Екатерина Данилова: Устарели ли Human Resources? Перевод статьи Джоша Берсина

Екатерина Данилова

Готовясь к нашей научной конференции в апреле, я активно изучал наши исследования за последние годы. То, что я осознал – так это то, что бизнес – среда требует полного переосмысления многих традиционных практик управления персоналом. Позвольте мне коротко объяснить.

Изобретение профессионального менеджмента

В последние 100 лет бизнес ведется профессиональными управленцами. Революция менеджмента, начавшаяся в 1850-х гг., – сделала менеджера человеком, который «ведет за собой» организацию, определяет направления деятельности и контролирует работу служащих. Железные дороги и нефтяные компании управлялись таким образом, а затем пионер – мыслитель ранних 1900 – х Фредерик Тейлор определил организацию как систему, в которой значение системы превыше работника.

Служащие в этой традиционной модели являются ресурсом. Они выполняют работу, на которую их наняли менеджеры. Процессы рекрутинга и управления талантами, тренинги и программы оценки – инициируются и разрабатываются отделом кадров.

Подумайте над термином Human Resources («человеческие ресурсы»)… Уже по своему названию оно предполагает, что люди – это ресурс, как машины или капитал… И просто так случайно произошло, что этот ресурс состоит из людей. Вот почему мне не нравится использовать термин Human Capital Management («управление человеческим капиталом»), который имеет ту же самую подоплеку.

В старой модели теории управления система важнее персонала. ITT, один из лидирующих конгломератов 1960-х, заявил в 1965 году, что цель менеджмента – сделать людей такими же поддающимися оценке, как и физическое имущество.

За последние 50 лет многие управленческие инновации в корне изменили модель. Самая обсуждаемая – Производственная Система компании Toyota. Именно Toyota первая выступила с идеей о том, что работники важнее системы, и что каждый индивидуум на производственной линии способен на (а в действительности – ответственен за) то, чтобы выявить проблему и остановить конвейер, если произошла ошибка. Toyota доказала, что это на порядок улучшило качество, производительность и самочувствие сотрудника. Эпоха, где «менеджер – надзиратель», ушла, и все больше и больше нам нужен мир, в котором менеджер в роли ментора и рабочий в роли менеджера – становятся правилом.

Введение в современную бизнес-среду

Теперь перенесемся в сегодняшний день. Нынешние высокопроизводительные организации (Facebook, IBM, Apple, Amazon.com, UPS, JPM Chase) развиваются так быстро, что их производственный цикл укладывается в месяцы, а не в годы. Их сотрудники тесно работают друг с другом и обмениваются информацией мгновенно. Люди принимаются на работу и вознаграждаются за свои глубокие знания, а не за способность следовать инструкциям. И они работают в быстро меняющихся проектах и инициативах, которые развиваются и изменяются непрерывно. Если смотреть еще глубже – то сегодняшние руководители, на самом деле, уже не указывают, что делать. Это делают сами клиенты.

Подумайте над тем, как Интернет изменил в клиенте привычку покупать. Сегодня почти все продукты, услуги и предложения можно сравнить и приобрести в Интернете. Хотите узнать, что другие люди думают об этом? Достаточно заглянуть в Интернет. Вы можете сравнить цены, уровень обслуживания, отзывы клиентов и то, как работники относятся к своей компании – за считанные секунды.

Это означает, что успешные предприятия научились переступать через свои принципы. Они на 100% ориентированы на клиента, и сами клиенты диктуют – что строить, как продавать, как позиционировать, и как поддерживать продукт.

Если внимательно рассмотреть процессы в компаниях, которые процветают в современной бизнес – среде, вы обнаружите, что они организованы и управляются иначе, чем раньше. Они, по сути, перестали пользоваться моделью «профессионального менеджмента» и превратились в очень подвижные, ориентированные на клиента команды. Для них характерно:

  • Это небольшие, эффективные, самоорганизованные команды (например, водители UPS, которые стучатся в вашу дверь, устанавливают свои собственные графики, нацеленные лишь на то, чтобы поддерживать отношения, а также соблюдать безопасность и быстроту доставки. Быть водителем UPS – одна из самых «предпринимательских» должностей, какую только работник с почасовой оплатой может иметь).
  • Постоянная обратная связь и пересмотр целей (например, Facebook, самая быстрорастущая компания программного обеспечения в мире, – позволяет своим клиентам постоянно изменять свой продукт. Компания регулярно черпает новые идеи через свою корпоративную культуру (так называемый «путь хакера»), и быстро доносит их до клиента. Если что – то не работает – они мгновенно это исправляют).
  • Менеджеры как непосредственные работники (например, в ARAMARK, одной из самых высокопроизводительных компаний США в сфере продуктовых услуг – менеджеры по работе с клиентами лично доставляют еду. В Qualcomm, ключевые разработчики продуктов получают степень кандидата технических наук и патенты благодаря своей работе в компании. Алан Мулалли, который полностью изменил Ford – инженер в душе. Как я описал в своем последнем блоге – в соответствии с новой моделью, лидером является тот, кто сидит вместе с командой и закатывает рукава.
  • Все сотрудники имеют прямой доступ к клиентам (например, в IBM, голос клиента учитывается при всех решениях относительно разработки основных продуктов и стратегий. Клиенты приходят на корпоративные программы развития лидерства и обучают, клиенты помогают с разработкой стратегии, и консультанты всех уровней обязаны взаимодействовать с клиентами по многу раз каждую неделю).
  • Всеми разделяемые общая миссия и культура (например, в Whole Foods, компании стоимостью $10,5 млрд, одной из самых высоко оцениваемых в продуктовом бизнесе, – каждый магазин состоит из небольшой самоуправляемой команды, имеющей полный контроль над бюджетом и процессами, мотивированной предоставлением высокого уровня обслуживания, качества и стабильности). В действительности, в нашей модели мы заявляем, что «культура сейчас – это стратегическое оружие», а не только способ удержать сотрудников и мотивировать их.

Данные изменения в работе эффективных компаний не являются новыми. ВМС США и многие успешные мировые предприятия раскрыли эти секреты много лет назад. Но сегодня, под давлением быстрых изменений и прозрачности в среде клиентских отношений, – они становятся абсолютно необходимы каждому.

Где же место HR во всем этом?

В последние несколько лет наши клиенты просили нас внедрить эти новые практики. Должны ли мы централизовать или децентрализовать процесс обучения и функции HR? Какую форму принудительного ранжирования и оценивающей модели мы должны использовать в нашем процессе аттестации? Как поощрять сотрудников, чтобы они делились опытом друг с другом в наших программах обмена опытом? Как мы можем определить потенциал новых лидеров и помочь им получить признание в условиях глобальности бизнеса? Как нам перестроить наши рекрутинговые и компенсационные программы, таким образом, чтобы они не противоречили глобальной и локальной стратегии?

Эти вопросы являются критически важными, и зачастую на них трудно ответить. И наши исследования лидирующих саморазвивающихся Компаний (High – Impact Learning Organizations), высокоэффективных HR, а также успешных процессов управления талантами – нацелены на поиск подробных ответов на эти вопросы.

Мы видим снова и снова, что высокопроизводительные компании уже начали делать вещи совсем по – другому. Они применяют то, что мы называем «гибкая модель HR».

Вместо того, чтобы сосредотачиваться на иерархически организованных целях и 100 – процентном соответствии поставленным годовым целям и делать на этом оценки эффективности – они установили методы, которые поощряют сотрудников пересматривать задачи регулярно. (Новое исследование по управлению эффективностью показывает, что компании, которые пересматривают цели ежеквартально или чаще – дают прибыли на 20 % больше тех компаний, которые ставят цели сотрудникам один раз в год.) Они основывают процесс управления эффективностью на обратной связи и развитии, а не на оценке. (Сейчас, в первый раз с момента проведений исследований, 70% всех организаций говорят нам, что они хотят, чтобы их процесс аттестации в первую очередь был эволюционирующим по сути.) Высокоэффективные компании во всех отраслях реализуют социальные программы поощрений (social rewards), социальные опросы (social learning) и рекрутинг через социальные сети – все с целью обеспечения прозрачности и быстроты.

Одна из самых больших перемен, которые мы видим в HR – это необходимость непрерывности всех процессов, которые раньше носили эпизодический характер. Вместо того, чтобы иметь ежегодный обзор эффективности процессов – мы должны иметь непрерывный процесс с мгновенной отдачей. Вместо формальной программы обучения раз в год – создать среду непрерывного обучения. И вместо того, набирать людей, когда открываются вакансии – мы должны непрерывно привлекать таланты путем роста привлекательности работы в компании. И сегодня я разговаривал с компанией, которая все время держит «руку на пульсе», регулярно проверяя приверженность своих сотрудников.

Традиционные HR – программы, которые были разработаны в начале 1900 – х, перестают использоваться. Становятся ли они устаревшими? Ответ: да.

Если ваши обучающие и HR – программы ориентированы на построение клиентоориентированных команд, расширение полномочий менеджеров и персонала в принятии решений, поощрение культуры обучения, обучение менеджеров делиться своим опытом и наставлениями – то вы перешли к гибкой модели HR. Если ваша программа HR по – прежнему основана на обеспечении соблюдения правил, закрепления структуры и центров власти, и на водружение лидеров на пьедестал – то ваши HR – программы и программы для персонала, вероятно, отбрасывают вашу компанию назад.

Быстрая адаптация бизнеса (business agility) будет основной функцией HR в будущем. Может быть, мы должны будем даже изменить им название.

Материал впервые опубликован на сайте.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Норкин
Адм. директор, Москва
Очень хорошее напоминание об ''одноразовом бизнесе'' - бизнес ad hoc. Человеческий ресурс, обезличенный, как металл на складе легко ''обрабатывается'' в текстах документов. А в реальности - он иной.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Спрос на специалистов по анализу данных вырос в 30 раз за 10 лет

Самыми быстрорастущими направлениеми стали инфраструктура данных и DevOps, анализ данных, инженерия данных, BigData и ML. 

Названы сферы, где проще всего трудоустроиться пенсионерам

Треть опрошенных отметили, что работодатели стали охотнее приглашать на собеседования кандидатов пенсионного возраста.

SuperJob ввел аукционную модель найма сотрудников

Теперь работодатели смогут открыто торговаться за соискателя.

82% российских компаний увеличат расходы на соцпакет в 2025 году

Среди приоритетных элементов – обучение сотрудников, психологическая поддержка и консультации, ДМС и программы питания.