«Хедхантинг - романтичнее, чем детектив, любопытнее, чем ужастик»

B2.jpgНовый сборник Алексея Боярского «Хедхантеры»− это не только романтика жизни охотников за топ-менеджерами, но и сатира. Автор не любит когда его сравнивают с Хейли, зато ничего не имеет против титула офисного акына.

Executive: Алексей, мне рассказывали, что однажды прототипы героев вашей книги собрались, накрыли стол в ресторане и пригласили вас поностальгировать вместе с ними. Это правда или просто байка?

Алексей Боярский: Да, это действительно было. Только я, при всем уважении к пригласившим, не смог заставить себя пойти на эту встречу. Ну, представьте себе, как автор будет пить с собственными героями?

Executive: Значит, вы признаете, что все описанное в книге было на самом деле?

А.Б.: После выхода первой книги мне пришло много писем (в предисловии и первого, и нового издания указан мой e-mail). Многие из них можно сравнить с письмами на Бейкер-стрит, которые когда-то присылали Шерлоку Холмсу. Меня просили дать телефон агентства «Знак четырех», приглашали провести тренинг по хедхантингу, уточняли настоящую фамилию Олигарха. Только что кузнеца Владика с алиментами не разыскивали. Кстати, кузнец-директор (в жизни, его, конечно, зовут иначе) живет со мной в соседнем доме, мы периодически сталкиваемся. С ним-то мне проще всего − он, как и списанный с него литературный персонаж, книг не читает, соответственно, никаких претензий мне не предъявляет. Зато периодически проявлялись знакомые, которым казалось, что это именно с них списаны те или иные герои в тех или иных картинах. Кто-то из них был прав, а у иных, видимо, проявилась мании или величия, или преследования. С последними я, правда, не спорил – узнали себя, ну, значит им видней. В связи с этим, не могу не упомянуть весьма забавный момент: в книге главный герой прочит другому герою, Олигарху, в перспективе «орден за вклад в развитие страны». Книга вышла в 2005 г., а через три года прототип этого персонажа действительно получил государственную награду.

Executive: Ваша книга художественная, но позиционируется в том числе и как деловая. Почему?

А.Б.: Пять лет назад в аннотации к первому изданию я приписал в конце такую фразу: «Кроме того, эта книга может послужить в некотором роде учебным пособием по хедхантингу для студентов профильных специальностей и слушателей программ МВА». Дело в том, что ни тогда, ни сейчас полноценных именно практических пособий по хедхантингу нет. А эта книга на примерах показывает хоть какие-то приемы. Кроме того, там сделаны выносы, дающие справки по тем или иным терминам и ситуациям. Кто-то может посмеяться подобной добавке в аннотации легкой развлекательной художественной книги, зато на практике преподаватели соответствующих курсов, в том числе программ MBA, действительно включили это издание в свои списки рекомендованной литературы. В любом случае, пока это единственная книга, рассказывающая о жизни в рекрутинге. Кстати, в конце книги есть рецензии уважаемых в людей, руководителей старейших российских рекрутинговых агентств, – они подтверждают полную адекватность материала.

Executive: Кажется, в одной из этих рецензий вас сравнивают с Артуром Хейли?

А.Б.: Да, некоторую параллель моей книги с романами Хейли проводил Валерий Поляков, президент кадрового объединения «Метрополис». Но это, скорее, просто обозначение жанра. Несколько лет назад меня вместе с Александром Медведевым (роман «Главбух под подпиской о невыезде») и Александром Назайкиным (роман «Команда, которую создал я») на полном серьезе называли первыми, начавшими в новой российской литературе направление бизнес-романа. Лично мне такое позиционирование не очень нравится: какое-то слишком высокопарное. Зато однажды на одном форуме в интернете, где я указал, что пишу ироничные офисные рассказы, какой-то парень пошутил, мол, смотрите-ка, офисный акын нашелся! Вот такое определение, мне кажется, лучше отражает суть.

Executive: У историй про охотников за головами будет продолжение?

А.Б.: Да, продолжение книги «Охотники за головами. Начало» предполагалось писать сразу после выхода издания. Собственно, анонс был прямо в названии. И я тогда действительно начал его писать. Но написал всего одну новую главу «Страшные люди» и остановился. Истории про хедхантеров подходят для сериала – это правда. Но писать в качестве продолжения просто очередные серии-главы мне не хотелось. Одно дело телесериал, а другое − книга. Эта вещь у меня самого ассоциируется с «Тремя мушкетерами». Ну, а теперь представьте себе бесконечную книгу про мушкетеров, где каждая глава – отдельная законченная история? Нет, тут продолжение должно описывать события «несколько лет спустя». И вот здесь я уперся в проблему – к моменту выхода первой книги после описанных событий прошло всего шесть лет. Как-то мало. Все-таки не тот срок, чтобы Арамис стал хотя бы аббатом д’Эрбле, не говоря уже про епископа Ваннского. Ну, было им по 21-25, а стало по 27-31. Поэтому я отложил продолжение «Хедхантеров» и начал писать ироничные рассказы из жизни HR-менеджеров, да и всех остальных офисных жителей. Плюс делать зарисовки разных картин деловой жизни. Соответственно, вышедший сейчас сборник «Хедхантеры» состоит из четырех частей: непосредственно «Хедхантеры» (дополненные новым рассказом про охотников за головами), ироничные рассказы «По дороге в офис», так называемые «Исповеди» (записанные откровения разных «корпоративных Штирлицев») и «Вредные советы» директору компании.

Executive: Ваши рассказы про охотников-рекрутеров, да, кстати, и офисные рассказы действительно выглядят как серии фильма. Вам не предлагали продать книгу как сценарную основу телесериала? Тем более, что сериала о рекрутинговом агентстве еще вроде бы не было.

А.Б.: Идея экранизации в виде телесериала появилась у меня изначально. Были именитые продюсеры, к которым я обращался сам. Выглядело это, зачастую, очень смешно. Звоню в студию известному кинодеятелю, трубку берет помощник: «Как вас представить?». А я просто и честно отвечаю: «Скажите, Боярский». И слышу: «Звонит Боярский, поговорите?» − «Боярский? Конечно, давайте». Были и пара безвестных продюсеров, которые каким-то образом обратили внимание на мою книгу сами. Но, пока по разным причинам все эти переговоры ничем не закончились.

Executive: Вам не кажется, что читатели, обратившие внимание на вашу книгу, после прочтения аннотации будут разочарованы: ожидали приключений головорезов, а там про рекрутинг?

А.Б.: Если вы имеете виду наличие или отсутствие ассоциаций с романтикой, то для любителей авантюрно-романтических историй и даже детективов никакого разочарования. В этом, кстати, заключается еще один момент новизны «Хедхантеров». Понятно, что если забить в поиске базы данных книжного магазина словосочетание «охотники за головами», то вывалятся ссылки на книги про каких-то ловцов беглых преступников, убийц, рыскающих по ночному Нью-Йорку и т.п. В любом случае, или фантастика, или детектив. А ведь хедхантинг, который означает подбор персонала, не менее романтичен, чем детектив, а случающиеся в этой отрасли истории зачастую полюбопытнее, чем какой-нибудь фантастический ужастик. Просто это нужно разглядеть и правильно преподнести читателю. Надеюсь, мне это удалось.

Executive: На ваш взгляд с конца 1990-х, когда начинается действие книги, хедхантинг изменился?

А.Б.: Принципиально нет. Появились лишь новые технические средства и каналы связи. Информации стало больше, она стала доступнее. Возможно, это внесло некоторые новые нюансы в технологию подбора персонала на ординарные позиции, но в сегменте хантинга топов изменений нет, да и быть не может. Скажите, появление интернета облегчило девушке поиск жениха или работу свахи из брачного агентства? Познакомиться стало проще, но не выйти замуж. А тем более, если женщина хочет выйти замуж за принца крови, миллиардера или кинозвезду, здесь методики брачного агентства вообще неотличимы от тех, которыми пользовались в прошлом веке. С хедхантингом все аналогично.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Как это и сделал Алексей Боярский в своей книге «Хедхантеры». Халтура. Пошловатая. Его «топы» по содержанию - это руководящий состав младшего и в редких случаях - среднего звена. Непонятно какого человеческого и профессионального качества, набранный с уличных свалок или завезенный в офисы непонятно из каких дальних и диких мест. Собственно, подобную книгу мог написать человек, который знает о специфике работы «охотников за головами», как и о психологии и ментальности пресловутых «топов» (даже в их российском исполнении), только по иностранным книгам и авторским работам, а также по различным отечественным сплетням и откровенным байкам, множащимся и циркулирующим из года в год в среде специалистов по работе с персоналом. Ну или по броским рекламным проектам. Т.е. чистой воды «совок», а не «хэдхантинг». ''Кухни'' он реально не знает. Но фантазий и спекуляций - хоть отбавляй. «Уши» в книге торчат не просто как им положено «торчать», а вообще во всех направлениях. Т.е. говоря проще, - так не бывает. Даже в России и на просторах бывшего СССР. Николай Ю.Романов
Финансовый директор, Москва

Николай, не согласен. На мой взгляд книги абсолютно адекватны.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Николай, не согласен. На мой взгляд книги абсолютно адекватны. Книги, может быть, и адекватны. Содержание не адекватно. Это как здесь время от времени публикуется г-н Марк Сандомирский. Читать – одно удовольствие. И принимать к сведению. Если не знать, как и в каких местах он пользуется «краплеными» картами. А здесь человек фактически разрабатывает свой собственный полуфантастический мир, который, как он убедительно доказывает, является частью мира реального. Т.е. фантастчиеские события и нечто иное, происходящее на вполне рутинных, привычных и обычных «декорациях», известных каждому, что и подкупает читателей в таких книгах. Для примера, - талантливо создаете детально прописанное окружение и описание реального места и событий, в которые помещаете, например, привидение. После чего в описанное вами место начинается паломничество. И кто-то даже это привидение видит, фотографирует и пишет об этом. Т.е. история уже живет отдельно своей жизнью от произведения создавшего ее автора. Также и здесь. Слухи и сплетни порождают лишь слухи и сплетни. Важно лишь преподнести их более-менее убедительно. Николай Ю.Романов
Финансовый директор, Москва
Николай Романов пишет: А здесь человек фактически разрабатывает свой собственный полуфантастический мир, который, как он убедительно доказывает, является частью мира реального.
В книге стоят отзывы весьма уважаемых, как я понимаю, людей в мире хедхантинга - президент агентства Consort, старший партнер Ward Howel, основатель Метрополиса. В этих отзывах они подтверждают, что описанный мир реален. Или они тоже приведения?
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>… уважаемых, как я понимаю, людей в мире хедхантинга … На самом деле, - это не более чем «титутлы в мундирах», которым придается авторитетный вид. А их мнение – специальная акция по причлечению к себе внимания. В реальности, эти люди ничего из себя не представляют. Сами посудите. Ни один уважающий себя «топ» ни при каких обстоятельствах не будет прибегать к услугам «хэдхантеров» или специалистов в области кадрового трудоустройства. Для него это 100% потеря статуса, качества и веса как специалиста. Если он опустится до того, чтобы кто-то подыскивал ему работу или выступал для него торгуемым посредником. Поскольку «топы» в своей среде знают друг друга прекрасно. Им не нужно посредничество при переходе куда-либо. Тем более, что обычно их переход – это согласуемая акция. Причем не просто согласуемая, а еще и торгуемая на уровне «провожающей» и «принимающей» организаций, которые по понятным причинам обходятся без посредников. Причем «топ» уходит не сразу, а заканчивает все дела, на что иногда уходит до полугода с момента принятия сторонами решения. В противном случае, на нем, как на «топ»-е, можно ставить профессиональный крест. Среда ему это не простит. Там тоже есть свои специфические правила игры. Т.е. люди данного статуса и веса в бизнес-сообществе сами прекрасно решают свои вопросы без посредников. Им просто незачем посвящать в свои дела кого-то еще. В то время как на роль последних, - именуемых «хэдхантерами», - отводится роль участников формирования кадрового процесса на средних и низовых ярусах деловой иерархии. Ради их сомнительных предложений или даже сложных многоходовок, включая и компрометацию, никто рисковать карьерой не будет. Более того, - при их появлении на горизонте, соответствующий сотрудник немедленно докладывает об этом в службу безопасности. По крайней мере, обязан так поступить. А те кадры, что им удается «оторвать» от организации, чаще всего представляют собой «непризнанных гениев», отчасти перезревших в возрастном плане специалистов, людей, плохо уживающихся в коллективе, амбициозных до истерики лиц, и т.д. Т.е. из числа публики, у которой есть основания для ухода. В том числе и с руководящих позиций низшего и среднего звена. А все, что выше, - там отношения строятся совсем иначе. И никаких «хэдхантеров» туда не допускают. Так что у них больше причудливых россказней и надувания щек в активе, чем реальных результатов их работы. Для повышения авторитета в глазах окружающих. Что в России, что за рубежом. Вне зависимости от калибра и статуса компании. Чему в значительной степени способствуют и такие вот книги. Николай Ю.Романов
Председатель совета директоров, Москва
Николай Романов пишет: Ни один уважающий себя «топ» ни при каких обстоятельствах не будет прибегать к услугам «хэдхантеров» или специалистов в области кадрового трудоустройства. Для него это 100% потеря статуса, качества и веса как специалиста...
Если это так и вы считаете себя топ-менеджером, то как с вашей позицией стыкуется размещение вашего резюме на хх http://hh.ru/resume/d413b54100100eaa :o :?:
Редактор, Москва

Уважаемые участники дискуссии!
Обсуждение отредактировано модератором: удалены сообщения, нарушающие п. 12 Декларации Сообщества.
Дальнейшее нарушение Декларации Сообщества может повлечь за собой ограничение доступа к возможностям и сервисам E-xecutive.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Если это так и вы считаете себя топ-менеджером, то как с вашей позицией стыкуется размещение вашего резюме на х Заплатите 1000 Евро, - отвечу. Но для вашего кошелька будет лучше, если вы все-таки найдете ответ сами. На самом деле, если вы сталкивались с зарубежными трудовыми контрактами, то должны его знать и без данного вопроса. Что до меня, то я не топ-менеджер. Я – координатор. Здесь, за рубежом, это старшая надкатегорийная руководящая позиция. А уж с менеджерами какого звена или руководителями каких организаций я непосредственно напрямую работаю, - это зависит от каждого конкретного проекта, находящегося в разработке или на экспертизе. Но я не топ-менеджер. Николай Ю.Романов
Председатель совета директоров, Москва
Николай Романов пишет: Но я не топ-менеджер...
вопрос снят :D
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>вопрос снят Вот видите, как все просто.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.