Бережливый стартап: как без лишних вложений проверить идею бизнеса

Как быстро и без лишних вложений проверить идею нового бизнеса? Этот вопрос часто задают себе топ-менеджеры крупных компаний, CEO малого и среднего бизнеса. Но особенно он актуален для начинающих предпринимателей, у которых на кону стоят не только достаточно значимые личные средства, но зачастую и уход с прежнего места работы. Крупные корпорации, типа Googlе, могут использовать в таких случаях метод «Спринт», но для малого бизнеса эта технология не подходит. Выключить из текущего процесса на неделю пять-семь специалистов может себе позволить далеко не каждый. Понятно, что для начинающего предпринимателя «Спринт» недоступен в принципе.

В этой ситуации, некоторые пытаются сделать упор на точный расчет и этапное планирования, уподобляясь центру управления полетов, запускающего звездолет. Однако, к сожалению, в условиях неопределенности, а именно в них живет любая инновация, планирование, как функция, не работает по определению. И часто можно наблюдать, как такой хорошо спланированный и задокументированный звездолет, неожиданно разваливается на первых же тестовых испытаниях, так и не увидев космос реального бизнеса.

Другие, набравшись смелости и храбрости, с криком «Ввяжемся в бой, а там разберемся!», регистрируют фирму, снимают офис, набирают сотрудников и начинают активно вести бой с конкурентами. Тут же, по ходу, они выясняют, кто есть их реальные клиенты и кто конкуренты. И это срабатывает. Но лишь иногда. Во всяком случае мировая статистика говорит, что через пять лет после создания, в живых остается только 20% бизнес-структур.

Теория бережливого стартапа

Сегодня, когда мировая экономика все больше ориентируется не на инвестиции, а на инновации, появляются бизнес-концепты, методологии, технологии позволяющие тестировать идею с минимальными затратами и сроками. Одна из таких разработок получила название Lean Startup, что переводится на русский как «бережливый стартап». В основе данного метода лежат такие управленческие парадигмы, как «бережливый подход», дизайн-мышление, модель развития потребителей, гибкая методология разработки (agile-методы). Концептуально, это выглядит так:

  • На тестирование выставляется минимально жизнеспособный продукт (MVP).
  • Тестирование продукта производится непосредственно на пользователях и потребителях.
  • Изменения в продукт вносятся на основе анализа реакции потенциальных клиентов.

Новатор здесь уподобляется не конструктору звездолета, а водителю машины-трансформера, которая легко меняя курс, скорость и форму, должна доставить его до заветной точки платежеспособного спроса, а возможно и дальше – к операционной прибыли.

Практическая реализация метода

Создается сайт-визитка.

  • Запускается рекламная интернет-компания для целевой аудитории.
  • На основании поведения целевой аудитории сайт подвергается трансформации.
  • При подтверждении платежеспособного спроса формируется реальный бизнес.

Я не буду здесь подробно расписывать все этапы, остановлюсь на одном, на мой взгляд самом важном и главном – на создании сайта. И дело не в технологической сложности – создать сайт-визитку можно за пару часов. Проблема во внутренних мотивах предпринимателя. Именно на этом, первом этапе, определяется та неуловимая грань, которая показывает, для чего данный конкретный человек идет в бизнес, что и насколько для него важнее – деньги или самореализация. Является ли прибыль, и ее главные носители, клиенты, основным определяющим фактором? Или тон бизнеса прежде всего задается наличием у собственника какой-то, возможно, и неосознаваемой внутренней миссии? Именно здесь, выступая впервые в роли предпринимателя, человек демонстрирует, насколько он готов к роли партнера, и как он будет поступать дальше, в случае конфликта интересов между своими личными предпочтениями и желаниями покупателей, поставщиков, подрядчиков, персонала. Зачастую неизбежность такого конфликта проявляется при первом же общении, когда звучат такие аргументы, как «Я так хочу», «Я так сказал», «Я так вижу».

Вообще, создание бизнеса, это очень увлекательный процесс, при условии, что стороны адекватно оценивают себя и осознают свой уровень компетенции или некомпетенции в вопросах бизнеса. В этом плане, нет ничего ужаснее, чем обсуждать что-то за рекламу, PR или ARG с человеком, купившим диплом маркетолога и свято верящим, что диплом и знание – это по сути одинаковые понятия. Думаю, каждый кто сталкивался с такими «Я в этом что-то знаю», меня поймет. В таких случаях исполнитель определяет себя как чисто технический реализатор чужого vision, действуя по принципу «Чего барин изволит». Однако гораздо чаще создание бизнес-прототипа происходит на партнерской основе. С точки зрения IT, такие взаимоотношения очень напоминают технологию XPM (экстремальное управление проектами), где заказчик выступает в роли второго, тестового программиста.

Когда Lean Startup не работает?

Если ошибочно определена целевая аудитория новой идеи. Можно придумать гениальную технологию прогнозирования землетрясений, способную спасти десятки тысяч людей и детей от смерти. Но если в стране, где она создана, угроза землетрясений низка – вы не найдете людей, желающих поддержать идею деньгами.

Если рынок потенциальных пользователей нового продукта чрезвычайно узок. Идеи, связанные с работой троичного компьютера, могут быть реализованы только несколькими высокотехнологичными японскими кэйрэцу, тройкой корейских чеболей и десятком американских IT-корпораций. В такой узкой целевой нише просто нет пространства для тестирования.

Если инновация ориентируется на потребности, неосознаваемые потребителем. Кто будет платить за сервис дистанционного определения ПМС у руководителя, если сотрудники не понимают связь между ПМС и поведением человека? Формирование рынка для нового продукта требует совершенно иных технологий, и счет здесь идет уже не на сотни долларов.

Если бизнес идея уже реализована. Иногда человек годами наполняется энтузиазмом для продвижения своей идеи, собирая энергию в преддверии предстоящих боев за свое уникальное место под бизнес солнцем. И при этом ни разу не удосуживается открыть поисковик и посмотреть, а как там другие. А другие, оказывается уже давным-давно все это сделали и пошли дальше.

Что в итоге удается сэкономить

Тестирование новой идеи по технологии Lean Startup обходится значительно дешевле, чем метод «научного тыка», когда «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить». Другой положительный эффект – это время. Чем раньше выпускается рабочая версия продукта, тем раньше предприниматель может начать получать прибыль. А деньги, заработанные сегодня, стоят дороже, чем деньги, заработанные завтра. Ну, и третий фактор – это избавление от иллюзий. Начав структурировано излагать концепт своего будущего дела, предприниматель начинает видеть белые пятна в своей бизнес модели. А ведь как известно, именно слабое звено и определяет крепость цепи в целом.

Фото: pixabay.com

Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Спасибо, интересно.

Консультант, Москва

Неплохая статья, но показалось, что есть какая-то недосказанность. Есть ли какие-либо способы выпутаться из ситуаций, когда Lean Startup не работает, а вы уже запустились? Не волосы же на голове рвать)

Руководитель, Владивосток
Есть ли какие-либо способы выпутаться из ситуаций, когда Lean Startup не работает, а вы уже запустились? Не волосы же на голове рвать)

Волосы рвать не надо, придет время, они сами уйдут :-) Что касается "выпутаться из ситуации" - в чем кризис? "Легкий стартап" - это маркетинговая технология. не меньше и не больше. То есть с ее помощью можно достаточно легко и дешево ($200-300) проверить свою идею или поэкспериментировать со поиском Целевой Аудитории. То есть эта технология дает предварительный ответ на вопрос - есть ли платежеспособный клиент. И все. При этом она не гарантирует успех для Предпринимателя, так как бизнес, это не только Покупатели, Пользователи и Потребители, но и Персонал, Финансовые потоки, Производство. Проблемы могут быть внутри бизнес - процессов, и тут уже нужно разбираться конкретно, в чем проблема. Начните в финансовых документов: Баланс, Кэш-фло, Отчет о прибылях и убытках - там очень много полезной информации (есть конечно бизнес имеет историю хотя бы в шесть месяцев).

Генеральный директор, Нижний Новгород
Борис Яровой пишет:
"Легкий стартап" - это маркетинговая технология. не меньше и не больше. Т

Приветствую, Борис!

В связи с публикацией (+1) вот такой вопрос. Вы же рассматриваете конкурирующие идеи. Как вы относитесь к использованию для тестирования стартапа краудфандинга?

Менеджер, Волгоград

Есть приём при разработке скрипта - "тестовая сотня", схожая механика! Меня всегда удивляло, что мало кто использует на практике!

По статье есть перекос в другую внутреннюю психологическую проблему будущего предпринимателя, когда желания превалируют над разумом.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

В статье есть ссылка на книгу "Бизнес с нуля: Метод "Lean стартап" -
Эрика Риса и статью на этом ресурсе. Эрик Рис пишет о своём опыте работы со стартапами, но выводы автора представляются сомнительными:

В чём ошибка: Сам подход известен - минимальный жизнеспособный продукт как этап для взаимодействия с клиентом и тестирования. Можно даже сделать ещё "меньше", использую стори-майпинг :) Но остановиться и ждать - это нонсенс. Сама технология agile предназначена для взаимодействия с клиентом, а не для того, чтобы остановиться и ждать :). Для Стартапа и для любых других проектов остановка "смертельна". Или конкуренты обгонят, когда идея становится известна, потеря темпа -> когда участники теряют первоначальный Энтузиазм, вдохновляются другими идеями, или просто забывают, что собирались делать :(. Уходят лидеры.

Вообще, сама идея "минимальный жизнеспособный продукт" скопирована :) из отечественного ТРИЗ "Закон минимального согласования частей и параметров системы", или иначе "Закон минимальной работоспособности основных частей Технической Системы". -> Когда нужно максимально уменьшить вспомогательные и сократить основные функции, т.е. найти их минимально необходимое и достаточное число для обеспечения жизнеспособности системы в выполнении главной функции.

Руководитель, Владивосток
Владимир Токарев Вы же рассматриваете конкурирующие идеи. Как вы относитесь к использованию для тестирования стартапа краудфандинга?

Здравствуйте Владимир. Спасибо за хороший вопрос. Краудфандинг хорош для тестирования социальных и творческих идей. Для бизнеса он вряд ли подходит, так как бизнес, с точки зрения спроса определяется Потребителем, Пользователем, Покупателем. Краудфандинг же больше ориентирован на благотворителей и отчасти на миноритарных партнеров. Другое различие - краудфандинг предназначен для глобально инновационных продуктов, бизнес же может быть построен на локальной инновации. Пример: человек хочет сделать психологический центр в районе метро Сокол. Здесь нет глобальной инновации, только локальная.
И последнее - никакая краудфандинговая площадка не даст Вам такой точности настроек геотаргетинга, как Google с Яндексом. На краудфандинге Вы можете выставить свой проект и он будет год лежать, никому не видный. Здесь все видно сразу.

Руководитель, Владивосток
Кирилл Майданик Есть приём при разработке скрипта - "тестовая сотня", схожая механика!

Никогда не слышал про такой скрипт. Очень интересно. Ссылочку сбросьте пожалуйста.

Кирилл Майданик По статье есть перекос в другую внутреннюю психологическую проблему будущего предпринимателя, когда желания превалируют над разумом.

Это не перекос, это о наболевшем :-) Так как я тестирую бизнес идеи, то мне и приходится постоянно сталкиваться с новыми (и не всегда молодыми) предпринимателями. При этом зачастую они идут в бизнес с такими пулями в голове, что мама не горюй. А тут я. Слушаю эти фантастические мифы и думаю - а ведь для этих людей Земля действительно плоская. Вообще, начинающий предприниматель - это тема для отдельной статьи. Но на E-xecutive все профи, она наверно здесь мало кому будет интересна.

Менеджер, Волгоград
Борис Яровой пишет:
Кирилл Майданик Есть приём при разработке скрипта - "тестовая сотня", схожая механика!
Никогда не слышал про такой скрипт. Очень интересно. Ссылочку сбросьте пожалуйста.

К сожалению не сброшу, ибо это внутренние нароботки, а не популистические уловки модных консультантов))

Если действительно интересно, то могу описать механизм в личку. Хотя реальный практик в скриптах знает этот приём 100%, может называет его по другому

Генеральный директор, Санкт-Петербург

более 25 лет занимаюсь бизнесом и почти всегда это стартапы. Выжили не все. И это нормально! Но, всегда была система - не вкладываться, пока идея на себя не заработала! Сначала продажи, потом развитие бизнеса. Тестовые продажи делаются на простых сервисах типа Авито, в соцсетях и только те идеи, которые проходят тестирование на проявленный интерес со стороны потенциального потребителя, разрабатываются дальше. Зачем засорять интернет одностаничниками? Это более затратно во всех отношениях.

"Тестовая сотня" - я так понимаю аналог принципа количества летных часов.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
США договариваются с хакерами

Тренд дня: Кибернетическое командование США решило договориться с российскими хакерами.

​Санкции против Украины

Факт дня: Под новые санкции, вводимые в отношении Украины, подпадут сотни человек.

Moody's улучшил прогноз по банкам РФ

Прогноз дня: Moody's улучшил прогноз по российской банковской системе.

Сбербанк: ставки по ипотеке растут

Тренд дня: С 22 октября Сбербанк увеличил ставки по ипотечным кредитам.