Компании меняют капитализацию на клиентов

Удар рецессии по сфере ИТ и консалтинга оказался настолько тяжелым, что участники рынка делят события на «до» и «после». До прихода кризиса в Россию поставщики консультационных сервисов в области управления и информационных технологий находились в числе лидеров роста. Что было после, известно всем: сокращение инвестиционных бюджетов заказчиков и общего спроса на услуги вышли боком поставщикам управленческого консалтинга и IT-услуг. По данным IDC, в частности, падение доходов на рынке бизнес-приложений составило 30%.

Компания IBS и Ассоциация Менеджеров в ходе исследования «Управленческие инициативы лидеров российского бизнеса» измерили влияние кризиса на рынок ИТ и консалтинга, оценили проектную активность заказчиков в области управленческих инициатив, а также выясняли основные направления инвестиций в управленческие технологии в условиях нехватки денег. Главный вывод: несмотря на кризис, рынок движется в сторону «сознательного потребления» систем управления бизнесом. Ответственные за принятие решений менеджеры подрастеряли амбиции «тучных лет» и вместо абстрактного «повышения прозрачности» и наращивания капитализации сосредоточились на более прозаических вещах – на улучшении управляемости компаний и на повышении качества клиентских отношений.

В исследовании приняли участие 102 компании из Топ-500 предприятий российский экономики. Опрос проводился в октябре-ноябре 2009 года методом заочного анкетирования. Распределение компании по отраслям выглядит следующим образом:

 

Первый любопытный факт - рецессия почти не повлияла на цели, ради которых клиенты затевают нововведения в области управления бизнесом. Повышение конкурентоспособности организации было востребованным до осени 2008 года (39% проектов) и практически не потеряло своей актуальности в самый разгар финансового шторма (36%). Популярный в лучшие времена мотив увеличения прибыли уже не кажется компаниям-респондентам основным – он присутствует только в 3% проектов.

 

Среди направлений инвестиций во внутренние бизнес-процессы в кризисный период стало более значимым «операционное управление» (57% против 40% до наступления рецессии). В это достаточно широкое понятие входят проекты по обеспечению прозрачности оперативного контроля, оптимизация документооборота и т.д.

Следующая функциональная зона жизнедеятельности компании – повышение качества работы с клиентами – в результате кризиса оказалась в самом центре внимания. Здесь доля проектов с началом кризиса даже возросла. В понятие «повышение качества работы с клиентами» представители опрошенных компаний включали самый широкий спектр инициатив. Директор по маркетингу IBS Екатерина Ильвовская уточняет, что речь не шла исключительно о системах customer relationship management. Например, одна из принявших участие в анкетировании организаций обновила серверный парк, внедрила систему документооборота и в результате сократила время выставления счетов. Такой подход – тоже часть работы над повышением качества обслуживания.

Руководитель практики Microsoft Dynamics компании «НОРБИТ» Антон Шахлевич также не считает, что речь идет о развороте рынка в сторону CRM, однако прогнозирует скорое «размораживание» сегмента и приток новых бюджетов и идей. Тем не менее, даже в период нестабильности IT-поддержка клиентских отношений оказалась более популярным объектом инвестиций (50%), чем до него (30%). В то же время, компании охладели к проектам по управлению финансами. Исследователи констатировали снижение с 28% до 12%, вполне, впрочем, объяснимое: если продаж нет, то и считать особо нечего. Сегмент «управление проектами» также не пользуется популярностью (спад с 47% до 24%) – видимо, из-за того, что компании-заказчики дружно отложили свои инвестиционные затеи до лучших времен.

Было бы наивно ожидать в период кризиса роста бюджетов на новые проекты в сфере ИТ и консалтинга, поэтому сокращение расходов на системы управления бизнесом – маневр достаточно предсказуемый. Бюджеты сократились ниже планируемого уровня у 40% проектов, задуманных до осени 2008 года, однако среди проектов, задуманных уже после наступления кризиса, количество секвестров ниже – 29%.

Исследователи из IBS и АМР предполагают, что экономия частично достигается за счет привлечения к реализации проектов сотрудников самой организации, а также за счет использования собственных идей и разработок. Антон Шахлевич поясняет, что заказчики ради экономии стали охотнее брать часть работ на себя и отказываться от части проектной документации. Нередки случаи, когда компании прибегают к услугам фрилансеров ради оптимизации штатной численности команд, работающих над проектами. «Подрядчики были вынуждены скорректировать ставки, хотя они упали незначительно», - говорит руководитель практики Microsoft Dynamics компании «НОРБИТ».

Примечательно, что экономия на людских ресурсах мало сказалась на сроках реализации проектов. Команды стали работать быстрее. Не мудрено. Хочешь жить – умей вертеться.

Что на рынке изменилось драматически, так это структура проектов с точки зрения объемов инвестиций. Доля крупных контрактов стоимостью более 15 млн. рублей снизилась с 41% до 9%, зато возросла доля небольших – с 17% до 43%.

 

Результаты аналитической работы с собранными данными дали предсказуемый результат: крупные компании не испугались внешних возмущений и продолжили реализовывать свои долгосрочные стратегии (хотя в основном это были проекты задуманные и утвержденные до кризиса). Проекты поменьше получили право на жизнь главным образом благодаря гибкости компаний-заказчиков с точки зрения возможностей нововведений.

Как бы то ни было, кризис не смог поколебать уверенность компаний в необходимости оптимизировать основную деятельность на уровне организации в целом (70% проектов «после» против 77% «до»). Примечательно, что точечные решения на уровне департаментов, ориентированные исключительно на закрытие «узких» мест в бизнес-процессах, обнажившихся в период нестабильности, не нашли широкого применения на рынке.

 

В IBS считают это является признаком заинтересованности компаний в приобретении стратегических конкурентных преимуществ, хотя в ряде случаев подсчитать точный эффект от внедрения тех или иных управленческих нововведений или информационных систем достаточно сложно. Антон Шахлевич напоминает, что максимальную отдачу от системы можно получить лишь в том случае, если понимать ее возможности.

«Мы видим определенные признаки взросления рынка: компании не стали гнаться за решениями, сулящими быстрый локальный эффект, зато в большинстве своем инициировали или продолжили в качестве приоритетных проекты, направленные на решение ключевых проблем управления», - заключают авторы исследования из IBS.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Виталий Лошков Виталий Лошков Нач. отдела, зам. руководителя, Новосибирск

Не понятно, почему везде фигурирует 2008 год?

Менеджер, Москва
Лошков Виталий пишет: Не понятно, почему везде фигурирует 2008 год?
Потому что кризис в Россию пришел как раз осенью 2008 года.
Председатель совета директоров, Москва
Евгений Купраш пишет: Потому что кризис в Россию пришел как раз осенью 2008 года...
-но хотя без анализа 1-й половины 2009 года данные не вполне корректны, особенно в части предпочтений :o :D
Руководитель проекта, Томск
Евгений Корнев пишет: но хотя без анализа 1-й половины 2009 года данные не вполне корректны, особенно в части предпочтений
Поддерживаю, т.к. за осень 2008 г. многие еще не осознали, что то, что присходит - всерьез и надолго, в 2009 г этот процесс пошел и спрос похоже меняется - интереснее было бы более свежее исследование. :)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.