Кого, в чем и как слушаться в период кризиса?

Врач спрашивает у посетителя:

- Вы уже обращались к кому-нибудь?
- Я советовался с аптекарем.
- Представляю, какую глупость он вам посоветовал.
- Он посоветовал обратиться к вам.

Любой кризис вызывает активное желание с кем-то посоветоваться. С кем-то умным. Одновременно с сильным желанием никому не верить – ну, что они все могут понимать? Если бы они знали, что надо делать, они бы давно это делали сами, а не ошивались бы вокруг меня в той же ж…

И все-таки мы идем к консультантам. Зачем мы к ним идем? Точнее, так спросим: за чем мы идем? Конечно, за советами! Которым мы потом вряд ли последуем. Точнее, последуем – если они совпадают с нашими ощущениями и понятиями. Мы не очень уверены в квалификации тех, кто дает советы, и тем не менее, слушаем их. Мы просто не очень уверены в себе, вот и спрашиваем. Значит, мы идем за уверенностью? Кто нам может ее дать?

Вот теперь – о главном. Я разговариваю с бизнесменами и предпринимателями. Я говорю о бизнесе, об экономике, о менеджменте. Не о частной жизни. В ней я ничего не понимаю. То есть, своим ближним я, конечно, даю массу советов, но они не слушают меня. И правильно делают. Потому что я поменял рубли на евро по самому невыгодному курсу (ну, надо было в Европу ехать, боялся за карточку). Потому что я держал свои деньги в ПИФе и все ждал, что вот-вот поднимутся котировки – потому что для падения им не было объективных причин. И вообще, потому что я – «непрактичный чел».

В бизнесе я понимаю больше. Просто так сложилось. Потому что кризис-менеджмент – моя профессия.

С кризисом надо уметь работать – мы твердили об этом всем менеджерам, но они от нас отмахивались. Мы говорили, что к нему надо быть готовым – и к глобальному, и к малому, в рамках твоего бизнеса. У человека наступает уверенность, когда он понимает, что происходит,- и понимает, что ему надо делать. Даже если это понимание скорбно – уверенность дает дополнительные силы.

Итак, кто нам поможет? Книги? Но они излагают общие правила, а тут – реальная ситуация. Какое из правил действует сегодня? Газеты, статьи? Но они настолько противоречат друг другу! За один день я прочитал прогнозы трех или четырех экспертов, умных людей, совершенно противоположные. Кому верить? А в чем паника? Что, собственно говоря, случилось?

Что происходит?

«Наконец удалось установить причину происхождения загадочных кругов на пшеничных полях. Оказывается, это место, где ежики водят хороводы». Понятно, что в Америке – ипотечный кризис. А почему у нас заводы закрываются? Автопром, машиностроительные и другие? Какое отношение их ипотека имеет к нашему автопрому? Вообще, в экономике «задним числом» можно объяснить все, что угодно. И почему курс падает, и почему рос. Самое простое объяснение, которое я встречал, дал не экономист, а социолог.

Простой кризис перепроизводства. Родившийся в одной отрасли и перекинувшийся на другие. Посмотрите в любом учебнике по истории экономики про кризис перепроизводства – узнаете сегодняшние приметы. Кризис перепроизводства – в недвижимости и кредитах. Ведь кредиты – это те же продукты. Их тоже производят. Произвели много. И того, и другого. Виртуальных денег стало больше, чем реальных. Реальные деньги привлекались в обмен на виртуальные акции, расписки и т.д.

В районе 2000 года лопнул пузырь переоцененных акций интернет-компаний, сейчас настала очередь инвестиционных банков и недвижимости. А у нас – еще и падение цен на нефть – резко, как только Европа начала легонько притормаживать. Финансов перестало хватать. Катастрофически. Финансы – кровеносная система экономики. Значит, следом идет уже кризис экономический. И хуже всего, что его размеры никто не может предсказать. Куда мы будем падать, не знает никто. Малому и среднему бизнесу будет легче, это точно. В силу их большей поворотливости и оперативности. Если они, конечно, будут поворачиваться. И реагировать!

Самое ценное – наши деньги

Больной перед операцией спрашивает у хирурга:
- Доктор, а я не умру во время операции?
- Нет, конечно! Нас за это знаете, как ругают!

Самое неприятное, если у вашей компании набрано много кредитов. Банки повышают и будут повышать процентные ставки, требуя срочного возврата денег. Что делать? Посчитать. Если вам не хватает прибыли, чтобы обслуживать кредиты (да чтобы еще и не вся прибыль на это шла), то лучше остановиться. И пока не платить. А сесть вместе с банками – и реструктурировать задолженность. Под девизом: «Лучше спасти часть, чем потерять все, в придачу потеряв нервы, силы и время».

И еще – помните, как учат начинающих водителей: «Когда ты начал делать левый поворот и включил мигалку, это уже стало не твоей проблемой, а всех, кто едет за тобой! А когда ты еще высунул нос на встречную полосу, это стало проблемой всей дороги!»… Ваши кредиты – это уже не ваша проблема, а проблема банков. Так что – садимся с банками, кредиторами – и реструктурируем задолженность. По простой схеме, традиционной: фиксируем остаток; проценты или основной долг гасим по какой-то внятной схеме. Банку придется «подвинуться», потерять большую часть запланированной на вас прибыли,- чтобы не потерять все.

Будьте психологически готовы идти на банкротство – если будете пробовать гасить все кредиты, все равно обанкротитесь. Только не сразу. Если кредитов нет, то можно переходить к шагу следующему. Искать выход из не самого радостного положения.

Самое святое – наше будущее

Прежде, чем о чем-то мечтать, подумай, а вдруг сбудется!

Больше всего нас волнует наше будущее. О нем и печемся. «Что будет с долларом?» «Говорят, теперь ипотеку отменят вообще» «Закроют вывоз денег за границу», «Новые деньги уже напечатаны, мой близкий друг в руках их держал»… Замечательные и интересные темы, но какое они имеют отношение к нам? Определяйте точнее и внятнее стратегию вашего бизнеса – сейчас самое время это делать. Конечно, какие-то расходы надо подсократить. Даже – очень многие надо сократить, - это такая сладкая тема, об этом поговорим отдельно…

А сейчас – о главном. Выход из кризиса – не в сокращении расходов. И не в тактических шагах по сохранению всяких разных ценностей. Выход – в будущем. Каким вы его видите, каким вы его строите. Только там – прорыв, новые продукты, услуги, клиенты, деньги. Деньги есть – вот ведь и вы сами тратите деньги ежедневно. Ну, подсказку поняли?.. Вы – такой же «клиент» на рынке. «Чайник» – во всем, кроме своего собственного бизнеса. У вас стало меньше денег, но они не пропали. Вы их по-прежнему тратите. Точнее, не «по-прежнему», а «по-новому». На другое. Заметили? Оглядитесь вокруг – люди живут при любых кризисах – им нужно пить, есть, одеваться.. Им все нужно – что и раньше. Только по-другому. Вот это «другое» и отгадывайте!

И – смело в прорыв! А чтоб хватило денег на прорыв – надо их взять… Откуда?

Семь раз отмерили – пора резать, начальник

К одесситу подходит приезжий с чемоданом:
- Скажите, если я пойду по этой улице, там будет железнодорожный вокзал?
- Знаете, он там будет, даже если вы туда не пойдете!

Конечно, какие-то расходы надо подсократить. Не сократим мы – сократятся сами. Уже вместе с нами… Тут есть одна тайна… Или даже секрет… Хорошо знакомый всем директорам… Только мы не любим об этом говорить. Когда у компании дефицитный бюджет, управлять ею легче. И получается успешнее. Профицит порождает бесконтрольность, расслабление, много чего еще – такого же неприятного. Кризис перевел нас всех в условия жесткого дефицита бюджета – вот теперь и посмотрим, кто умеет управлять.

Посмотрим, кто какие расходы сокращает. Полезно поджать ремешок в расходах на офис, на АУП, там всегда есть резервы – процентов 20-30. Реклама – все равно мы ее не умели делать. Хороший момент настал, чтоб понять, что есть не рекламный бюджет, а бюджет маркетинга. Что разные инструменты продвижения взаимозаменяемы, и надо поинтереснее придумывать новые способы продвижения. Люди не хотят, чтобы их сокращали? Значит, момент настал, чтобы вместе с сотрудниками придумать новую систему мотивации – пусть самую большую долю в зарплате составляет доля от дохода. Вопрос – кого оставить? Беда, когда начинают сокращать расходы на движение вперед,- оставляя без изменения расходы, оплачивающие прошлое. Когда директора по несколько месяцев не решаются сократить бухгалтерию, офис, многие службы, раздутые «про запас», но легко урезает инвестиционные программы, расходы на обучение и т.п. Оставьте 30% сотрудников – но их-то надо готовить, организовать, обучать!

Новые продукты не смогут появиться без нового оборудования! Беда в том, что в инвестиционных бюджетах слишком много было «кофе-машин» и «офисной мебели».

Страна советов

- Нодари, у меня свадьба, я прошу барана, а мне все дают советы, где я могу его достать! А мне нужен просто баран!
- Эх, Гоги, у нас ведь не страна баранов, а страна советов!

Первое. Выключите страх, панику. Кризис уже наступил, он уже тут. Не скажу, что хуже не будет, - но если вы не остановите свой страх, у вас будет точно хуже.

Второе. Не надо быть слишком активным! Не надо «что-то делать» – надо подумать, что именно делать. Не спасайтесь от паники слепой активностью!

Третье. Не экономьте на спичках! Не поможет. Только всех рассмешите – хотя, не до смеха будет. Не тратьте несколько недель для выработки «гибкого политического решения» - собрать всех начальников цехов и решать, где есть избыточные кадры. Лично присутствовал на таких «рабочих группах», никому не пожелаю. Вот тут как раз надо быть решительным! А убирать кофе из меню бесплатного буфета – глупость. Или весь буфет убирать, или не дергаться. И не обманывайте себя! Это – не «контроль», это пародия.

Четвертое. Если решение принято – выполнять его надо очень быстро и четко. Никаких «доработок», «в основном» и так далее. И к этому надо быстро приучить всех. И хорошо бы потом не дать отучиться от этого.

Пятое. Не ищите виноватых! Их нет. Или назначьте виноватым Джорджа Буша, Владимира Путина. Себя, в конце концов. Какая разница! Как говорят психологи, когда найден или «назначен» виноватый, люди подсознательно начинают ждать «спасителя». Кто-то придет, и всех нас спасет. Это порождает очень опасную пассивность. А в кризис-менеджменте это гибельно.

Шестое. Все-таки привлекайте к выработке решений посторонних. Независимых. Я не знаю, кто они… Вариантов много:

  • Эксперты, приглашенные лично вами или учредителями.
  • Консультанты, ранее зарекомендовавшие себя.
  • Независимые члены совета директоров (думаю, такие структуры начнут появляться сейчас даже в среднем бизнесе).

Нужны еще мнения, еще идеи, потому что задачи будут непростыми.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Евгений Храмцов Евгений Храмцов Генеральный директор, Москва

Все-таки, насколько здесь принято перегружать лишней информацией! Давайте быть проще и говорить только о деле. А то в каждой статье 70% - метафизический 'порожняк'. Я нисколько не сомневаюсь в интеллекте и компетентности автора статьи. Вероятно, это своего рода 'обычаи делового оборота' для Сообщества. Хочу только обратить внимание, что как мы мыслим, так и энергию инвестируем. 70% энергии - в никуда. И в управленческих решениях так же. Вместо того, чтобы РЕШАТЬ - ищем 'подходящие' концепции. Хотя во многих случаях выходы очевидны - Первое, Второе, Третье - все. Но когда смелости на очевидное решение не хватает, начинаем 'тренировать' себе голову.

Нач. отдела, зам. руководителя, Украина

[B]Андрей[/B], б-Р-Р-Р-Р--аво!Повеселили, пусть даже кто-то ждал (и ждет) конкретной панацеи от всех в мире кризисов (она вообще-то есть -это мешок бриллиантов, перемешанных с черной икрой, только вот никак не могу его найти ни у себя дома, ни в селе, в огороде).Самый главный вывод из этой статьи стар, как Вселенная:-спасение утопающих, дело....(дополняйте сами);А консультанты.....разве что затраты помогут сократить, а вот переориентировать бизнес, к тому же сидящий в узких сегментах?Это навряд-чи.

Старший консультант, Москва

Тарас, спасибо!Не скажу, что задача была 'повеселить', но хотя бы сократить количество 'гуру', с умным видом предлагающим в качестве 'пилюли от кризиса' где-то когда-то освоенную 'технику продаж' или просто СВОТ-анализ с приложениями из выцветших учебников продукт-маркетинга.Хотя, не нам браться за прополку. :-)Удачи, коллега!

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Кризис перепроизводства, это что-то из Маркса, идущее по Европе вместе с призраком коммунизма. Позабавило. Целевая аудитория, думаю, сути не поймет.

Старший консультант, Москва

Кстати, Маркс точнее всех описал кризисы - как их возникновение, так и поведение участников.Сам не ожидал такой точности от старика )))

Нач. отдела, зам. руководителя, Украина
[B]Армен[/B],
это что-то из Маркса
, да зайдите в любой супермаркет электроники или хоть на шмоточный базар. Не есть ли это перепроизводство в чистом виде, когда 'я имею возможность'(пусть даже в кризис), купить себе еще одну СВЧ печь или пяток пар штанов типа 'джинсы', но 'не хочу'. Т.е. эта печь и штаны и пр. - все 'лишнее', на которое уже затрачены ресурсы. Так что 'дедушка' Маркс прав, как любой старый еврей, 'но потОм'.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Т.е. эта печь и штаны и пр. - все 'лишнее', на которое уже затрачены ресурсы.ЭЗатраченные на производство этой продукции ресурсы - единицы процентов от цены и их потери накакого существенного влияния на экономику не имеют. А в целом это просто замена понятий, когда следствие кризиса (снижение склонности к потреблению), называют его причиной. На таких методах доказательства весь марксизм-ленинизм был построен. 8)

Преподаватель, Белгород

А мне понравилось. Спасибо Андрей. Чувство юмора, коллеги, это шикарный ресурс для любого кризиса. Что такое кризис? Это лишь высокий уровень выражености проблемы, а проблемы мы решаем по несколько раз на дню. Проблемы есть всегда, а тому у кого нет проблем, И. Адизес советует проверить пульс. Таким образом, это очередная проблема для решения которой надо найти адекватные инструменты. Если этот кризис связан, я бы сказал не с перепроизводством, а со снижением спроса, платежеспособности потребителей, то надо ее и восстанавливать, платежеспособность. Правительство вкачивает деньги в банки и в производство, это правильно, но это еще не все, надо чтобы это мог кто-то купить. Предлагаю дополнительную стратегию. Правительству надо резко увеличить зарплаты бюджетников, введя временный мораторий на цены и тарифы, я был бы очень доволен, а бюджетники понесут эти деньги в магазины, магазины заработают и начнут закупать продукцию у производителей, производители оживят сырьевиков, все начнут отдавать кредиты, банки оживятся, народ увольнять перестанут или даже опять начнут брать на работу и повысится зарплата у внебюджетников, они тоже рванут в магазины и круг замкнется. А все вместе мы будем платить налоги и восстанавливать подтаявший на первом этапе бюджет. Счастье, здравствуй! Улыбнитесь, господа!

Кирилл Бурнусуз Кирилл Бурнусуз Председатель совета директоров, Москва

[B]Андрей Ренард,[/B]Юморная статья, вобщем-то, почти по-Жванецкому... :| ;) Так и хочется воскликнуть: Не учите меня жить, маэстро, а помогите лучше материально :!: :idea: 8)Говорят, что волк - санитар леса, а кризис - санитар жизни...; так выпьем за то, чтобы нам не попадались такие 'санитары' :!: :| 8) :D ЗЫ. Хмм..., интересная вещь получается, что нам советуют обращаться опять к тем же, кто привел нас в кризис; такая вот загогулина (Б.Ельцин), понимаешь... :| Ничего личного, так глядя в ночное окно в раздумье...

Руководитель проекта, Москва

Спасибо, Андрей. Я статью прочитала с удовольствием, мне она очень понравилась.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.