Startup по-русски

Формирование компании

Летом 2000 года выпускник одного из государственных экономических вузов находился в состоянии поиска нового места работы. Благодаря помощи своего научного руководителя, его пригласили на собеседование в банк, входящий в сотню крупнейших банков России. Выпускника на работу в банк не взяли, однако, как выяснилось позже, он был взят на заметку человеком, проводившим собеседование, — начальником отдела ценных бумаг. Через 2 месяца эти двое встретились вновь, для того чтобы заняться инвестиционным проектом в интернете.

Проблемы, с которыми они столкнулись на ниве интернет-бизнеса, и анализ источников их возникновения, приведенный в данной статье, помогут начинающим предпринимателям избежать некоторых ошибок и сэкономить значительную часть своих финансовых ресурсов и времени.

Основная цель

Для удобства дальнейшего изложения сотрудника банка будем называть Инвестором, а выпускника — Менеджером.

Суть интернет-проекта, предложенного Инвестором, заключалась в следующем: создать в интернете популярный сайт, а затем продать его заинтересованному лицу по цене, значительно большей затрат, связанных с его созданием и рекламой. Сайт планировалось посвятить образованию в западных бизнес-школах по программе MBA. Популярность сайта должна была обеспечить мощная рекламная кампания, как в интернете, так и в обыкновенных СМИ. Факторы, повлиявшие на выбор интернета в качестве области инвестирования:

Интернет-бум

Основной причиной, побудившей Инвестора заняться именно глобальной сетью Интернет, явился прокатившийся по западным странам и продолжавшийся в России интернет-бум и связанные с ним возможности быстрого обогащения при относительно низких затратах.

Дело в том, что популярность западных интернет-компаний среди инвесторов была весьма высока: инвесторы верили, что с приходом интернета начинается новая эпоха в развитии экономических процессов — эпоха «новой экономики», основанной на информационных технологиях. Именно интернет-компании, по мнению инвесторов, были первыми ласточками зарождавшихся глобальных изменений, и именно этим компаниям в недалеком будущем отводилась роль высокоприбыльных гигантов «новой экономики».

Все это стимулировало лавинообразный рост вкладов финансовых ресурсов на создание и покупку «компаний будущего» и их акций — на основателей интернет-компаний полился золотой дождь инвестиций. Причем никто из инвесторов не обращал внимания на то, что…

1. У «новых» компаний нет действительно реального бизнес-плана дальнейшего развития и каких-либо серьезных бизнес-моделей зарабатывания денег.

2. Неизвестны сроки выхода компаний хотя бы на самоокупаемость.

3. Отсутствуют отлаженные бизнес-процессы, опытный менеджмент или какие-либо уникальные технологии и ресурсы.

В общем, налицо было отсутствие всех тех атрибутов, которые оценивают инвесторы при работе с традиционными компаниями, зато была незыблемая вера в будущий расцвет интернет-компаний. Как метко выразился Алан Гринспен, руководитель Федеральной резервной системы США, это было время «безрассудного воодушевления».

Самое ценное, что было в тогдашних интернет-компаниях, — это сделанные ими сайты, а точнее суперпопулярные сайты, посещаемость которых превышала тысячи пользователей в день. В будущем высокую посещаемость сайта можно было бы использовать для организации на нем виртуальной торговой площадки, где посетитель смог бы купить самые разнообразные товары. Таким образом, чем больше популярность сайта, тем больше товаров через него можно было бы продать и тем больше ценится такой сайт и компания, им владеющая.

Именно на это и рассчитывал Инвестор: с небольшими затратами создать сайт, сделать его сверхпопулярным, а затем продать его за большие деньги.

Опыт создания собственной компании

В качестве второго фактора выступает стремление Инвестора получить степень MBA, пройдя обучение в западной бизнес-школе. А как известно, сдача в бизнес-школе вступительных экзаменов «на пятерки» еще не гарантирует 100%-ного поступления. Абитуриент должен обладать интересным опытом работы, которым можно поделиться со своими сокурсниками, желательно в наиболее перспективных на сегодняшний день отраслях, например в сфере информационных технологий. Да и усваивать науку бизнеса, имея реальный опыт по развитию своего дела, куда легче и интереснее.

Набраться такого опыта Инвестор мог за счет создания и управления собственным интернет-проектом.

Подробнее о cайте

Сайт, как уже говорилось, должен был предоставлять пользователям интернета максимум информации по бизнес-школам, как западным, так и российским.

Сведения о бизнес-школах были выбраны объектом информационного наполнения сайта по двум причинам.

Во-первых, спрос на образование в таких школах со стороны российского менеджмента постоянно возрастал. Зарплата выпускников школ доходила до 120 тыс. долл. в год. Кроме того, знания и связи, получаемые благодаря этим школам, также помогали дальнейшему карьерному росту выпускника.

Во-вторых, русскоязычных сайтов, посвященных бизнес-школам, на тот период времени в интернете было очень мало. Единственный сайт, заслуживающий внимания, предоставлял своим посетителям крайне устаревшие сведения, да и те не давали четкого представления о бизнес-школах.

Данные проблемы и был призван решить создаваемый Сайт.

В основе Сайта должна была лежать база данных, в которой хранилась информация по всем бизнес-школам, заслуживающим внимания. Предполагалось, что посетители сайта смогут производить оперативный поиск и сравнение школ между собой по интересующим их параметрам — например, рейтинг школы, стоимость обучения и проживания, средняя зарплата выпускника школы, финансовая помощь и т. д.

Для реализации всех этих возможностей Сайт, фактически, должен представлять из себя программный продукт и основная задача по его созданию должна лечь на программистов.

Начало

Вначале было решено написать техническое задание (ТЗ), по которому будут работать над сайтом программисты. Параллельно с составлением ТЗ нужно было сформировать команду этих самых программистов и дизайнеров.

После подготовки ТЗ и формирования команды на создание самого сайта отводилось 2 месяца. По приблизительным расчетам затраты на весь проект составляли 20 тыс. долл. Стоимость аренды помещения не учитывалась: здание, в котором предполагалось организовать производство, полностью принадлежало Инвестору.

Итак, начался этап формирования команды. Менеджер обратился к своим бывшим сокурсникам, так как большинство из них работало в областях, связанных с информационными системами и интернетом. Ждать пришлось недолго — через 3 дня после начала поисков была назначена встреча с первым претендентом на должность программиста.

На встрече выяснилось, что у программиста уже есть команда, которая готова приступить к реализации сайта. Цена, предложенная программистом, была в 4 раза ниже ранее запланированных затрат, в которых учитывались издержки, связанные с формированием собственной команды. Инвестор, несмотря на возражения менеджера, согласился отдать проект на сторону.

Опасения Менеджера были вызваны тем, что о подрядчике было известно крайне мало. Конечно же, были рассмотрены работы, выполненные подрядчиком для других заказчиков, но это не давало уверенности в том, что подрядчик обладает культурой взаимоудовлетворяющего сотрудничества — выполнение работ в установленный срок и с надлежащим качеством. В интернете, как и в любой новой области, были как профессионалы, так и дилетанты, готовые по низкой цене взяться за любую работу, не обращая внимания на сроки и качество. Именно к таким дилетантам, как выяснилось позже, и относился подрядчик.

Также удивляло и то, с какой легкостью Инвестор, не имея ни малейшего представления о той области, которой он решил заняться, единолично решает отказаться от ранее принятого плана формирования собственной команды, не обсудив этот вопрос с Менеджером. Возможность сэкономить упускать нельзя, но, принимая решения, необходимо учитывать опыт сотрудников, работавших и разбирающихся в данной области.

Сложилась ситуация, напоминающая ту, о которой не раз говорили западные менеджеры по отношению к России: в России собственник первичен, а менеджер вторичен. Владельцы западных компаний стараются нанимать первоклассных менеджеров с хорошим опытом работы, а залогом успеха компании считается умный бизнесмен-собственник и гибкий дальновидный менеджер. Ситуация, когда Инвестор будет принимать решения вопреки советам Менеджера, еще не раз будет выступать преградой на пути к намеченной цели.

Поэтому в начале формирования компании менеджменту, который будет строить бизнес, и инвестору, который будет предоставлять финансовые ресурсы, нужно четко оговорить вопрос разграничения полномочий.

Команда, которой были переданы работы по созданию сайта, оказалась крайне непрофессиональной: никакие соглашения о порядке работ и сроках не выполнялись; те блоки, которые были сделаны, не соответствовали техническому заданию; постоянно приходилось по несколько раз указывать на допущенные ошибки; застать на месте руководителя проекта со стороны подрядчика было практически невозможно. Такая ситуация продолжалась не менее двух месяцев и привела к тому, что заказчику (Менеджеру и Инвестору) пришлось отказаться от услуг подрядчика.

После первой неудачи было решено обратиться к действительно профессиональным командам, которые имеют положительные отзывы о свое работе и солидное портфолио. Предложение было разослано 5 компаниям. Заинтересовались заказом все — были проведены переговоры с представителями всех компаний. Цены, предложенные потенциальными исполнителями, незначительно отличались от тех 20 тыс. долл., которые предполагалось изначально затратить на проект при формировании собственной команды. Кроме того, предыдущий опыт работы с подрядчиками вызывал у Инвестора понятные сомнения. По этим причинам Инвестор решил вернуться к первоначальному плану и дал «добро» на создание собственной команды.

Однако изменения предпочтения инвесторов во всем мире внесли свои коррективы в дальнейшие планы. Дело в том, что интерес инвесторов к интернет-компаниям и их акциям начал резко снижаться. Западные инвесторы увидели, что из-за высокого курса акций высокотехнологичных компаний суммы налогов очень велики, и решили продать часть акций, чтобы расплатиться с государством. Это вызвало панику на фондовых рынках, и «мыльный пузырь» интернета лопнул.

Большинство инвесторов, как западных, так и российских, столкнувшись с первыми последствиями «безрассудного» инвестирования, начали более серьезно относиться к инвестициям в компании «новой экономики» и уже не стремились купить первую попавшуюся организацию, имеющую свой сайт в интернете и именующую себя hi-tech компанией.

В таких условиях идея Инвестора, связанная с созданием, раскруткой и продажей сайта, казалась менее привлекательной, чем ранее. Инвестор начал задумываться о прекращении какой-либо деятельности, связанной с интернетом. Однако специалисты информационных технологий утверждали, что лопнул лишь «мыльный пузырь», а «новая экономика» жива и обладает огромным потенциалом роста. Встречи с IT-специалистами ведущих российских высокотехнологичных компаний убедили Инвестора остаться в интернет-бизнесе. Было принято решение зарабатывать не на спекуляции сайтами или акциями технологичных компаний, а на производстве сайтов, а в конечном счете на продуктах информационных технологий.

Создание интернет-компании

Новая идея, связанная с разработкой и продажей программных продуктов, заинтересовала Инвестора. На основе консультаций с руководителями других интернет-компаний, был принят следующий план развития…

1. Организовать собственную web-студию, которая на первом этапе своего роста будет специализироваться на создании простых сайтов для конкретных заказчиков и их дальнейшем обслуживании. Также можно будет брать заказы на интернет-рекламу.

2. Далее, после отладки элементарных бизнес-процессов web-студии и появления небольшого портфолио из сделанных сайтов, перейти на второй этап развития — создание интернет-представительств с программной начинкой, то есть сайтов на основе баз данных. Примером таких интернет-представительств являются сайты со встроенными электронными каталогами продукции и интернет-магазины.

Основные задачи, которые необходимо выполнить на этом этапе

1. Сформировать команду профессиональных программистов.

2. Создать собственную библиотеку программных разработок и разработать более-менее универсальные программные решения, которые с незначительными изменениями можно предлагать большинству клиентов.

3. Отладить совместную работу специалистов различных областей — взаимодействие между программистами, верстальщиками, дизайнерами, контент-менеджерами, отвечающими за информационное наполнение сайта, и менеджером проекта, который руководит проектом и отвечает перед заказчиком.

4. Четко отработать принципы работы с клиентом, в том числе принципы удаленного взаимодействия с клиентом через интернет, когда клиент находится за сотни километров от исполнителя (web-студии).

5. Превратить наиболее успешные внутренние разработки и технологии в законченные коммерческие программные продукты и вывести их на рынок интернет-приложений. Освоить электронную торговлю, предоставить клиентам услуги по интеграции их сайтов с существующими платежными системами.

Заключительный этап развития web-студии — предоставление услуг системной интеграции. Под системной интеграцией обычно понимают оптимизацию бизнес-процессов компании заказчика за счет использования возможностей интернета и информационных технологий.

К настоящему моменту web-студия успешно существует и находится на втором этапе своего развития. Однако на тернистом пути к благополучию, студии пришлось столкнуться с массой трудностей, совершить немало открытий в области человеческих отношений, познать радость успешного завершения проекта и понять истинный смысл выражения «еле сводить концы с концами». Трудности поиска и работы с клиентами, проблемы взаимоотношения в коллективе и выбора оптимальной стратегии развития будут освещены в следующей части нашего повествования.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Баранов, Виктор Гришин
Генеральный директор, Москва

Как-то мало... Описание внешнего окружения... Которое и так большинство знает... Проблем мало. С внешними поставщиками была одна, но решили кардинально - отказались от них :)Будем надеяться, что дальше будет интереснее.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Под системной интеграцией обычно понимают оптимизацию бизнес-процессов компании заказчика за счет использования возможностей интернета и информационных технологий.
Совсем не это понимают под системной интеграцией :D , но Заказчику говорят так
Генеральный директор, Москва

Как-то мало... Описание внешнего окружения... Которое и так большинство знает... Проблем мало. С внешними поставщиками была одна, но решили кардинально - отказались от них :)
Будем надеяться, что дальше будет интереснее.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Под системной интеграцией обычно понимают оптимизацию бизнес-процессов компании заказчика за счет использования возможностей интернета и информационных технологий.
Совсем не это понимают под системной интеграцией :D , но Заказчику говорят так
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
74% сотрудников предпочитают горизонтальный рост

Несмотря на высокий интерес к горизонтальному росту среди сотрудников, работодатели пока уделяют этому недостаточно внимания.

Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.