4 ошибки руководителя при анализе телефонных разговоров sales-менеджеров

С 2010 года наша команда слушает звонки своих клиентов и менеджеров. Слушаем и разбираем для того, чтобы увеличивать конверсии на различных этапах продаж, быстрее обучать новичков, и дать им правильную технологию продаж. А именно она, воплощенная в действии, и даст прирост производительности каждого конкретного человека.

Для того чтобы удобнее разбирать звонки и быстрее учить человека правильной технике переговоров, мы сделали чек-лист аудита звонков. Но почему-то управляющие продажами охотно поддаются когнитивному искажению, когда инструмент ставится выше цели, когда движение есть, но прогресса нет. Вот несколько ошибок, из-за которых чаще всего происходит такая ситуация.

1. Слухач за недорого

Слушать звонки менеджеров — сложно. А директору отдела продаж трудно выделить время на прослушку. Именно поэтому часто компании поручают задачу прослушивание звонков недорогому специалисту вне контекста переговоров. Он выполняет довольно простую работу — слушает звонки, но сам не умеет продавать, и не может корректно оценить работу менеджеров. Такой сотрудник мониторит наличие мата и иных нежелательных речевых проявлений в лексике переговоров, но не может оценить, насколько эффективным был звонок.

В итоге у отдела продаж спустя время начинает теряться мотивация. Демотивирован в этом случае отдел продаж потому, что за ними следят, а не помогают продавать. Может возникнуть страх и нежелание вести переговоры в дальнейшем.

Что делать? Все просто — слушать переговоры менеджеров должен человек с опытом продаж, чтобы это не превратилось в просто прослушку и слежку без целей и без реальной оценки эффективности работы.

2. Кнут и пряник

Управленец продажами наверняка знает, что такое коррекция трудовой дисциплины. Иногда он делает чек-лист инструментом оценки качества переговоров сотрудников, а не инструментом для понимания того, что можно улучшить в процессе. Это приводит к тому, что сотрудники послабее начинают пытаться исполнить чек-лист, а не слушать клиента. В результате падает конверсия — никто не хочет покупать у того, кто не хочет его слышать. Сотрудники посильнее «забивают» на чек-лист, и заключают сделки, но теряют премию, мотивацию и перестают доверять руководителю.

Пример. Крупный застройщик, который строит объекты в девяти городах России, обратился за разрешением бизнес-загадки. Конверсия из бронирования квартир собственного отдела продаж в сделки была сильно меньше, чем эта же конверсия у сторонних риэлтеров, которые продают объекты компании.

В чем же было дело: сотрудники исполняли требования по регламенту продаж/исполнению чек-листа, но не слушали своих клиентов. Это вызывало раздражение покупателей, что было слышно во время прослушивания записи разговора. К примеру, вместо того, чтобы ответить на конкретные вопросы, менеджеры проводили полную презентацию продукта проекта, хотя в каких-то моментах клиенту она была не нужна. 

3. Выставление оценок

Этот пункт, как правило, является следствием ошибки №1. Если анализом переговоров с клиентами занимается человек, далекий от этих тем, то появляется заблуждение, что все элементы чек-листа должны появиться в каждых переговорах. Инструмент опять-таки начинает быть выше цели (продажи) и приводит к закономерно низким результатам и к обратным ожиданиям. Преимущество такого подхода сплошной проверки наличия всех «продающих» элементов чек-листа (информирование об акциях и скидках, работа с возражениями и так далее) — легко оценивать переговоры. Недостаток — нет пользы и продаж.

Пример. Крупная школа иностранных языков, у которой более 30 филиалов по стране, пять руководителей отдела продаж и более 50 подчиненных, увидев, что конверсия в телефонных переговорах низкая, начала анализировать и прослушивать звонки. Процесс оказался трудоемким, и его решили упростить. Они начали выставлять оценки во время прослушивания переговоров за определенные элементы чек-листа, не вникая в суть процесса. Продавцы начали сопротивляться, в итоге мотивация, а с ней и количество успешных сделок, начало снижаться.

4. Фокус на чек-листе, а не на продаже

Продавец, который сконцентрирован на некой внешней цели — например, соответствие регламенту/чек листу, перестает замечать речь клиента. Менеджер упорно продолжает презентовать то, что ему рассказал делать его регламент, но не концентрируется на KPI. Держать в голове три фокуса — выполнить важный регламент, выслушать клиента, и привести сделку к некой цели — средний, а то и даже средний+ продавец не в состоянии. И от сложных в достижении целей (слушать клиента и вести сделку к цели) он отказывается. В итоге он выполняет первую цель, которая попроще — следовать регламенту. Если продукт востребован, то и сделки будут. Но скорее вопреки мастерству «продавца», а не благодаря.  

Пример. Премиум-отель в России с большим количеством персонала. Клиентам, которые там уже ранее были, продает сам продукт — менеджеры лишь бронируют проживание либо через сотрудника, либо через сайт. Клиентам, которые еще не были в отеле, надо продавать и даже допродавать, а регламент с этим работает крайне слабо. Он оценивает вежливость менеджера, соблюдены ли правила бронирования, а не то, как преимущества отеля связываются с потребностями клиента. На этом моменте есть потеря конверсии, а чек-лист и этого не отражает.

Подводим итоги

Ключевая роль продавца заключается в том, чтобы внимательно слушать все, что говорит покупатель, что может помочь в процессе продажи. Выявление болевых точек, а затем эффективная иллюстрация того, как продукт/услуга может помочь решить эти проблемы, является ключом к увеличению продаж. Чек-лист может помочь команде по продажам определить моменты, которые могут помочь выявить возражения, болевые точки и цели, но не должен становится единственным инструментом оценки команды и разговоров при прослушивании.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Барканов
Менеджер группы продуктов, Санкт-Петербург

статья о том, что слушать разговоры продаванов - в целом бесполезная задача, так же как попытка одеть всех в одинаковую одежду, ходить строем, обедать по расписанию и ложиться спать по сигналу.

любые формальные чек-листы и регламенты, куча бесполезных контролей и штрафов, некомпетентные проверяющие - лучший путь к потере грамотных спецов, к плохому сарафану на рынке, к низкой конверсии.


Пусть общаются как им кажется правильным, а не потому что нужно пройти весь чек-лист иначе им впаяют штраф в пол-оклада.

Пусть матерятся сколько угодно, если клиент так общается и в итоге это выйдет в сделку. 

Пусть разговаривают меньше 2 минут, если клиенту так удобнее.

Все эти формальности - от импотенции руководства научить новичков и опытных, скорее всего по причине того что руководство само не умеет продавать, а умеет только "руководить".

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Какие навыки проверяют работодатели при найме на высокооплачиваемую должность

Помимо необходимой квалификации и опыта, работодатели за последний год стали все больше внимания уделять мягким навыкам и проверять их на этапе собеседования.

Половина работодателей планируют выплатить сотрудникам новогодние премии

В большинстве случаев компании выплатят премии всем сотрудникам.

Нейроинтерфейс от Skillbox и Neiry поможет выбрать профессию

Новая технология работает на базе электрической активности мозга, помогая измерять поведенческие паттерны человека.

Почти половина россиян собираются работать на новогодних праздниках

Трудиться во время новогодних каникул будут в большей мере жители Перми, Волгограда, Самары и Нижнего Новгорода.