20 советов тем, кто хочет провести успешный вебинар и избежать ошибок

В этом деле мелочей не бывает. Мелочи важны. Более того, они чертовски важны! Мудрый Самуил Яковлевич Маршак предупреждал:

«Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого что в кузнице
Не было гвоздя».

«Гвоздем», которого не было в кузнице, при проведении вебинара может оказаться любая деталь: величина файла презентации, темп вашей речи, структура вашего сообщения, время вашего прихода в студию... Поэтому, готовясь к выступлению, сначала прочтите строки Маршака (полный текст замечательного стихотворения доступен на просторах интернета), а затем – список советов, составленный на основе моего опыта как участника, ведущего и организатора вебинаров. Если вы считаете список неполным, вы имеете замечательную возможность добавить свой совет в дискуссии под публикацией.

1. Точно сформулируйте тему вебинара. Пожалуйста, не забывайте, что пользователь (обо всех юзерах Рунета говорить не могу, речь в данном случае о пользователях Execuive.ru, потому что публикация адресована прежде всего экспертам, которые получили приглашение редакции провести вебинар на Executive.ru) приходит на вебинар для того, чтобы получить конкретные инструментальные навыки. Поэтому тема «Семь эффективных приемов (мотивации, построения команд, антикризисного менеджмента…)» гораздо предпочтительнее, чем «Почему нет в жизни счастья».

2. Избегайте в теме вебинара красивостей, иносказаний и двусмысленностей. Тема вебинара – это заголовок будущей публикации Executive.ru. Тема должна быть сформулирована с использованием только профильных слов. Непрофильные – не годятся. Например, слово «вулкан», использованное в заголовке, приведет к тому, что публикацию будут находить в Google по запросу «экскурсии по Камчатке». Вы ведь не собирались рассказывать о Камчатке и имели в виду вулкан в иносказательном смысле? Метафоры в данном случае, увы, неуместны.

3. Подчините структуру презентации заявленной теме. Обещали семь приемов? Будьте добры создать в презентации семь слайдов или семь разделов – по одному на каждый прием.

4. Подчините дизайн презентации целям вебинара. Текста на слайдах должно быть мало. Не факт, что ваши зрители будут смотреть вебинар на компьютерах и ноутбуках с большими экранами. Буквы и цифры должны легко читаться на экране мобильного телефона. Поэтому никаких полутонов. Никакого мелкого шрифта. Крупно. Ясно. Четко. Контрастно.

5. Составьте хронометраж. Посчитайте количество слайдов в презентации и соотнесите это число с естественным темпом вашей речи. Допустим, вы «проходите» один слайд за три минуты. Допустим, ваш вебинар будет длиться один час. Сколько слайдов должно быть в презентации? Ответ: не более 17. Потому что вам нужно зарезервировать около 10 минут на вопросы и ответы. Не пытайтесь «затолкать» в презентацию более 17 слайдов: на вебинаре вы будете либо тараторить, задыхаясь, либо оборвете повествование на полуслове. В обоих случаях публика будет недовольна.

6. Пришлите организатору презентацию заранее. За 24 часа. Попытка закачать презентацию за несколько минут до вебинара может оказаться неуспешной: презентация должна быть конвертирована, а на это требуется время. Если вы не прислали презентацию за 24 часа, вам придется выступать без презентации. Будьте готовы к этому. Желательно присылать организатору только одну версию презентации: правильную. Чем больше поправок вы пришлете организатору, тем выше вероятность, что на вебинар попадет неправильная версия.

7. Не пытайтесь закачать в пространство вебинара «тяжелые» файлы. Чем больше файл, тем выше вероятность, что с ним будут проблемы при закачивании и скачивании. Если вы хотите передать зрителям документы, ролики, заранее выложите файлы в «облако» и поделитесь с участниками ссылками в презентации или в чате вебинара.

8. Не забудьте проявить интерес к аудитории. Составьте представление о ней, задав вопрос: «Уважаемые зрители, кто из вас работает в производственном секторе? Кто из вас работает топ-менеджером?» Эти данные могут быть в регистрационных формах, но не будет лишним уточнить, каков фактический состав аудитории.

9. Не теряйте темп в начале вебинара. Вы собрались рассказать о семи приемах антикризисного менеджмента? Пожалуйста, рассказывайте о них и только о них. Не нужно «зависать» в течение первых 30 минут на вопросах макроэкономики, детально объясняя, чем L-образный кризис отличается от W-образного. Ваши зрители пришли на вебинар не за этим. Не нужно 30 минут рассказывать о себе самом. Отведите на увертюру три минуты, и не минутой больше. Успейте за три минуты рассказать и об актуальности темы, и о себе как об эксперте, и о том, как будет построен вебинар.

10. Сосредоточьтесь на инструментальных вопросах. На вебинарах неуместны ни философия, ни лирика, ни анекдоты, ни «разговоры по душам». Ваши зрители высоко оценят вебинар, если вы поделитесь с ними кейсами и инструментами (матрицами, формулами, методами).

11. Следите за чатом. После каждого тезиса / вопроса / раздела заглядывайте в чат и спрашивайте: «Всем ли понятна эта мысль? Кто понял, поставьте знак +, кто не понял – задайте вопрос». Получив обратную связь, ответив на уточняющие вопросы, переходите к следующему тезису. На сложные вопросы лучше отвечать в финале вебинара, иначе вы рискуете потерять темп.

12. Взаимодействуйте с аудиторией. Каждые 5-10 минут задавайте зрителям вопрос: кто считает, что правильный вариант ответа такой-то, поставьте цифру 1. Кто голосует за другой вариант – поставьте цифру 2, 3 и т.д. Используйте голосование, чтобы понимать, воспринимают ли зрители ваши идеи.

13. Следите за временем. Если вы договорились с организатором о том, что ваш вебинар закончится в 20.00, это значит, что в 19.50 ваша презентация должна быть закончена. С этого момента вы переходите к ответам на вопросы. В 19.59 зрители должны писать в чате отзывы такого рода: «Спасибо, я счастлив! Мне все понятно, до свидания!»

14. Избегайте саморекламы на вебинарах. Если организатор просит вас воздерживаться от рекламы ваших тренингов – воздерживайтесь, пожалуйста.

15. Предлагайте участникам вебинара оставить отзывы. Для этого нужно специально зарезервировать время и задать зрителям вопрос о том, что полезного они извлекли из общения с вами. Отзывы зрителей могут быть опубликованы на Executive.ru и в этом качестве будут работать на вашу репутацию эксперта. Опыт Executive.ru показывает, что зрители в целом доброжелательно относятся к спикерам вебинаров и охотно дают положительные отзывы, когда действительно получили на вебинаре нечто инструментальное, практически полезное.

16. Продумайте, что именно может быть продолжением вашего вебинара. Приглашение на платный вебинар после успешно проведенного бесплатного? Приглашение в группу в социальных медиа? Приглашение на тренинг? Эти действия должны быть, во-первых, простыми и понятными для пользователей. Во-вторых, они не должны быть сюрпризом для организаторов вебинара: организатор может и не согласиться на передачу адресов. Механика должна быть продумана заранее.

17. Не переживайте. Пропал звук? Погрешности изображения? Ничего страшного. Скорее всего, упала скорость в интернет-канале. Сохраняйте самообладание. Сбавьте темп речи. Если вы собирались именно в этот момент сказать самое главное, потяните время. Дайте организаторам возможность связаться с техподдержкой и принять меры. Если же случилась фатальная авария – повторите вебинар в это же время через неделю. Организаторы известят зрителей об этом.

18. Не реагируйте на провокации. На бесплатных вебинарах вы можете встретить троллей. Самый эффективный принцип во взаимодействии с троллем – «не кормить его». Не обращать на него внимания. Злостных нарушителей организаторы могут удалять из пространства вебинара.

19. В день вебинара избегайте надевать одежду в мелкую клетку или полоску. В ином случае вы рискуете появиться на экранах пользователей в образе Курочки Рябы))).

20. Не опаздывайте! Приезжайте как минимум за 30 минут до начала. Это время необходимо, чтобы освоиться в студии.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Литва

зачем обязательно троллей:) вебинар это пропаганда, просто можно встретить антипропагандистов, анархистов или хиппи:)

Редактор, Москва

Пропаганда? Вебинары на Ехе имеют строго определенный формат: инструментальный. Если юзера интересует этот инструмент - добро пожаловать на вебинар. Если не интересует - не смеем задерживать ))

Руководитель, Москва

Спасибо, очень структурно!

Добавлю из своих шишек:

Тренерам: не пытайтесь сделать из вебинара тренинг с отработкой навыков. Люди не будут писать вам длинные тексты в комментариях. Лучше - опросы / либо вопросы с номерами на слайде и ответы в формате 1-2-3.

Иначе интересно паре "отличников", остальные отвлекутся.

По смене слайдов. Главный ваш конкурент - другие открытые страницы и программы. Поэтому слайд я меняю каждую минуту - две. Использую фразы "посмотрите на ..." (таблицу, цифру, график)", если надо посидеть дольше.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.