Индустрия 4.1, или Нецифровые препятствия на пути повышения эффективности предприятий

Детище «Союза немецких машиностроителей», известное в странах СНГ под брендом Индустрия 4.0, стало любимой темой для особой аудитории IT-сообщества, изрядно разбавленного госчиновниками. По мере удаления от Германии этот бренд становится синонимом цифровой трансформации в промышленности, а то и просто цифровизацией предприятия. Цифра из средства достижения целей превращается в икону, требующую безоговорочного поклонения. Осмысление и толкование такой цифровизации сразу уходит на уровень консультантов, аналитиков, топ-менеджеров и зарубежных гуру, под сенью всемогущего Сбера. Big Data, как апофеоз цифры, объявлена панацеей для большинства проблем под всеобщие аплодисменты, тем более что в большинстве случаев всем интуитивно понятно, что рассмотреть сто факторов влияния лучше, чем десять.

Все это так, но есть нюансы

С весны 2010 года нам пришлось пройти длинный путь поиска причин – почему ряд предприятий полного цикла переработки недостаточно экономически эффективны, по ощущениям собственников. Необходимость структурирования и обработки все больших объемов исходных данных для выяснения причин низкой эффективности или поиска ее ключевых факторов пришла достаточно быстро, но также быстро пришло осознание некоторой беспомощности. Изначально заданная модель, связывающая исходные параметры с конечными, требовала расширения и вовлечения большего числа факторов. Все шло к тому, что нужны новые подходы к анализу данных, способные распознавать связи между параметрами, извлекая скрытые механизмы и зависимости, однако прямой зависимости типа «больше данных – точнее модель» не наблюдалось.

При более пристальном рассмотрении с удивлением обнаружили, что СНГ совсем не Германия и во многих отраслях, которых в Германии нет или почти нет, уровень оцифрованности исходных данных совсем иной по вполне очевидным причинам. И они не только технические.

Философия умной фабрики

Немецкие машиностроители не ориентировались на нефтедобычу или обогащение руды, поэтому для своих нужд мы должны напрямую импортировать в первую очередь «философию» создания умной фабрики. К сожалению, по крайней мере публично, никто не говорит, что выстраиваемая по безупречным алгоритмам цифровая фабрика может получиться весьма глупой фабрикой или цифровым аналогом потемкинской деревни XXI века по причине неизбежной приблизительности части наших баз данных. Все, что поступает на машиностроительную фабрику, уже имеет свой четкий «цифровой образ», например упаковка болтов 500 шт. DIN 933 8.8 ZN M4x30. В то время как многие наши предприятия «на входе» имеют, кроме всего прочего, различные сюрпризы от ее величества природы, в лучшем случае, попадающие в статистически ожидаемые пределы, например руда полиметаллическая, где каждый вагон сырья по-своему уникален.

Чтобы вписаться в светлый образ Индустрии 4.0, нужно решить две тактические задачи и одну стратегическую.

Тактические задачи для продвинутых менеджеров и еще более продвинутых инженеров:

  1. Обеспечить объективность измерения исходных параметров, минимизировав влияние человеческого фактора.
  2. Оцифровать эти параметры с заранее заданной точностью.

Стратегическая задача для трезво мыслящего собственника:

  1. Оценить баланс последствий цифровых нововведений.

Индустрия 4.1

Накопленный опыт позволяет говорить, что решившийся на перемены собственник предприятия, при реальном внедрении инициатив Индустрии 4.0, неизбежно должен рассматривать некоторую адаптированную Индустрию 4.1. Суть этой модификации состоит в том, что должны быть приняты самые серьезные меры для обеспечения объективности и точности исходных данных, как основы для адекватного использования импортированного инструментария Индустрии 4.0.

Нецифровые препятствия цифровизации

К сожалению, это не только технические проблемы. На пути цифровизации встают совсем не цифровые препятствия.

Кроме вполне очевидной проблемы осуществления инвестиций получение «чистых» объективных данных напрямую связано с минимизацией человеческого фактора или существенного сокращений персонала. Для Германии высвобождение грамотного персонала, возможно и благо, но для моногородов СНГ – это большая социальная проблема, а для менеджеров-депутатов еще и потеря электората.

Возвращаясь к предприятиям полного цикла переработки, можно сформулировать еще несколько не самых приятных практических выводов, напрямую влияющих на цифровую трансформацию больших производств:

  1. Персонал не мотивирован объективно отражать промежуточные результаты.
  2. Менеджмент имеет мотив отображать промежуточные результаты искаженно.
  3. Действующие стандарты измерений создают базу для манипуляций с промежуточной отчетностью.

Больших откровений в этих утверждениях нет, но их совокупность делает практически невозможным создание чистой цифровой базы данных. Они приведены здесь как «ингибиторы» широко обсуждаемой цифровой трансформации, с которыми можно столкнуться на всех без исключения производствах.

Человеческий фактор понятен и объективен. Нормативно-правовые акты и те же стандарты в особенности, просто не поспевают за стремительно меняющимися технологиями. Персонал служб стандартизации в СНГ не велик и не всемогущ. Выступать инициатором опережающего внедрения новых стандартов означает брать на себя все расходы и хлопоты авансом, при этом сразу возникает вопрос окупаемости и потенциальной конфликтности с персоналом, столь уютно существующем в тиши стандартов прошлого века.

«Мокрая химия» и сушильный шкаф сохраняют сотни рабочих мест, решают социальные задачи в моногородах и надежно блокируют инновационные поползновения со стороны цифровой трансформации. С учетом того, что собственники, как и менеджеры, обычно заседают в различных законодательных собраниях, то решение о внедрении инициатив Индустрии 4.0 будет приниматься с очень большим скептицизмом, но еще хуже, если этот скептицизм настигнет вас в процессе многообещающей трансформации.

На входе должна быть «чистая» цифра

С учетом особенностей промышленности СНГ, стратегической ошибкой является малая вовлеченность инженерно-технического уровня в проблемы объективной оцифровки исходных для Индустрии 4.0 данных. Не IT-менеджером единым сильна цифровая трансформация на производстве, есть еще много служб и специалистов, без которых эта затея будет, как минимум, малоэффективна.

В ряде случаев получение объективных входных данных о производственном процессе крайне затруднено и почти всегда дорого, особенно если данные важны в реальном времени. Но хорошая новость состоит в том, что прогресс развития прямых прозрачных измерений уже наличествует на практике, а цена вопроса неуклонно снижается.

Сложнее всего складывается коммуникация с собственником. Как правило, он чужд трансформациям, которые стоят денег и грозят социальными проблемами. Перечень потенциальных плюсов и ожидаемого негатива утаивать от собственника – плохая идея, как и их ожидаемый баланс. Единственным аргументом здесь мы видим честные отчеты доверенных экономистов о разнице между прогнозируемым выходом продукции и реальным поступлением на склад готовой продукции.

Если таких расчетов нет или денежное выражение разницы мало, то Индустрия 4.0 на таком предприятии останется просто модной инициативой для поддержания имиджа, но без существенных практических результатов. В случае признания актуальности цифрового подхода к модернизации производства надо начинать сразу работу на базе подходов расширенной версии Индустрии 4.1.

Фото: freepik.com

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск

Логически задаёшься вопросом: Какой смысл лезть сразу к крупнякам, если экономику движат средние и мелкие? Дайте им, там и собственники более сговорчивые, и конфликтов меньше, и доверительные отношения давно прижились. 

Просто получается, что весь конфликт исходит из кейса: 

Выступать инициатором опережающего внедрения новых стандартов означает брать на себя все расходы и хлопоты авансом, при этом сразу возникает вопрос окупаемости и потенциальной конфликтности с персоналом, столь уютно существующем в тиши стандартов прошлого века.

Уберите последние два фактора и первые два будут оправданы. Если вопросы окупаемости решаются расширением сбыта или по крайней мере возможностями экспорта; то вопрос моногород можно решить только диверсификацией их региональной экономической деятельности. 

Адм. директор, Санкт-Петербург

Работа по математической модели под тотальным цифровым управлением нужна там, где она действительно нужна и без неё никак! Например - выводить объекты на орбуту с заданными параметрами типовыми носителям - задача нелёгкая и вручную невыполнимая. Но автомобиль, управляемый водителем и беспилотник - уже совсем другая история...

Кроме всего прочего - вернуть "не подошедшую цифру" практически невозможно, то есть затраты на неё впрямую не возмещаются, только из прибыли от основного продукта.

Но для чиновников "цифра" - бриллиантовый рай...

Партнер, Красноярск

Но это же только небольшая часть проблемы, правда? Оцифровка\стандартизация - это правильно и здОрово, вот только "в Сложнее всего складывается коммуникация с собственником. Как правило, он чужд трансформациям, которые стоят денег и грозят социальными проблемами." можно точку было ставить перед "которые". И внутрення кухня предприятия должна быть перетряхнута, причём не на цифровом, а на процессном уровне, цифра этого не ловит пока уверенно.

Руководитель группы, Москва

То, что крупнейшие добывающие компании России активно работают над "цифровизацией", и есть все необходимые для этого инструменты, включая оцифровку месторождений и т.п., осталось за кадром 

кк и то, что в принципе в мировой практике нефтяные компании традиционно были самыми активными по внедрению инноваций в управлении, включая стратегическое планирование, сценарное планирование и т.п.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Олег Севодин пишет:
И внутрення кухня предприятия должна быть перетряхнута, причём не на цифровом, а на процессном уровне

Вот если бы "кухня" наших предприятий опиралась аж на "процессорный" уровень, то я бы лично больше верил в успехи "нашей" цифровизации...

Мы можем перетряхнуть всё на процессном уровне, построить и оптимизировать математическую модель, построить алгоритмы и прописать всё это в кодах, а потом понять, что нужное нам "железо" стало недоступным...

Для  возражающих: мы научились массово делать параметрические усилители? 

Партнер, Красноярск
Сергей Алейников пишет:
Мы можем перетряхнуть всё на процессном уровне,

Кхм... Это мягко говоря тяжело. И с мат.моделью это может и связано, но не так чтоб сильно. Алгоритмами тут не поможешь ))) Это отношения человеков, они не роботы.

Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск
Олег Севодин пишет:
Это мягко говоря тяжело. И с мат.моделью это может и связано, но не так чтоб сильно. Алгоритмами тут не поможешь

Шире мыслить надо. Как раз паттерны и шаблоны в управление наше всё. Ключевой вопрос в том, что они определяют - круг возможностей или правила игры. 

Независимый директор, Москва

Тема актуальна и в Германии и у нас. Цифровизация для больших производств необходима, как воздух ! Чем больше производство, тем как правило меньше норма прибыли. И любая автоматизация, базирующаяся на цифре, способная в среднесрочной перспективе её приподнять, очень важна ! Собственники как правило в теме. А вот персоналу это, зачастую просто не выгодно.

Консультант, Украина
Олег Севодин пишет:
Сергей Алейников пишет:
Мы можем перетряхнуть всё на процессном уровне,

Кхм... Это мягко говоря тяжело. И с мат.моделью это может и связано, но не так чтоб сильно. Алгоритмами тут не поможешь ))) Это отношения человеков, они не роботы.

Одно из направлений цифровизации - поведенческий анализ сотрудников.

 

Партнер, Красноярск
Андрей Роговский пишет:
Олег Севодин пишет:

Одно из направлений цифровизации - поведенческий анализ сотрудников.

 

Как-бы это помягше... Накуа?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.