Матрицу продаж на свалку истории

Напомню читателям традиционную матрицу продаж с целями:
1) Установление контакта с клиентом (цель - создание обстановки доброжелательности и доверия)
2) Выслушивание, выявление потребностей (цель - выявить базовые потребности, укрепить атмосферу доброжелательности и доверия)
3) Презентация товара (цель - вызвать желание приобрести товар)
4) Обработка, снятие возражений (цель - превратить желание в убежденность)
5) Завершение персональной продажи (цель - превратить убежденность в действие, т.е. покупку)
6) Послепродажное сопровождение (цель - укрепить уровень самоуважения, самооценки покупателя).

Вот что мне написал по этому поводу участник сообщества Владимир Волков.
Сергей, эта американская матрица в России почти НИКОГДА не работает. Потому что это попытка манипуляции, причем по жесткой схеме. И люди это чувствуют. У нас все строится ИМХО на отношениях, на доверии, на открытости, а не на шаблонах. Заметьте, какие глаголы Вы использовали в этой матрице: установление контакта, выявить, вызвать желание, превратить желание в убежденность, убежденность в действие: в чистом виде манипулятивная лексика. На это не ведутся. А если и ведутся, то только один раз.
Я работаю менеджером по персоналу в фирме, которая имеет сеть обувных салонов. Очень хотелось бы услышать мнение коллег по цеху.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Системный администратор, Тюмень

Она и в америке работает так же как в России )) там тоже люди живут )
Когда плотно занимался продажами, перечитал тонну книг, изучил десятки методов, приемов, технологий.
В итоге остановился на технике СПИН-продаж. Это очень старая методика. Разработана она была как раз в америке.
И там идет речь о том что "манипуляции" в продажах - это мастурбация вместо секса (в моем переводе )).
СПИН-техника переворачивает понимание продаж и вскрывает ключевые, первичные элементы этого процесса. Естественные и заложенные в нас матушкой природой.

Понимание этой техники лично мне очень помогло. И даже сейчас, отойдя от реальных продаж довольно далеко, я применяю ее почти каждый день. На совершенно элементарных действиях типа "Написать письмо руководству с предложением какой либо идеи". Это в какой то степени тоже можно считать продажей ) Но самое главное что мои мысли сами начинают обретать форму схемы СПИН и редко мои письма остаются без поддержки )

Руководитель, Москва

1) Установление контакта с клиентом (цель - создание обстановки доброжелательности и доверия) (тяжело в ПЕРВУЮ встречу создать атмосферу доброжелательности и доверия. две стороны являются на первых порах НЕЗНАКОМЦАМИ)
2) Выслушивание, выявление потребностей (цель - выявить базовые потребности, укрепить атмосферу доброжелательности и доверия)(здесь слово выслушивать является ключевым для меня. всегда слушаем и в это время стараемся ВЫЯВИТЬ потребность)
3) Презентация товара (цель - вызвать желание приобрести товар) (презентация не всегда является процессом ВЫЗВАТЬ желание на покупку. в большинстве случаев, это повод для того, что бы клиент УВИДЕЛ (не все принимают на слух информацию) и задумался)
4) Обработка, снятие возражений (цель - превратить желание в убежденность) (после правильного подхода к клиенту не всегда требуется борьба с возражением)
5) Завершение персональной продажи (цель - превратить убежденность в действие, т.е. покупку)( завершение РЕШЕНИЯ проблем клиента)
6) Послепродажное сопровождение (цель - укрепить уровень самоуважения, самооценки покупателя).(это самое главное для дальнейших продаж на будущее. база набивается за год, потом работает долго на тебя при правильном подходе)

Менеджер по персоналу, Липецк
Андрей Баландин пишет: 1) Установление контакта с клиентом (цель - создание обстановки доброжелательности и доверия) (тяжело в ПЕРВУЮ встречу создать атмосферу доброжелательности и доверия. две стороны являются на первых порах НЕЗНАКОМЦАМИ)
Поэтому тщательно прорабатываются все 12 способов, как расположить клиента с первой минуты общения.
Андрей Баландин пишет: 3) Презентация товара (цель - вызвать желание приобрести товар) (презентация не всегда является процессом ВЫЗВАТЬ желание на покупку. в большинстве случаев, это повод для того, что бы клиент УВИДЕЛ (не все принимают на слух информацию) и задумался)
Или повод для примерки, если говорить об обуви, т.е. цель - это вызвать желание примерить модель.
Андрей Баландин пишет: 4) Обработка, снятие возражений (цель - превратить желание в убежденность) (после правильного подхода к клиенту не всегда требуется борьба с возражением)
Согласен, иногда не нужно снимать возражение и даже вредно, например, если обувь тесна/велика, не подходит по объему или размеру.
Андрей Баландин пишет: 5) Завершение персональной продажи (цель - превратить убежденность в действие, т.е. покупку)( завершение РЕШЕНИЯ проблем клиента)
Я по другому называю этот этап - подталкивание или дополнительное стимулирование к покупке. Андрей, но я так и не понял, применительно к продавцам обуви, выбросить матрицу на свалку, заменить СПИНом или как?
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Во-первых, для разных продуктов и ситуаций - разные методики.
Во-вторых, вполне можно сочетать и то, и другое. В смысле и "технологии", и "отношения". Более того, эффективная работа с клиентом и начинает строиться именно тогда, когда появляется такое сочетание. Иначе мы имеем либо продажника-"впаривателя", либо этакого "душелюба", который ничего не может продать.

Кстати, если мне память не изменяет, то как раз отец-основатель метода СПИН в своей книге говорит о том, что работа с возражениями - любимая тема тренинга для начинающих. :) А с приобретением (успешного) опыта в продажах эта самая работа с возражениями становится нужна все меньше и меньше. Ибо этих самых возражений (почему-то ;) :)) все меньше возникает.

Ксти, один из моих любимых примеров действительно классной работы продавца я встретил как раз в одном из обувных салонов Екатеринбурга. :)

Менеджер по персоналу, Липецк
Лев Соколов пишет: Ксти, один из моих любимых примеров действительно классной работы продавца я встретил как раз в одном из обувных салонов Екатеринбурга.
Лев, а в чем проявилась классная работа продавца, если не секрет?
Менеджер по обучению персонала, Москва
Лев Соколов пишет: с приобретением (успешного) опыта в продажах эта самая работа с возражениями становится нужна все меньше и меньше. Ибо этих самых возражений (почему-то smile;) smile:)) все меньше возникает.
И я о том же, Лев, что продавец должен прежде всего создать отношения, тогда и возражения (сомнения) рассасываются в ходе общения (заинтересованного диалога с потенциальным покупателем), а не идти по жесткой схеме. Поведенческая гибкость, обучаемость и желание учиться, умение общаться и любить свою работу и свой продукт или услугу - залог успеха. P.S. О чем не упомянул Сергей Соболев: я писал о подходе к продажам с точки зрения НЕ ПРОДАВЦА, а ПОКУПАТЕЛЯ, это два разных процесса, и когда продавцы не совпадают в своем процессе с процессом покупателя, продажа НЕ ПРОИСХОДИТ. Я писал: "Перестаньте продавать, помогайте покупать". Это два разных взгляда на продажи, две парадигмы. Первая: "Я хочу заработать на том, что ему/ей может быть полезно". Вторая: "Я хочу быть полезен своим продуктом/услугой ему/ей, и они будут довольны и за это заплатят."
Менеджер, Москва
Матрицы всякие бывают :D
1) Установление контакта с клиентом (цель - создание обстановки доброжелательности и доверия)
Непонятно, установить контакт ради создания обстановки доброжелательности и доверия? Как и с помощью чего по-Вашему мнению создается обстановка доброжелательности и доверия?
2) Выслушивание, выявление потребностей (цель - выявить базовые потребности, укрепить атмосферу доброжелательности и доверия)
Что значит базовые потребности (ну или в чем их отличие от просто потребностей)?
3) Презентация товара (цель - вызвать желание приобрести товар)
Почему не работает. Потому, что здесь нет покупателя - жестко "вызвать желание купить". Бывает, что у покупателя "душа не лежит" ...
4) Обработка, снятие возражений (цель - превратить желание в убежденность)
5) Завершение персональной продажи (цель - превратить убежденность в действие, т.е. покупку)
Опять же, здесь не вижу клиента, хотя он есть. Вижу только жесткую позицию продавца.
6) Послепродажное сопровождение (цель - укрепить уровень самоуважения, самооценки покупателя).
С помощью чего и каким образом будет укрепляться уровень самооценки и самоуважения покупателя? И как это измерить? Такая вот жесткая позиция продавца и вызывает отторжение. есть две позиции "притив войны" и "за мир". Вроде бы похожи очень-очень, но что делать тем, когда войны нет и бороться не с кем? Вот и Владимир говорит правильно - помогайте покупать!
Менеджер по персоналу, Липецк
Владимир Волков пишет: О чем не упомянул Сергей Соболев: я писал о подходе к продажам с точки зрения НЕ ПРОДАВЦА, а ПОКУПАТЕЛЯ, это два разных процесса, и когда продавцы не совпадают в своем процессе с процессом покупателя, продажа НЕ ПРОИСХОДИТ. Я писал: "Перестаньте продавать, помогайте покупать". Это два разных взгляда на продажи, две парадигмы. Первая: "Я хочу заработать на том, что ему/ей может быть полезно". Вторая: "Я хочу быть полезен своим продуктом/услугой ему/ей, и они будут довольны и за это заплатят."
Цель продажи - максимальное удовлетворение потребностей покупателя, как потребностей, привязанных к товару, так и потребностей человеческого плана: в уважении, признании, понимании, внимании и т.п. Разве в этой формуле содержится подтекст: "Я хочу зарабатывать на том, что ему может быть полезно"? Как в таком случае будет сформулировано определение цели продажи для продавца-консультанта? Формула: "Я хочу быть полезен своим продуктом, и они будут довольны и за это заплатят, на мой взгляд не противоречит определению цели продажи, как максимальному удовлетворению потребностей."
Консультант, Санкт-Петербург

Вот только не смешивайте мух с котлетами.
Цель продажи - продать!
А вот цель бизнеса (производителя) - максимально удоВЛетворить пожелания поТребителя.
Матриц (схем, систем, И пр.) сущестует много. Вы указали НЕкое подобие презентационной модели, которая, как правило, в Вашем случае не работает. Только если Вы продаете обувь Эконом класса (сапоги резиновые) и только для некоторых сегментов.
Для каждой группы потребителей, своя метода продажи. Так было, есть и будет

Консультант, Санкт-Петербург
Сергей Соболев пишет: Я работаю менеджером по персоналу в фирме, которая имеет сеть обувных салонов.
СерГей, попробуйте поработать тем самым консультантом по продажам в ЗАле, изучите элементарные понятия маркетинга, познакомтесь с Вашими клиентами, поговорите с ними. Вы поймете, что когда женщина покупает нов пару туфель, то делает она это не потому что у нее их нет.
Менеджер по персоналу, Липецк
Дмитрий Быков пишет: Вот только не смешивайте мух с котлетами. Цель продажи - продать!
Если цель продажи - продать, то у продавца появляется возможность использовать стратегию принуждения: открытого, скрытого, искусного и грубого. А это противоречит второму определению: [COLOR=red=red]Цель продажи - создание приверженца. [/COLOR]
Менеджер по персоналу, Липецк
Дмитрий Быков пишет: Вы поймете, что когда женщина покупает новую пару туфель, то делает она это не потому что у нее их нет.
Совершенно верно, Дмитрий, у нее на это может быть семь причин: - экономическая выгода - безопасность - удобство и комфорт - новизна - престиж - красота и гармония - привязанность
Консультант, Санкт-Петербург

А причем тут стратегия принуждения( если только в Вашей МАтрице) тО да. Если Вы продаете рабучую одежду 9читай сапоги кирЗОвые) то используя стратегию принужденИя (требование работодателя являтьсЯ на работу только в сапогах кирзовых, которые продаются только в Вашем магазинЕ). И приверженцом такой пОКупатель станет, если не захочет поменять работу.
А вот если Вы продщаете туфельки женские, да по 200-300 Евро пара, то тогда и модель продаж другая (например коммуникационная), а Там "Матрица" совсем другая. Но цель одна -продать.

Тут невозможно писать. Сайт самый тормознутый

Консультант, Санкт-Петербург

Это Вы где взяли, про семь причин. Умоляю Вас, только не делайте из этого рабочих инструкций

Дмитрий Зорин Дмитрий Зорин Адм. директор, Украина
Сергей Соболев пишет: Цель продажи - создание приверженца.
Цель продажи - получение денег в обмен на товар :) http://ddv-bs.com.ua/forum/viewtopic.php?f=322&t=1244
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Почему возникают конфликты между разными поколениями на работе

Работодатели рассказали о ценностях разных поколений сотрудников и выделили 7 причин для недопонимания между ними.

По каким причинам московские работодатели отказывают кандидатам

Формальные характеристики вроде пола, возраста или образования все меньше влияют на трудоустройство.