Как творческие увлечения помогают в бизнесе

Что требуется сегодня, чтобы быть успешным? Внутренняя организация, системное мышление, аналитические способности, контроль, упорство, знания, навыки, обучаемость и приспосабливаемость. Внушительный список и продолжать его можно бесконечно, навряд ли что-то окажется лишним. По всем этим позициям написано море трудов и трактатов, запущено множество курсов дополнительного образования, они заложены и в программы MBA.

Чего же тогда не хватает, чтобы большее количество людей становилось успешнее?

Как бы банально не звучало, для достижения высот не хватает удачи. Но не в привычном нам смысле, тут под удачей подразумевается возможность и умение услышать самого себя. Чтобы было проще, можно назвать это вдохновением, музой или же инсайтом. 

Удивительный парадокс — чтобы стать успешнее, нужно много работать, а, чтобы поймать музу, нужно научиться отдыхать и расслабляться. Об этом Ицхак Адизес сказал так: «Как сбросить скорость и разглядеть указатель на съезд? Чем сложнее ситуация, тем сильнее нужно расслабиться».

То есть, чтобы найти решение, не всегда нужно напрягаться в его поиске, а расслабиться, заняться чем-то другим, но при этом прислушаться к себе, и в тот момент, когда нужная мысль придет, схватить ее и воспользоваться. И этому нужно учиться.

Ценность искусства

Очень часто в принятии решений, разработке продуктов или услуг, мы копируем других, а не создаем новое. Просто потому, что у нас не хватает ни знаний, ни фантазии. Человеческий мозг просто тасует «кубики», которые успел накопить за прошедшие годы, но вот собрать из них что-то новое, не способен. Избежать этой ловушки возможно, если делать упор на творчество, и не в своей основной деятельности, а жизни в целом.

Вообще потребность в духовном и культурном развитии и обогащении достаточно сильна в большинстве людей. По данным мониторинга активности жителей столицы «СберИндекса», после смягчения ограничений в Москве, многие предпочли барам и ресторанам музеи, выставки и театры.

Тем не менее, если мы посмотрим назад, увидим пик развития литературы, музыки, языков. На занятия творчеством делался упор, люди понимали, что именно от этого зависит их потенциал. Сегодня же искусство движется в сторону упрощения.

Безусловно, открытия и инновации есть и сейчас, но что объединяет тех, кто их создает? Обратимся к биографии наших успешных современников и легко проследим закономерность – у большинства из них есть хобби, непосредственно связанные с искусством. И это ключевой момент.

В 2013 году Фонд «Общественное мнение» опубликовал результаты опроса, посвященного увлечениям россиян. И как выяснилось, наиболее популярным способом проведения свободного времени является просмотр телевизора (46% опрошенных). А творческие увлечения есть лишь у 21% участников тестирования. Резонный вопрос, много ли мы знаем людей, которые проводят свободное время так бесцельно и создают что-то новое? Конечно, нет.

Мы все знаем, что творческие хобби есть у многих актеров и музыкантов. Энтони Хопкинс пишет картины, Кристофер Ли прославился не только как актер, но и как создатель нескольких оперных произведений и metal-альбомов, для Стивена Ванн Зандта съемки лишь следствие, музыка на первом месте. И нас это не удивляет, хотя иногда успехи в увлечении затмевают основной род деятельности.

А вот если говорить о людях бизнеса, то все наоборот. Их увлечение искусством, именно занятия, создание или исполнение чего-либо, нас поражает и словно открывает нам человека с другой стороны. Примеров масса: Уоррен Баффетт играет на укулеле, Дэвид Соломон, исполнительный директор Goldman Sachs активно выступает как DJ. Среди российских предпринимателей самый яркий пример это Михаил Гуцериев, который в своем хобби не менее успешен, чем в нефтяном бизнесе.

Вполне ожидаем вопрос: для чего им это? Неужели от скуки или же это желание потешить свое самолюбие?

Как использовать хобби себе на пользу

Ученый Клейтон Кристенсен в 2009 году опубликовал обширное исследование, посвященное именно творческой составляющей в процессе создания новых продуктов. В течение 6 лет было опрошено более 3 тысяч топ-менеджеров компаний и 500 человек, которым удалось придумать настоящую инновацию. В результате удалось установить, «предприниматели-новаторы» обладают творческим интеллектом, что их отличает и позволяет создавать. И все эти люди имеют пять общих черт:

1. Ассоциативное мышление

Умение видеть связь между объектами и явлениями, даже там, где, казалось бы, ее нет.

2. Любознательность и умение задавать вопросы

Через верные вопросы они проникают в суть вещей. Подвергают сомнению устоявшиеся догмы, пытаются сдвинуть незыблемые границы.

3. Наблюдательность

Умение четко подмечать детали и внимательно относиться к происходящему вокруг, что приводит к нестандартным решениям.

4. Экспериментаторство

В первую очередь, это отсутствие страха ошибки и неудачи, которое толкает новаторов к постоянным попыткам найти наилучшее решение.

5. Общительность

Установка и поддержание отношений с людьми из различных областей деятельности, общение с ними о продукте или идее, позволяет получить обратную связь со всех точек зрения, что позволяет довести проект до идеала.

Самое главное, что все эти качества в себе можно развивать. Для этого, как подчеркивает автор, нужно постоянно заниматься, снова и снова повторять одни и те же упражнения.

Проследить параллель с искусством не составит труда. Вспомните ребенка, у которого есть лист бумаги и карандаш: нарисовать он может все что угодно, ведь ограничен лишь своей фантазией – ассоциативное мышление; рисовать как профессионал еще не умеет, поэтому будет задавать родителям много вопросов – любознательность; явная гиперболизация некоторых деталей рисунка – наблюдательность; нет страха совершить ошибку – ластик и чистый лист всегда под рукой – экспериментаторство, и наконец, свой шедевр покажет всем, чтобы получить оценку – общительность.

Но чем мы старше, тем правильнее и реалистичнее наши рисунки. Да, они красивее, но скучнее – нет креатива и изюминки.

Теперь вернемся к предпринимателям. Интересная закономерность – они не просто продолжают творчески развиваться, их успехи в увлечениях соответствуют и успехам в бизнесе. Все просто – для них это вовсе не отдушина и не способ забыться. А конкретный инструмент, что позволяет в нужный момент расслабиться и получить тот ответ, который другие просто не услышат из-за общего шума в голове. А выигрывают те, кто принимают нетривиальные решения в нужный момент и в нужное время.

Например, Дэвид Соломон, подчеркивает, что хобби помогло найти ему общий язык со своими сотрудниками, почти половина которых, принадлежит к миллениалам и поколению Z. Сам же генеральный директор «Goldman Sachs» подходит к хобби со всей ответственностью, и если начинает чем-то интересоваться, то отдается этому с головой и старается достичь там максимума.

Огромных успехов в своем увлечении добился и Михаил Гуцериев. Да, можно сказать, что это благодаря его внушительной доле в отечественном медиабизнесе, но нельзя не согласиться с тем, что умение превратить увлечение в прибыльный бизнес – талант. Тем более, предприниматель, как он сам признается, всегда находился в парадигме творчества – интересовался искусством, музыкой, поэзией, сочинял сам.

Наукой давно доказано, что мозг человека способен лишь повторять опыт, свой или чужой, но редко когда мы по-настоящему что-то придумываем. Именно поэтому, чтобы найти решение, нужно чтобы мозг не участвовал в этом процессе. Для этого и используется тот самый момент вдохновения. Во время творческого процесса мы получаем доступ к неограниченному количеству фантазии, которая очень необходима здоровому и взрослому человеку. Благодаря ей, мы придумываем новый продукт, новую услугу или находим неочевидный ход в бизнесе, на который все остальные не способны. Это и делает лидеров лидерами.

Люди, которые имеют хобби, получают возможность отдыхать душой и расслабляться, как правило, они более уравновешены и в семье, и в карьере. Они способнее и, самое замечательное, что с помощью своих хобби получают результаты, которые дают ежедневные подтверждения их возможностей. А это, в свою очередь, служит запалом для новых побед. Так человек создает из самого себя победителя и показывает его миру.

Читайте также:

Комментарии
Генеральный директор, Екатеринбург

Хобби – это то, чем бы человек хотел заниматься всю жизнь, но только не знает, как это манетизировать. Поэтому хобби для него отдушина от не любимой и ненавистной работы ради хлеба насущного.

А у кого хобби и бизнес – одно и тоже, те богаты и счастливы.

Генеральный директор, Москва

Исследований о гармоничном развитии, преимуществах использования правого и левого полушарий, практиках расслабления и концентрации и подобном  - очень много. Мозг неисчерпаем.

Но хобби - это другое.

Генеральный директор, Екатеринбург

Люди, которые имеют хобби, получают возможность отдыхать душой и расслабляться, как правило, они более уравновешены и в семье, и в карьере. 

Хобби же оно тоже разное. Вон, Чикатило, где-то работал, а "отдыхал душой" и "расслаблялся" вне дома. А дома уравновешенный и спокойный был мужчина.

Консультант, Москва

Статья противоречивая, как принято говорить в таких случаях. Поставила "плюс", потому что творчество действительно является частью жизни самых разных людей - от военачальников до ученых, от промышленников до спортсменов, от политиков до фермеров... Именно поэтому в ходу утверждение, что талантливый человек талантлив во всем.

Потребность в творчестве может испытать любой талантливый человек.  Я не знаю, какие стихи пишет Лавров, но считаю его талантливым дипломатом и не удивлюсь, если он и как поэт талантлив. Мой одноклассник, известный экономист, профессор, преподаватель высшей школы и пр., несколько лет назад увлекся колокольным делом. Начал с коллекционирования колокольчиков, что делают многие, а сейчас он является одним из серьезнейших экспертов по кампанологии в стране. А может, и не только в стране.

Возвращаясь к статье. У нее есть другая сторона, спорная, для меня, по крайней мере. Поймала себя на том, что практически каждый абзац/строчка автора вызывает возражение

...тут под удачей подразумевается возможность и умение услышать самого себя. Чтобы было проще, можно назвать это вдохновением, музой или же инсайтом.

 Не слишком ли сложный пируэт? Сначала осложнить - дать сверх-оригинальное определение удачи, а потом резко упростить, назвав это вдохновением, музой или инсайтом?

Сегодня же искусство движется в сторону упрощения.

Я не искусствовед, но уверена, что ТАК об искусстве нельзя. Оно разное. Оно движется в разных направлениях, усложняясь для восприятия обыденным сознанием, в т.ч. 

Примеры возражений можно приводить и дальше. Но чего точно не хватает статье, так это "сочности" рассказа об увлечениях, которые обогащают людей и делают их жизнь более наполненной, вкусной, а их самих - еще более яркими привлекательными личностями. Ну, так об этом и надо писать так, чтобы сок брызгал из каждой строчки:-). С вдохновением:-)

 

Генеральный директор, Москва
Любовь Гвоздилина пишет:

Возвращаясь к статье. У нее есть другая сторона, спорная, для меня, по крайней мере. Поймала себя на том, что практически каждый абзац/строчка автора вызывает возражение

Я пока не вижу какой-то прямой и доказуемой связи между увлечениями, хобби, искусством и успехами в бизнесе.

Скорее, можно найти очень много примеров того, что человек может хорошо делать несколько разных дел, получать от этого удовольствие и радовать себя и других.

Мы как люди не так просто устроены, меняемся со временем, накапливаем опыт, развиваем какие-то качества, навыки и даже способности. Как и в какой это преломляется в жизни каждого отдельного человека - как бы это знать заранее!

 

 

Консультант, Украина
Евгений Равич пишет:
Любовь Гвоздилина пишет:

Возвращаясь к статье. У нее есть другая сторона, спорная, для меня, по крайней мере. Поймала себя на том, что практически каждый абзац/строчка автора вызывает возражение

Я пока не вижу какой-то прямой и доказуемой связи между увлечениями, хобби, искусством и успехами в бизнесе.

 

 

Когда человек успешен в бизнесе - у него будет свободное время на искусство и деньги на хобби. Как-то так.  

Генеральный директор, Москва
Андрей Роговский пишет:
Евгений Равич пишет:
Любовь Гвоздилина пишет:

Возвращаясь к статье. У нее есть другая сторона, спорная, для меня, по крайней мере. Поймала себя на том, что практически каждый абзац/строчка автора вызывает возражение

Я пока не вижу какой-то прямой и доказуемой связи между увлечениями, хобби, искусством и успехами в бизнесе.

Когда человек успешен в бизнесе - у него будет свободное время на искусство и деньги на хобби. Как-то так.  

Я только за - двумя руками. 

Но если мы не о мнениях, а о наблюдаемой и проверяемой связи, нужно собирать и проверять такие данные.

Консультант, Москва
Андрей Роговский пишет:
Когда человек успешен в бизнесе - у него будет свободное время на искусство и деньги на хобби. Как-то так.  

Это про лошадь и телегу - кто что ставит впереди. Кто-то убежден, что если человек способен творить, он будет успешен в бизнесе... 

Евгений Равич пишет:
Но если мы не о мнениях, а о наблюдаемой и проверяемой связи, нужно собирать и проверять такие данные.

Татьяна Черниговская утверждает, что творчество - это главное свойство мозга, которое отличает человека от животного. Если мозг НЕ находится в состоянии творчества, он оскудевает. Поэтому в программах практически всех бизнес-школ мира в последние 10-15 лет есть "творческие модули". Они очень разные - от интуитивного рисования, когда слушатели рисуют сами, до погружения в живопись/музыку/театр и пр. для получения "креативных импульсов".

В мире и у нас есть исследования на эту тему (сначала появились исследования, потом модули в бизнес-школах). Я хотела дать ссылки (у меня для работы были западные, начала 2000-х гг), потом увидела, что появились новые (влияние творчества на бизнес, креативность и бизнес, творчество и мозг...). Можно выбрать.

Генеральный директор, Москва
Любовь Гвоздилина пишет:
Андрей Роговский пишет:
Когда человек успешен в бизнесе - у него будет свободное время на искусство и деньги на хобби. Как-то так.  

Это про лошадь и телегу - кто что ставит впереди. Кто-то убежден, что если человек способен творить, он будет успешен в бизнесе... 

Евгений Равич пишет:
Но если мы не о мнениях, а о наблюдаемой и проверяемой связи, нужно собирать и проверять такие данные.

Татьяна Черниговская утверждает, что творчество - это главное свойство мозга, которое отличает человека от животного. Если мозг НЕ находится в состоянии творчества, он оскудевает.

Вполне возможно, творчество - достаточно широкое понятие. Было бы просто прекрасно дожить до того момента, когда мозговеды узнают о мозге все, что они хотят, и мы получим все ответы. Но пока ... . Кстати, про животных мы тоже не все понимаем. Есть у них душа?

Поэтому в программах практически всех бизнес-школ мира в последние 10-15 лет есть "творческие модули". Они очень разные - от интуитивного рисования, когда слушатели рисуют сами, до погружения в живопись/музыку/театр и пр. для получения "креативных импульсов".

Есть доказательства эффективности таких методик? Как только мозги бедных менеджеров не пытаются переключать и раскачивать.

В мире и у нас есть исследования на эту тему (сначала появились исследования, потом модули в бизнес-школах). Я хотела дать ссылки (у меня для работы были западные, начала 2000-х гг), потом увидела, что появились новые (влияние творчества на бизнес, креативность и бизнес, творчество и мозг...). Можно выбрать.

Будет возможность поделиться (или что-то покажется особенно интересным) - не упускайте ее!

Руководитель проекта, Москва

статья ради громкого заголовка, комментариев, дайджеста в рассылке

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сервис Trud.com составил рейтинг работодателей 2020 года

Какие компании на слуху у специалистов и соискателей? Какие компании привлекательны с точки зрения достойной оплаты труда, оптимальной нагрузки, карьерного роста?

Блогеры в TikTok набирают подписчиков быстрее, чем в Instagram

В среднем ежемесячный прирост новых подписчиков в TikTok составлял 33,2%, а в Instagram – 8,9%.

ФРИИ инвестирует в платформу для мотивации и обучения IT-команд

Платформа предоставляет IT-командам шаблоны карт компетенций для более чем 40 IT-специальностей.