Не винтики, а светодиоды: какие люди нужны в команде

Людей труда с винтиками сравнил Сталин на приеме в честь участников парада Победы: «Я бы хотел выпить за здоровье людей, у которых чинов мало и звание незавидное. За людей, которых считают «винтиками» великого государственного механизма, но без которых все мы – маршалы и командующие фронтами и армиями, говоря грубо, ни черта не стоим. Какой-либо «винтик» разладился – и кончено. Я подымаю тост за людей простых, обычных, скромных, за «винтики», которые держат в состоянии активности наш великий государственный механизм во всех отраслях науки, хозяйства и военного дела».

Сталинская аналогия стала частью советской мифологии и до сих пор звучит из уст разных руководителей. Но сегодня она неэффективна. Сравните людей со светодиодами – и у вас появится новый взгляд на управление. В чем отличие между двумя метафорами и подходами?

Люди-винтики

Сталин говорил о простых людях-винтиках в позитивном ключе, но даже так звучит неприятно. Что должен делать винтик? Находиться на своем месте и выполнять свою функцию. Чаще всего просто быть. На то, чтобы рядовой гражданин выполнял свой долг и даже перевыполнял, была направлена вся мощь агитационной и правовой советской машины. Стахановское движение, принятие и исключение из партии, товарищеские суды, разрядные системы, наставничество, пятилетние планы, закон о тунеядстве – все это заставляло людей работать на результат.

Сейчас такой мощной системы мотивации и контроля нет. При этом винтик должен выполнять не только свою работу, но и дополнительную, а иногда совмещать несколько разноплановых обязанностей: электрослесарь, водитель-экспедитор, продавец-грузчик. Единственное место, где можно рассматривать сотрудника как винтик, – это конвейер. Но даже на поточных линиях люди теперь делают чуть больше: контролируют продукцию и участвуют в постоянных улучшениях.

Современная ситуация требует совершенно другого отношения. Результаты труда сотрудников должны быть видимыми и должны быть предсказуемыми. Современному бизнесу не нужны винтики, современному бизнесу нужны светодиоды.

Люди-светодиоды

Я предлагаю новую аналогию. Более точную и наглядную. Люди – это светодиоды, от которых исходит свечение, и они освещают то, на что обращают внимание, чем занимаются.

Светодиод – это полупроводниковый прибор, светящийся при пропускании через него электрического тока в прямом направлении. Это означает, что для получения свечения к людям нужен правильный подход. А свет – это именно тот результат, который необходим, и который можно использовать.

Под словом «освещение» я подразумеваю то, что ясно видны результаты деятельности или бездеятельности. Например, у шеф-повара должна быть чистая кухня, отлаженная система закупок и хранения, простое и понятное меню: это те области, которые он освещает. Если на кухне грязь, то эта область недостаточно им освещается.

Подразделение-фонарик

У каждого руководителя есть область ответственности, которую он должен осветить. Она складывается не из зон ответственности сотрудников, а дана изначально. Это можно изобразить в виде простого рисунка.

зона ответственности руководителя

Большой круг – это зона ответственности руководителя, та работа, которую должно выполнять его подразделение. Маленькие круги – это работа, которую выполняют сотрудники. Все, что не освещают сотрудники, должен освещать руководитель, иначе подразделение не будет выполнять свою функцию. Он может светить сам и перегореть, а может сфокусировать свет своих сотрудников или найти более ярких.

Представим другую ситуацию. Сотрудники освещают большую часть функций подразделения и то, что происходит за пределами. Тогда на рисунке отразим несколько ситуаций: либо сотрудники успевают заниматься своими делами не в ущерб работе, либо они взаимодействуют с другими подразделениями, либо работают на перспективу.

зона ответственности сотрудников

Или такой вариант. Сотрудники вроде бы есть, и зона ответственности им выделена. Но они ее не освещают или освещают недостаточно.

зона ответственности сотрудников

Сравнив людей со светодиодами, мы видим, что в команде должны быть люди, которые могут осветить большую площадь. И собрать их – одна из важнейших задач руководителя.

Какие светодиоды выбрать?

Ситуация первая. Представьте, что вы идете темной ночью по лесу с фонариком. Вам требуется собрать весь свет в пучок, направить этот пучок в одном направлении и поддерживать его. Тогда можно смело двигаться вперед. От каких диодов вы бы в этом случае избавились?

  • Тусклый свет. Представьте диод, который светит бледно, но в некоторые моменты он может ярко светить, и это не зависит от ваших действий, а от внутреннего состояния человека-светодиода. Меня такие «диоды» всегда вводят в заблуждение. Вы думаете, гадаете, и много времени тратите на то, чтобы его зажечь, но время идет, а результаты не дотягивают даже до среднего уровня. А если все светодиоды в фонаре такие? Попробуйте потрясти, потом заменить батарейки, потом протереть стекло, потом проверить контакты. Не помогло? Тогда еще раз. Топтание на месте. А время уходит.
  • Стробоскоп. Вы своим фонарем освещаете себе путь, но у вас есть один диод, который светит ярко, но в другую сторону. Вы его поправляете, а он через некоторое время снова светит в другую сторону. А если таких диодов много? Это не фонарь, а стробоскоп получается. В лесу не пригодится, а на дискотеке вполне.
  • Лотерейный билет. Яркий светодиод, но неизвестно, будет он сегодня светить или нет. Светит, потом не светит, потом снова светит, потом опять нет. А вдруг, когда встретится яма, он перестанет светить?

Посмотрите, возможно, в ваших фонарях присутствуют такие светодиоды.

Ситуация вторая. Представьте, что вам нужен не фонарь, а фитолампа. Это лампа с красными и синими светодиодами для лучшего роста растений (или клиентской базы). Это значит, что вы должны точно понимать – сколько светодиодов, какого цвета необходимо и как их расположить.

Куда поставить самый яркий диод?

Обычно ставят в самое проблемное место: ну-ка, освети, что там у нас за проблема. Или: в этом подвале ничего не видно, посвети пока здесь. А, может, эффективней сделать как в автомобиле: самый яркий прибор врубить на дальний свет – на самое перспективное направление?

Как добиться максимального эффекта?

Подобрать оптимальный ток. При низких токах диод будет светить недостаточно ярко, при завышенных яркость не будет меняться, но часть энергии уйдет в тепло, плюс диод может сгореть. Под током я понимаю комплексное управленческое воздействие: постановка задач, мотивация, контроль, обратная связь и внимание вообще. Общие рекомендации:

  • Поймите, какой участок вам нужно осветить, сколько и каких людей для этого требуется.
  • Подберите тех людей, которые будут светить так, как вам нужно. Можно набрать много тусклых светодиодов, а можно несколько ярких. Выбор за вами.
  • Включите фонарик перед началом работы. Если ток не подать, фонарь светить не будет.
  • Найдите подход. Диоды излучают, если ток подается в прямом направлении.
  • Направляйте фонарь в нужную вам сторону. Руководитель решает, какую область нужно осветить.

Следующий уровень – мастер по свету

Продолжая аналогию, видим, что руководитель организации – это человек, который расставляет менеджеров с фонариками так, чтобы каждый, находясь на своем месте, освещал свой сектор, чтобы внутри и снаружи организации не было темных пятен. Таким образом, переход от рядового сотрудника в руководители – это смена парадигмы и освоение новых навыков, также как переход менеджера среднего звена в руководители высшего звена. И каждый сам может сделать выводы о том, что требуется для перехода.

***

Возможно, многие посчитают эту аналогию неприятной: раньше называли винтиками, а теперь диодиками. Если кого-то обидел, прошу прощения. Но подобные аналогии необходимы, чтобы лучше понимать сложные вещи. Образ менеджера с фонариком наглядно показывает, что работа руководителя заключается в том, чтобы найти ярких людей, удержать и суметь направить их и свой свет в нужном для организации направлении. А сверхзадача заключается в том, чтобы они светили как можно ярче, но не перегорели. «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца», – как сказал поэт Маяковский.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Тяжкое бремя лёгких аналогий...

Но тема "как вырастить команду" вообще неблагодарная и мало представленная, все стремятся готовить суперлидеров!

Теперь собственно об аналогии: мне она не представляется удачной хотя бы потому, что "по умолчанию" предполагается, что необходимые для горения светодиодов-членов коллектива ресурсы берутся каждым из них извне по своему усмотрению, и режим работы (каким светом светить, как ярко, мигать или нет) - каждый из них определяет сам, а "мастер" лишь собирает из них композицию1

Мне всё-таки ближе для моделирования "квадратики", соединённые в схему с входами, выходами из ниж и заложенными в них функциями, с наличием в этой схеме датчиков и обратных связей...


Генеральный директор, Турция

Какой популизм :) Вроде бы классно написано, аналогия очень интересная. Но никакой практической пользы (по моему субъективному мнению) данная статья не несет. Совсем.

Аналитик, Москва

Аналогия Сталина была хороша для тоста. Применять её в практической работе никто и не думал. Поэтому, хотя статья написана довольно красивым слогом, она сильно новогодняя. Если продолжать аналогию, то кто же будет подавать электрический ток к светодиодам, кто их будет менять, кто будет подбирать параметры, как измерять их яркость?
Формирование команды - это искусство. Если бы статья начиналась абзацем про светодиоды, а потом был бы вывод "поэтому я делаю так...", то я бы приветствовал её.

IT-менеджер, Ростов-на-Дону

Цитируя Сталина, надо не забывать, что каждый "винтик" имел обратную связь до самого верха. Вот недавно читал книгу об отечественном танкостроении Свирина "Броневой щит Сталина" .там есть такие строки: "...Убедившись в том, что полученный танк при броневой защите, эквивалентной танку Т-26, имеет прежнюю подвижность и проходимость при меньшей цене, Н. Астров и старший военпред завода № 37 В. Окунев написали об этом письмо лично И. Сталину, которое было опущено в ящик личной корреспонденции вождю у ворот Кремля."

Главный инженер, Тольятти
Сергей Алейников пишет:
Тяжкое бремя лёгких аналогий...
Но тема "как вырастить команду" вообще неблагодарная и мало представленная, все стремятся готовить суперлидеров!
Теперь собственно об аналогии: мне она не представляется удачной хотя бы потому, что "по умолчанию" предполагается, что необходимые для горения светодиодов-членов коллектива ресурсы берутся каждым из них извне по своему усмотрению, и режим работы (каким светом светить, как ярко, мигать или нет) - каждый из них определяет сам, а "мастер" лишь собирает из них композицию1
Мне всё-таки ближе для моделирования "квадратики", соединённые в схему с входами, выходами из ниж и заложенными в них функциями, с наличием в этой схеме датчиков и обратных связей...


- Что такое аккордеон?

- Знаешь что такое гармонь?

- Да.

- Аккордеон это гармонь, но вместо кнопок клавиши.

В любой аналогии есть плюсы и минусы, потому что это только аналогия. Квадратики со входами и выходами это более высокий уровень моделирования, но тоже не оригинал. Оригинал слишком сложен. Аналогии и модели помогают его понять. И, обычно, двигаться лучше от простого к сложному.

Главный инженер, Тольятти

Господа, вы правы статья получилась "голой" без примеров. Но именно такой я её и задумывал. Не конкретной. Чтобы из прочитанного каждый сделал свои выводы. Каждый посмотрел на своих подчинённых и решил похожи они на светодиоды или нет, освещают они то, что обязаны или нет. Это авторская позиция и вполне логично, что кому-то она не нравится.

Основа статьи - личные наблюдения, а не книжные теоретизирования. Под разными типами диодов скрыты живые люди, которые уже работают в другом месте.

Если бы я написал, что Иванов сделал то-то и то-то и не сделал это, а я сделал так-то, но не помогло и я его уволил, было бы конкретнее, понятнее, но бесполезнее. Потому что у вас такой ситуации никогда не повторится. У вашего сотрудника в "такой-же" ситуации будут совершенно другие причины что-то сделать или не делать. Окружающая обстановка будет тоже другой. И совет "увольняйте людей, которые ведут себя так-то и так-то" будет абсолютно бесполезен.

Ценность данной аналогии в том, что можно рассматривать не конкретного человека в конкретной ситуации, пытаясь учесть сотню переменных. А задать себе один простой вопрос: "как будет работать мой фонарь, если я заменю этот светодиод на более надёжный?"


Сергей Лосев Сергей Лосев Адм. директор, Белгород

Замена винтика на светодиод мало что меняет в сталинской аналогии сотрудников, как исполнителей воли руководства. Бездушные винтики или светодиоды собираются в нужные схемы и используются менеджментом по своему разумению.

В одном случае подбирается резьба, в другом напряжение.

Консультант, Москва

Метафора интересна и полезна. Да, на верхнем уровне. И да, это только следующий шаг в сторону метафор, подразумевающих как большую обратную связь, так и сетевую взаимосвязь участников.


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.