Кризис: время избавления от иллюзий

В этом статье мы поговорим с вами о том, что волнует и касается в наше время почти всех: как бизнесменов, так и наемных работников. Конечно, это кризис. Если еще некоторое время назад можно было делать вид, что ничего не происходит, то теперь это с каждым днем все сложнее:

  • В секторе B2B резко снизилась активность: клиенты, которые собирались вот-вот подписывать договора, переносят решение на туманное будущее
  • Компании (в том числе и крупнейшие) сворачивают программы развития
  • Все кругом сокращают издержки
  • Некоторые компании уже сейчас не платят за оказанные услуги, а пишут гарантийные письма на 2009 год
  • Уже начались довольно значительные сокращения персонала и снижение зарплат
  • И т.д.

Посему у каждого человека, а особенно владельца бизнеса возникает множество вопросов, о том, что же будет и как жить дальше. Надеюсь, что эта статья поможет вам найти ответы на эти непростые вопросы. «Предупрежден – значит, вооружен!»

Без паники!

Это самое первое правило, и особенно оно относится к владельцам и руководителям. Научно доказано, что в стрессе человек может совершать в 40 раз больше ошибок, чем в нормальном адекватном состоянии. Поэтому в первую очередь сохраняйте спокойствие сами и вселяйте его в свою команду.

Да, в кризис будет непросто. Но экономика работает и будет работать. Люди будут есть, одеваться, ездить на работу и т.д. Так что, по большому счету, все идет своим чередом. И чем более разумную политику вы выберете, тем больше шансов у вас и вашей команды пересечь «бушующий океан».

Это с одной стороны...

Чистилище

...А с другой – те компании, которые доживут до окончания кризиса, выйдут из него сильно изменившимися. Кризис – это проверка вашего бизнеса на прочность. Выживет не каждый. Когда в саванне наступает период засухи, все звери собираются около немногих оставшихся водоемов, но воды хватает не на всех, и многие погибают (смотрите, например, гениальный фильм National Geographic про национальный парк Этоша в Африке – там это очень наглядно показано). Другие подходят к окончанию засухи явно окрепшими за счет большого количества легко доступной пищи.

И главный вопрос: в числе кого будете вы? Слепой оптимизм здесь явно не помощник: надо сильно думать, а затем решительно действовать.

Кризис – это время избавления от иллюзий, которые были у многих: хозяев, руководителей, работников. В России в последнее десятилетие наблюдался стремительный рост рынка, и многие компании росли вместе с ним: увеличивали обороты, персонал, помещения и т.д. То есть росли количественно, но не качественно.

Куча мусора тоже растет, но не развивается...

При этом система управления оставалась интуитивной, управляемость – низкой, эффективность (соотношение результата к затраченным на его получение ресурсам) – отвратительной. То есть многие «маленькие лодочки» просто выросли по размерам до «больших кораблей», но конструкция их существенно не изменилась. Мы работаем с самыми разными компаниями, и в очень многих случаях, увы, все обстоит именно так. А редкие приятные исключения лишь подтверждают правило.

Да, в последние несколько лет некоторые компании взялись за построение системы управления «по уму», но вопрос: вы в их числе? И если да, то многое ли успели построить?

А теперь представьте, что такая огромная лодка с неслаженной руководящей командой и несколькими десятками или сотнями не очень опытных и слабо мотивированных гребцов попадает в шторм. Вот-вот... И таких лодок в море на момент штормового предупреждения – тысячи.

Другое дело, что в это время рядом плывут современные надежные быстроходные корабли, которым очень нужны и запчасти, и руководители, и рядовые гребцы. Конечно, не все, а только лучшие. Но, учитывая количество «материалов» и людей, которые выбрасывают тонущие лодки в попытке спастись, есть хороший выбор. И лучших с удовольствием возьмут на борт. Может, и не будут платить столько, сколько на старой «посудине», но и голодным не оставят.

Как известно, китайский иероглиф «кризис» обозначает одновременно угрозу и возможность. Чем он окажется для вас?

Кризис и Россия

А что же на уровне страны? Все СМИ говорят, что источники кризиса – в Америке, и, по всей видимости, это действительно так. Выдали банки много необеспеченных кредитов, люди не смогли их выплачивать, банки «упали» – посыпалось «домино» экономики. Не рассчитали, заигрались. Люди думали, что можно жить полностью в кредит, а тут еще вдалбливаемая с детства «американская мечта»: только закончил колледж, как обязан купить в долг большой дом, огромный и прожорливый американский автомобиль и т.д. А дальше вся жизнь – «в рабстве» у банка. Когда таких людей становится слишком много, финансовая система не выдерживает. Облака – плохая опора, приходится рано или поздно падать: любая пирамида обязательно рухнет. Еще и пророчат дефолт доллара, что, впрочем, сомнительно.

Но мы-то в России. У нас нет внешнего долга, рубль – почти свободно конвертируемая валюта на территории СНГ. Золотовалютный запас большой.

Все так. Однако чем жила Россия последние годы, за счет чего расплатилась с огромными долгами и накопила эти самые резервы? В основном, за счет нефти, которая подорожала с $20 до $80 и обеспечивала колоссальный приток денег. Ну, и других ресурсов (газ, лес и т.д.), которые страна продает направо-налево. Заметим, ресурсов, т.е. сырья, а не высокотехнологических продуктов. Да, конечно, за последние годы запустили некоторые производства (в основном, или старые советские предприятия, или сборочные цеха иностранных компаний). Но это капля в море на фоне «нефтяной и газовой трубы». При этом себестоимость добычи нефти у нас вдвое выше, чем в арабских странах.

Получается, что мы жили, активно проедая то, что досталось нам от природы, лишая наше потомство ресурсов недр, леса и чистого воздуха, который создают леса. Т.е. рубили сук, на котором сидим мы и на котором сидеть нашим детям и внукам.

А работать эффективно мы так и не научились. Да, есть некоторые компании, которые поднялись без «административного ресурса», на свои деньги, благодаря таланту и трудолюбию руководителей и персонала, хорошей организации дела. Но много ли их,и какой процент от ВВП они создают (на фоне нефти, газа и т.п.)?

В целом экономика России и большинства компаний малоэффективна, и это особенно почувствуется в кризис. Это не обвинение, это констатация горького факта. Если мы хотим быть успешными, нам предстоит еще очень многому научиться и многое сделать. В том числе, сократить технологический и управленческий разрыв в несколько десятилетий, который существует, по отношению к тем же Штатам и Японии.

Что же делать?

Если в общем, то повышать свою эффективность. Выживут умные, хорошо организованные, активные компании и люди в них. Весь балласт будет отсеиваться как рынком в целом, так и отдельными компаниями.

К сожалению, это практически не касается государственных организаций, всевозможных органов. Т.е. самая неэффективная часть экономики останется незатронутой, а бизнес будет и дальше кормить ее своими налогами. Увы... Читайте книгу Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» (Книга 1. Без противоречий, Книга 2. Или-Или, Книга 3. А есть А) – прекрасную книгу про свободный бизнес и людей, которые его делают, несмотря на все трудности. Особенно книга прочищает мозги (в лучшем смысле слова) нам – постсоветским людям. В компании «Евросеть» она даже разрешена к чтению на рабочих местах (когда нет посетителей).

Если вы коммерческая компания, то вот набор мер, которые могут помочь не только выстоять в кризис, но и усилить свой бизнес:

Меры по выживанию

Рассчитывайте только на себя. По большому счету, основа кризиса – это то, что кончились дешевые деньги. Раньше наши банки и прочие инвестиционные структуры особо на напрягались – брали дешевые деньги на Западе (где-то под 3% годовых) и выдавали их нашим более мелким банкам, предприятиям, физлицам под более высокие проценты. Если раньше на Западе была проблема, куда «засунуть» лишние недорогие деньги, то теперь проблема, где деньги взять. Поэтому на кредиты (особенно дешевые) в ближайшие годы рассчитывать не приходится. Например, по моим сведениям, крупнейшие банки сейчас практически не выдают кредиты юрлицам, что же говорить про остальные. Так что надейтесь только на себя. Именно поэтому у нас в первую очередь залихорадило девелоперов и строителей: там нужны огромные «долгие» заемные деньги.

Отсейте все лишнее, но сохраните главное. Проведите анализ своих дочерних компаний, подразделений и т.д. по ключевым параметрам:

  • Сколько денег это нам приносит
  • Сколько мы на это тратим
  • Насколько это перспективно (ближайшие 1-3 года)

Если с первыми двумя вопросами все более-менее ясно, то третий нужен для того, чтобы не «выплеснуть с водой ребенка». Если вы лишитесь всех перспективных направлений, то вы сами себе выроете яму. С другой стороны, заниматься в кризис тем, что не приносит (или не принесет в обозримом будущем) конкретного результата, тоже неразумно. Вот на этом балансе и решите, что оставить и развить, а что закрыть.

Сохраните ценных сотрудников. Схожие вопросы возникают и в отношении персонала. Ваша задача – сохранить ядро коллектива, всех самых ценных руководителей и сотрудников. И при этом избавиться от «балласта». Подходить тщательно к каждому решению, ведь кадры – это «наше все»: если потеряете ключевых людей, бизнес может обрушиться.

Ошибка крупных компаний, когда высшее руководство дает разнарядку по всем подразделениям «сократить столько-то процентов персонала». Например, на днях в одном крупном производственном холдинге (свыше 30 заводов по всей стране) уволили последнего специалиста, который досконально знал огромную сквозную ИТ-систему планирования производства, которую создавали в течение трех лет на базе Oracle и в которую компания влила свыше полумиллиона долларов. Сэкономили на зарплате – а в итоге компания отброшена в «каменный век» – лет на 5–7 назад: каждый завод планирует закупки и производство самостоятельно, а центральное управление происходит на уровне «вашу мать!».

Сохраняя ценных людей, вы сохраняете еще и знания, ноу-хау компании, многие из них есть только в головах сотрудников. Потеряв их, потеряете саму суть бизнеса.

Загрузите оставшихся людей по полной программе. Иначе они будут «морально разлагаться» и «разлагать» окружающих.

Сохраняйте продажи и производство. В первую очередь вам надо сохранить (и, по возможности, улучшить, увеличить) саму суть вашего бизнеса. А для этого нужны деньги. Поэтому сохраняйте продажи любой ценой. Нет продаж – нет ничего!

Также по возможности сохраните объемы производства. Можно падать по ценам, можно соглашаться на умеренное снижение доходности (маржинальности) бизнеса. Но нельзя останавливать ключевые процессы, т.к. это смерть бизнеса, развал коллектива и т.д. Можно работать «почти в ноль», но надо работать. Те, кто это будет делать, – выживут и получат лучшие условия для развития после кризиса.

По возможности работайте по предоплате. Сейчас очень многие клиенты стараются платить не сразу, а постфактум, а то и пишут гарантийные письма на будущее. Без крайней нужды не соглашайтесь на такую работу. Вы можете никогда не получить оплату за нее. Возможно, клиент обанкротится, возможно, банк разорится и т.д.

Единственная ситуация, когда сейчас есть смысл работать «в кредит», – это если клиент стратегически очень важен для вас. Не окажете услугу вы – окажут другие, а вы клиента потеряете. Но и в этом случае по возможности берите предоплату, которая хотя бы покроет ваши издержки.

Развивайте «умный» маркетинг. Время огромных рекламных щитов, дорогостоящих имиджевых статей и телепередач ушло в прошлое. Вам нужны те методы, которые действительно дают реальный результат, причем сегодня. Думаю, в ближайшее время будет бум таких методов как контекстная реклама, раскрутка сайтов в поисковых системах и спам.

Та же контекстная реклама позволяет адресно продвигать ваш товар или услугу именно тому пользователю, которому она нужна, и в тот момент, когда она ему нужна. То же и с раскруткой сайтов.

Спамом пользоваться категорически не рекомендую: сейчас до 90% писем в сети – это спам. Нормальная почта теряется в потоках рекламы. Серверы провайдеров не справляются с такими потоками, из-за этого нормальные письма не доходят часами и днями. Давайте уважать друг друга! Спамомания – это тупик для нас всех. Если так и дальше пойдет, будет вообще невозможно пользоваться электронной почтой, ICQ и т.д.

Сократите постоянные издержки. То есть те, которые не зависят от объемов вашего производства и продаж. Это, например, затраты на офис, автопарк, мобильную связь и т.п. Как правило, постоянные издержки незаметно разрастаются в любой компании, а в кризис являются главным «кандидатом на сокращение». Сейчас «золотые пепельницы» явно неуместны.

Возможно, вы найдете способ сохранить часть персонала, отправив его работать дома.

Работайте только с надежными банками. Переведите свои счета в крупные банки, желательно, государственные. Возможно, сервис и будет хуже, но, по крайней мере, вы получите свои деньги.

Уходите из дорогого сегмента рынка. Если вы работаете в премиум-сегменте (дорогие товары или услуги), есть смысл пересмотреть свою политику. Роскошь не пользуется высоким спросом в кризис. Например, на Рублевке сейчас не начинают строить новые роскошные дома, строители переключаются на жилье среднего и эконом-класса.

Развивайтесь в кризис

Для умных компаний кризис – время не только выжить, но и окрепнуть.

Растите за счет дешевых ресурсов. В разгар кризиса вокруг будет очень много дешевых ресурсов:

  • Персонал, который кто-то уволил (возможно, ваши конкуренты; замечу, что это уже обученный персонал, причем за чужой счет)
  • Офисы, из которых выехали арендаторы
  • Оборудование, оставшееся от разорившихся компаний
  • Сами компании, разорившиеся или близкие к тому
  • Акции, которые уже сейчас можно купить в два с лишним раза дешевле, чем раньше
  • Квартиры, которые должны подешеветь хотя бы процентов на 40. Не может этот «мыльный пузырь» под названием «московская недвижимость» сохраниться в кризис
  • И т.д.

Так что те, у кого есть средства, могут сейчас неплохо их вложить, когда кризис достигнет дна (предположительно, март-апрель 2009 года). Посему желаю вам накопить к этому времени достаточно средств.

Повышайте эффективность управления своим бизнесом. «Интуитивный» бизнес, в котором нет эффективной четко выстроенной системы регулярного менеджмента, столь же надежен, как карточный домик. Чтобы выстроить регулярный менеджмент, надо:

  • Формализовать и оптимизировать бизнес-процессы компании, т.е., проще говоря, договориться, как же мы на самом деле работаем, и при необходимости скорректировать алгоритмы. Иначе вы теряете колоссальные деньги на всякие сбои, переделки, возвраты клиентам и т.д. А также теряете самих клиентов. Что в условиях кризиса – непростительная роскошь.
  • Формализовать оргструктуру компании, а если проще – договориться и четко расписать, кто кому подчиняется, кто за что отвечает. Сделать так, чтобы структура компании была не болотом, в котором ваши бизнес-процессы вязнут, а местом, где они текут быстро и без сбоев.
  • Описать самые важные действия работников и их взаимодействия в регламентах и процедурах.
  • Внедрить хотя бы самый простой управленческий учет. Во многих мелких компаниях его практически нет, а значит, вы не знаете, сколько денег и откуда вы зарабатываете и куда тратите. Бухгалтерский учет – это сильно другое.
  • Оптимизировать систему работы с персоналом:
    1. Подбор и отбор. Успешность вашего бизнеса зависит от людей, которые в нем работают.
    2. Мотивация. Если ваши люди сидят на окладах, то, во-первых, насколько вам это выгодно в условиях кризиса, а во-вторых, думаете, они будут у вас действительно работать? Не надейтесь! Но тут много тонкостей: важно не «наломать дров».
    3. Оценка. Сейчас компании, профессионально занимающиеся оценкой персонала, загружены работой на полгода вперед. Угадайте, почему? Да потому, что при принятии кадровых решений (особенно по ключевым людям) руководителю надо иметь четкую информацию: на кого положиться, кто профессионал в своем деле и т.д. А в кризис при оптимизации численности сотрудников это втройне важно.
    4. Развитие персонала и управление знаниями. Это отнюдь не только внешнее обучение, хотя оно очень эффективно (если качественное). Это система наставничества, когда знания и ноу-хау передаются «младшему поколению» сотрудников от более опытных коллег. Это и корпоративные базы знаний и т.д. Повторю важную мысль: выживут самые умные. Будьте в их числе!

Надеюсь, что вы и ваш бизнес выйдете из кризиса не только живыми, но и окрепшими.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Чебоксары

очень грамотно, хотелось бы получить информацию об авторе.http://clubm.ru/blog/2008/11/15/krizis/

Коммерческий директор, Санкт-Петербург
Все вроде написано правильно ... Но непонятно, почему вдруг, если компания не смогла оптимизировать свою работу, когда у нее были деньги, она получает 'возможность' сделать это когда грянул кризис и денег больше нет? Мне кажется, что это никакая не возможность, а просто горячий пинок в зад. Но пинок в зад - не повод для полета ... По-моему получают возможность те, кто предвидел кризис, готовился к нему, копил ресурсы и планировал использовать ту новую реальность, которую несет кризис. Тогда, да. Тогда это возможность реализовать свои планы.P.S. Что касается высказывания: 'Как известно, китайский иероглиф «кризис» обозначает одновременно угрозу и возможность ...' К сожалению, это просто красивая легенда не очень соответствующая действительности. Да, два иероглифа 危 и 機. (wēi jī)Несмотря на то, что wēijī действительно означает 'кризис', и что Вэй слог от wēijī передаёт понятие 'опасность', Дзи слог от wēijī наиболее определенно не означает 'возможность .'... Дзи от wēijī, по сути, означает нечто вроде 'зарождающийся момент, важный момент (когда что-то начинается или измененяется)'.Таким образом, wēijī действительно подлинный кризис, опасный момент, когда вещи начинают идти наперекосяк. Wēijī указывает на опасную ситуацию, когда нужно быть особенно осторожным. Так что европейцы опять выдают желаемое за действительное :) Удачной охоты!
Партнер, Израиль

Не знаю, плакать или смеяться... Практически всё, что описано в статье, каждая компания обязана делать постоянно!!! Без всякой связи с кризисами и прочими внешними явлениями... Удивительно, что выживали те, кто не делал этого постоянно все эти годы...

Геннадий Чернецов Геннадий Чернецов Старший консультант, Москва

Типичная статья российского консультанта, в которой столько воды, что польза равна нулю. Автору полезно было бы знать для начала законы развития систем, тогда бы он знал определение зоны кризисного развития: в этой зоне не работают никакие законы,. Лучше работает правило уместности и неуместности, т.е. то что было вчера хорошо (уместно), сегодня становится неуместно. Такая простая мысль дает гораздо больше пользы. Далее полезно знать, что у компаний есть совсем небольшой выбор траекторий движения дальше. Первый путь - траектория кризисного развития (1), т.е. уход с рынка из-за слабого управления и пренебрежения сигналами 'движения на красный свет'. Вторая траектория движения (2) - это гармонизация деятельности на основе анализа 'уместности неуместности структурных и функциональных параметров компании'. И траектория (3) - это выход на траекторию развития за счет реализации проектов. Но есть еще одна беда - надо точно определить текущие проблемы и ограничения в системе деятельности компании, и только потом двинуться по этим трем траекториям. Любители от консалтинга никогда не решали и не решат эти задачи сейчас. Школа не позволит.

Председатель совета директоров, Москва
Геннадий Чернецов пишет:Типичная статья российского консультанта, в которой столько воды, что польза равна нулю.
-я бы не стал, мерить одним аршином всех российских консультантов, а в остальном, к сожалению, вынужден с вами согласиться, увы :cry: :cry: Статья не имеет никакой практической пользы, кроме общеизвестных фраз. Все приемы, методы и действия во время кризиса известны, но к сожалению бесполезны в общих разговорах. К вашим трем траекториям, могу только добавить, что как человек более 10 лет занимавшийся антикризисным управлением и развитием предприятий с выходом на новые рынки, добавлю, что к каждому предприятию нужен индивидуальный подход, для чего естестественно надо его правильно диагностировать и, самое главное в этих условиях, необходимо правильно выстроить работу с персоналом вообще и с управленцами всех уровней в частности :)
Аналитик, Липецк

Ложный смысловой посыл.Если лодочка или трансатлантический лайнер хреново спроектированы и 'сделаны' без необходимого запаса прочности, то во время шторма - участь предрешена...Сейчас, мы все знаем - вера в НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ 'Титаника' - была иллюзией. Что с того? Избавление от этого мифа пришло уже после катастрофы. С известным финалом.Смог бы капитан Эдвард Смит спасти корабль, приказав перекрасить паровые трубы и передвинуть мебель в салонах первого класса... или заявить о снижении зарплаты всему экипажу?Любой кризис - проверка на прочность. А иллюзии нужно оставить кинематографу.

Старший консультант, Латвия
Евгений Корнев пишет:-я бы не стал, мерить одним аршином всех российских консультантов, а в остальном, к сожалению, вынужден с вами согласиться, увы...
Евгений, так ведь Геннадий и не мерряет - он же сам консультант :D Но вот в чем, ИМХО, соль статьи.Александр Бутаков пишет:[I]Если лодочка или трансатлантический лайнер хреново спроектированы и 'сделаны' без необходимого запаса прочности, то во время шторма - участь предрешена...[/I] Правильно сказано, только беда множества бизнесов в том, что это коряги, которых никто не проектировал. Это всего лишь обломки старой экономики, несущиеся по течению. Когда надо плыть по течению, чем грубее коряга, подхватываемая потоком, тем она быстрее плывет. В благоприятные периоды предприимчивого человека поток несет, а ему кажется, что он управляет движением. Вот от этих-то иллюзий и призывает избавиться автор статьи. Когда 'вдруг оказывается', что поток несет бизнес на скалы - поймет ли предприниматель, что нужен управляемый корабль, а не коряга. Кризис - точка, в которой дальнейший путь бизнеса определяется способностью руководителя начать управлять ситуацией - поставить парус, сделать хоть какое-то подобие весла, чтобы противостоять течению. Наверняка надо отрубить от 'коряги' своего бизнеса какие-то особо мешающие загогулины... Или просто во-время выскочить на берег?Здесь как раз место замечанию Геннадия относительно уместности/неуместности.Но ключевой вопрос - хватит ли на это времени, или бизнес будет разрушен раньше, чем принимаемые меры дадут хоть какой-нибудь результат? Совсем недавно столкнулся с предпринимателем, чей бизнес пока еще не ощутил ударов кризиса, но, хотя ощущение угрозы уже есть, он откладывает рассмотрение антикризисных действий на 4 месяца! Ну конечно, еще не горит (земля под ногами)! Между тем сейчас как раз то 'вчера', о котором он скажет завтра - если бы мы начали это 4 месяца назад, а теперь уже нет времени... Я тому клиенту непременно дам эту статью прочитать :) , может задумается. А тогда уж мы с ним сможем применить [B]индивидуальный подход[/B], как Вы, Евгений, абсолютно правильно заметили.
Председатель совета директоров, Москва
Юрий Самсонов пишет:В благоприятные периоды предприимчивого человека поток несет, а ему кажется, что он управляет движением. Вот от этих-то иллюзий и призывает избавиться автор статьи.
-кто ж с этим спорит :?: Но какую смысловую нагрузку несет данная статья, кроме повторений общеизвестных банальностей :| Повторюсь, в этом вопросе, без привязки к конкретному опыту (не важно своего или чужого), в конкретных условиях и для конкретного предприятия трудно сказать не только что-то новое, полезное, но и самое главное, заставляющее задуматься...Не знаю как другие, но если после прочтения деловых статей, а я достаточно много работаю с деловой периодикой и деловой литературой, у меня не возникла никакой новой мысли и/или не заставило задуматься и 'примерить костюмчик на себя' - общий 'гап' :| :| :D
Researcher, Москва

На мой взгляд, в статье нет четкой классификации признаков кризиса для конкретного предприятия.Я бы определил признаки кризиса как :1. Сокращение и изменение характеристик рынка сбыта; a. Уменьшение клиентской базы из-за высокой отпускной цены, клиенты начали экономить. b. Уменьшение клиентской базы из-за невостребованности товаров и услуг, клиенты отказываются «в принципе». 2. Изменение отношений с поставщиками a. Требования 100% предоплатыИсходя из этого Предприятие в условиях кризиса должно вести себя так:1. В условиях пункта 1,а – необходимо резкое сокращение непроизводственных затрат, изменение принципов оплаты труда, только с реализации, создание «элиты» для сохранения живучести предприятия. Снижение цены.2. При условии пункта 1,b – перепрофилирование предприятия (если возможно, но слабо верится в успех) либо сокращение с консервацией производств.3. При условии пункта 2,а – активная работа с поставщиками. Частичный отказ (шантаж, они ведь так же зависят от вас) от их продукции. Поиск новых поставщиков. Активная работа с банками. Оптимизация бизнес процессов, изменение стратегии развития – длительные и дорогостоящие процессы. По моему мнению, если предприятие не занималось этими процессами раньше, то в условиях кризиса заниматься этим НЕЛЬЗЯ.Вопросы психологии, стресса – руководителей, то это просто детский лепет. Руководители предприятий не гимназистки, падающие в обморок. Это люди закаленные принятием ответственных, миллионных решений. Пришли в руководство не со школьной скамьи, как кажется некоторым консультантам. Зафиксировав стабильность, нужно думать о там, как извлечь из ситуации выгоду.1. Не гнаться за рентабельностью, цель - стабильность.2. Обновить персонал. За те же деньги можно нанять более квалифицированных сотрудников, избавится от балласта.3. Дожимать поставщиков для снижения цен.4. Если арендатор, то снижать затраты на аренду.5. …

Генеральный директор, Москва

Вижу сдесь очень много критики в адрес автора...А помоему, человек все не так уж плохо сформулировал, собрав все проблемы и возможные пути решения для 'среднего потребителя', а вот вместо, того что бы критиковать его - предлагайте свои варианты решений проблем для среднего бизнеса. А то похоже больше на кудахтанье в курятнике, во время обеда.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
74% сотрудников предпочитают горизонтальный рост

Несмотря на высокий интерес к горизонтальному росту среди сотрудников, работодатели пока уделяют этому недостаточно внимания.

Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.