Оценка рыночной стоимости реальных бизнесов: практика и опыт.

Давайте поговорим о рыночной стоимости бизнесов. И о методах её оценки.

Побудительным мотивом к созданию данной дискуссии для меня явились три фактора: а) я имею профильное университетское образование по этой теме, специальность «Оценка и управление стоимостью предприятия», и пять лет плотно работал в этой сфере; б) на последнем месте работы я имел возможность погрузиться в текущую практику купли-продажи бизнесов: в группе компаний было направление, занимавшееся организацией сделок по продаже компаний (в основном, малый бизнес); в) сижу с ковидом на самоизоляции, и есть свободное время поболтать на интересные мне темы.

Напомню, что существуют три международно признанных и применяемых метода оценки: затратный (метод чистых активов), рыночный (метод сделок) и доходный (метод прогноза будущих прибылей, метод дисконтирования денежных потоков).

Сразу выскажу своё, подкрепленное многолетней практикой, мнение: доходный метод – абсолютный «пузырь», не имеющий ничего общего с реальностью и завышающий стоимость бизнеса в разы, а то и в десятки.

Метод сделок тоже нерелевантен, так как бизнес бизнесу рознь, и определить достоверно корректирующие коэффициенты к статистике сделок достаточно сложно.

В реальной практике покупки-продажи бизнеса в замкадье сейчас правит метод чистых активов. То есть, все реальные активы оцениваются по реальной стоимости (обычно это стоимость, по которой актив можно продать быстро, и составляет 0,5-0,7 от цен аналогичного актива, выставленных на авито/циане и пр.). Затем из суммарной стоимости активов вычитается сумма долга бизнеса, и – вот она рыночная стоимость, то есть сумма, которую получит на практике собственник. В реале сделка происходит так. Инвестор никогда не покупает юрлицо (он знает, что скорее всего там сидит куча скрытых налоговых и долговых обременений). Инвестор покупает реальные активы: недвижимость, транспорт, оборудование, сырьё и материалы, всё с хорошим дисконтом. Люди обычно идут бесплатным приложением. Затем собственник, из полученной за активы суммы денег, выплачивает все долги и ликвидирует проблемное юрлицо (тоже немалые затраты). Остаток (если он есть – бывает, что уходят в глубокий минус) и является рыночной стоимостью бизнеса. Как правило, эта сумма в разы ниже той «хотелки», что называет собственник во время своего первого визита к бизнес-брокеру.

Ну и метод, который я считаю тоже совершенно рабочим, и позволяющим быстро прикинуть порядок потенциальной стоимости бизнеса. Я называю его – метод оценки окупаемости сделки. В основе лежат следующие рассуждения. Инвестор, покупая бизнес, имеет альтернативу – вложиться в коммерческую недвижимость. Которая в замкадье окупается за 7-8 лет, и имеет годовую доходность на вложенный капитал 15%. Это практически безрисковое вложение (страновыми и политическими рисками мы в данном случае пренебрегаем): купил магазин за 30 миллионов, сдал «Пятерке» на 10 лет, и сиди, получай на ИП ежемесячную аренду. Ни тебе сотрудников, ни налоговых рисков (упрощенка же), ничего.

Поэтому инвестор, вкладываясь в бизнес, должен требовать аналогичных параметров окупаемости: 7,5 лет, с доходностью в 25% (с учетом премии за бизнес-риски, в сравнении с коммерческой недвижимостью) на вложенный капитал. А теперь – пример.

Собственник продаёт, допустим, кафе. Он утверждает, что кафе приносит 30 миллионов чистой прибыли в год, тряся своей безграмотной управленческой отчетностью. Отчетность, конечно, должна подвергнуться аудиту у компетентного экономиста, после чего реальная годовая прибыль скорректируется примерно до 10 миллионов.

Ну а дальше всё просто. Получая 10 млн. в год, собственник должен окупить свои вложения, с учетом 6% (в реале – 7%) УСН и премией в 25%. То есть, (10 000 000 * 7,5 * 0,93)/1,25. Получаем 55 800 000 руб. Округляем, конечно же, до меньшего. Итого 55 000 000 – реальная стоимость данного кафе, которая позволит окупить инвестиции с заданными параметрами. А не те 300 млн., которые собственник просит за него сейчас.

Не думаю, что оценка крупного завода будет нерелевантной по данной методике. Абсолютно идентичная схема.

Что скажете, коллеги? Какова ваша практика формирования рыночной стоимости бизнесов?
***
Предлагаю в дискуссии участвовать тем, у кого есть реальные кейсы или примеры на эту тему. Вездесущих наших «диванных экспертов» - всезнаек прошу не беспокоиться.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Начальник участка, Волгоград

Во всех приведенных Вами рпимерах Вы оцениваете ликвидные бизнесы. Которые можно купить и они будут работать с предсказуемой и планируемой рентабельность. Но часть бизнесов и их владельцев включены в сложные схемы. К примеру есть какая то строительная компания, она стабильно работает у нее есть какая-то рентабельность, основные средства, запасы на складах, лицензии и разрешения и пр. Вы ее оцениваете по методологии и рекомендуете к покупке, после покупки выясняется что загрузить рентабельной работой инвестор ее не может, поскольку рентабельную работу подгонял ее бывший собственник по своим связям. И фирма вместо 25% рентабельности начинает работать с 2%.

Или бывает что производственные фирмы работают на дармовом ресурсе. Вы купили фирму предыдущий владелец которой не оплачивал газ вообще много лет. Ну просто конкретно ему было это можно. Его учет показывал хорошую рентабельность, вы посмотрели и рекомендовали к покупке инвестору. Новый вледелец вынужден газ оплачивать и его профит упал в 0. 

Это я к тому что ориентируясь только на финпоказатели и не видя подковерных движений можно подставить инвестора втюхав ему нерентабельный продукт. 

Существует и обратные возможности. К примеру околонулевой по рентабельности бизнес актив может засверкать у конкретного инвестора, попав в синергетику с другими бизнес активами. Так как он в чем то важно дополняет что то или открывает новые возможности.

Экономист, Москва

Да, конечно. Т.е. если чистая прибыль была бы нулевой, то, согласно предложенной методике, владелец кафе должен быть отдать его бесплатно. А если бы прибыль была отрицательной (что, по сути, является нормой даже для сетевых ресторанов в течение первых лет работы), то бедный собственник еще должен был доплатить покупателю за своё кафе. Ну, что же...Нормально. Русский бизнес...Правда, до последнего времени данный вид экономических отношений назывался не "купить/продать", а "отжать". 

Думаю, идея о том, чтобы обратиться к грамотному экономисту была наиболее здравой.

P.S. И при всем при этом "диванных экспертов, всезнаек - прошу не беспокоиться"...М-да...Как говорилось в одном известном фильме: "Откуда вы прилетели?Откуда у вас деньги? Откуда у вас вообще все?"

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

В основе лежат следующие рассуждения. Инвестор, покупая бизнес, имеет альтернативу – вложиться в коммерческую недвижимость. Которая в замкадье окупается за 7-8 лет, и имеет годовую доходность на вложенный капитал 15%. Это практически безрисковое вложение (страновыми и политическими рисками мы в данном случае пренебрегаем): купил магазин за 30 миллионов, сдал «Пятерке» на 10 лет, и сиди, получай на ИП ежемесячную аренду. Ни тебе сотрудников, ни налоговых рисков (упрощенка же), ничего. 

Коллеги, а можно вопрос от "диванного эксперта", а зачем хозяин помещения, которое можно без всяких рисков сдать на 10 лет "Пятерочке", продает ее?

И обратный вопрос, а зачем "Пятерочка" берет в аренду помещение, а не покупает его или не покупает его с расрочкой платежа?

Генеральный директор, Москва

Хорошая тема!

Совсем простой вопрос.

Есть отчуждаемый и неотчуждаемый бизнес, таких примеров в IT достаточно много - но не только в IT.

Есть подходы венчурных фондов, которые могут отличаться в зависимости от используемых стратегий инвестирования.

Такие кейсы в этой ветке рассматриваются?

Генеральный директор, Москва
Константин Комшуков пишет:
А если бы прибыль была отрицательной (что, по сути, является нормой даже для сетевых ресторанов в течение первых лет работы)

Как тут не вспомнить Uber! И чем он так мил инвесторам?

Директор по развитию, Самара
Алексей Уланов пишет:

Во всех приведенных Вами рпимерах Вы оцениваете ликвидные бизнесы. Которые можно купить и они будут работать с предсказуемой и планируемой рентабельность. Но часть бизнесов и их владельцев включены в сложные схемы. К примеру есть какая то строительная компания, она стабильно работает у нее есть какая-то рентабельность, основные средства, запасы на складах, лицензии и разрешения и пр. Вы ее оцениваете по методологии и рекомендуете к покупке, после покупки выясняется что загрузить рентабельной работой инвестор ее не может, поскольку рентабельную работу подгонял ее бывший собственник по своим связям. И фирма вместо 25% рентабельности начинает работать с 2%.

Или бывает что производственные фирмы работают на дармовом ресурсе. Вы купили фирму предыдущий владелец которой не оплачивал газ вообще много лет. Ну просто конкретно ему было это можно. Его учет показывал хорошую рентабельность, вы посмотрели и рекомендовали к покупке инвестору. Новый вледелец вынужден газ оплачивать и его профит упал в 0. 

Это я к тому что ориентируясь только на финпоказатели и не видя подковерных движений можно подставить инвестора втюхав ему нерентабельный продукт. 

Существует и обратные возможности. К примеру околонулевой по рентабельности бизнес актив может засверкать у конкретного инвестора, попав в синергетику с другими бизнес активами. Так как он в чем то важно дополняет что то или открывает новые возможности.

Алексей, безусловно, этот метод прикидочный, а дальше бизнес-брокер начинает проводить мощную аналитическую работу, раскапывая, что стоит за этой прибылью: хороший менеджмент, или админресурс собственника. И стоимость корректируется.

Директор по развитию, Самара
Михаил Лурье пишет:

В основе лежат следующие рассуждения. Инвестор, покупая бизнес, имеет альтернативу – вложиться в коммерческую недвижимость. Которая в замкадье окупается за 7-8 лет, и имеет годовую доходность на вложенный капитал 15%. Это практически безрисковое вложение (страновыми и политическими рисками мы в данном случае пренебрегаем): купил магазин за 30 миллионов, сдал «Пятерке» на 10 лет, и сиди, получай на ИП ежемесячную аренду. Ни тебе сотрудников, ни налоговых рисков (упрощенка же), ничего. 

Коллеги, а можно вопрос от "диванного эксперта", а зачем хозяин помещения, которое можно без всяких рисков сдать на 10 лет "Пятерочке", продает ее?

И обратный вопрос, а зачем "Пятерочка" берет в аренду помещение, а не покупает его или не покупает его с расрочкой платежа?

Михаил, обычно не продаёт. А если продаёт, то лишь в крайне сложной финансовой ситуации, возникшей из-за участия в других рынках, или для перевода капиталов в более доходный актив (в последние два года в замкадье это земля).

Пятерочка, Магнит, другие сетевые магазины берут в аренду потому, что это экономически выгодно в их бизнес-схеме. Точнее сказать не готов - не владею цифрами, но в Пятерке работал тер.директором (под управлением 83 магазина), и точно знаю, что для Х5 схема аренды более целесообразна. Покупают крайне редко, в основном в Мск. Предположения есть, но это тема отдельного разговора.

Директор по развитию, Самара
Константин Комшуков пишет:

Да, конечно. Т.е. если чистая прибыль была бы нулевой, то, согласно предложенной методике, владелец кафе должен быть отдать его бесплатно. А если бы прибыль была отрицательной (что, по сути, является нормой даже для сетевых ресторанов в течение первых лет работы), то бедный собственник еще должен был доплатить покупателю за своё кафе. Ну, что же...Нормально. Русский бизнес...Правда, до последнего времени данный вид экономических отношений назывался не "купить/продать", а "отжать". 

Думаю, идея о том, чтобы обратиться к грамотному экономисту была наиболее здравой.

P.S. И при всем при этом "диванных экспертов, всезнаек - прошу не беспокоиться"...М-да...Как говорилось в одном известном фильме: "Откуда вы прилетели?Откуда у вас деньги? Откуда у вас вообще все?"

Константин, наш провинциальный опыт таков: нет прибыли - инвестор просто не берёт бизнес, или перекупает активами (после чего собственник закрывает часть долгов, и остаётся ещё должен - Вы правильно написали).

Директор по развитию, Самара
Евгений Равич пишет:

Хорошая тема!

Совсем простой вопрос.

Есть отчуждаемый и неотчуждаемый бизнес, таких примеров в IT достаточно много - но не только в IT.

Есть подходы венчурных фондов, которые могут отличаться в зависимости от используемых стратегий инвестирования.

Такие кейсы в этой ветке рассматриваются?

Нет, это тема отдельного разговора. Венчуры - это вообще не рыночная, а инвестиционная стоимость.

Директор по развитию, Самара
Евгений Равич пишет:
Константин Комшуков пишет:
А если бы прибыль была отрицательной (что, по сути, является нормой даже для сетевых ресторанов в течение первых лет работы)

Как тут не вспомнить Uber! И чем он так мил инвесторам?

Большие компании не берём. Я рассматриваю здесь малый и средний бизнес, куда вкладывают замкадные инвесторы с капиталом от 100 млн до ярда рублей, очень приземленные, и обходящие фондовые рынки десятой дорогой. 

Что касается феномена Uber, то вчера, пользуясь ковидным безделием, ещё раз пересмотрел потрясающий фильм «Игра на понижение». Там все ответы на эти вопросы есть :)

Директор по продажам, Санкт-Петербург

Для каждого уровня бизнеса и свой метод. Я не эксперт, но небольшой опыт был. Приведу пример. В 00х был у меня временный проект -- работа РОПом в брокерской конторе по продаже малого бизнеса. Собственник, молодой человек, тоже продавал бизнесы по продаже бизнесов. Такой вот бизнес. И, он прямо сказал, что надо контору подготовить к продаже под покупателя. Это их дела. Контора приносила прибыль, но надо, чтоб красиво. Моя задача проста: набор персонала, организация ЛИД-трафика, организация ОП, сделки. За год мы вышли на +228%. И, он свою контору продал. Ему был важен другой бизнес и он искал деньги. Это к тому, что это не обязательно кидок. Хотя, и такое есть. Во время работы я также лично совершал сделки. Специализировались на МСБ. Оценка, что покупателем, что продавцом, была примерно одинаковая.  Трафик, место. Стоимость всего имущества и ОС с учётом амортизации, суммы и перспективы договоров поставки. Общение с поставщиками и арендодателями. И, + прибыль за последний год. ЮЛ, когда покупали, когда нет. Для МСБ, уличного ритейла это рабочая схема. Для крупного бизнеса схема совсем другая, как описывает уважаемый автор. Опыт интересный.

Начальник участка, Волгоград
Дмитрий Чуркин пишет:
Алексей Уланов пишет:

Во всех приведенных Вами рпимерах Вы оцениваете ликвидные бизнесы. Которые можно купить и они будут работать с предсказуемой и планируемой рентабельность. Но часть бизнесов и их владельцев включены в сложные схемы. К примеру есть какая то строительная компания, она стабильно работает у нее есть какая-то рентабельность, основные средства, запасы на складах, лицензии и разрешения и пр. Вы ее оцениваете по методологии и рекомендуете к покупке, после покупки выясняется что загрузить рентабельной работой инвестор ее не может, поскольку рентабельную работу подгонял ее бывший собственник по своим связям. И фирма вместо 25% рентабельности начинает работать с 2%.

Или бывает что производственные фирмы работают на дармовом ресурсе. Вы купили фирму предыдущий владелец которой не оплачивал газ вообще много лет. Ну просто конкретно ему было это можно. Его учет показывал хорошую рентабельность, вы посмотрели и рекомендовали к покупке инвестору. Новый вледелец вынужден газ оплачивать и его профит упал в 0. 

Это я к тому что ориентируясь только на финпоказатели и не видя подковерных движений можно подставить инвестора втюхав ему нерентабельный продукт. 

Существует и обратные возможности. К примеру околонулевой по рентабельности бизнес актив может засверкать у конкретного инвестора, попав в синергетику с другими бизнес активами. Так как он в чем то важно дополняет что то или открывает новые возможности.

Алексей, безусловно, этот метод прикидочный, а дальше бизнес-брокер начинает проводить мощную аналитическую работу, раскапывая, что стоит за этой прибылью: хороший менеджмент, или админресурс собственника. И стоимость корректируется.

Дмитрий, большинство продающихся бизнесов или малорентабельные или отрицательно доходные. Причем часть из них можно оживить, доведя их до каких то нормальных показателей. Есть ли какая то услуга на рынке предполагающая помимо финоценки, пакет мероприятий реанимирующие бизнес проекты?

Директор по развитию, Самара
Алексей Уланов пишет:

Дмитрий, большинство продающихся бизнесов или малорентабельные или отрицательно доходные. Причем часть из них можно оживить, доведя их до каких то нормальных показателей. Есть ли какая то услуга на рынке предполагающая помимо финоценки, пакет мероприятий реанимирующие бизнес проекты?

Алексей, вот я всю жизнь занимаюсь такими реанимационными мероприятиями загибающихся бизнесов. Моя должность, как бы там её не обзывали работодатели, не протяжении 20 лет одна - антикризисный менеджер. И таких нас достаточно много.

Другое дело, что и бизнесов, нуждающихся в реанимации, на порядки больше, чем специалистов такого профиля. А дальше - естественный отбор: кто готов платить адекватные деньги, нанимает антикризисника. Большинство хотят восстановления своего бизнеса «за еду». Поэтому идут в сад, а оттуда - на бизнес-кладбище.

Реанимация бизнесов - дело затратное и небыстрое. Обычно это не только смена команды, но и полная реорганизация бизнес-модели. 

Начальник участка, Волгоград
Дмитрий Чуркин пишет:
Алексей Уланов пишет:

Дмитрий, большинство продающихся бизнесов или малорентабельные или отрицательно доходные. Причем часть из них можно оживить, доведя их до каких то нормальных показателей. Есть ли какая то услуга на рынке предполагающая помимо финоценки, пакет мероприятий реанимирующие бизнес проекты?

Алексей, вот я всю жизнь занимаюсь такими реанимационными мероприятиями загибающихся бизнесов. Моя должность, как бы там её не обзывали работодатели, не протяжении 20 лет одна - антикризисный менеджер. И таких нас достаточно много.

Другое дело, что и бизнесов, нуждающихся в реанимации, на порядки больше, чем специалистов такого профиля. А дальше - естественный отбор: кто готов платить адекватные деньги, нанимает антикризисника. Большинство хотят восстановления своего бизнеса «за еду». Поэтому идут в сад, а оттуда - на бизнес-кладбище.

Реанимация бизнесов - дело затратное и небыстрое. Обычно это не только смена команды, но и полная реорганизация бизнес-модели. 

Зачастую люди ориентированные на собирание и отжим собственности недооценивают необходимость качественного управления активами. Ищут подешевле управленцев и персонал и обязательно чтоб подобострастно смотрели и не задавали вопросов.

Мне с моего небольшого опыта участия в подобных процессах видиться что существуют прям типовые случаи и сценарии подобных кризисов. Есть ли какая то методичка, на что смотреть первые полчаса нахождения в фирме? 

Директор по развитию, Самара
Алексей Уланов пишет:

Зачастую люди ориентированные на собирание и отжим собственности недооценивают необходимость качественного управления активами.

***

Мне с моего небольшого опыта участия в подобных процессах видиться что существуют прям типовые случаи и сценарии подобных кризисов. Есть ли какая то методичка, на что смотреть первые полчаса нахождения в фирме? 

Алексей, я, проработав два года в компании, у которой был достаточно большой блок прямых инвестиций (два направления: Коммерческая недвижимость и Магазин готового бизнеса), ни разу не сталкивался с отжимом и собиранием собственности. Наши инвесторы были очень прагматичные и рачительные люди. Они исповедовали два принципа: 1) добровольности сделки, 2) оценки эффективности инвестиций. Поэтому, по поводу "люди ориентированные на собирание и отжим собственности" ничего сказать не могу. Кстати, у этих инвесторов нет цели скупать бизнесы. Наоборот, собственник и бизнес-брокер должны попотеть, чтобы доказать привлекательность продаваемой компании. А людям, сидящим на деньгах, есть куда вкладываться, поверьте.

Методички нет, на что смотреть в "первые полчаса". Но за рабочий день сделать достаточно точную оценку картины можно. Во-первых, смотрим динамику выручки за последние три года. Если она стагнирует, или, не дай бог, отрицательная, то дело печально. Если растет - сравниваем со среднеотраслевой динамикой. Далее смотрим прибыль, считаем рентабельность по чистой прибыли, сравниваем со среднеотраслевой. Если ниже - дело труба. Дальше считаем рентабельность собственного капитала, сравниваем с нормой рентабельности, с учетом премии за риски. Если ниже - печально. Четвертое, получаем информацию из ФНС - каким цветом отмечена компания в базе. Если зеленым - фууух, бизнес чистый, можно с ним повозиться. Если желтый цвет - в зоне особого внимания, лучше с таким не связываться. Если в красной - со дня на день придут многомиллионные доначисления налогов, и от такого "объекта" надо  бежать без огладки.

Как-то так.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Пандемия больше повлияла на занятость женщин, чем мужчин

В 24 странах сокращение занятости женщин достигло 3,4%.

Большинство профессионалов довольны работой с коучами

62% сотрудников прорабатывают с коучем личную эффективность, 30% решают карьерные вопросы.

Каждый пятый россиянин планирует стать айтишником в 2022 году

В топ-3 специалистов, которые к началу опроса прошли переобучение для работы в сфере IT, попали экономисты, менеджеры и аналитики. 

Завершился региональный этап Всероссийского конкурса молодых IT-предпринимателей

В общей сложности среди участников конкурса 833 команды из 212 образовательных организаций.