Стратегия: два инструмента, помогающие эффективно доносить свои мысли

Криппендорф Кайхан зарабатывает на жизнь в Нью-Йорке тем, что консультирует крупные компании по вопросам стратегии и время от времени выгодно инвестирует накопленное. Желание узнавать новое и праздное любопытство часто приводят его на встречи новаторов. Одна из недавних посиделок поразила его настолько, что он посвятил ей колонку в FastCompany, ставшую хитом.

Речь на той встрече зашла о сторителлинге. Собрались руководители и партнеры из крупных корпораций, консалтинговых и инвестиционных компаний, а также несколько предпринимателей со звучными именами. Все они, конечно, услышали о сторителлинге не в первый раз, но, как известно, чем больше ты знаешь, тем прочнее осознаешь, как важно учиться дальше.

Кайхан пришел с тем же снобским ощущением, что знает о теме достаточно и даже может считать себя экспертом в этом вопросе. Но чуть позже понял, что ошибся. Вот две ключевые мысли, которые он вынес из той сессии. Воспользуйтесь ими на ближайшей встрече или в телефонном разговоре и сравните результат с предыдущим опытом.

1. Как можно чаще пользуйтесь «языком чувств»

Для начала организатор встречи рассказал собравшимся одну историю, а после предложил проанализировать, что из услышанного они запомнили. Проделайте то же самое и вы поймете, что аудитория часто впадает в коматозное состояние, в котором сложно улавливать мысли говорящего. Ключ к вниманию и вовлеченности кроется в «языке чувств» («language of the senses» или LOTS). Рассказывая историю, вы должны делиться тем, что видите, слышите, какой запах или вкус улавливаете. Когда вы обращаетесь к чувствам (ощущениям) людей, то увлекаете их внутрь своей истории.

2. Выстраивайте «позвоночник истории»

Во время работы в McKinsey Кайхан усвоил правило, согласно которому начинать презентацию необходимо по стандартной структуре SCQ: «Cитуация, Осложнение, Вопрос, Ответ». Однако выступающий предложил пятиступенчатую структуру и призвал пользоваться ей не только в начале, но и на протяжении всего разговора. Называется такая структура «позвоночник истории» (story spine): вводная в нынешние реалии, нарастание конфликта, схватка, решение конфликта, появление новых реалий.

Непонятно? Вот пример от Кайхана:

1. Вводная в нынешние реалии

«В темной комнате в один ряд сидят, опираясь на спинки стульев, двадцать топ-менеджеров и предпринимателей. Перед ними еще пара свободным стульев. Дверь закрывается, оставляя за собой звук нью-йоркского трафика».

2. Нарастание конфликта

«Наставник начинает выводить маркером на флип-чарте первые слова. Он здесь, чтобы научить нас сторителлингу. Но меня не покидает мысль, что здесь собралась опытная группа и вряд ли мы узнаем что-то новое».

3. Схватка

«Наставник призывает нас чаще использовать «язык чувств», но один из слушателей парирует, что на заседании директоров таким языком говорить нельзя, тебя «не поймут». Наставник замечает, что именно те слова доходят до слушателя и запоминаются, которые произносятся в непривычной для уха форме».

4. Решение конфликта

«Наставник терпеливо разбирает примеры, которые группа раз за разом бросает ему. В конце беседы все мы уже сидим на краях стульев».

5. Появление новых реалий

«После упражнения мы ощущаем, что стали ближе друг к другу. Один из участников решает на практике испытать полученные знания. Ему нужны деньги на запуск высокотехнологичного производства энергии. Он начинает говорить, но я не успеваю за его мыслью. В конце речи я осознаю, что не слышал ни слова. Наставник дает советы ― используй больше «языка чувств», построй «позвоночник», смотри в глаза собеседникам, вовлеки людей внутрь истории. Выступающий пытается снова. Теперь ясно, что речь о выработке электричества из водопада, создании нечто нового. Я слышу каждое слово».

Эти два инструмента помогут вам улучшить свое умение рассказывать истории. Истории о чем? О компании, которую вы строите. О проекте, который ведете. О жизни, которую живете. Вы сможете достичь большей эмоциональной вовлеченности людей в вашу миссию. Вот, что вы можете сделать прямо сейчас:

1. Подумайте о предстоящих в ближайшие семь дней презентациях или выступлениях.

2. Запишите презентацию как обычную историю, используя «позвоночник истории».

3. Подумайте над списком «языка чувств», который необходимо вставить в вашу историю.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Филиппов
Программист, Московская область

очень полезная статья. Особенно приятно, что всё разложили по полочкам и описали.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.

В России не хватает 2,7 млн работников

Больше всего предложений зафиксировано в обрабатывающих производствах и торговле.

Треть россиян регулярно уходят в «тихий отпуск»

Это отпуск без отрыва от работы, когда люди путешествуют, не отключаясь от своих деловых обязанностей и не оповещая об этом работодателя.