Как сгладить минусы удаленной работы

Согласно недавнему исследованию Hays и Comunica, 76% российских работодателей признали, что удаленная работа – тренд на рынке труда. Многие начинающие специалисты и даже опытные профессионалы часто задумываются о возможности такого способа занятости, но немногие знают, что у работы из дома и, тем более, у фриланса множество отличий от традиционной офисной жизни. Более того, не каждый способен органично вписаться в такой формат.

Плюсы и минусы «удаленки»

Основными моментами, которые отличают удаленную занятость от традиционной, чаще всего называют место и время. Под местом подразумевается, что сотрудник волен выбирать любую удобную локацию для работы, будь это квартира или кафе, а, возможно, город или даже страна. Что касается времени, то работник не привязан к определенному расписанию, главное – соблюдение дедлайнов.

Однако многие специалисты, которые трудятся дистанционно, все же стараются придерживаются строгого графика. Часто это связано с тем, что они должны взаимодействовать с коллегами из офиса, у которых установлены рабочие часы. Операторы контактных центров, работающие из дома, тоже должны быть постоянно на связи, так как клиент может позвонить в любое время. Но нельзя не отметить, что в любом случае, как при работе по графику, так и при работе без строгой привязки ко времени, появляется неоспоримая экономия времени на дорогу, а также денежных средств на проезд и питание.

Еще одним отличием, о котором многие не задумываются, становится отсутствие живого ежедневного общения с коллегами. Порой все устают от шума и бурления офисной жизни, но становясь удаленным сотрудником, можно вообще выпасть из жизни коллектива.

Необходимо понимать, что традиционный стиль работы хоть и создает определенные рамки в виде графика, места и присутствия начальства, но при этом он приучает к дисциплинированности. Работа при отсутствии этих ограничений требует от человека большей способности к самоорганизации. При этом для разных профессий список требований к удаленному сотруднику будет варьироваться. Например, для оператора колл-центра на дому добавится коммуникабельность, умение вести переговоры, стрессоустойчивость и правильная организация рабочего места. Такие требования справедливы, так как согласно исследованию компании Plantronics, ключевыми проблемами удаленных работников являются нестабильное интернет-соединение, что отметили 49% респондентов, посторонние шумы (28%), отвлекающие факторы (16%).

Как организовать работу из дома

В первую очередь, важно поддерживать постоянную связь и быть в контакте с коллегами. Современные способы общения как нельзя лучше подходят для этих целей. Электронная почта и облачные хранилища данных дают возможность обмениваться документами, рабочей информацией, а мессенджеры и социальные сети позволяют обсуждать срочные вопросы мгновенно, как если бы это происходило при живом общении.

Очень значимым момент – четкое формулирование задач сотрудникам. Должны быть определены как количественные, так и качественные показатели, которые легко можно измерить. Для контроля за выполнением работы и соблюдением дедлайнов отлично подойдут так называемые таск-менеджеры. Популярные сервисы: Trello, Planner от Microsoft, Asana, Битрикс24.

Наиболее всего похоже на живое общение при помощи видео. Но, несмотря на обилие различных виртуальных способов взаимодействия, самым важным все-таки остается такой инструмент, как встречи в офлайне. Это могут быть как еженедельные, так и ежемесячные встречи для обсуждения текущих вопросов, планов и результатов проведенной работы. Таким образом, сотрудник будет чувствовать большую связь и ответственность, так как он будет готовиться к встречам, систематизируя и оценивая полученные результаты.

Как мотивировать дистанционных работников

Не менее важным аспектом продуктивных рабочих отношений в формате удаленного сотрудничества является мотивация. Необходимо не только контролировать коллектив, но и стимулировать людей трудиться по собственному желанию без постоянного надзора.

Стоит отметить, что во многих российских компаниях используют удаленную занятость как мотивацию для лучших сотрудников. Однако в ситуации, когда сотрудничество и так ведется на удаленной основе постоянно, этот путь не является актуальным. Стоит попробовать обратный метод. Так как любой человек в той или иной мере является членом социума, то ему требуется общение и взаимодействие с другими людьми. Чаще всего люди, работающие из дома, не встречаются со своими коллегами, иногда даже не знают, как их зовут. Чтобы сформировать полноценные деловые взаимоотношения в коллективе, а также чтобы не возникало социальной отчужденности, стоит устраивать неформальные встречи. Это могут быть пикники, тренинги или просто походы с коллегами в кафе. Эти встречи будут заменять людям повседневное неформальное общение «у кулера», создавая более полные и надежные связи между ними. Таким образом, сотрудник будет чувствовать себя вовлеченным в жизнь компании, коллектива, а значит более ответственным за конечный результат.

Еще один важный инструмент для мотивации удаленного сотрудника – доверие. Не стоит слишком жестко контролировать время его работы, отслеживать часы, проведенные за компьютером. Главным показателем эффективности в данном случае должны быть выполненная в срок работа. Опять же, важно правильно обозначить конечную цель, поставить четкую задачу, имеющую определенные показатели эффективности ее выполнения.

В Plantronics активно используется удаленная работа. Мы называем такой подход Smarter Working: каждый сотрудник определенное количество часов в неделю может трудиться удаленно, сам выбирая где, когда и как ему будет удобнее выполнить определенные задачи. И поскольку наш коллектив ― слаженная команда, нацеленная на общий результат, это дает свой эффект.

Тренд на удаленную занятость будет расти еще долгие годы. Такой стиль жизни будет становиться все более популярным. Эти рабочие отношения в корне отличаются от популярной в России советской модели, когда самым важным показателем эффективности сотрудника является его присутствие на рабочем месте. Удаленные сотрудники более мотивированы на достижение результата, и, следовательно, в большинстве случаев, они более продуктивны. Но подобная организация работы требует не только компетентности, дисциплинированности, но и взаимного доверия между разными членами виртуальной команды, между удаленными работниками и компанией.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Екатерина Шабаршина, Елена Рыжкова
Директор по маркетингу, Москва

Спасибо за статью. По своему опыту добавлю, что тех, кто долгое время работает на удаленке, потом очень сложно вернуть обратно в "офисный" коллектив, поскольку у них теряются навыки социальной адаптации. Они стараются избегать общения с незнакомыми людьми. Это проходит месяца через 2-3, но в это время требуется поддержка.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Екатерина Шабаршина пишет:
у них теряются навыки социальной адаптации. Они стараются избегать общения с незнакомыми людьми.

Я на удаленке с 2008 года. Ничего у меня не потерялось. И общения не избегаю ни в онлайне, ни в офлайне

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.