Как управление знаниями превратить в драйвер развития бизнеса

С развитием Industry 4.0 эксперты все чаще говорят об экономике знаний. Корпоративные данные, информация, накопленный опыт и экспертиза работников становятся ценнейшим активов компании, тогда как технологии – всего лишь средством для раскрытия его потенциала. Cистематизировать и организовывать этот актив помогают системы управления знаниями.

В эпоху Big Data о них заговорили как о драйвере бизнеса, инструменте, способном улучшить коммуникацию с клиентом, снизить число ошибок, оптимизировать процессы внутри компании. Как компании внедряют у себя управление знаниями, и какие пять шагов важно не упустить, чтобы проект принес реальные результаты?

Шаг 1. Анализ проблемы

Прежде чем внедрять систему управления знаниями, необходимо понять, какую именно проблему вы хотите решить с ее помощью. Это может быть:

  • Потеря лидов. Здесь важно понять, почему потенциальные клиенты не доходят до приобретения товара или услуги. На вашем сайте написано одно, в приложении другое, а сотрудник на телефонной линии говорит третье? В клиентскую рассылку регулярно уходит неактуальная информация? В таких случаях единая корпоративная система управления знаниями действительно сможет помочь. Клиентов не устраивает товар или услуга, а может быть, отпугивает ценовая политика? Это проблема из области бизнес-стратегии, а не коммуникации. Здесь актуальнее будут решения по BI-аналитике.
  • Перегруженность сотрудников контакт-центров. Сколько времени уходит у сотрудника контакт-центра на обработку одного обращения? Средним показателем считается 10 минут для звонка и более 12 минут – для обращения по электронной почте или социальные сети. Еще от 30 минут до 2 часов уходит на поиск информации, нужной для ответа.
    А сколько из входящих запросов по-настоящему релевантны? Это решил выяснить один из крупнейших мировых ритейлеров одежды и товаров для дома. Оказалось, что почти половина из 140 тыс. запросов, ежемесячно получаемых колл-центром (а это более 4,6 тыс. запросов в день!) оказались спамом, что не освобождало сотрудников от необходимости их обрабатывать. Справиться с ситуацией удалось после внедрения системы управления знаниями со встроенным искусственным интеллектом, который распознавал нерелевантные запросы и либо отсекал их, либо перенаправлял в нужное подразделение.
  • Текучка кадров, если она связана со стрессовыми ситуациями. Аналитическая компания Enghouse Interactive подсчитала, что в 2021 году об увольнении задумывались 91% специалистов колл-центров, и почти половина из них – из-за стресса и перегрузок. Показатели будут приблизительно такими же для консультантов, сотрудников, занимающихся прямыми продажами, и вообще для всех, кому приходится непосредственно работать с людьми и отвечать на их вопросы. Большинство респондентов связывают стресс с несколькими факторами. Некоторых пугает необходимость не только в короткий срок запомнить большой объем специфической информации (по продуктам, услугам и т. д.), но и отвечать на вопросы очень быстро. В этом случае поможет система Google-like поиска, которая выдает точные ответы менее, чем за 3 секунды. Если же основная причина стресса – недовольные клиенты, срывающие злость на безответном операторе, можно сосредоточиться на повышении психологической устойчивости сотрудников: например, проводить регулярные тренинги. Некоторые компании идут дальше и включают в ДМС консультации психолога.
  • Высокие внутренние издержки. По статистике, более 25% рабочего времени уходит на поиск нужной информации – документов, шаблонов, каталогов, презентаций и т. д., а не на собственно работу. Облачные хранилища не решают проблему, поскольку в них тут же начинают плодиться папки и файлы с названиями вроде «Отчет», «Отчет финал», «Отчет правки» и т. д. Такой вариант является окончательным, догадаться можно в лучшем случае по дате создания документа. Единая, постоянно обновляемая корпоративная система управления знаниями исключает подобные ситуации – как и потерю информации в случае увольнения сотрудников, которые хранили свои уникальные знания на рабочем столе компьютера (а то и просто в собственной голове). Внутренние коммуникации и оптимизация корпоративных процессов – именно тот случай, когда управление знаниями действительно становится чем-то вроде панацеи.

Если вы проанализировали проблемы компании и убедились, что справиться с ними поможет именно управление знаниями, можно переходить к следующему этапу – выбору решения.

Шаг 2. Выбор решения

В первую очередь надо определиться, хотите ли вы выстраивать систему управления знаниями с нуля или приобрести готовую промышленную платформу. Отталкиваться стоит от сроков внедрения и от желаемых функций. Их набор может варьироваться в зависимости от специфики компании, но обязательно должен включать в себя:

  • Быстрый и удобный доступ к данным, информации и знаниям (например, удобная строка поиска, возможность настроить фильтры или теги, получить конкретный ответ на вопрос и т. д.).
  • Структурирование контента и возможность применять созданную структуру для всех статей, относящихся к тематике, а также сравнивать статьи между собой по заданным параметрам.
  • Простой и удобный конструктор для выстраивания структуры статей.
  • Прикрепление файлов к статьям.
  • Возможность обратной связи от пользователей системы (лайки, рейтинги, отзывы, комментарии и т. д.).
  • Проверку знаний для пользователей.
  • Аналитические сервисы.
  • Гибкую настройку доступа – для разных групп пользователей и сервисов.
  • Легкость интеграции (с помощью открытого API).
  • Безопасность решения при работе с конфиденциальными данными.

Самописные решения позволяют разработать систему полностью «под себя», но такие проекты обычно занимают много времени. Коробочные решения можно внедрить очень быстро, при этом большинство основных функций включены в них по умолчанию. Еще один плюс «коробки» – возможность сэкономить на ИТ-инфраструктуре: большинство промышленных платформ сегодня доступны в облачной версии.

Самописное решение будет создаваться силами вашей внутренней команды. Если же вы остановились на промышленной системе управления знаниями, вам предстоит выбрать вендора. Он должен иметь соответствующую репутацию, иметь релевантный опыт внедрения и возможность подтвердить свою надежность и экспертность.

Вопрос, какие решения лучше – российские или иностранные, с некоторых пор потерял актуальность. Если вы государственная компания, или работаете с государственными подрядами, или просто опасаетесь в один момент остаться без доступа к интерфейсу или техподдержке, выбирайте систему, включенную в Единый реестр российских программ. Кстати, часть решений, признанных на мировом уровне, разрабатывались в России российскими командами, которые теперь предлагают их полные аналоги, адаптированные для новых требований отечественного рынка.

Шаг 3. Внедрение системы управления знаниями и перенос информации

Само внедрение системы и начало работы занимает гораздо меньше времени, чем подготовительный этап, особенно в случае с платформенными коробочными решениями. Их иногда удается внедрить и запустить за 1-3 месяца. Само внедрение можно разделить на несколько этапов:

  1. Унификация имеющейся информации. Чаще всего у компании уже есть несколько баз знаний, созданных в разное время и с разными целями. Информация в них может частично дублироваться или уже потерять актуальность. Ее необходимо проверить, обновить и консолидировать в единую базу. Сведения из этого универсального источника будут поступать во все каналы коммуникации – контакт-центр, чат-боты и так далее. Для этого система управления знаниями должна, во-первых, выдавать информацию в ответ на все входящие запросы, вне зависимости от их количества, а во-вторых, забирать новую информацию из других источников, например, из CRM-системы компании.
  2. Составление перечня внутренних заказчиков, понимание их требований. Внутренние заказчики – это подразделения компании, которые будут пользоваться системой управления знаниями. К примеру, это будет отдел продаж, департамент маркетинга и служба технической поддержки. У каждого из этих заказчиков будут свои требования к производительности и функциональности системы. Затем подсети, в которых находятся пользователи, объединяются в единое пространство, после чего обеспечивается сквозной доступ – с учетом задач каждого пользователя и разрешенного доступа к информации.
  3. Перенос информации, ее упаковка в шаблоны и статьи происходит только после того, как решены все инфраструктурные вопросы. Чтобы информация не дублировалась, каждая статья создается в единственном экземпляре, и сотрудники видят в ней только те сведения, которые им необходимы. Это достигается за счет настройки гибкой ролевой модели, и существенно экономит время не только на поиск информации, но и на поддержание самой базы данных. Если вы заранее знаете, кто будет пользователем системы на стартовом этапе, то начинать переносить контент можно параллельно с развертыванием системы на ваших серверах или в облаках.

Шаг 4. Обучение сотрудников

Само по себе знакомство с интерфейсом не представляет проблемы. Собственно, весь интерфейс представляет собой строку поиска, как в Google или Яндекс, и специально обучаться работе с ним не нужно. Сложнее бывает привить новую культуру работы с информацией, преодолеть устоявшиеся стереотипы поведения. Считается, что новую привычку можно сформировать за 21 день.

Можно устроить внутрикорпоративный марафон отказа от документов в почте или упаковать новую систему в креативный формат «Бизнес-Википедии». Но главный залог эффективного перехода – высокая мотивация сотрудников. Обеспечить ее можно только одним способом: наглядно продемонстрировать плюсы управления знаниями, показать, что это не новшество ради новшества, а решение, способное по-настоящему облегчить жизнь всех конечных пользователей: от сотрудников компании до внешних клиентов.

Шаг 5. Оценка результатов

Эффективность системы управления знаниями – вполне измеримый показатель. Вот реальные цифры от анонимизированных компаний, установивших у себя одно из решений по управлению знаниями:

  • Страховая компания сократила время удержания звонка на 5-10%.
  • Онлайн-ритейлер повысил уровень клиентской удовлетворенности на 25%.
  • Контакт-центр логистической компании – лидера в области экспресс-доставки сократил время на обучение новых сотрудников на 50%.
  • Российский сотовый оператор сэкономил более 16,2 тысяч человеко-часов благодаря автоматическому обновлению базы знаний.
  • Производитель медицинского оборудования сократил количество ошибок сотрудников в 6,4 раза.
  • Крупный российский банк увеличил средний срок работы сотрудников контакт-центра с 8 месяцев до 1 года.

KPI и критерии оценки зависят от целей, которые вы ставили перед собой, от специфики отрасли, а главное, от проблемы, которую нужно было решить. Четкое понимание бизнес-задач – обязательное условие, при котором управление знаниями действительно может стать настоящим драйвером для бизнеса.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

Прежде чем внедрять систему управления знаниями, необходимо понять, какую именно проблему вы хотите решить с ее помощью. 

А уход знаний вместе с сотрудниками - это не проблема?

Быстрый и удобный доступ к данным, информации и знаниям

вот хотел бы посмотреть на систему, предоставляющйю быстрый и удобный доступ к зананиям... 

Зы основная проблема, КМК, при управлении знаниями, это то, что под этим лейблом пытаются "продать" системууправлния данными или информацией... Все-таки носитель знаний пока еще в большей степени человек. 

Руководитель, Москва
  • Структурирование контента и возможность применять созданную структуру для всех статей, относящихся к тематике, а также сравнивать статьи между собой по заданным параметрам.
  • Простой и удобный конструктор для выстраивания структуры статей.
  • Прикрепление файлов к статьям.

ну думая об управлении знаниями, стоит забыть SQL-парадигму... Это скорее про неструктурированные данные..

Руководитель, Москва

Эффективность системы управления знаниями

У системы управления знаниями не может быть эффективности. Как и у любого инструмента.. Эффективность может быть у использования данного инструмента для решения задачи

Управляющий партнер, Москва

Согласен с Максимом Часовиковым.

"Зы основная проблема, КМК, при управлении знаниями, это то, что под этим лейблом пытаются "продать" системууправлния данными или информацией... Все-таки носитель знаний пока еще в большей степени человек."
 
Прежде чем писать о системе управления знаниями, было бы хорошо определить что такое знания?
Чем они отличаются от информации и навыков?


Инженер, Томск

Мне кажется или речь идет о СРМ-системе?

В случае СРМ это не совсем система управления знаниями, скорее диспетчеризация.

Управление знаниями нужно в технологических процессах, новых разработках, научной деятельности, системах нормативной документации. Там поле непаханое. 

Директор по развитию, Санкт-Петербург

Прежде чем внедрять систему управления знаниями, необходимо понять, какую именно проблему вы хотите решить с ее помощью

А вот тут есть нюанс: система управления знаниями - это некая вещь в себе. Дам несколько вольное определение, как способность организации накапливать, анализировать, перерабатывать и передавать получаемый опыт. И эта способность может быть необходима для решения разных задач. 

Если же на начальном этапе ее внедрения ограничиваться узкой проблемой, например, "сокращение лидов", то в лучшем случае вы будете довольствоваться внедерением какого-то инструмента, а то и вовсе свернете эту программу, так как лиды восстановятся совсем по-другой причине.

Генеральный директор, Москва

Если вы проанализировали проблемы компании и убедились, что справиться с ними поможет именно управление знаниями ...

Можно ли попросить автора пояснить, как можно сделать такой вывод.
Есть примеры?

 

Управляющий партнер, Москва

Максим,

А уход знаний вместе с сотрудниками - это не проблема?

Да, конечно, уход знаний вместе с сотрудником – это проблема, и очень актуальная. Носитель знаний – это действительно человек, но от того, как мы будем этими знаниями управлять, будет зависеть, сможем ли мы сохранить эту компетенцию внутри компании или потеряем её.

Мы всегда говорим, что, внедрив систему управления знаниями, сложно сразу же добиться нужного результата. Любой проект по управлению знаниями – это не только внедрение платформы, но и настройка большого числа процессов: сбора знаний, обмена ими, актуализации, создания и разработки новой методологии управления знаниями и т.д. Очень важно привести сотрудников к чёткому пониманию, что при формировании у человека какой-либо компетенции он должен описать её по стандартному шаблону и сделать доступной для всех. Это важная часть корпоративной культуры – делиться с командой своими новыми уникальными знаниями и использовать для этого СУЗ как удобный инструмент. Тогда уникальные знания останутся внутри компании, даже если сотрудник уйдёт.

Так что управление знаниями – это гораздо больше, чем просто программное обеспечение. Именно поэтому проекты по внедрению системы управления знаниями – это не только (и не столько) про ПО, но в первую очередь про настройку процессов управления знаниями внутри компании.

вот хотел бы посмотреть на систему, предоставляющйю быстрый и удобный доступ к зананиям... 

Посмотреть один из кейсов можно здесь

Зы основная проблема, КМК, при управлении знаниями, это то, что под этим лейблом пытаются "продать" системууправлния данными или информацией... Все-таки носитель знаний пока еще в большей степени человек. 

Вы абсолютно правы, необходимо чётко разделять управление данными (Data Governance) и управление знаниями (Knowledge Management). Это абсолютно разные вещи, которые предназначены для решения разных задач. Эти задачи могут решаться совместно, когда решения дополняют друг друга, но они однозначно не подменяют друг друга.

Управляющий партнер, Москва

ну думая об управлении знаниями, стоит забыть SQL-парадигму... Это скорее про неструктурированные данные..

Знания действительно чаще всего хранятся в головах в неструктурированном виде)) Но в СУЗ их можно разнести по разным темам и подтемам, вычленить главное, в общем – придать структуру.

Для чего это нужно? Человек легче ориентироваться и находить ту информацию, которая структурирована хотя бы минимально. Так устроен человеческий мозг: он видит и запоминает в основном короткие смысловые фразы, в которых содержится суть. Если наши знания будут выглядеть как простыня текста на миллион знаков, они никому не будут интересны, пользователь закроет статью и пойдёт искать эти знания в другом месте. А суть СУЗ как раз и заключается в том, чтобы настроить контент так, чтобы он был интересен, понятен и доступен для всех.

Возьмём сотрудника контакт-центра любого банка. «Кредит», «кредитная карта», «как отвечать на претензии клиентов» – всё это тематики, с которыми он работает, и у каждой из них будет совершенно разная структура. И конечно, структурированные знания будут понятнее, в них будет легче ориентироваться, а значит, и ответ найдётся быстрее (а время удержания звонка, кстати, - один из важнейших KPI для контакт-центров!).

Согласен, что бывают случаи, когда структура текста не столь важна. Поэтому современные СУЗ дают разные возможности оформления статей: это может быть как конструктор, так и обычное редактируемое поле.

Управляющий партнер, Москва

У системы управления знаниями не может быть эффективности. Как и у любого инструмента.. Эффективность может быть у использования данного инструмента для решения задачи

Спасибо, что обратили внимание на формулировку! В принципе, мы с вами говорим об одном и том же. В данном случае можно смело заменить понятие «эффективность СУЗ» и «эффективность использования СУЗ». Пожалуй, так будет более корректно.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.