5 задач, которые решают маркетплейсы для покупателей

Основной драйвер динамичного роста e-commerce – это маркетплейсы, площадки, выступающие посредниками между покупателями и продавцами. В России насчитывается несколько десятков таких ресурсов.

Эксперты нашей компании провели исследование «Маркетплейсы для покупателей и продавцов», в котором изучили самые крупные площадки, представленные на российском рынке: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, AliExpress, СберМегаМаркет. Благодаря этому материалу бизнес и потребители будут лучше понимать возможности и условия работы с этими площадками.

Бизнесу зачастую выгоднее работать с маркетплейсами, чем развивать интернет-магазин и выстраивать все необходимые процессы. Маркетплейсы предоставляют инструменты для продвижения товаров, вывода продуктов на рынок, увеличения среднего чека и расширения географии продаж. Но что же маркетплейсы дают покупателям?

Действительно ли потребитель охотнее тратит деньги на маркетплейсах?

С каждым годом все больше людей совершают онлайн-покупки. Согласно данным опроса Яндекс Маркета и GfK Rus, каждый второй россиянин в возрасте 16-55 лет оформил минимум две покупки онлайн за 2021 год.

маркетплейсы

По мнению российских покупателей, маркетплейсы превосходят интернет-магазины по многим критериям: по уровню цен, по качеству акций и распродаж, по количеству и качеству отзывов, широте ассортимента, по удобству получения заказов и скорости доставки. Теперь рассмотрим предложения маркетплейсов для покупателей.

Доставка и удобство получения заказов

Для большинства респондентов удобство получения заказа – один из ключевых критериев выбора онлайн-сервиса для осуществления покупок. Вот распространенные способы получения заказа:

маркетплейсы

А вот какие условия доставки заказов предлагают разные маркетплейсы:

маркетплейсы

Всюду есть возможность получить заказ двумя способами: самовывозом и доставкой. Одни маркетплейсы имеют собственные ПВЗ и постаматы, другие пользуются партнерскими. Почти все площадки отправляют товары по Почте России. СберМегаМаркет предлагает покупателям забрать заказ в магазине, а Ozon и Яндекс Маркет – экспресс-доставку по городу за несколько часов.

По данным SellerDen, покупатели чаще заказывают товары в пункты самовывоза или постаматы, чем выбирают доставку курьером. Эти данные коррелируют с популярными категориями товаров на маркетплейсах. По статистике Avoshop, в январе-марте 2022 года пользователи чаще заказывали детские товары, продукцию повседневного спроса, бытовую технику, электронику, одежду и обувь. Это те товары, которые нужно примерить, проверить на исправность или которые относятся к невысокому ценовому сегменту – их удобнее забрать из пункта самовывоза по двум причинам:

  • Можно на месте отказаться от товаров, которые не подошли или оказались с браком.
  • Для недорогих товаров невыгодно дополнительно оплачивать курьерскую доставку.

Программы лояльности маркетплейсов

Для многих покупателей программы лояльности – важный критерий при выборе маркетплейса. Поэтому мы решили проанализировать, какие возможности площадки предоставляют клиентам.

Ozon

Предлагает пользователям оформить подписку на сервис Ozon Premium. Стоимость подписки – 199 рублей в месяц, что открывает доступ к ряду привилегий:

  1. Бесплатная курьерская доставка на заказы от 499 рублей.
  2. Возможность получать доступ к выгодным предложениям раньше остальных.
  3. Кешбэк баллами до 30% на товары определенной категории, в том числе Ozon fresh.
  4. Увеличенный срок возврата товара до 60 дней.

Также Ozon предоставляет скидки до 30% при оплате Ozon Счетом и начисляет кешбэк баллами за все покупки при оплате Ozon Картой.

Яндекс.Маркет

Предлагает клиентам оформить подписку Яндекс.Плюс, которая входит в экосистему Яндекса. Накапливать и тратить баллы по подписке можно при использовании всех услуг экосистемы, в том числе и Яндекс.Маркета. Преимущества услуги:

  • Бесплатная курьерская доставка при заказе от 1499 рублей.
  • Кешбэк баллами. Система накопления баллов по подписке общая, их можно как получить, так и потратить на покупки в Яндекс.Маркете.

СберМегаМаркет

С каждой покупки на маркетплейсе накапливаются бонусные рубли, в дальнейшем их можно использовать при оплате до 50% стоимости товара. Отметим, что маркетплейс СберМегаМаркет входит в экосистему Сбера, и для оплаты заказов на площадке можно использовать бонусы СберСпасибо и подписку СберПрайм. Стоимость подписки составляет 199 рублей в месяц. Эти продукты Сбера дают еще больше привилегий для клиента:

  • Бесплатная курьерская доставка при подписке на СберПрайм.
  • Баллы СберСпасибо, которые суммируются с бонусными рублями.

Wildberries

Предлагает постоянным клиентам персональную скидку (от 1% до 20%), которая рассчитывается исходя из количества сделанных заказов и числа возвратов и суммируется со всеми действующими акциями магазина.

AliExpress

Накопление баллов по программе лояльности происходит при покупке товаров определенной категории. Баллы списываются по курсу «один балл = одному рублю», ими можно оплатить от 10% до 50% от стоимости товара.

Параллельный импорт брендов, ушедших из страны

Чтобы наладить продажу товаров брендов, которые приостановили работу в России в 2022 году, Правительство РФ легализовало параллельный импорт – ввоз продукции без разрешения правообладателя. После чего маркетплейсам разрешили продавать такие товары.

Первые партии продукции в категориях «Электроника» и «Бытовая техника», которая выпускается ушедшими из России иностранными брендами, уже доставлена на склады Яндекс.Маркет.

Ozon уже ввез по параллельному импорту технику Apple. В дальнейшем на площадке может появиться продукция люксовых брендов (Kering и LVMH). Ранее продавать эти товары было невозможно из-за строгих правил.

Wildberries начал продавать запчасти для автомобилей и мотоциклов по параллельному импорту. В дальнейшем маркетплейс планирует добавить в ассортимент товаров запчасти для грузового и коммерческого транспорта.

Преимущество для покупателей в том, что площадки возьмут на себя все риски, в том числе возврат товаров. Что касается выгоды для самих маркетплейсов, спрос на товары ушедших брендов есть и будет, и у селлеров появится возможность удовлетворить его. Это позволит им расширить товарную линейку, создать запасы товаров первой необходимости и в дальнейшем увеличить прибыль. Кроме того, продажа товаров параллельного импорта может оказать позитивное влияние на стабилизацию цен на площадках.

Выводы

Как видите, маркетплейсы решают сразу несколько задач для потребителя:

  1. Возможность одновременно купить товары из разных категорий на едином сайте, который служит «витриной».
  2. Возможность сравнения цен разных продавцов на один и тот же товар.
  3. Единая система доставки и возврата.
  4. Программы лояльности, позволяющие экономить.
  5. Возможность купить товары ушедших из РФ брендов.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Дроздов
Генеральный директор, Москва

 

Екатерина, хороший материал! 

Еще 15 лет назад спорили, о том что печатная пресса не "умрет", а  два года назад о том, что доля онлайн-покупки лекарств не будет высокой и т.д. Маркетплейсы прочно засели в нашу жизнь - но вот я скорее "дивергент" по отношению к маркетплейсам, поскольку не пользуюсь их услугами, но все знакомые - пользуются.

Маркетплайсы решают множество задач потребителя и основная - это экономия времени.  По отзывам моих знакомых, существуют проблемы с доставкой: или по срокам, или по ошибке не то привозят, или привозят в "подпорченном виде".

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний внедряют программы well-being

В условиях дефицита кадров компании стали чаще внедрять или расширять программы благополучия сотрудинков.

Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.