Как извлекать смысл из текстов


«...ради обнажения смысла и освобождения авторских идей от «традиционных» раскланиваний» перед просвещенным сообществом читателей, от вспомогательных метафор и аллюзий, от следов косности авторского языка или авторского самолюбования истолкователю необходимы твердые интеллектуальные мускулы»

Андрей Теслинов, Концептуальное проектирование сложных решений

По роду своей деятельности я часто читаю научные статьи, монографии, а также проверяю бизнес-планы, аналитические документы бизнесменов. И очень часто наступает разочарование и неудовлетворенность. Монографию прочитал, а нового для себя ничего не открыл, никаких интересных собственных мыслей, идей, озарений не появилось. Но вот недавно я открыл для себя смыслоизвлекающую технологию при работе с текстами. Авторское название технологии «Четырнадцать операций». Я решил поделиться своим открытием.

Исключение частей текста, содержащих описание и оценку проведенного исследования

Операция

Содержание

1

Исключить из текста описания сферы интересов автора. Выделить предмет исследования

2

Исключить текст, содержащий обоснование важности предмета исследования

3

Исключить текст, содержащий описание целей, этапов, путей и способов изучения рассматриваемых явлений

4

Исключить текст, описывающий оценку полученных результатов

5

Исключить текст, содержащий призывы, рекомендации, описание возможных следствий из результатов исследований

Исключение частей текста, содержащих средства организации изложения авторских идей

6

Исключить тест, содержащий формулировку плана изложения

7

Исключить текст, содержащий аналогии с явлениями из других предметных областей

8

Исключить текст, содержащий критику других авторов, исключить цитаты

9

Исключить вспомогательные слова и предложения, являющиеся связками между частями текста

Удаление повторений и авторской аргументации. Отбор утверждений, составляющих авторскую концепцию

10

Удалить все повторения в тексте

11

Исключить текст, содержащий авторскую аргументацию

12

Исключить части текста, отклоняющиеся от основной темы

Литературная обработка выделенной концепции

13

Расположить части текста в продуктивном порядке.

14

Связать авторские утверждения необходимым минимумом вспомогательных редакторских средств. Мысли автора при этом не должны быть искажены

Стр. 66-67, Концептуальное проектирование сложных решений, Андрей Теслинов, 2009. Автор ссылается на работу Михайлова Ю. Б., Никаноров С. П., Методика выделения концепций из авторских текстов/ Подмножество ; М.: Концепт, 1996, № 4. – с. 19 -30.

Жестко? Жестко, поскольку это уже не столько искусство, сколько технология извлечения смысла из текстов, рекомендованная для использования в концептуальной мастерской. Так как, сказанное в рамке является коллективным трудом, то хочется сказать только одно: «Ай, да … товарищи, ай да сукины дети».

Мы живем в мире установившихся правил и порой вынуждены по ним играть. Кто-то учится и пишет зачетные письменные работы, рефераты, курсовые и дипломные работы. Кто-то пишет научные статьи или диссертации, и они просто обязаны выполнить академические требования к структуре и содержанию работ.

Во вторых, менеджмент компаний постоянно генерирует инвестиционные проекты, бизнес-планы и обязаны выполнять установившиеся правила к инвестиционным проектам, аналитическим документам, маркетинговым исследованиям..

В третьих, референты, критики, различные профессиональные сообщества постоянно обсуждают, критикуют различные монографии, статьи, производят экспертную оценку разнородных работ, начиная от дипломных проектов вузов, бизнес-школ, до докторских диссертаций. Топ-менеджменту компаний приходится извлекать смыслы из большого количества аналитических документов и бизнес-планов.

Коммерциализация образования и дополнительного профессионального обучения привела к тому, что такой важный элемент обучения как письменные расчетно-графические работы, рефераты, курсовые и дипломные работы превратились в профанацию. Наверно, немного осталось вузов, где при дипломном проектировании остались такие этапы совместной работы преподавательского состава, референтов со слушателями, как поэтапная сдача работы, оценка дипломной работы у не менее двух независимых референтов илиэкспертов, предварительная защита.

Защита дипломов в разных вузах и бизнес-школах превратилась в фарс – пять минут на доклад, пять минут на вопросы, все…, защитил, свободен. Главное, прогнать за рабочий день всю группу 20-25 человек. В далекие 1980-е защищали диплом по пять человек в день, только на доклад отводилось 20 минут.

Оплата стала, гарантией «успешного» завершения обучения и защиты дипломов МВА, ЕМВА. Найдите вуз, бизнес-школу, которые декларирует на своих сайтах данные о том, сколько поступило, сколько сошло с дистанции в связи с пропуском занятием, лабораторных работ, коллоквиумов, семинаров, сколько отсеялось на семестровых зачетах, экзаменах, сколько совсем не смогли выполнить промежуточных письменных зачетных работ.

Получается, что не умеющих писать смыслосодержащие тексты становится все больше и больше, в то же время, развитие информационных технологий позволяет реализовать свой творческий зуд любому без особых затрат и предварительной критической оценки, и на профессиональных порталах имеем большое множество публикаций, которые не наполнены смыслом, но что самое печальное, эти тексты и не соответствуют стандартам, как научных текстов, так и литературно-публицистических. Менеджмент компаний вынужден брать на себя функции учителя по проведению аналитической работы и формализации ее в виде текстов. Приходится разжевывать, что должно быть в водной части, заключении и в резюме, как выстроить анализ практической ситуации с точки зрения различных моделей и концепций менеджмента, маркетинга и финансов различных гуру, и в то же время критически оценить, а на сколько, эти концепции актуальны сегодняшнему дню, специфики организации, отрасли. При этом ни заниматься голым критиканством и узколобием типа: «Это все иностранное, у нас в России – это не работает», а постараться увидеть смысл, полярность, дополняемость, ритмы и пределы перемен, в конце концов, просто рассматривать любую модель как инструмент для структурирования информации.

Такое впечатление, что не только вуз, но и в школе на предмете «русская литература» не учат, что любое изложение и сочинение должны иметь вводную, основную и заключительную часть, нужно выстроить структуру сочинения в виде оглавления и содержания, а главы и разделы должны иметь логическую связь.

Технология «14 принципов», позволяет, на мой взгляд, следующее:

  • Каждому творцу провести самокритичную оценку своего текста, во вторых, задуматься о формате статьи. Если статья - результат исследований, близка к стандартам научной статьи, то необходимо понимать сущность научного текста, его назначение – передавать читателю авторское открытие, откровение или понятый автором результат постижения мира…Отчего и язык научного текста строг и с художественной точки зрения примитивен – он не должен приводить к разночтениям и к многообразию интерпретаций (Теслинов, 2009).

  • Облегчает работу топ-менеджера, минимизирует потери времени на чтение текстов. Обеспечив своих подчиненных очень лаконичным методическим документом, можно требовать от них нового качества аналитических документов, простым требованием – ко всем объемным документам (более трех страниц) делать как отдельный текст управленческое резюме, обобщающие выводы, которые по объему должны быть не более 0,5-2 страниц, в зависимости от объема основного текста.

  • Установить единые стандарты оценки качества текстов для профессиональных сообществ, особенно это важно для тех информационных сообществ, где происходят дискуссии, обсуждения творений участников сообществ, проводятся конкурсы на лучшую статью.

Во время написания данной статьи возникла идея – на основе технологии «14 операций» создать перечень операций для написания текстов по принятым стандартом, но при этом эта технология должна помочь не только повысить качество текста, но и снизить трудозатраты на формализацию творческого процесса в виде статьи, доклада, бизнес-плана и т.д. Все предложения готов принять и в соавторстве сделать эту методику.

Напоследок, не могу удержаться и приведу притчу о шейхе, которую Андрей Теслинов изложил в своей работе: «Построив новый дворец и перевезя в него своих жен и сокровища, шейх повелел, наконец, перевезти свою огромную библиотеку. Караван верблюдов с книгами отправился через пустыню в долгий путь. В дороге верблюды и люди валились от усталости. Тогда живые еще и грамотные погонщики останавливались и конспектировали содержание тех книг, которые уже не могли нести верблюды дальше. По мере движения каравана книг становилось все меньше и меньше, а конспектов – все больше. Наконец понадобилось конспектировать сами конспекты, конспекты конспектов и так далее… К концу путешествия от каравана остался только один погонщик, который нес в руке листочек с последним конспектом конспектов всей громадной библиотеки. Войдя во дворец, он упал у ног шейха. «Прочти, что было в моих книгах!» - повелел шейх. Погонщик развернул на ладони листок и прочел: «Велик Аллах и Магомет – пророк его!».
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Партнер, Москва

Спасибо редакции E-xecutive.ru за качественное предисловие.

Честь имею,
Юрий Родионов

Редактор, Москва

Пожалуйста :) Всегда рады опубликовать качественные тексты.

Директор по маркетингу, Нижний Новгород

Прочитала статью. Решила, как всегда, проверить. :)
Попробовала применить описанные 14 принципов к данной статье.
В сухом остатке: автор чем-то недоволен, и тем, и тем, и этим. Причем это ''что-то'' - как реклама АвтоВАЗа - т.е. нечто несвязанное и непоследовательное.
Может быть я неправильно применила указанные принципы? Возможно)). Т.е. получается, что прежде чем их применять, нужно еще учиться и учиться. А может быть текст статьи нужно было посвятить не описанию недовольства, а изложению методики применения?))

Что касается извлечения полезной информации из монографий или книг - наверно, каждый для себя уже выработал подходящую именно ему систему отбора. Например, мой метод - взять книгу, открыть в середине и прочитать пару страниц. И так 3-5 раз. Если читается и воспринимается легко - можно читать. Если нет - поискать другого автора на эту тему.

По поводу бизнес-планов или аналитических отчетов - нужен опыт и еще раз опыт. Вспоминаются слова одного моего руководителя, он говорил примерно так: ''Написать можно все, что угодно, а я по диагонали пройдусь и все ''вранье'' увижу. Если ''вранья'' нет или чуть-чуть, то буду читать. А если много - верну на доработку''.

Сами же 14 принципов - все люди разные. Видимо, Теслину, Михайловой и Никанорову они были удобны. Другим - возможно, нет.
Поэтому и то, что ''Технология «14 принципов», позволяет'' - вопрос, на мой взгляд, спорный.

Итого: мне статья не понравилась. Слов много, а практическая польза (мне) - сомнительна.
Подожду мнение тех, кому статья понравится. :)

Исполнительный директор, США
Прочитал и подумал: ''А соль в чём?'' Методы исключения не универсальны. Их грамотное рименение возможно только если хорошо понимаешь структуру построения текстовых материалов. Меня в школе научили - Составь план. Сделай вступление. Изложи основную часть в соответствии с планом. Сформулируй заключение. И такой схеме текст может быть достаточно сложным и включать несколько тем/идеи органически сопоставимых. Моих детей в американской школе учият немножко другой схеме. План конечно нужен, но текст должен включать одну идею во вступлении; дальше должны быть аргументы ЗА; затем должны быть аргументы ПРОТИВ; за всем этим следует основное содержание попределяющее позицию автора с доказательствами, а потом формулируется заключение. При этом требуется, чтобы текст описывал только одну идею. На практике мне пришлось заниматься мспытаниями больших машин. Время для подготовки и провдения работ всегда ограничено, а потому читать тома проектной документации просто некогда да и некому. Поэтому всегда чтение начиналось с заключения. Если какие то моменты там были отмечены, то читалось в документации только то что соответствовало этому. Статья не онравилась.
Исполнительный директор, США
Установить единые стандарты оценки качества текстов для ...
Давно н читал таких страшных призывов. Хотя зто логически можно было ожидать из страны развитого авторитаризма и не реализванного понимания свободы. Кстати в америке так тексты и оценивют, поэтому, когда разговариваешь с некоторыми сдешними сециалистами, то они кажутся узкозациклиными.
Партнер, Москва
Марк Арецкин пишет: Давно н читал таких страшных призывов. Хотя зто логически можно было ожидать из страны развитого авторитаризма и не реализванного понимания свободы. Кстати в америке так тексты и оценивют, поэтому, когда разговариваешь с некоторыми сдешними сециалистами, то они кажутся узкозациклиными.
Марк, спасибо за высказанное мнение, но я имел ввиду установление единных стандартов в определенных случаях
Установить единые стандарты оценки качества текстов для профессиональных сообществ, особенно это важно для тех информационных сообществ, где происходят дискуссии, обсуждения творений участников сообществ, проводятся конкурсы на лучшую статью.
Ваш пример про Америку, подтверждает разумность использования ''14 операций'', как мне кажется.
Партнер, Москва
Наталья Черентаева пишет: Сами же 14 принципов - все люди разные. Видимо, Теслину, Михайловой и Никанорову они были удобны. Другим - возможно, нет. Поэтому и то, что ''Технология «14 принципов», позволяет'' - вопрос, на мой взгляд, спорный.
Вы, скорее всего правы, и наверно, чтобы проникнуться пониманием для чего это нужно и что это, надо познокомиться с монографией Андрея Теслинова ''Концептуальное проектирование сложных решений'', читать приходится вдумчиво, это не легкое чтиво. Мне стало легче читать после того, как я изучил книгу этого же автора ''Бизнес-перемены: 9 законов и 70 уроков настройки вашего бизнеса''. Последняя читается легко, Андрею Теслинову удалось о важном рассказать в легкой форме. Наталья спасибо за развернутую критику, постараюсь ответить в ближайшее время.
Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Юрий Родионов пишет: надо познокомиться с монографией Андрея Теслинова ''Концептуальное проектирование сложных решений'', читать приходится вдумчиво, это не легкое чтиво. Мне стало легче читать после того, как я изучил книгу этого же автора ''Бизнес-перемены: 9 законов и 70 уроков настройки вашего бизнеса''. Последняя читается легко, Андрею Теслинову удалось о важном рассказать в легкой форме.
Попробую. Может быть... Ибо список для прочтения велик)). Спасибо! :)
Председатель совета директоров, Москва

Мне как и автору приходилось много читать диссеров и монографий будучи несколько лет секретарем ученого совета по защите диссертаций. Здесь я не испытал особых трудностей ибо существовали и думаю сейчас существуют правила их написания и оформления, поэтому дебри вторичны, главное понимать суть и есс-но, научную новизну достаточную для допуска к защите. А это достигается погружением в тему и анализом предыдущих работ по данной тематике (направлению), т.е. Надо постоянно быть в теме ибо в мое доинтернетное время программ антиплагиата не было. Не могу сказать, что я учился этому по чьим либо трудам... Только практика и постоянная работа над собой, что приводит к результаткм. Надо понимать суть уметь вытащить квинтэсснцию и, самое главное научиться этим пользоваться. Трудно изобрести что-то новое, а новизна заключается и сочетании (дозировано) сочетаемоно или даже не сочетаемого
это и есть высший пилотаж работы с первоисточниками. Меня статья не впечатила слишком непроизводительный путь, увы.

Генеральный директор, Владивосток
Потомок Магомета построил вдали новый дворец и стал перевозить туда библиотеку. Верблюдов и людей у него было мало и в итоге смогли привезли только один листок с одним предложением: «Велик Аллах и Магомет – пророк его и следующий за ним Махди!»
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.

Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Cпрос на специалистов в сфере производства вырос почти в 2 раза

Средние предлагаемые зарплаты в производстве выросли на 16% в I квартале по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.

Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.