Судебный PR: как не разрушить репутацию из-за правовых конфликтов

Что такое судебный PR и как его использовать во благо организации

Судебный PR (Litigation PR) – это управление коммуникациями в период судебных разбирательств. Эта практика помогает формировать общественное мнение и защищать репутацию участников процесса. Специалисты в этой области работают над тем, чтобы поддерживать доверие к клиенту со стороны общественности, минимизируя потенциальный ущерб от негативного освещения дела в прессе.

Такой подход актуален для компаний, которые хотели бы подсветить свою позицию в суде, поднять общественный резонанс и контролировать ситуацию, чтобы опередить оппонента. Ведь вторая сторона судебного спора также может прибегнуть к взаимодействию с журналистами, поэтому нужно заблаговременно подумать о том, каким образом этот судебный процесс будет выглядеть в средствах массовой информации.

Что случится, если не управлять этим процессом? Это сделают журналисты, которые используют различные сервисы мониторинга для выявления интересных для аудитории фактов об известных компаниях с определенной выручкой, лидерской позицией в отрасли и т.д. В случае возникновения судебного дела или изменений привычного формата ведения деятельности, они получают уведомления. Конечно, сначала они попытаются связаться с представителями организации, но их задача – максимально быстро опубликовать материал.

В результате подача в СМИ может не соответствовать действительности и реальным обстоятельствам.

Например, неприятная история произошла в ноябре 2023 года, когда физическое лицо подало заявления о банкротстве СПБ Биржи. Ее представителям стоило бы предвосхитить интерес журналистов еще 24 ноября, когда заявление было подано, чтобы эта тема не обсуждалась на протяжении недели и не возникло подозрений о финансовых трудностях компании и недоумение инвесторов. Но в данном случае люди уже прочитали информацию, у них сформировалось неоднозначное мнение о ситуации. И даже последующее опровержение не смогло полностью убрать негатив с репутации акционерного общества.

Медиа-война в судах

Понимая, что близится судебный процесс, стоит попытаться контролировать эту ситуацию, обратиться к опытным специалистам, которые составят положительный опыт компании. Не все агентства берут подобного рода дела для реализации, потому что не обладают достаточной экспертизой и знаниями. Ведь важно понимать, как работать с юридической отраслью, разбираться в судебных терминах и в праве, иметь квалифицированных сотрудников, которые найдут правильную фактуру, актуальную информацию по оппоненту участника судебного процесса и красиво подадут ее СМИ, чтобы она была интересна широкой аудитории. Для этого пиарщики часто обращаются к услугам форензика (специалиста по раскрытию преступлений), получая сведения с помощью корпоративной разведки.

Так начинается настоящая медиа-война с общественным резонансом, когда компания создает позитивное восприятие бренда со стороны целевой аудитории, одновременно подсвечивая сомнительные или негативные факты о бенефициарах оппонента по судебному спору, а также изъяны в их биографии. Конкуренция идет уже не просто между равными участниками, а переходит в другую сферу – либо компания выигрывает в суде, либо в медиапространстве. 

Нередки ситуации, когда судьи с более ответственным и внимательным отношением относились к делам, попавшим в фокус внимания журналистов, потому что от тональности сообщений зависит мнение, которое сложится у широкой аудитории.

Ярким примером служит история с котом Твиксом. Она осталась бы без внимания, представители РЖД не понесли бы никакой ответственности и не стали бы пересматривать свои внутренние документы, если бы проблема не вышла в периметр общественного суждения, на 90% сформировав мнение вокруг поддержки хозяина животного.

В некоторых вопросах невозможно пойти против массового сознания, если пиарщикам удалось создать мощную позицию. Соответственно, эмоциональные включения вызывают больший ажиотаж у аудитории, заставляя судей внимательнее относиться к делу. 

Как работает судебный PR

Раньше PR-специалисты готовили пресс-релизы, различные статьи и другие материалы. Сейчас Litigation PR перешел в Telegram-каналы. Некоторые из них специализируются исключительно на судебных новостях, другие публикуют информацию по различным категориям. 

То есть информацию о процессе можно рассредоточить по нескольким Telegram-направлениям: где-то можно опубликовать судебные нюансы, подтверждающие правоту заказчика, на других ресурсах подать информацию об экономической составляющей процесса. Дополнительно можно задействовать другие паблики, описав интересные для аудитории факты об оппоненте.

Однако важно следовать этическим принципам, чтобы никто не пострадал в сложившейся ситуации. Часто на журналистов подают в суд за то, что они публикуют дезинформацию, поэтому на каждый используемый факт необходимо предъявлять доказательства. Чаще всего сведения можно найти в судебных базах, ЕГРЮЛ, различных открытых интернет-источниках. 

Следует компилировать информацию, на ее основании делать выводы и передавать документы журналистам. Нельзя упоминать моменты, которые идут вразрез с фактами, то есть врать.

Антикризисный PR на практике

PR-поддержка способна привести и к минимизации финансовых, судебных, репутационных рисков. При этом компания защищает не только себя, подобные кейсы приводят к росту популярности и продаж. 

Вспомним пожар на складе Ozon в ноябре 2022 года. Тогда сложилась действительно сложная ситуация, однако на объект приехала представитель пиар-службы, которая быстро сориентировалась и начала действовать. Она сразу же рассказала, как будет выглядеть процесс, как представители маркетплейса будут взаимодействовать с продавцами, как будет выстроено общение между сторонами, что будет со страховкой, какие обязательства компания берет на себя. В результате кризисная ситуация вызывала больший восторг со стороны аудитории, даже тех людей, которые не имеют к Ozon никакого отношения. Компания прекрасно отработала инфоповод.

И сравним ситуацию с пожаром на складе Wildberries в январе 2024 года. Представители маркетплейса не дали общественности никакой информации, пресс-служба долгое время молчала, а потом опубликовали странное видео, где даже не понятно, чем занимаются сотрудники. Ходило много слухов, а усугубила ситуацию просьба не подавать заявление на компенсацию со стороны продавцов. То есть без участия компетентных сотрудников проблема вышла из-под контроля, превратившись в информационный ад.

Поскольку Litigation PR относится к антикризисному пиару, важно заблаговременно продумывать стратегии. Только так проблему получится обернуть в свою пользу, не потеряв доверие своих клиентов.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.