Упаковка бизнеса под продажу франшиз

Один из моих клиентов, после 8 лет существования на региональном рынке, озаботился вопросом упаковки своего бизнеса под продажу франших. Как водится, сразу же получил массу предложений от разных компаний, которые делают это профессионально. Услуги довольно дорогие. Мне лично, как маркетологу и продавцу со стажем, чрезвычайно интересно мнение аудитории относительно того, на каком этапе бизнес можно считать готовым к упаковке под франшизу и насколько такой путь развития успешен в России?

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Тольятти

Мы своей командой рассматривали вариант упаковать один из своих проектов использования одного нашего продукта во франшизу для продажи. Тогда, 10 лет назад, я посвятил этому делу примерно три месяца в общей сумме. 

В итоге мы отказались от реализации проекта на условиях франшизы, в основном по моральным сооображениям. Оказались правы в своих опасениях - проект плохо стартовал и был закрыт через год ввиду резкого снижения востребованности специфической услуги, для коей он предназначался (тюнинг автомобиля).

Глядя на то, какие проекты предлагаются на интернет-выставках для начинающих франчайзи, приходит чувство, что у некоторых из авторов моральные ограничения отсутствуют полностью.

В каждом втором торчат уши "покупайте у нас продукцию и будете богатым, продав её". 

Всегда хочется спросить авторов - если Ваша продукция так востребована, зачем вам сложная схема с обучением, паушальными взносами, когда вокруг полно желающих и умеющих продавать на куда более простых принципах дилерства, даже и без эксклюзива? Может все дело в том, что продукция не продается иными способами?

Тиражирование сервиса куда как проще с точки зрения организации процесса, но сложнее с точки зрения контроля условий франшизы и качества оказания услуги. Должен быть какой-то ключевой элемент, эксклюзивно поставляемый франчайзером для франчайзи, который нельзя заменить/подделать.

Если такого элемента нет, то под вывеской Пепси будут ничтоже сумняшеся продавать Кока-колу. 

Или хуже того - "Буратино".

Глава филиала, регион. директор, Магнитогорск

Если речь идёт об успешном бизнесе с 8-летним стажем, то стоит спросить не «На каком этапе?» (понятно, что масштабирования), а «С какой целью?».

Франшиза нужна для быстрого масштабирования бизнеса на привлечённые средства. В быстром росте главные преимущества и главные же опасности — можно крепко испортить репутацию компании. Попытка продаж франшиз слабого бизнеса убивает его быстро и очень болезненно.

Поэтому, Юрий прав, до упаковки бизнеса во франшизу хорошо бы уже иметь опыт филиалов и представительств. Иначе с резко возросшей сложностью контроля можно просто не справиться.

Однако сама по себе процедура упаковки очень полезна, даже просто как опыт. Лично мне она напоминает генеральную уборку квартиры перед приёмом гостей, а то и целый «капитальный ремонт». Заставляет задумываться о вещах, до которых никак не доходили руки — прописать стандарты и юридические документы, автоматизировать, освежить/сделать маркетинговую упаков.

Ну, а выставление франшизы на продажу — другой, тоже очень полезный опыт  «три-в-одном»: и новый круг общения, и глубокие вопросы потенциальных покупателей, да и собственный взгляд со стороны.

К сожалению, под упаковкой во франшизу многие сегодня подразумевают одну лишь «маркетинговую упаковку» — создание рекламных буклетов и сайтов, без проработки самого бизнеса. Итоги напоминают жульническую продажу наспех перекрашенной «битой» машины — сильно страдает репутация.

Поэтому совет такой: начните упаковывать франшизу, и тогда в процессе по-настоящему поймёте, стоит ли этим заниматься.

Глава филиала, регион. директор, Магнитогорск
Юрий Полозов пишет:
Или хуже того - "Буратино".

В защиту «Буратино» хочу сказать, что во-первых, прямо сравнивать простой лимонад с напитками на основе экстракта колы некорректно. (Правда в нынешних «колах» натуральной колы тоже нет, но всё же…)

А во-вторых, в СССР уже с 1970-х годов (всего через пару пятилеток после знаменитых «гастролей» Хрущева в США) помимо лимонадов стали выпускать массу уникальных газированных напитков, вроде «Байкала» , которые, на мой взгляд, превосходили по вкусу и качеству пресловутые «Колы» напрочь. А «Исинди» и «Тархун» Лагидзе не уступают «Колам» и историей…

Правда, постепенно качество (не смотря на ГОСТы) газированных напитков по разным причинам резко упало. Но разводить-разводили (особенно в автоматах), а добавлять как консервант бензоат натрия всё же, кажется, ещё не додумались. Так что срок хранения был небольшой, что-то около недели. Поэтому, «свежие и натуральные напитки» были не просто рекламным слоганом. За сроком годности следили.

Увы, сейчас тех (натуральных) вкусов уже нет. Массовый рынок и жажда прибыли любой ценой сделали-таки своё чёрное дело.

Немного о рецептуре советских напитков и их домашних аналогов: https://paprika-andlife.livejournal.com/132469.htm

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Константин Куликов пишет:
В защиту «Буратино»

Советская пепси быламкруче привозной. Байкал был круче и оригинальнее советской пепси. Был ещё такой напиток, как Саяны. Он был ещё оригинальнее, чем Байкал!!

Генеральный директор, Тольятти
Константин Куликов пишет:
В защиту «Буратино» хочу сказать

Уважаемый Константин,

"Буратино" приведен как пример подсовывания под маркой одного сильного бренда даже и не другого бренда (примерно равного по силе), а чего-то совсем ноунеймового.

Можно было написать "содовой с домашним вареньем", но букв слишком много.

(Надеюсь, что за вольное обращение с "Буратино"ТМ никто в суд не подаст?)

Генеральный директор, Тольятти
Константин Куликов пишет:
под упаковкой во франшизу многие сегодня подразумевают одну лишь «маркетинговую упаковку» — создание рекламных буклетов и сайтов, без проработки самого бизнеса

Уважаемый Константин,

присоединяюсь и обращаю внимание, что любая франшиза должна быть прибыльной для франчайзи, хотя бы операционные текущие доходы должны превышать текущие расходы (с учетом зарплаты). Потому что разоренный франчайзи может оказаться сильным контррекламистом.

Руководитель группы, Германия

А это полная автоматизация на предприятии по производству напитка:

https://www.youtube.com/watch?v=Gk-oJwYsuEA

Куда уж нам с нашей системой... Эффективно, просто, экологично, и вполне себе толерантно. :-)

IT-менеджер, Красноярск
Константин Куликов пишет:

...

Однако сама по себе процедура упаковки очень полезна, даже просто как опыт. Лично мне она напоминает генеральную уборку квартиры перед приёмом гостей, а то и целый «капитальный ремонт». Заставляет задумываться о вещах, до которых никак не доходили руки — прописать стандарты и юридические документы, автоматизировать, освежить/сделать маркетинговую упаков.

Ну, а выставление франшизы на продажу — другой, тоже очень полезный опыт  «три-в-одном»: и новый круг общения, и глубокие вопросы потенциальных покупателей, да и собственный взгляд со стороны.

...

Думаю, подготовка компании к франшизе, без обязательного этапа проектирования и автоматизации бизнес-процессов, заранее обеспечена на неудачу. Не вижу возможности, как можно "продавать" франшизу на организацию функционального типа.

По той же причине, опыт организации филиалов, при подготовке к франшизе, может совершенно ничего не дать.

Вот, если бы, бизнес уже изначально проектировать как франшизу? Или инвестировать в проектирование и автоматизацию бизнес-процессов как в продукт, который может иметь самостоятельную ценность и, наряду с брендом компании, может быть продан...

Глава филиала, регион. директор, Магнитогорск
Антон Французов пишет:
Думаю, подготовка компании к франшизе, без обязательного этапа проектирования и автоматизации бизнес-процессов, заранее обеспечена на неудачу.

Именно это было БУКВАЛЬНО написано в моём ответе. В чём смысл Вашего ответа/возражения, если оно практически дублирует (в меньшем объёме мой)? В паре само собой разумеющихся слов «бизнес-процесс»? ))

Одна из ключевых проблем нынешнего общества в том, что люди охотно втягиваются в спор самих с собой, но ответов не слышат, и даже не читают. ;)

Антон Французов пишет:
Вот, если бы, бизнес уже изначально проектировать как франшизу?

Сразу это смысла не имеет. Любой стартап — гипотеза, всё внимание поначалу уходит на её проверку и «расшивку» возникающих по ходу противоречий. И лишь этот удачный опыт уже можно (во вторую очередь) упаковать во франшизу.

Пример: МакДональдс решило несколько проблем питания (непредсказуемость качества, очереди в кафе в часы пик, некачественный сервис и так далее.) Можно ли решить эти задачи ещё качественнее?

Наверное, можно если автоматизировать питание на новом уровне технологий. Но проверить эту гипотезу будет стоить времени, сил, денег и потребует нескольких тысяч (!) инновационных идей.

А сразу, без проверки гипотез пакуются во франшизы лишь откровенно-мошеннические стартапы.

IT-менеджер, Красноярск
Константин Куликов пишет:
Антон Французов пишет:
Думаю, подготовка компании к франшизе, без обязательного этапа проектирования и автоматизации бизнес-процессов, заранее обеспечена на неудачу.

Именно это было БУКВАЛЬНО написано в моём ответе. В чём смысл Вашего ответа/возражения, если оно практически дублирует (в меньшем объёме мой)? В паре само собой разумеющихся слов «бизнес-процесс»? ))

 

 

Одна из ключевых проблем нынешнего общества в том, что люди охотно втягиваются в спор самих с собой, но ответов не слышат, и даже не читают. 

1. Смысл моего сообщения в том, что организация, построенная по функциональному принципу не может быть успешно выведена во франшизу. В каком месте вашего сообщения это сказано? Перестройка организации от функционального принципа, к процессному - это, образно говоря, не генеральная уборка, где вся мебель в доме остаётся на своих местах, только уже без пыли и не ремонт, когда на тех же стенах - новая краска. Это процесс, в ходе которого меняется сам подход к выполнению своих обязанностей. В результате, от слов "все на своих местах" не остаётся истинным ничего. В вашем примере, это снос старого дома и постройка на его месте гостиницы. Впрочем, для меня важен лишь тезис и его истинность, возможные исключения. Авторство, для меня, не имеет особого значения и, если вы считаете, что у вас есть на этот тезис авторские права и я их нарушил - тогда, прошу прощения и я не претендую.

2. Не могу согласиться с вашей постановкой проблемы. По крайней мере, статистика моих сообщений этого не подтверждает. Налицо, проблема нашего личного взаимопонимания. И я надеюсь, удастся найти ее решение. Потому что, тривиальное решение игнорировать сообщения друг-друга не в моем стиле. Всё таки, мне  бы хотелось полноценно участвовать в обсуждениях на этом форуме. Чего и вам желаю.

Глава филиала, регион. директор, Магнитогорск
Антон Французов пишет:
1. Смысл моего сообщения в том, что организация, построенная по функциональному принципу не может быть успешно выведена во франшизу.

Смысл моих сообщений в том, что упаковка франшизы — процедура, помогающая навести порядок в процессах и улучшить работу и сама по себе, даже без продажи франшизы.

А организация — не железобетонна, можно и перестроить. Люди обучаемы.

Антон Французов пишет:
Перестройка организации от функционального принципа, к процессному - это, образно говоря, не генеральная уборка, где вся мебель в доме остаётся на своих местах, только уже без пыли и не ремонт, когда на тех же стенах - новая краска. Это процесс, в ходе которого меняется сам подход к выполнению своих обязанностей.

Вот именно. Тем и полезен.

Антон Французов пишет:
В результате, от слов "все на своих местах" не остаётся истинным ничего. В вашем примере, это снос старого дома и постройка на его месте гостиницы.

Не утрируйте. Новые стандарты разработать/прописать/заучить — не физической стройкой заниматься. ВСЕ успешные организации это делают регулярно.

Более того, каждый переход на следующий этап развития — это сжигание старых инструкций и создание новых. Читайте Дёминга (для начала — мануал попроще, см. п.5): https://www.deming.pro/deming_fourteenpoints.html

(отредактировано модератором)

Начальник участка, Москва
Константин Куликов пишет:

 

Пример: МакДональдс решило несколько проблем питания (непредсказуемость качества, очереди в кафе в часы пик, некачественный сервис и так далее.) Можно ли решить эти задачи ещё качественнее?

Наверное, можно если автоматизировать питание на новом уровне технологий. Но проверить эту гипотезу будет стоить времени, сил, денег и потребует нескольких тысяч (!) инновационных идей.

 

Пути два;
1. Подвязка мобильных приложений для выбора и оплаты заказа заранее для исключения промежуточных звеньев, + роботы вместо персонала.
2. Решение надсистемное - внутривенное питание, как новый формат питания. Еще быстрее, еще сбаласированнее, еще эффективнее и дешевле. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.