Фриланс-2022: что изменилось на рынке, и кто больше всего пострадал

Согласно исследованиям PwC, два года назад Россия вошла в топ-10 стран по объему рынка фриланса. Эксперты наблюдали взрывной рост в этой области вплоть до недавних событий. Это было связано с ограничениями из-за пандемии: многие люди лишились работы и перешли на фриланс. В прошлом году прогнозировалось, что к 2025 году российский рынок фриланса увеличится до $13 трлн. Но все это – просто цифры. Давайте взглянем на фриланс со стороны самих исполнителей и выясним, какие изменения они наблюдают в своей работе.

Положение на рынке фриланса

Qiwi и Национальная Гильдия Фрилансеров провели исследование, которое показало, что 60% специалистов сохранили не только уровень дохода, но и количество клиентов. Большинство респондентов работают в сфере веб-разработки и графического дизайна. Копирайтинг – третье по популярности направление. 79% опрошенных не заметили снижения спроса или падения уровня заработка. Наоборот, с февраля по август многие даже повысили расценки на свои услуги.

При этом нашлись и недовольные: на снижение заработка пожаловались 21% опрошенных, а 20% из них указали на значительное сокращение объема заказов. Некоторые совсем потеряли доход и работу. С чем связан такой разброс?

Основной удар пришелся на сферу продвижения в интернете

Собственников бизнеса пугают текущие реалии: непонятно, как сохранять клиентскую базу и искать новых партнеров. Кроме этого, произошедшие события кардинально изменили подходы в маркетинге. Самые острые проблемы в digital-сфере на текущий момент:

  • Популярные социальные сети признаны экстремистскими и заблокированы на территории нашей страны. За запуск таргетированной рекламы на этих площадках предусмотрена уголовная ответственность. Страницы открываются только с помощью VPN-сервисов. Из-за этого произошел сильный отток пользователей и рекламодателей.
  • Программное обеспечение, которое использовалось для SEO, больше не доступно для российских пользователей. Речь про Ahrefs, Netpeak Software и другие подобные программы.

Геополитические страсти, косвенно влияющие на сферу, развиваются очень стремительно. Дальнейший сценарий невозможно предсказать. Поэтому среди маркетологов много опасений о ближайшем будущем, в основном, всех беспокоят следующие риски:

  • Прекращение работы YouTube на территории РФ.
  • Закрытие доступа к Google Диску, которому нет достойных аналогов.
  • Блокировка мессенджеров, которые используются для продвижения брендов.

Пока все перечисленные сервисы работают в привычном режиме, и объективных поводов для беспокойства нет. Но в целом, когда наступают тяжелые времена, бюджет на маркетинг ужимают первым. А это сильно бьет не только по фрилансерам, но и по крупным маркетинговым агентствам. Конечно, у всех разное положение, но есть ряд проблем, которые коснулись большинства исполнителей:

  • Некоторые рекламодатели не просто сократили бюджет на маркетинг, а вообще отказались от любой активности, связанной с продвижением.
  • Конкуренция сильно выросла: многие фрилансеры всеми силами пытаются увести клиентов у коллег, иногда недобросовестно.
  • Необходимость повышать лояльность клиентов стала острее. Приходится чаще устраивать акции, устанавливать скидки и дарить бонусы.

По этим причинам многие маркетологи и креаторы покинули Россию или перешли в другую сферу занятости.

Кто теперь будет продавать?

СМИ говорят об оттоке IT-специалистов, но процент уехавших или бросивших работу среди них гораздо ниже, чем в маркетинге. По оценкам новостного портала Sostav.ru, в текущем году страну покинули на 30% больше маркетологов, чем программистов.

Также за этот период снизился спрос на экспертов в рекламе. Процент востребованности креативщиков испытывает дефицит: показатель изменился с 0,4 до 9,6%, эта тенденция крайне критична для отрасли. Оптимальным коэффициентом считается пропорция 1 к 2. Когда происходит перекос в одну из сторон, жизнь сферы нарушается.

Есть и хорошие новости: аналитики сервиса SuperJob говорят о тенденции к восстановлению рынка маркетинга в последние несколько месяцев. За июнь спрос восстановился на 11% от исходного значения. Средний показатель прироста за неделю составляет 6%.

Почему фриланс-занятость становится трендовой

Несмотря на временные трудности, все больше людей выбирают фриланс, причин множество: свободный график, удаленная работа, отсутствие начальства... Многие компании ищут именно удаленных специалистов, а логистика работы из «домашнего офиса» становится все более продуманной. Вот три основные тенденции, которые сделали фриланс популярным.

1. Разрушение географических барьеров

Благодаря технологиям бизнес-процессами можно управлять из любой точки мира. Поиск сотрудников теперь не ограничен конкретным городом, регионом и даже страной. Поэтому у компаний появилась возможность открыть для себя гораздо больше достойных кандидатов.

2. Экономия денег на оплату труда

Работа с фрилансерами предполагает оплату за выполнение конкретных задач. В отличие от привычного оклада за часы, новый формат диктует правило: «нет работы – нет оплаты». Также можно сэкономить на поиске сотрудников, налогах, больничных и отпусках. Нет необходимости брать в аренду помещение под офис и оплачивать коммунальные услуги. Сами исполнители тоже экономят: не нужно тратиться на проезд, покупать кофе с собой и дорогие обеды.

3. Создание баланса между работой и жизнью

Люди выбирают фриланс, потому что такой формат работы позволяет контролировать собственное время и распределять ресурсы. Это повышает качество жизни и улучшает эмоциональное состояние исполнителей. И вот почему:

  • Фрилансеры – это независимые работники, которые могут самостоятельно выбирать проекты и заказчиков. Благодаря такой свободе в выборе человек может сконцентрироваться только на интересных задачах, постоянно повышать свои компетенции и оплату.
  • В погоне за карьерным ростом люди редко находят время на общение с друзьями и семьей. Сильнее всего страдают дети: человек, работающий стандартные 8 часов 5/2 не способен полноценно участвовать в воспитании. Удаленная работа по гибкому графику – идеальный способ проводить больше времени с близкими.
  • Фрилансеры больше заботятся о себе. В результате они становятся более продуктивными, мотивированными и лучше выполняют свою работу. В этом есть прямая выгода для компаний.

Выводы

Экономические трудности закономерно затрагивают все сферы трудовой деятельности, но фриланс показал себя одним из самых жизнеспособных и перспективных направлений. Многие эксперты сходятся во мнении, что такой вид занятости сохранит высокие темпы роста, ведь компаниям выгодно оптимизировать бизнес-процессы с помощью удаленной работы. Это более гибкий и менее затратный способ сотрудничества со специалистами.

Фото: freeimages.com

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Фриланс и удаленка разные вещи. И во многих компаниях даже столичных   до сих пор не умеют применять труд фрилансеров на удаленке.

Системный аналитик, Екатеринбург

Фрилансеры подходят не для всех задач, тотальный перевод всех в проектную занятость без трудоустройства - это лишь мечты капиталистов)

По факту это не панацея, а лишь инструмент, для каких-то бизнесов подходящий, для каких-то нет. Ну и делегировать фрилансерам порой тяжелее, чем наёмникам, ведь фрилансером ты управлять гораздо слабее

Коммерческий директор, Москва

По моему мнению - в ближайшей перспективе во фрилане возможно будет найти профессиональнфх ТОП менеджеров уровня начальника отдела логистики, трейд-маркетинга, и даже ком. директора. Состоявшимся профессионалам удобно и интересно, а компаниям средней руки готовым к развитию, позволит получить экспертизу высочайшего уровня, помощь в розвитии бизнеса и настройки операционных процессов; при этом съэкономить на персонале.

Речь именно о эспертизе действующих процессов, их развитии, а не не элементах обучения этапам воронки продаж и отделам продаж в аренду.

Экономист, Краснодар

Возросшая популярность фриланса говорит о разочарованности людей в понятии "карьера", каким мы его сегодня знаем. Люди хотят заниматься тем, что им интересно, самостоятельно решать, когда и чем заниматься, выбирать тех, с кем работать. Обычный офисный работник всего этого лишен. Часто он вынужден выполнять абсолютно тупую, неинтересную, бесполезную работу, терпеть постоянные "авралы", вызванные некомпетентным руководством, общаться с этим самым руководством и тупыми коллегами, набранными по блату.

Генеральный директор, Москва
Дмитрий Карусев пишет:
Люди хотят заниматься тем, что им интересно, самостоятельно решать, когда и чем заниматься, выбирать тех, с кем работать.

Было бы неплохо! Это возможно?

Люди хотят ... конечно. Но оценит ли их рынок? Нужны ли результаты их труда? Готовы ли они рисковать и нести дополнительные затраты?

Ассистент, Москва

Онлайн-фриланс один из немногих способов зарабатывать в регионе намного больше средней зарплаты. Какой-нибудь копирайтер зарабатывает больше, чем глава администрации села. При этом по сравнению с офлайн бизнесом, фриланс безопаснее (шанс "прогореть" минимальный), стабильнее и редко требует денежных вложений для старта. 

Фриланс в офлайне тоже хорош, если человек умеет себя рекламировать. 

Фрилансерами все не станут, даже если захотят, потому что для этого нужна самодисциплина и ответственность. А с этим туго у 90% фрилансеров, с которыми мне приходилось работать. 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Елена Найко пишет:
Фрилансерами все не станут, даже если захотят, потому что для этого нужна самодисциплина и ответственность.

Потому что для фриланса нужно реально что-то уметь. Причем ценностно лучше чем прямые конкуренты. Из уюьненького офиса УК, где ключевые скиллы "держать нос по ветру " и "простройка горизонтально-вертикальных отношений", во фрилансе делать нечего. Даже в интеримах.

 

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Эдуард Лебедев пишет:
Речь именно о эспертизе действующих процессов, их развитии, а не не элементах обучения этапам воронки продаж и отделам продаж в аренду.

И, в чем разница, по-вашему? Обучившись этапам продаж, а по сути это ведение сделки, приобретается экспертиза управления ими. 

Директор по развитию, Самара

О фрилансе. Я работаю с "фрилансовым" отделом продаж консультационных услуг. Они сами из продажников консалтинга, великолепно знают многие продукты, умеют "упаковывать" новые. Продажники - от Бога, грамотнее и профессиональнее я не встречал. У них отличная клиентская база, связи с многими собственниками бизнесов в регионе. Команда фрилансового ОП - красивые, ухоженные, стильные и очень умные женщины средних лет, что облегчает контакты с бизнесменами - общение с этими дамами лёгкое и просто приятное. Продают услуги десятка компаний. Берут повышенную комиссию, но, учитывая, что я, например, благодаря их работе, вообще не трачусь на рекламу, это оправдано.

Барышни работают так два года, после того, как компания буквально выдавила этот отдел продаж "на открытый рынок". Причины там стандартные - жадность собственников и тупость руководства. Работают, довольны и счастливы.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Компании стали чаще привлекать сотрудников 45+, женщин и студентов после частичной мобилизации

Однако большого всплеска запросов от этих категорий не наблюдается – только 30% стали активнее искать работу. 

Россияне назвали топ-3 родительских навыка, больше всего востребованных в работе

Ими стали: взаимопонимание, терпение и обучающие навыки.