Как начать подъем бизнеса после падения в кризис

Причин, почему львиная доля российских компаний до сих пор не имеет стратегии роста (стратегии развития) не так уж и много, согласно принципу McKinsey, но они достаточно сильны, чтобы сдерживать экономику целых отраслей:

  • Высокая стоимость денег снижает мотивацию долгосрочного планирования бизнеса
  • Ориентация на краткосрочный результат определяет и тип менеджмента, и его KPI
  • «Эффект лифта», когда экономика страны долго поднимала вверх всех, независимо от качества и количества усилий.

Поэтому, по данным Wordstat.Яндекс за 2015 год, запросов типа «игры о стратегии скачать» было в десять раз больше, чем запросов «стратегическое управление». Этот факт говорит, что стратегию мы больше воспринимаем как развлечение, чем практичный инструмент для роста бизнеса. Очевидно, что общая экономическая ситуация и прогноз на 2016 года дает нам новую возможность изменить свое отношение к этому. Для начала в виде антикризисной стратегии для своего бизнеса.

В первую очередь надо отметить, что кризисные ситуации – это нормально. Они помогают сделать ваш бизнес сильнее и крепче: все по Фридриху Ницше. Антикризисная стратегия для конкретной компании в конкретной ситуации, как антидот, безусловно, зависит от набора ключевых факторов, обеспечивших саму кризисную ситуацию. Но один ключевой фактор обязательно присутствует в любом сценарии: управленческие ценности и цели, создающие ошибки.

Что делать? Тут мы перейдем к простым и понятным рекомендациям, которые если и не создадут индивидуальную антикризисную стратегию компании, то в любом случае снизят уровень критичности ситуации.

Шаг первый: признать ошибки

Необходимо себе признаться в том, что система управления в компании, ее установки, цели, стили, методы, оценки, решения содержат серьезные ошибки. При этом здесь также необходимо соблюдать принцип адекватности – наличие ошибок – это нормально! Наличие ошибок, их искреннее осознание и принятие дает возможность изменить ситуацию в самое короткое время. Очень часто в этой ситуации происходит либо смена менеджмента, либо его личностный и профессиональный рост. Народная мудрость «за одного битого – двух небитых дают» в этом случае работает отлично. В последнем варианте на одной передаче дел вы сэкономите от трех недель до трех месяцев, что может быть критичным для ситуации.

Шаг второй: позаботиться о людях

Как показывает практика многих серьезных компаний, спокойно переживших кризис 1998 или 2008 годов, или оба сразу, самым мудрым решением в кризисной ситуации будет отказ от сокращения людей, либо перенос этого пункта на черный сценарий, когда компания в итоге все же оказывается банкротом. При этом самым стойким заблуждением российского менеджмента является связь между ФОТ и сокращением персонала. В 90% компаний ФОТ труда можно оптимизировать без сокращения персонала. Что в итоге повышает производительность труда компании и лояльность самого персонала. Это проверено многократно. Работает.

Шаг третий: остановить совещания

В условиях надвигающегося дефицита любого ресурса и времени действовать необходимо четко и быстро. Поэтому лучшим вариантом мобилизации компании станет штабной стиль работы, привлечение к решению срочных и важных задач большего числа мотивированных людей. Часто в сложной ситуации персонал способен проявить самые лучшие и неожиданные качества. Верьте в своих людей, это окупается! В 90% случаев экспертных знаний и идей персонала бывает достаточно, чтобы подготовить полноценный и эффективный план действий. При этом мы помним про пункт №1 и даем возможность людям предлагать даже самые, как нам ранее могло казаться, бредовые идеи и серьезно анализируем все варианты. Собираемся чаще, обсуждаем только вопросы из составленного плана работ, дорожной карты.

Шаг четвертый: оценить активы и пассивы

Деньги – это кровь вашего бизнеса. Обязательно оцените финансовое состояние компании, оцените ликвидность своих активов и долговых обязательств. Если необходимо, то найдите эксперта и воспользуйтесь его профессиональной консультацией. Принимайте решения, которые обеспечат вам более быстрое движение, большую оборачиваемость денег, пусть с меньшей рентабельностью. Проанализируйте товарную матрицу и складские остатки, поговорите с поставщиками, с кредиторами. Живой клиент им гораздо выгоднее в долгосрочной перспективе, чем банкрот в краткосрочной. Вот теперь мы и подошли с вами к главному!

Шаг пятый: наметить стратегию роста

Именно сейчас, параллельно с антикризисной стратегией, вы обязаны заняться разработкой стратегии роста своего бизнеса. Почему? Вы не «Газпром». На вашем рынке вы не монополист. Бизнес – это гора. Поэтому у вас только два пути – вниз по склону на попе или вверх к вершине по намеченному маршруту. Намеченный маршрут – это и есть стратегия роста. И если с антикризисной стратегией вы сегодня уже «на ты», то сделать твердый шаг в свое светлое будущее вам уже не составит большого труда!

А потом? Помните, как пел Владимир Высоцкий в фильме «Вертикаль»: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал!».

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.