подход ко многим вещам. Показателен пример "Додо пиццы" - да, мы просто заходим в интернет выбираем. Самое удивительное, что это работает не только для Москвы и больших городов. Никто не мешает тоже самое создать или продвигать в глубинку. У меня мой товарищ владеет небольшой сельской пекарней + 2 "Газели". От Москвы - 500 км, от Нижнего Новгорода - больше 100. Он начал очень твёрдо внедрять свою локальную цифровизацию. Поразительные успехи: у него снизились расхода на сырьё - каждый заказчик вечером заказывает именно то, что хочет. У него нет поржняка. И т.д.

На мой взгляд, его технологичность выше, чем у отдельных предприятиях Роскосмоса, где к цифровизации относятся как к временному капризу.

Вот только не понравилось это:

Очень тяжело найти хорошего CIO или CDO, который может возглавить процесс цифровой трансформации.

Никто ведь и не ищет. Ищут молодых и красивых CIO. Увы, не все подпадают под этот критерий.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Игорь Одинов пишет:
Хлеб с маслом цифрой не заменить.

Что-то вспоминается эпопея с ожиданиями от мирного освоения энергии ядерного синтеза, и соответственно песня Пугачёвой "Что не может сделать атом:

https://yandex.ru/video/search?filmId=181407142957...

Идея авторам и исполнителям - клипа "что не может сделать цифра" я ещё не видел...

По теме: когда в массовом сегменте программной продукции кроме значений TRUE и FALCE появится значение MAY BE, эвристическое программирование выйдет на совершенно новый уровень и мы узнаем на два порядка больше о работе нейронных связей - тогда и посмотрим АВАТАР на земле и в её окрестностях, а пока что не меньше, чем "цифрой", можно восхищаться строительной техникой и технологиями, реально изменившими мир до неузнаваемости....

Аналитик, Москва

А я вот хочу поиронизировать в отношении антицифры. Один пожарник может сделать во сто крат больше для убеждения. Именно "пожарник", а не "пожарный".

Друг прислал очень свеженькое. У них очень крутая и достойная фирма, миллиардные обороты, стони сотрудников - сплошная цифра. Разговаривают не на русском, а на джавескрипте. Половина - удалённо. И вот:

Коллеги, здравствуйте!· В период с 10 декабря по 11 декабря прошу всех ознакомиться с инструкцией по пожарной безопасности: «О мерах пожарной безопасности на территориях, зданиях и помещениях организации» и «Инструкция по проведении противопожарного инструктажа». Руководителям подразделений прошу обеспечить явку своих сотрудников, включая тех, кто работает: удаленно / вне офиса /на площадках заказчиков.


Представляете - надо ехать черт те куда, тратить время, деньги, расписаться в журнале и уехать обратно. Друг капризничает?

Руководитель проекта, Санкт-Петербург

Цифровизация, как способ повышения производительности и снижения издержек, как способ организации деятельности компаний с меньшими временными затратами работы персонала, которые компенсируются за ясеи цифровых технологий - это одна философия.
Цифровизация, которая ведет к лишению личной свободы, к зависимости и управляемости жизни людей теми, кто оцифровывает - философия другая.
Главный вопрос в том, что если общество не выйдет на новый уровень развития сознания и отношений, обеспечивающих гармоничное развитие человека, а сохранятся ценности и менталитет "раба" - за счет других, ныне действующий в обществе, то мы получим "цифровой " геноцид над человечеством.
Цифровые технологии в здравоохранении привели к тому, что доступ к услугам и их высокому качеству, получают избранные, остальным через цифрвизацию к врачу не пробиться, просто не к кому обратиться так как по любому вопросу вам предложат зайти на сайт, ... и ждать несколько месяцев прием в врачу и т.д. И это будет происходить во всех вферах, затрагивающих жизнь людей.

Профессор, Москва

Цифровизация, как правильно написали авторы статьи, опирается в частности на использование методов обработки больших объемов данных (Big Data), на промышленный интернет (IoT), на так называемую "Интероперабельность" (иначе мы не сумеем в ближайшем будущем разговаривать с утюгами)... и т.п.

А вот как же понимать сам термин "цифровизация", как мне кажется, четкого определения в статье не приведено (декларативные и философские заявления вынесем за скобки).

Михаил Кузнецов +7139 Михаил Кузнецов Аналитик, Москва
Мария Гербер пишет:
Главный вопрос в том, что если общество не выйдет на новый уровень развития сознания и отношений, обеспечивающих гармоничное развитие человека, а сохранятся ценности и менталитет "раба" - за счет других, ныне действующий в обществе, то мы получим "цифровой " геноцид над человечеством.

Так ведь вопрос не в переводе очереди в поликлинике из офлайна в онлайн. При существующем сегодня организационном хаосе, любая его автоматизация породит цифровой хаос.

Почти все высказываются о том, что нужно вначале менять модель (организационную, процессную). Почти все здесь присутствующие хлебнули горюшка при автоматизации хаоса. В этом в первую очередь виноваты разработчики, которые в какой то момент решили, что они могут собой заменить кого угодно допилив коробочную версию (1С) под свои представления эффективного бизнеса. )))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.