Почему в выгорании подчиненных всегда виноват начальник

Профессиональное выгорание наступает по принципу накопительного эффекта. Сам процесс может быть весьма длительным и довольно мучительным. Можно сказать, что выгорание отравляет организм постепенно. Поступая малыми дозами и накапливаясь в организме, падение интереса к работе провоцируют разные проблемы: личные трудности, неудовлетворенность собственной жизнью, финансы, конфликты. Очень часто причиной выгорания становится скучная рутинная работа. Особое место среди факторов, которые провоцируют этот токсичный процесс, занимают отношения в коллективе и, безусловно, взаимоотношения сотрудника с руководителем. Недаром, среди эйчаров ходит поговорка: «Человек приходит в компанию, а уходит от руководителя».

Рассуждая здраво, необходимо понимать, что любая внешняя среда, включая руководителя, не является причиной выгорания. Однако именно проблемы в коммуникациях в этой среде могут стать той последней каплей яда, с которой начинается процесс интоксикации. Симптомы проявляются в полном безразличие к своим должностным обязанностям, в отсутствии интереса к событиям и мероприятиям на работе. У человека растет недовольство коллегами, клиентами. Появляется чувство полного истощения, не только физического и эмоционального, но и умственного. Возникает ощущение профессиональной неуверенности и бессмысленности своих действий. Сотрудник начинает все больше и больше склоняться к прокрастинации, при этом все чаще берет работу на дом и все равно, не успевает сделать все вовремя.

Профессиональному выгоранию часто подвержены самые эффективные сотрудники. Как правило, это те, кому не все равно, кто искренне переживает за дело, увлечен и вовлечен в рабочий процесс. Компания несет огромные потери от выгорания таких людей.

Можно выделить шесть типов руководителей, способствующих выгоранию сотрудников. У каждого из них свой девиз.

1. Не твоего ума дело

Руководитель не считает нужным информировать своих сотрудников о целях и планах компании, о принятых решениях и поставленных задачах. Сотрудник получает задание без разъяснений, либо в очень усеченном варианте. Девиз таких руководителей: «Не твоего ума дело, или Меньше знаешь, лучше мне». Хотя практика показывает, что в результате эффект от таких действий прямо противоположный. Зачастую в таких случаях сотрудники не проявляют особого энтузиазма, работа выполняется с формальным подходом. А все потому что сотрудники не понимают, зачем они каждый день ходят на работу и для чего делают эти задания.

2. Публичная порка

Ежедневно, как правило, с самого утра на собрании, людей «бодрят» замечаниями, акцентируя внимание только на ошибках. В скором времени, критика перерастает в придирки и вызывает в ответ только негативную реакцию. Вместо эффективной работы с улыбкой на лице, как ожидает руководитель, он получает унылых/обозленных и расстроенных сотрудников, которые вовсе не заинтересованы в работе.

Конечно, совсем без критики не обойтись, но критика должна быть конструктивной. В любом случае, руководитель обязан научиться правильно давать обратную связь. Так же необходимо помнить о том, что похвала, даже за мелочи, приносит куда больше пользы, чем постоянная порка.

3. Меня не волнуют ваши проблемы

Есть руководители, которые не считаются с чувствами других людей. Конечно, все руководители были бы счастливы, если бы их сотрудники в течение рабочего времени не отвлекались ни на что кроме работы. Но, так не бывает, люди все равно будут приходить в офис или цех со своими проблемами и радостями. И как бы вы ни старались, никто не может оставить за порогом работы свою личную жизнь. Одному требуется звонить несколько раз в течение дня домой, другой не может без перекура, третьему нужно периодически выпивать чашку кофе или чая, а другого просто разорвет, если он не похвастает обновкой. А если воспринимать каждого сотрудника как бесчувственного робота, если категорически отрицать и порицать все его человеческие проявления, то сотрудник перестает проявлять интерес к работе либо может вообще покинуть компанию.

4. Незаменимых не бывает, или Не нравится – уматывай!

Руководители, выбирающие данный девиз, действуют, не вникая в детали. Это когда за неудачи наказывают всех одинаково (например, лишают премии, штрафуют), либо когда за успех награждают всех, и кто имел к нему отношение и не имел. Подобный подход очень сильно демотивирует творческих и креативных сотрудников, чей вклад никак не выделяется и не ценится. А раз так, то какой смысл выделяться и стараться? Все равно накажут всех или похвалят всех, интерес к работе пропадает.

5. Всегда в режиме дедлайна

Такие руководители постоянно держат сотрудников в напряжении. В буквальном смысле за каждым ведется тотальный контроль, и количество заданий, получаемых за день, превышает все мыслимые пределы. При этом каждая новая задача дается в цейтноте, без учета того, что предыдущая еще не выполнена. С таким руководителем мало, кто выдерживает. Такие выжимают сотрудников до последней капли.

6. Догадайся сам

Такие руководители не дают внятно озвученных поручений со сроками, и поэтому никто не имеет ни малейшего представления, когда начальнику придет в голову обсудить поставленную задачу. Такие начальники, почему-то крайне удивляются «тупости» своих сотрудников и очень злятся, когда те искренне не понимают, чего от них хотят. А когда сотрудники сами пытаются это выяснить, их инициативу чаще всего жестко пресекают.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Игорь Володин +285 Игорь Володин Руководитель, Москва

Ваши шесть примеров, по моему мнению, - это не шесть типов руководителей, а шесть управленческих ошибок - причины этих ошибок можно найти в двух подходах: 1) Жизненный цикл/ кризис-менеджмент - К концу 3-его и в 4-ом периоде жизненного цикла бизнеса происходит, как правило, 80% износ человеческого капитала - это основа, по моему мнению, более глубокого кризиса в любой компании. Это характеризуется следующими признаками - а)маркетинговая дисфункция, б) кристаллизация менеджмента (потеря гибкости) : невменяемость первого лица - звездность , бзик своей исключительности с идеей фикс (как пример - снижение издержек), как правило - менеджер года - он уже не работает, а пишет статьи и дает интервью ,окружает себя "курскими соловьями", убирает умных -приходит серость, чтобы ему звездить и т.д. в)... и др. 2) Второй подход - от 5 составляющих власти любого руководителя: а)Лигитимная власть (назначили) б) власть основанная на страхе (выговор, лишения премии ит.д) в) власть основанная на поощрении (благодарность и т.д.) г) экспертная власть (быть экспертом для подчиненных) д) власть харизматического лидера. У каждого человека есть свои ограничения в компетенциях: а) управления собой, людьми, ресурсами и в б) в составляющих власти.Т.е. руководитель совершает 6 перечисленных ошибок - либо по причине "износа человеческого капитала" самого руководителя, либо по причине несоответствия должности по 5-и элементам власти (особенно последних трех) и недоразвитости компетенций в управлении собой, людми, ресурсами.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Уровень компании определяет уровень её руководителя......

Директор по развитию, Москва

Сотруднику всегда должны быть видны чётко обоснованные перспективы прироста его личного дохода на 15 - 20 - 30 % в течение квартала.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Сергей Румянцев пишет:
Сотруднику всегда должны быть видны чётко обоснованные перспективы прироста его личного дохода на 15 - 20 - 30 % в течение квартала.

Это очень сильное упрощение. Помимо материальной, есть ещё масса других форм мотивации. И, соответственно, демотивации. Собственно, в статье они изложены. Могу добавить, что мои персональные выгорания и смены работы с уровнем личного дохода связаны только тем, что наличие финансовой "подушки" - необходимое условие увольнения. Так что когда дело идёт к выгоранию , то увеличение дохода только ускоряет и облегчает принятие решения.

Преподаватель, Канада

Отличная статья - все четко, лаконично и по делу, спасибо. Вы отлично пишете и со знанием вопроса.

Глава филиала, регион. директор, Саратов
Игорь Володин пишет:
5 составляющих власти любого руководителя

Добрый день, Игорь

Хороший комментарий. Не соглашусь разве что в части "5 составляющих любого руководителя". То о чем Вы пишите это 5 типов власти, но никак не составляющие любого руководителя. Менеджмент 3й курс)

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Евгений Дьяков пишет:
Игорь Володин пишет:
5 составляющих власти любого руководителя
Добрый день, Игорь
Хороший комментарий. Не соглашусь разве что в части "5 составляющих любого руководителя". То о чем Вы пишите это 5 типов власти, но никак не составляющие любого руководителя. Менеджмент 3й курс)

Практически у всех моих руководителей были все перечисленные в статье моменты одновременно. Не знаю, или мне так "везёт", или сегодня все руководители такие.

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Павел Кузовников пишет:
Уровень компании определяет уровень её руководителя......

К сожалению, практически все сегодняшние "успешные бизнесмены" и "авторитетные предприниматели" - это так или иначе бывшие бандиты из 90-х годов. Ну и, соответственно, в их компаниях порядки тоже очень специфические.

Игорь Володин +285 Игорь Володин Руководитель, Москва
Евгений Дьяков пишет:
Игорь Володин пишет:
5 составляющих власти любого руководителя
Добрый день, Игорь
Хороший комментарий. Не соглашусь разве что в части "5 составляющих любого руководителя". То о чем Вы пишите это 5 типов власти, но никак не составляющие любого руководителя. Менеджмент 3й курс)

Читайте внимательно - я писал - "5 составляющих власти любого руководителя". Каждый руководитель пользуется практически всеми элементами, типами, или составляющими власти. И у всех есть ограничения - у кого то сильная экспертная власть, но нет харизмы - и за ним коллектив не пойдет, у другого наоборот и тогда им будут манипулировать.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.