Где взять эффективного управленца в отдел продаж

Любая компания, достигнув определенного уровня, сталкивается с необходимость появления в своей структуре человека, который возьмет на себя всю нагрузку, связанную с продажами. Брать его со стороны или воспитывать самостоятельно? Плюсы и минусы этих вариантов мы рассмотрим в данной статье.

руководитель

Вырастить из опытного линейного сотрудника

Часто в компаниях назначают на руководящие должности кандидатов с опытом со стороны. Однако можно развивать управленческие навыки и у перспективных рядовых специалистов, лояльных к вашей компании. Именно вложения в воспитание руководителей внутри компании позволяет лидерам мирового бизнеса достигать блестящих финансовых показателей и обеспечивать стабильно высокий доход.

При этом важно помнить, что не каждый хороший специалист сможет стать успешным руководителем. Данный вариант возможен только при наличии у кандидата определенных личностных качеств и при огромном желании расти по карьерной лестнице, развивать новые навыки со стороны самого сотрудника. Насильно вырастить руководителя не удастся. Чем дольше человек проработал в исполнительской должности, тем сложнее ему будет себя изменить, переломить свои подходы к деятельности.

руководитель

Лучше всего этот вариант, если вы планируете создать еще один отдел продаж с нуля или полностью реорганизовать имеющийся. Тогда удастся избежать саботажа со стороны бывших коллег и не тратить свое время на постоянный разбор полетов.

Если все-таки вы решились поставить нового руководителя над своими бывшими коллегами, то окажите ему максимальную поддержку для завоевания авторитета коллектива в новой должности. Данный вариант может иметь успех, если вы поставите во главе отдела бывшего неформального лидера, признанного профессионала и наставника, за которым готов идти коллектив и воспринимать его как пример для подражания. Также нужно понимать, что данный вариант, при отсутствии у вас в штате опытного специалиста по персоналу, потребует много вашего личного времени, сил и средств.

Чему обязательно нужно научить нового руководителя:

  • Правильно выстраивать отношения с подчиненными.
  • Расставлять приоритеты в собственной деятельности, управлять своим рабочим временем.
  • Принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия. Для этого ежедневно разбирайте с новым руководителем рабочие ситуации, выражайте при коллективе поддержку принимаемых им решений, показывайте уважение к его мнению на совещаниях и в рядовых ситуациях. Человек должен почувствовать, что наряду с высоким спросом, его голос является важным.
  • Грамотно ставить цели, распределять задачи и организовывать сотрудников. Здесь хорошо поможет прохождение специальных тренингов, изучение профессиональной литературы и отработка навыков в упражнениях.
  • Аргументировано отстаивать свою позицию и требовать.
  • Контролировать ход выполнения поставленных задач.
  • Регулярно предоставлять качественную обратную связь по результатам работы подчиненным, чтобы своевременно корректировать ход событий, помогать избегать ошибок в будущем, поддерживать высокую мотивацию персонала.

Плюсы такого варианта выбора нового руководителя:

  • Имеет максимум информации о продуктах и услугах вашего предприятия.
  • Понимает все тонкости работы своих подчиненных.
  • Хорошо знает возможности и уровень квалификации каждого сотрудника отдела.
  • Уже впитал корпоративный дух и разделяет сложившиеся ценности вашей компании.
  • Повышение рядового сотрудника оказывает положительное влияние на мотивацию всего персонала и климат в коллективе.

Минусы и риски назначения руководителя продаж из числа бывших менеджеров:

  • Неприятие коллективом его как руководителя, и как следствие, игнорирование поручений и поставленных задач, саботаж по типу: «Начальником стал, нос задрал и раздает тут команды!».
  • Потакание интересам подчиненных-приятелей. Особенно сильно проявляется при наличии у нового руководителя острой потребности быть «хорошим», получать одобрение окружающих во всех своих действиях.
  • Перекладывание ответственности на вышестоящего руководителя.
  • Ожидание четких указаний, что и когда ему делать.
  • Демотивация и хроническая усталость у нового руководителя из-за неспособности организовать собственную деятельность и работу коллектива.

Привлечь руководителя с опытом работы у успешного конкурента

При всех очевидных плюсах, выращивать своего руководителя с нуля всегда долго, хлопотно и рискованно из-за отсутствия гарантий получения в конечном итоге нужного результата. А толковый управленец всегда нужен прямо сейчас. Не удивительно, что все чаще компании находят выход в переманивании опытного сотрудника от непосредственного конкурента.

Данный вариант многие эксперты относят к методам «недобросовестной конкуренции». Однако использовать его или нет, в конечном итоге решает каждый для себя сам.

Очевидные плюсы:

  • Получение готового управленца с хорошей ориентацией в специфике отрасли, как следствие быстрый вывод подразделения на нужные показатели.
  • Возможность получить дополнительный приток квалифицированных менеджеров по личным связям нового руководителя.
  • Усиление собственных конкурентных позиций за счет улучшение качества своего кадрового капитала.
  • Ослабление позиций конкурента за счет ухудшения качества его кадрового капитала.
  • Получение конфиденциальной информации конкурента.
  • Возможность перевода части клиентской базы конкурента в свою организацию.

Минусы и возможные риски:

  • Высокая стоимость услуг за переманивание таких специалистов в кадровых агентствах.
  • Велика вероятность заработать плохую репутацию в своей отрасли.
  • Риск утечки вашей конфиденциальной информации и клиентской базы к конкуренту. Не так редки «двойные агенты». Некоторые компании хорошо разыгрывают скандальное увольнение ценного кадра, чтобы обеспечить ему легкое трудоустройство к конкуренту и быстрый доступ к внутренней информации.
  • Существует мнение, что сотрудник, пришедший в вашу компанию таким образом, в будущем может также легко ее покинуть, ответив согласием на более выгодное предложение.
  • Процесс поиска и перехода руководителя из одной компании в другую может занимать от месяца до полугода. За это время можно успеть вырастить своего собственного руководителя или нанять опытного управленца из другой сферы.

Случается, что такой специалист сам присылает вам свое резюме или вы находите его в базе соискателей на общедоступных сетевых ресурсах. Обязательно соберите информацию о его репутации, причинах прекращения его трудовых отношений с конкурентом, результатах его деятельности на прежнем месте, прежде чем приглашать данного кандидата на собеседование, а уж тем более принятии решения о найме. Возможны неприятные сюрпризы.

Взять опытного управленца из другой отрасли

руководитель

Чтобы реализовать данный вариант, вам стоит собрать со всех возможных источников информацию об успешных руководителях отделов продаж в вашем городе. Составьте перечень наиболее успешных организаций. Выясните, кто является там руководителем продаж. Совершите к нему визит под легендой требовательного потенциального покупателя, который желает вести переговоры только с руководителем. Проверьте его способности организовать эффективную работу своих менеджеров с вами в деле.

На первый взгляд, плюсы такого варианта очевидны и, кажется, все просто:

  • У человека уже есть управленческий опыт в продажах и следует только рассказать ему о тонкостях и специфике вашей отрасли, чтобы у вас быстро появился успешный отдел продаж.
  • Огромное пространство для поиска нужного кандидата и широкий выбор среди соискателей.
  • Возможность быстро получить новых опытных менеджеров по продажам благодаря связям нового руководителя.

Однако и в данном варианте есть свои подводные камни. Итак, минусы и риски:

  • Схемы построения продаж и специфика управления ими может существенно отличаться от отрасли к отрасли.
  • Наличие факта руководства отделом продаж вовсе не означает наличие результативного и успешного управленческого опыта и сформированных навыков у кандидата. Все это нужно тщательно проверять при собеседовании. Также не пренебрегайте возможностью позвонить на прежнее место работы соискателя для получения отзыва о качестве его управленческой деятельности, достигнутых результатах и причинах увольнения.
  • Возможно, потребуется значительно больше времени, чем вы изначально ожидали, чтобы новый руководитель вник в специфику вашего рынка, изучил «от и до» ваши товары и услуги. Особенно сложно сделать это быстро, если в вашей компании отсутствует собранная база знаний, нет собственной «корпоративной книги продаж». Тогда новому руководителю придется долго и мучительно вытаскивать информацию по крупицам из всех возможных мест и сотрудников, которые вовсе не настроены делиться информацией с чужаком, давая ему возможность зарабатывать «плюсики» у руководства.
  • Объединение коллектива менеджеров для борьбы с чужаком, который ничего не смыслит в их товарах. Саботаж, игнорирование поручений и прочие «прелести» наверняка не пойдут на пользу компании и даже снизят существующий объем продаж. Важно помочь новому руководителю адаптироваться в коллективе и максимально сгладить данную ситуацию. Кульминацией стихийного развития подобной ситуации может стать массовый уход опытных менеджеров из вашей компании.

Но хотим отметить, что руководитель отдела продаж или коммерческий директор вам просто необходим, если вы хотите дальнейшего развития своего бизнеса. Поэтому выбирайте подходящий вам вариант и действуйте.

Фото: freeimages.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Для одной статьи тема очень обширная, но дает возможность сложить представление о том, что к чему приведет. Особенно, если у читателя ранее не было опыта в данном вопросе.

Директор по рекламе, Москва

Беда всех продажников это неспособность активно продавать при том, что они заботятся о том, чтобы выглядеть будто дела идут отлично, а продавать за них приходится смежникам, например разработчикам. Всегда же есть ''момент истины'' в сделках и кто то ее может продвинуть, а кто то будет вечно стоять ''на пороге'' и пытаться красиво (правильно) выглядеть.

Владельцы бизнеса в высоко конкурентных нишах прекрасно понимают ''кто продает'' и формальная структура продажников часто отличается от номинальной ''по отделам''.

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва

Да, слишком краткая статья для такой обширной темы.
Навскидку среди того ''Чему нужно научить нового руководителя'', отсутствуют:
1. Навыки коуча для своих продавцов и способность помочь продавцу в трудной ситуации.
2. Умение планировать ход работы с потенциальным клиентом
3. Умение адекватно (а не так как представит продавец), оценивать реальную ''температуру'' клиента и его положение в ''воронке''.
4. Способность работать с пулом клиентов и планировать не только текущие продажи, но продажи следующих периодов.
... и еще много чего другого, чему учат начальников отделов продаж в нашей компании.

Адм. директор, Москва

ГДЕ ВЗЯТЬ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНЦА В ОТДЕЛ ПРОДАЖ

где взять, где взять... - купить!

Нач. отдела, зам. руководителя, Украина

Если выращивают своего, и опасаются проблем непринятия коллективом, то хороший вариант (для минимизации рисков) - на время отстранить от коллектива нового руководителя фактически и информационно, например отправить в отпуск, или на курсы повышения квалификации. Ну, и быть готовым, что при таких переменах, с кем-то придется попрощаться.

Генеральный директор, Тольятти
Дмитрий Федоров пишет: Беда всех продажников это неспособность активно продавать
Уважаемый Дмитрий, как-то Вы чересчур категоричны. Я с этой вот Вашей максимой не согласен. Беда большинства продажников - остановка в своем развитии. Авторы пишут: > Схемы построения продаж и специфика управления ими может существенно отличаться от отрасли к отрасли. Что отрасли! Даже в одной отрасли в разных компаниях это может быть устроено кардинально по-разному.
Нач. отдела, зам. руководителя, Нижний Новгород

В целом все верно, но ключевым является следующее:
- умение и желание мотивировать продажников (кстати, для этого надо быть хорошим позитивным человеком)
- интеллектуальный подход к выстаиваю системы продаж на основании анализа текущей и прошлой ситуации (данные для анализа всегда можно собрать тем или иным способом)

что касается отрасли, мне вот если честно, без разницы что продавать - что ресторанный текстиль, что коттеджи при всем при том, что и сегменты, и клиентура да и вообще все-все разное

Researcher, Москва
Ксения Шмелева пишет: мне вот если честно, без разницы что продавать
''— Куда мне отсюда идти? — А куда ты хочешь попасть? — А мне все равно, только бы попасть куда-нибудь. — Тогда все равно куда идти. Куда-нибудь ты обязательно попадешь.'' (С) Ну если ничего НЕ УМЕЕШЬ делать, то все равно чем заниматься... Попробуйте продать нашу систему. Средняя цена 2-3 лимона $. Плачу 10% комиссионных. Считайте это публичной офертой.
Менеджер, Москва

Да, Валерий, Вы правы! Продать можно сейчас только то, что знаешь, а организовать продажу не только того, что знаешь, но и с теми кого хорошо знаешь, - трудно. Мало тех знаний, за которые отвечает ум или хорошая база данных. ИНТУИЦИЮ необходимо как-то подключать. Хорошие руководители отделов продаж, - провидцы, - честное слово! Можно их купить? Этот дар хорошо продавался даже до нашей эры.

Researcher, Москва
Виктория Белова пишет: ИНТУИЦИЮ необходимо как-то подключать. Хорошие руководители отделов продаж, - провидцы, - честное слово! Можно их купить? Этот дар хорошо продавался даже до нашей эры.
Но есть и таланты на уровне гения: Как обменять скрепку (канцелярскую) на жилой дом? Инструкция: [COLOR=blue=blue]Двадцатишестилетний канадец Кайл Макдональд (Kyle MacDonald) в результате череды обменов через интернет, начав с большой красной скрепки, получил двухэтажный дом с тремя спальными комнатами, расположенный в городе Киплинг, провинция Саскачеван, сообщает BBC. На это у канадца ушел всего один год. В 2005 году Кайли Макдональду удалось поменять красную пластиковую скрепку на бесплатное проживание в течение года в коттедже в Колорадо. Идея пришла к нему, когда он вспомнил детскую игру, цель которой - получить как можно больше, меняя ненужные вещи на все более дорогие. Кайли создал сайт, на котором объявил, что намерен поменять скрепку на дом, или даже на остров. В первый раз ему предложили ручку в виде рыбы. Ее он смог обменять на ''сувенир, приносящий счастье'' - дверную ручку в виде улыбающегося человечка. Сувенир удалось поменять на мангал для барбекю, за который ему предложили генератор. За генератор канадец выручил бочку пива. С этого момента Кайли решил что в масштабах Канады он вряд ли сможет осуществить свой проект, и написал на своем сайте что готов выехать в любую точку США. Канадец устроился на работу к собственному отцу, товары которого он начал возить на торговые выставки по всей Америке. По пути Кайли встречался с людьми, которые предлагали ему вещи на обмен. В итоге бочку пива ему удалось обменять на снегокат. В этот момент его сайт получил довольно широкую известность, он даже выступил в ток-шоу на канадском телевидении, в ходе которого он заявил, что готов выехать куда угодно, кроме ''города с ужасным названием Якх'' (восклицание, означающее ''какая гадость'' по-английски). К концу шоу ему позвонили, чтобы предложить в обмен на снегокат путешествие в Якх. Это путешествие Кайли обменял на грузовик, который, в свою очередь, отдал за 30 часов бесплатной работы в студии звукозаписи в Торонто. В конце концов, ему позвонила начинающая певица, у которой был дом в Колорадо. Она предложила Кайли бесплатно жить в ее доме в течение года в обмен на контракт со студией. Кайл обменял годовое проживание в доме на вечер с Элисом Купером (Alice Cooper), который двадцатишестилетний канадец отдал в обмен на стеклянный шар с фигурками внутри. Актер Корбин Бренсен (Corbin Bernsen), коллекционирующий такие шары, предложил за игрушку роль в своем фильме. За право сыграть в новом фильме Кайлу и предложили целый дом. Кайл намерен переехать вместе со своей подружкой в новый дом в начале сентября.[/COLOR]
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.