Зачем компаниям создавать вокруг себя сообщества

Сообщество «IT для инноваций» в Самаре организовали после беседы участников конференции в «Жигулевской Долине», чтобы сохранить и развить доверительную атмосферу профессиональных разговоров «в кулуарах». С тех пор уже полтора года продолжаются регулярные встречи, причем они постепенно выходят за рамки личного общения коллег, «айтишных» разговоров и коммерческих вопросов. О чем же тогда говорят участники IT-сообщества? Кто их слушает? Кто и зачем присоединяется к этому диалогу? На вопросы Executive.ru отвечают основатели Сообщества «IT для инноваций»: Максим Афонасьев – предприниматель, партнер Moscow Knowledge Office, и Сергей Тюльпин – руководитель RunStudio, школы циклических видов спорта.

Executive.ru: На что ваше Сообщество больше похоже – клуб по интересам, профессиональная соцсеть? Возможно, это маркетинговый проект для исследования рынка? Или подготовка к созданию отраслевого учебного заведения?

Сергей Тюльпин: Мы с самого начала стараемся уйти от формата клуба. Клубный формат означает фокусировку на общении. Безусловно, общаться нужно. Это приятно и полезно, любое сотрудничество начинается с общения. Разница в том, что у нас упор на созидательную деятельность. Мы не ограничиваемся обсуждениями, а используем их для решения практических задач.

В IT не существует волшебных универсальных решений, говорит Максим Афонасьев, поэтому нет смысла не делиться своими знаниями

Максим Афонасьев: Вопросы про маркетинг и обучение действительно смежные. Но это скорее сопутствующие аспекты. Обсуждая любой бизнес-кейс, невольно затрагиваешь маркетинг, как же иначе. И результаты анализа всегда могут использоваться для обучения. В конечном счете, все наши материалы и выводы, возможно, сложатся в некий учебный курс. Но сейчас об этом рано говорить. Кроме того, мы не претендуем на звание «учителей». Наоборот, сами постоянно учимся новому и делимся этим с другими участниками, гостями Сообщества.

Executive.ru: В чем главная идея Сообщества? Чей был замысел, почему вы решили этим заняться?

М.А.: Изначально не было четкой идеи, было ощущение того, что нужен другой формат общения. Иной по сравнению с теми IT и другими конференциями, семинарами, круглыми столами, на которых главная задача выступающих – продажа определенных товаров или услуг. Между тем, IT для бизнеса не самоцель, а средство. Инструмент. Причем инструмент сложный, часто непонятный, иногда неудобный. Нужны разносторонние, как можно более объективные обсуждения, поиск оптимальных решений – прежде всего бизнес-решений, и затем уже, как следствие – переход к выбору IT-решений.

После одной из интересных, кстати, конференций в 2015 году, в Технопарке «Жигулевская долина», мы разговорились с коллегами и попробовали выйти за рамки предпродаж. Получилось очень информативно. Такой формат общения всем настолько понравился, что сразу решили – будем продолжать.

IT-сообщество – это не просто общение, это решение практических задач бизнеса, утверждает Сергей Тюльпин

С.Т.: Основное отличие наших презентаций в том, что мы предлагаем рассказывать не только о решении, а также о проблеме или задаче. То есть обратиться за экспертной помощью и поддержкой. Отсюда появились два ключевых принципа. Пришел – делись чем-то своим, только слушать не годится. И вместо критики чужих решений лучше предлагать свои альтернативы.

Executive.ru: Как эти правила сочетаются с отсутствием саморекламы? Если можно рассказывать о чем угодно, не опасаясь критики – это же идеальные условия для продвижения своих продуктов и услуг!

М.А.: Здесь происходит самое интересное. Оказалось, что доверительное общение автоматически поднимает планку обсуждения. Никому не хочется выглядеть некомпетентным среди коллег. Наоборот, каждый старается быть как можно более объективным при рассмотрении бизнес-кейсов.

Внутри IT-сообщества, на обычных встречах, рассказ о новых продуктах и решениях, разумеется, возможен, и даже приветствуется. Главное, чтобы это было интересно участникам, и потенциально полезно тоже.

С.Т.: Очень важный момент, еще раз подчеркну: каждый выступает от своего имени. На кону всегда личная репутация. Поэтому ни разу не было ситуации, когда кто-то попытался злоупотребить общим вниманием.

Executive.ru: В таком случае у вас, наверное, достаточно жесткий фейс-контроль? Как происходит отбор участников? Любой желающий может придти в Сообщество и выступить по своей теме?

М.А.: Никакого фейс-контроля, тем более жесткого. По большому счету любой может прийти, послушать и высказаться. Но в основном приходят по рекомендациям, и это отсекает неадекватных персонажей. Кроме того, все участники и гости Сообщества имеют непосредственное отношение к IT или бизнесу. В последнее время происходит расширение аудитории – люди из разных сфер деятельности, студенты, есть первые ласточки из властных структур. Так или иначе, все вопросы касаются IT и бизнеса.

С.Т.: Темы предлагаются участниками заранее. Если предложений много, то голосованием выбираются самые интересные. Спонтанные разговоры не возникают.

Executive.ru: Как решаются другие оргвопросы? Другими словами, как осуществляется управление Сообществом?

С.Т.: У нас есть оргкомитет, который собирает и обрабатывает предложения участников, выбирает конференции для посещения, назначает график встреч. Обычный ритм для нас – личные встречи раз в две недели, и регулярное общение онлайн.

М.А.: Нужно добавить, что нет специального «управленческого органа». Оргкомитет был сформирован простым объявлением: приходите, кому интересно. И двери всегда открыты. По мере появления новых участников некоторые из них присоединяются к оргкомитету.

Сообщество принадлежит участникам, оно не может быть чьим-то. Есть участники – есть сообщество, нет участников – не о чем говорить. Поэтому никакой специальной иерархии мы не планировали, и не собираемся.

Executive.ru: Сколько всего сейчас участников? Какой процент активистов?

С.Т.: Примерно 7-8 человек образуют ядро. Состав меняется, иногда кто-то занят, приходят другие люди. Но в целом пропорция сохраняется. Пожалуй, 10-15 человек можно отнести к активистам. Они предлагают новые темы, инициируют рассмотрение кейсов, фонтанируют идеями. Около 70 человек регулярно участвуют в мероприятиях Сообщества. Пара сотен в общей сложности принимали участие, в том или ином качестве.

М.А.: Суммарную аудиторию всех, кто знаком с нашей деятельностью, читал публикации, с кем пересекались на мероприятиях, оценить сложнее. Наверное, несколько тысяч человек. Мы налаживаем связи с другими сообществами, и не только IT. Есть партнеры в PR, HR, по другим направлениям. Мы не гонимся за цифрами и формальными показателями. Не рекламируем Сообщество, весь рост органический. Люди слышат наши выступления, читают публикации, узнают от коллег, партнеров – и приходят. Многие сначала хотят посмотреть, как это выглядит. Можно сказать, у нас постоянный день открытых дверей. Всегда можно заглянуть на встречу, принять участие разово. Многие из тех, кто пришел «просто посмотреть», потом присоединились и теперь в числе активистов.

Executive.ru: Поскольку вы говорите о регулярных личных встречах, речь идет в основном о жителях Самары? Есть идеи по расширению географии?

М.А.: В основном местные участники, конечно. Иногда приезжают из других городов и регионов. На нашей карте помимо Самары сейчас также Екатеринбург, Москва, Саратов, Астрахань. Нас тоже начинают приглашать в другие города, зовут на выставки, конференции. Мы открыты к общению.

С.Т.: Для радикального расширения границ нужно использовать интернет. Пока есть группа на Facebook, там идет основной поток общего общения – и группа активистов в WhatsApp, для более узких вопросов. Но этого мало. Сейчас решаем технические вопросы, чтобы проводить полноценные онлайн-встречи.

Executive.ru: Насколько откровенными получаются беседы? Участники охотно делятся своими know-how и идеями, в том числе с конкурентами? Зачем они это делают?

М.А.: Действует механизм саморегуляции, о котором уже говорили. Опасения публично «потерять лицо» переводят конкуренцию из плоскости продаж в более широкую и объективную категорию – соревнование компетенций. Меняется атмосфера, сам подход. Насколько могу судить, никто не пытается утаить какую-то информацию, «придержать» до более выгодного момента.

Тем более что в IT, вопреки удивительно стойкому мифу, не существует волшебных универсальных решений. По большому счету, все игроки владеют одинаковым набором фишек. Информации в открытом доступе более чем достаточно. Вопрос в комбинаторике, что именно и когда использовать. А это уже экспертные оценки. Такое сложно масштабировать, не получится механически перенести с одного проекта на другой. В отличие от репутации. Поэтому всегда выгоднее поделиться, чем промолчать. Поднимая свой личный и корпоративный авторитет, каждый повышает шансы на получение более крупных и выгодных заказов.

Executive.ru: Сообщество тоже выполняет какие-то заказы? Вы ведете совместные проекты, с участниками из разных компаний?

С.Т.: Заказов в буквальном смысле не выполняем. А совместные проекты ведем. Более того, это одна из главных целей Сообщества. Мы помогаем бизнесу применять IT эффективно. Проводим внешнюю независимую формализацию идей и гипотез, показываем, какие пути для решения задачи возможны, что и почему оптимально, на наш взгляд. Далее, когда решение выбрано и есть понимание, что проект действительно нужен, заказчик может пойти стандартным путем – провести тендер, найти конкретного исполнителя.

М.А.: В качестве характерных примеров приведу пару кейсов. Один негативный, когда компания при планировании серьезного проекта (бюджет в десятки миллионов рублей) решила собственно от планирования отказаться, от рассмотрения готовых продуктов тоже. Все делали сами, потратили два года и примерно в полтора раза больше денег, чем изначально собирались. Между тем, все что требовалось – спросить профессионалов, и прислушаться к ним. Это могло быть платной экспертизой, или в виде бесплатного разговора, как происходит у нас в Сообществе. В любом случае, очень быстро и гораздо дешевле можно получить весьма ощутимый рост эффективности.

Второй пример позитивный. Производитель окон был недоволен IT-решениями по своей сфере деятельности. Спросил у нас в Сообществе, какие еще продукты посоветуем. Оказалось, что один из участников недавно делал похожее решение, только не про окна, а про двери. Заказчик понял, что есть смежная область с похожим функционалом. Весьма показательный случай, когда просто иначе взглянув на проблему, можно открыть целый класс новых решений.

Executive.ru: Что мешает взаимопониманию между бизнесом и IT больше всего, по-вашему?

М.А.: Нет общепринятых критериев оценки успешности IT-проектов, выраженных в бизнес-результатах. Как нужно оценивать успешность внедрения в IT? Например, для CRM. Сначала стратегические критерии бизнеса. Потом критерии развития клиентской базы. Затем критерии бизнес-процессов, реинжиниринг. И в последнюю очередь – критерии для выбора программного обеспечения.

На практике бизнес часто пытается «перепрыгнуть» через все ступени и начать с конца. Кроме того, IT-разработчики и дистрибьюторы сами зациклены на технических параметрах. В результате получается, что настоящие бизнес-задачи как бы сами по себе, IT-инструменты несколько обособленно. Это большая системная проблема.

Executive.ru: Как вы считаете, в чем может заключаться решение этой проблемы?

М.А.: Если очень коротко, то в переходе от учета данных к управлению знаниями. Это не новость. Такому тренду в Америке и Европе уже лет 25, в Азии лет 10. В России тоже есть люди и организации, которые давно занимаются управлением знаниями. Думаю, к нашим лидерам в этом плане можно отнести ГК «Росатом», там прогрессивный подход к менеджменту. Но в среднем по рынку – мы на самом старте. И это опасно, потому что отставание растет.

Executive.ru: Поясните, пожалуйста, чем отличается управление знаниями? И что нужно сделать для перехода на следующий уровень по этому вектору?

С.Т.: Сколько не читай про езду на велосипеде, пока сам не попробуешь – не научишься. Но это очень общее, скорее даже обывательское определение. Бизнес означает кооперацию. Необязательно лично набивать все шишки. Можно и нужно обмениваться опытом. Здесь кроется другая большая проблема – как правило, люди редко осознают полезность своих знаний. То, что для профессионала очевидно – сложно и непонятно другим. Нельзя просить без конкретизации: расскажите, научите. Это ничего не даст.

М.А.: Именно так. Нужна формализация, методика извлечения неявных знаний, причем в понятном для других виде. Нам кажется, что формат Сообщества создает условия, которые помогают людям задавать правильные вопросы и получить полезные ответы.

Тем более что знания усваиваются через действия, но передаются-то они через доверие. Когда очередной продавец буквально пытается чего-то «впарить» бизнесу, к нему логично низкое доверие. Даже если звучат трезвые, правильные вещи – их вряд ли услышат. В ходе партнерского общения и перекрестной беседы с разными взаимодополняющими мнениями получить более-менее объективное представление гораздо проще.

Executive.ru: IT остается одной из наиболее быстро меняющихся отраслей. Какие приоритеты вы ставите перед собой и Сообществом? На чем фокусируетесь?

С.Т.: Общение с бизнесом. Мы налаживаем мостик между IT и бизнесом. В том числе это означает большую самостоятельную работу, взаимопонимание между коллегами по IT. Но главное – найти способ, формы, процедуры для продуктивного общения. Добиться того, чтобы мы с бизнесом слышали друг друга.

М.А.: Один из важных вопросов в связи с этим – продвижение российского профессионального стандарта «IT-менеджер», утвержденного министерством Труда в июле 2016 года. Профессиональный стандарт и сертификация позволят топ-менеджерам более четко определить роль и компетенции IT-специалистов, IT-специалистам будет проще себя позиционировать на рынке труда и строить карьеру. Стандарты должны внести ясность, это всем пойдет на пользу.

Executive.ru: Спасибо за беседу!

Согласитесь, есть основания считать, что парадный формат выставок, семинаров и презентаций в IT исчерпал себя. Из года в год «лидеры отрасли» с важным видом проникновенно доносят до аудитории одно единственное сообщение: покупайте у нас. Этот тезис по-разному иллюстрируют. Его сопровождают разговорами о новых технологиях и заботой об интересах заказчиков. Часто показывают пачки восторженных отзывов. Иногда даже приводят референсы «живьем», то есть приглашают на трибуны представителей бизнеса – но их речи, как ни странно, подозрительно похожи на чтение вслух тех же самых рекламных буклетов, просто начиная с другой страницы.

Самарское IT-сообщество – один из обнадеживающих ростков новой формации. Логично концентрироваться на реальных задачах бизнеса, обсуждать сначала их – а только потом переходить к поиску решений. Выбор конкретных продуктов и подрядчиков и вовсе отдельная тема, которую нужно выносить за скобки – что невозможно, разумеется, в рамках лоббирования чьих-то коммерческих интересов.

Переход к таким сообществам как самарское очень полезен и гораздо более важен, чем может показаться. По контрасту со сложившейся традицией односторонних трансляций, сообщества позволяют вести двусторонний и даже многосторонний диалог между IT, бизнесом, властью, обществом, в котором каждый может высказаться и быть услышанным.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.