Что делать, чтобы не потерять работу в кризис

По оценке Центра стратегических разработок, к концу 2022 года существенный рост безработицы будет наблюдаться в 63% субъектах России, а в 16 регионах безработица вырастет относительно среднего уровня за январь-март 2022 года в 2 раза и более, в 53 регионах – в 1,5 раза и более. То есть задача поиска новой работы – это вероятная перспектива для большого количества занятых в настоящий момент.

На Executive.ru достаточно широко раскрыты темы методов и приемов поиска работы, психологической адаптации в условиях неопределенности, источников информации необходимой информации о работе. Есть даже статьи о советах, на которые можно «забить» при поиске работы.

При этом основная же проблема в поиске работы в данный момент – в том, что ее попросту нет.

Как устроен поиск работы в корпоративном секторе

С 2017 года идет неуклонное снижение продуктивных управленческих вакансий на рынке труда, размещенных в открытом доступе. Качественной по всем параметрам работы для управленца объективно становится меньше. А про 2022 год даже и говорить не хочется.

Связано это с тем, что работодатель меняется – происходит укрупнение рынка труда. Фактически корпоративный сектор сейчас – это аналог южнокорейских чеболей (группа фирм, находящихся в собственности определенных семей и под единым административным и финансовым контролем – прим. ред.).  Говорят даже о чеболизации российской экономики. А у данного процесса есть несколько важных следствий:

  • начальников верхнего уровня в принципе нужно меньше; при этом «средний слой» разрастается непропоционально, но «живой» работы там не найдешь, да и компенсации оставляют желать лучшего;
  • увеличивается доля компаний предпочитающих внутреннюю «вертикальную» миграцию подчиненных найму «варягов» со стороны.

Снижение темпов роста экономики в совокупности с чеболизацией приводит к тому, что на первое место выходят такие стратегические модели управления, как механистическая бюрократия в сочетании со школой власти (по Мицбергу). Компаний, переживающих органический, а тем более взрывной рост – все меньше.

В любой «политически» ориентированной компании персонал полностью или частично разделен по «сферам влияния». В центре каждой из которых тот или иной тяжеловес высшего звена.

Хорошая метафора – пирамида со звездой на вершине: внутри такой пирамиды скорость и четкость исполнения указаний руководства ценится больше, чем креативность, а лояльность группе – это высшая и неприкасаемая добродетель. Звезда, как правило, недосягаема, но судьба каждого из членов группы незримо и жестко с ней связана.

В случае если звезда «уходит за горизонт» – вслед за ней «осыпается» и вся пирамида. Если звезда меняет свою дислокацию, вместе с ней на новое место переезжает и пирамида – полностью или частично.

Особняком стоят две категории.

  • Суперэксперты – носители специфических, уникальных знаний/опыта, работа предприятия без которых сильна осложнится или физически невозможна. Это, как правило, не управленцы, а функционалы, обычно – технари, производственники или коммерсанты.
  • Вторая категория – мудрые суперэксперты. Они дополнительно усиливают уникальность своей экспертизы, сознательно концентрируя специфические знания, навыки и опыт в собственных руках, ограничивая доступ к ним со стороны компании и своих подчиненных. Можно также стать суперэкспертом на низовом уровне, как правило, если речь идет о каком-то специфическом навыке в сочетании со сравнительно низкой ЗП. Но этот вариант вряд ли интересует читателей данной статьи.

Остальные, те кто не попал в ту или иную пирамиду – это операционный слой – назовем его так. Как правило, они выполняют основную работу. Должен же в компании кто-то и работать, но при этом – это первые кандидаты на увольнение, например, когда нужно найти «козла отпущения», сократить накладные расходы и т.д. Вне зависимости от личной приверженности компании, ранее затраченных усилий и достигнутых операционных результатов. Очень часто время работы в компании руководителя, попавшего в операционный слой – 3-6 месяцев.

Процессы, связанные с уходом звезд «за горизонт», в настоящее время радикально ускорились. Время такое.

В настоящий момент присутствует огромная конкуренция на рынке труда среди соискателей. Особенно среди «коммодитизируемых» профессий – таких как финансисты, юристы и прочие дженералисты. Как пример – при размещении вакансии руководителя финблока на основном работном сайте нашей страны количество откликов за 48 часов достигло 614 соискателей. При этом многие вакансии размещаются «для галочки», потому что так положено правилами компании. Реальный поиск и подбор осуществляется по внутренним каналам.

Что из этого следует?

  1. Вам нечего боятся, если вы и так хорошо понимаете и блестяще владеете правилами игры, а также если вы суперэксперт.
  2. Все управленцы – элементы той или иной пирамиды.
  3. На открытом рынке труда востребованы суперэксперты или кандидаты в операционный слой.
  4. Более менее устойчивое положение в компании можно найти в структуре одной из пирамид.
  5. Каналы поиска работы через традиционные источники массового подбора подчас не работают. Самые вкусные вакансии закрывают через своих.

Что нужно делать?

  1. Признать что увольнение – это событие, которое может произойти в любой момент вне зависимости от вашей лояльности или включенности в судьбу компании.
  2. Необходимо четко понимать «свою» пирамиду и мониторить не только состояние компании, но и расклад внутриполитических связей внутри. Начинайте активизироваться при первых серьезных признаках того, что ваша «пирамида» зашаталась.
  3. Прямо сейчас нужно выделить бюджет времени на страховку – комплекс предупредительных мероприятий, направленных на «подогрев» рынка труда в части вашей кандидатуры, даже если прямо сейчас вы не ищите работу.
  4. Четко выполняйте все поручения, даже если вы с ними внутренне не согласны, демонстрируйте приверженность и лояльность интересам своей внутрикорпоративной группы не только словом, но и делом. Репутация (хоть и в специфическом понимании настоящего момента) – это самый ценный актив.
  5. Исследуя свою пирамиду, будьте осторожны, приближаясь к звезде. Ее окружение могут воспринять, это как непосредственную угрозу для себя. Помните медицинскую поговорку: «У любого хорошего врача за спиной – маленькое кладбище».
  6. Если вам предлагают релокацию в хорошей компании – соглашайтесь. Как я уже писал, для того чтобы попасть в центральный аппарат, во многих компаниях нужно 2-5 лет «потоптать землю» где-нибудь в регионе.

Как «прогреть» рынок труда?

  • Разместите резюме. Просто пусть будет. Ряд рекрутеров в полупассивном режиме мониторят базу потенциальных соискателей. В их случае работающий потенциальный соискатель – это дополнительный плюс, так как косвенно подтверждает его профессиональную состоятельность.
  • Отслеживайте карьерную траекторию своих знакомых, особенно наиболее успешных.
  • Освежайте базу контактов. Будьте на виду. Особенно важно напоминать о себе восходящим звездам. Поздно наводить мосты с теми кто в зените – как правило, там уже очередь «к телу».
  • «Подсветите вывеску». Займитесь активным продвижением собственного бренда. В идеале вы должны легко гуглиться в Интернете. По моему опыту, серьезного кандидата в первую очередь проверяют в открытых источниках и социальных сетях. Поэтому, берегите свою сетевую репутацию. Если вы серьезный руководитель – остерегайтесь политического и бытового холивара. И поменьше котиков.
  • Заводите дружбу с рекрутерами. Оказывайте им мелкие услуги.
  • Обязательно откликайтесь на запросы рекрутеров по вашей персоне – направляйте резюме, соглашайтесь на интервью – даже если вы не в поиске. Продайте себя по максимуму и в конце укажите, что вы не находитесь в активном поиске, но готовы к конструктивному общению. Возможно, за этим последует предложение, от которого вы не сможете отказаться.
  • Перед тем как войти в тесный контакт с рекрутером выясните по максимуму все о компании, причине увольнения предыдущего руководителя на предлагаемой вам позиции, соберите всю информацию из открытых источников, в том числе отзывы, найдите людей имеющих к компании отношение. Возможно, вас затягивают в операционный слой. В этом случае, скорее всего, вам дадут пару недель, чтобы разобраться, где находится столовая и кофе-машина, а потом начнется жесткая мясорубка. Помните, что рекрутер внутри компании должен закрыть вакансию в операционном слое любой ценой, особенно при высокой его оборачиваемости по кадрам, чтобы самому не попасть «в расход». Проверяйте вся полученную информацию из независимых источников.
  • Находясь в компании, особенно крупной – максимально прокачивайте свою сеть контактов. С одной стороны, чем более вы инкорпорированы в пирамиду – тем больше шансов получить работу при ее миграции. С другой – ваша записная книжка может стать источником вашей экспертизы на новом месте работы.

В любом случае необходимо помнить – карьера в настоящий момент требует самых нестандартных ходов, которые бы выделили вас из общей массы вероятных претендентов на интересной, перспективное место работы.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Ответа на вопрос всет-таки в статье нет. риск потери работы в кризис намного выше, чем  в спокойные времена. И в такие времена задачи разделяются:

1. Сохранить работу и статус кво

2. Найти работу и не прогадать

3. Рискнуть и войти в стартап, организовать свое дело

Из советов, я не увидела ничего, что отличало бы поведение в спокойные времена от оведения в кризис. Как говорится, "держать нос по ветру " нужно всегда. хотя бы для того, чтобы понимать тренды и вовремя получить доп навык, знания и пр. В кризис это делать поздно. 

Чтобы сохранить статус кво и работу, надо было:

1. Правильно выбрать компанию и нишу, чтобы риск потери в кризис был минимален

2. Работать весь период, показывать результаты, делать имидж.

Но это все не в сам кризисный момент, эта вся раюота должна была сделана ранее. 

 

Аналитик, Москва

С вакансиями, предполагающими релокацию, зачастую смешно получается. Например, предлагали Мурманскую область, Магадан, Воркуту. В первых двух случаях были интеллигентно посланы. В последнем случае умножил свою столичную зарплату в три раза и озвучил в качестве желаемого заработка. Сами отвалились.  
А так статья отличная. Добавил в избранное.

Researcher, Москва

Сидеть, вцепившись в свою работу на схлопывающемся рынке в страхе, что не сегодня так завтра уволят -- нет никакого смысла.

Мне кажется самое разумное, это провести аудит своих компетенций.
Понять какие дополнительные современные скиллы и компетенции существенно поднимут ликвидность на глобальном рынке труда.
Выбрать приличную школу, потратить на учебу полгода-год.
Дополнить свой портфель новыми компетенциями, перепозиционировать себя если нужно и переработать резюме.
А затем просто заявить о себе на ресурсах глобального рынка труда.

Сначала поработать на удаленке, а потом просто релоцироваться куда-нибудь где комфортней с учетом специализации. Сейчас многие российские компании релоцируются всеми офисами. Вписаться в них -- тоже нормальный вариант.

Рынок труда в РФ примерно с марта в драматическом пикЕ -- отношение числа соискателей к числу вакансий выросло в разы по данным hh.ru
На всех вакансий не хватит. Какой смысл толкаться попами на быстро сужающемся пространстве? 

Тяжелей всего будет менеджерам высшего звена, бизнес-девелоперам, и прочим мета-менеджерам, которые востребованы, когда все растет -- им придется переквалифицироваться в специалистов и вспоминать работу, которую они давно забыли.

Самых лучших (из тех кто помоложе) возьмут за полцены их реальной стоимости (за которую еще год назад можно было вполне устроиться), остальные будут вынуждены падать в цене еще ниже из-за сверхконкурентного рынка соискателей.

Аналитик, Москва
Сергей Средний пишет:

Сидеть, вцепившись в свою работу на схлопывающемся рынке в страхе, что не сегодня так завтра уволят -- нет никакого смысла.

Мне кажется самое разумное, это провести аудит своих компетенций.
Выбрать приличную школу, потратить на учебу полгода-год.

Рынок труда в РФ примерно с марта в драматическом пикЕ -- отношение числа соискателей к числу вакансий выросло в разы по данным hh.ru.

Тяжелей всего будет менеджерам высшего звена, бизнес-девелоперам, и прочим мета-менеджерам, которые востребованы, когда 

Самых лучших (из тех кто помоложе) возьмут за полцены их реальной стоимости

Ой, да не пугайте. Этот кризис длится уже с 2008 года, а для кого-то аж с 90-х. Короче, давно стал перманентным и все к нему привыкли.

По поводу школ, где всему научат. Не оригинально. Давным давно стало мейнстримом. А значит какие-то конкурентные преимущества такой подход не даст. Как-то пробежался по нескольким сайтам новомодных онлайн-школ. 6 месяцев обучения, 12 месяцев обучения, 15 месяцев обучения, 24 месяца обучения.Так и хочется сказать: "Ребят , Вы чего? Нету столько времени, нету!". Технологии новые, а подходы старые. Неужели хотят "налить воды", чтобы накрутить чел-часы для преподов?  Это как гвозди лаптопом забивать. Вспоминая о том, что знания в современном мире быстро устаревают, начинаешь сомневаться и в ценности образовательного контента подобных школ. Такое впечатление, что учат "убивать драконов". И выгода от этих знаний - в их передаче, а не в применении.
Далеко ходить не надо, недавно в сети промелькнула инфа о том, что процентов 80% современных программистов-разработчиков ни в каких образовательных учреждениях не учились. Они самоучки.  Как говорится, мы все учились понемногу...

Дважды встречал адекватный подход в обучении. В первом случае эксперт в узкоспециализированной области предлагал 2 полных дня обучения. Подход следующий: рассказывает, показывает, делится секретами, отвечает на вопросы, контролирует практическое применение знаний в режиме реального времени. Во втором случае эксперт в не менее узкоспециализированной области просто предлагал понаблюдать за своей работой в течение дня. В обоих случаях никаких дипломов и сертификатов, но и, одновременно, никакой "воды" и бесполезных знаний. Оба просили в районе 200 тыс. руб. за свои услуги.
Вот это правильный и честный подход в обучении. И за такое я готов платить.

Так или иначе, хочется обратиться к вольнонаемному работнику. Побольше уверенности и оптимизма. Помните, что работа - это не волк, а лучший кандидат для ее выполнения - это всегда вы.

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Константин Комшуков пишет:
адекватный подход в обучении

Поддерживаю. Такие и подобные форматы встречал 5 лет назад. Сталкивался лично. Курс идёт несколько дней. Ведёт его известный в бизнесе человек, за плечами которого и бизнес и опыт. Он всего лишь рассказывает и на пальцах объясняет аудитории, как он проходил определённый путь, дело, случай в его работе, в компании. Как рассуждал, что делал. Потом ответы на вопросы и разбор конкретных ситуаций от слушателей. И, никаких дипломов. Этож просто общение с профи. И, там столько предметной инф-и, сколько вам ни одна школа не даст. К чему уже состоявшемуся профи академическая вода? Ему нужны курсы повышения своей квалификации. 

Константин Комшуков пишет:
что процентов 80% современных программистов-разработчиков ни в каких образовательных учреждениях не учились. Они самоучки.  

И, это нормально. Для молодого человека сначала нужно акад. образование, а в дальнейшем, только общение с профи и экспертами рынка. 

Директор по продажам, Санкт-Петербург

Особняком стоят две категории.

  • Суперэксперты – носители специфических, уникальных знаний/опыта, работа предприятия без которых сильна осложнится или физически невозможна. Это, как правило, не управленцы, а функционалы, обычно – технари, производственники или коммерсанты.
  • Вторая категория – мудрые суперэксперты

 А, в чем разница-то? 

Есть эксперт в своём деле. Априори он мудрый человек. Т. е. постоянно рассуждающий и совершенствующий свои знания, пополняющий их. Обладающий большими знаниями в своей области. На то он и эксперт. А, кто такой супер эксперт? И, кто такой мудрый эксперт? Предыдущий, что-ли не мудрый? Или, менее мудрый? А, эксперт, он в два раза не мудрее/тупее, чем мудрый эксперт? 

Аналитик, Москва
Константин Комшуков пишет:

По поводу школ, где всему научат. Не оригинально. Давным давно стало мейнстримом. А значит какие-то конкурентные преимущества такой подход не даст. Как-то пробежался по нескольким сайтам новомодных онлайн-школ. 6 месяцев обучения, 12 месяцев обучения, 15 месяцев обучения, 24 месяца обучения.Так и хочется сказать: "Ребят , Вы чего? Нету столько времени, нету!". Технологии новые, а подходы старые. Неужели хотят "налить воды", чтобы накрутить чел-часы для преподов?  Это как гвозди лаптопом забивать.

Верно!

Когда-тоя работал в компьютерной школе, сам придумал и предложил директлру тему "Пять уроков на компьютере". Его первая реакция: "Ерунда, не сможешь!".
Курсы были очень популярны, план занятия составляли вместе с психологом. Через 5 уроков выходили люди, умеющие работать с редактором и таблицами. Конечно, сейчас это выглядит уже наивно, никого не надо учить элементарному, но с Вашим подходом согласен.

Аналитик, Москва
Константин Комшуков пишет:

С вакансиями, предполагающими релокацию, зачастую смешно получается. Например, предлагали Мурманскую область, Магадан, Воркуту. В первых двух случаях были интеллигентно посланы. В последнем случае умножил свою столичную зарплату в три раза и озвучил в качестве желаемого заработка. Сами отвалились.  
А так статья отличная. Добавил в избранное.

Такая релокация от человека зависит. Я вот не отказывался от  дальних городов, люблю Дальний Восток. И если есть тяга к перемене мест, то варианты такой релокации очень даже неплох. Но, конечно, надо смотреть на зарплату. Мне предлагали гораздо выше, чем в Москве, все они были связаны с нефтехимией. С оплатой переезда всей семьёй. Ну а если зовут среднестатическим специалистом, то не очень понятно, зачем им, допустим, бухгалтер или юрист из Москвы. 
Близкий молодой товарищ  первый раз поехал в Ангарск главным инженером. Очень быстро стал генеральным, потом его опять переманили в Москву. Он потолкался здесь в пробках, покупался в чужих понтах и суете и уехал опять директорствовать куда-то за Урал. 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Вам нечего боятся,

Дожились ...

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Интересный текст, по своему уникальный. С одной стороны тут масса спорных тезисов и даже таких, с которыми никак нельзя согласиться. С другой стороны - автор свою концепцию подал очень цельно и логично. Так что посмотрю - будет ли он чам участововать в обсуждении. Если да - то можно будет и подискутировать

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
«Кухня на районе» запустит автоматы с готовой едой и кафетерии в Москве

Для сервиса выход в офлайн — один из способов увеличить оборот.

За год стереотипов в отношении женщин на рынке труда стало меньше

В 81% компаний сообщили, что семейное положение женщины не влияет на решение о ее работе.

Сервис аренды самокатов Whoosh выйдет на IPO

Ожидается, что это произойдет 14 декабря 2022 года.

«МегаФон» продал долю в «Связном»

Оператор «МегаФон» владел 25% акций сети магазинов «Связной».