Как заставить нетворкинг приносить прибыль

Логично, что в ответ на обвинение о низкой результативности тренингов, надо менять подход, формат, технологии… В принципе менять что-то, чтобы результат был.

Исходные данные

Первичный запрос заказчика — крупной международной компании — провести тренинг по нетворкингу для продавцов luxury сегмента. Для группы из 12 человек, среди которых два директора бутиков, продавцы и несколько представителей других функций. Компания начала проводить мероприятия для VIP-персон, но продавцы и директора не спешили знакомиться на таких мероприятиях с потенциальными клиентами. Нужно было обучить нетворкингу, который бы приводил к продажам.

В чем проблемы?

Представьте, депутаты, владельцы компаний, «самолетов, пароходов» и… продавец или пусть даже директор бутика. Понятно, что при таком раскладе силы изначально не равны. И на первичной встрече по уточнению запроса мы подтвердили не только гипотезу о том, что есть проблемы с внутренним статусом и ограничивающими убеждениями у продавцов и директоров. Еще мы услышали:

  • То, что делают представители бутиков на мероприятиях, не нетворкинг по сути. Мы понимали, что придется посвятить в суть нетворкинга всех участников мероприятия, и получить авансом от компании разрешение на «длительную сделку». И сделать это прямым текстом — не вариант. Люди должны будут актуализироваться по поводу проблемы сами.
  • Директора не выстраивают системную работу по обучению своих продавцов навыку, потому что опять же сами не понимают точно, что это и как делается. Сами они общаются с VIP-персонами благодаря харизме или из ответственности за показатели продаж. Быть чистым примером продавцам не могут.
  • У проекта по внедрению продаж через нетворкинг должен быть «хозяин», иначе деньги на обучение будут закопаны в песок, точнее рутину ежедневных задач.

Еще мы поняли, что никто не развивает отношения после мероприятий. Никто не делает необходимых регулярных дополнительных касаний, которые и должны вести к продаже.

За 1-2 дня простого тренинга решить все эти задачи невозможно. Можно дать инструменты нетворкинга, которых и так множество в интернете от суперпрофессиональных «гилов» и «феррацци». Можно поработать только с установками и статусом, но не успеть соединить с действиями. Можно сделать вид, что все темы участники освоили за 1-2 дня, и даже получить позитивную эмоциональную обратную связь по окончании тренинга, но компания вряд ли получит результат от инвестиций в такое обучение.

Мы создали индивидуальную программу из трех четырехчасовых воркшопов, пяти сопроводительных встреч и запроса на регулярное обсуждение этапов обучения с заказчиками.

Интересными оказались короткие интервью с участниками обучения до его начала:

  • продавцы и директора очень высоко оценивали свои навыки нетворкинга — так, как они его понимали;
  • они волновались перед обучением, и это волнение удалось снизить;
  • мы дали им признание, так учли все их пожелания, что повысило лояльность к предстоящей совместной работе на пару-тройку месяцев.

Оценив все исходные данные и задачи, на программу были выбраны не просто тренеры, а дуэт тренеров-коучей: один с реальными кейсами продаж через нетворкинг, второй с системным подходом организации процесса обучения и внедрения.

Трехмодульное погружение

Первый модуль был посвящен работе с внутренним статусом и изменению ограничивающих убеждений. Богатые и статусные — тоже люди, и общаться они будут с людьми, но интересными. А когда к тебе подходит некто с внутренним голосом «я не имею права», хочется побыстрее от него избавиться.

Задачей модуля было раскрыть внутреннюю свободу каждого участника. А также сделать очевидным, что нетворкинг и то, что они делали раньше — совершенно разные вещи. Принять реальность, в которой от знакомства до продажи может пройти несколько месяцев и несколько не продающих бесед.

Четыре часа групповых дискуссий, мини-лекций, диалогов в коучинговом формате, психологических упражнений, рефлексии завершились постановкой задач. Участники пошли в реальность с обновленным внутренним статусом — хозяин, партнер мероприятия.

Второй модуль через две недели показал, кто попробовал внедрять полученные на первом знания и инструменты, а кто нет. Тренеры-коучи должны были вновь актуализировать необходимость и престижность освоения нового канала продаж.

Участники делали множество практик со своим телом, друг с другом. На слова о том, что я могу это все сделать, я делаю, зачем я буду это делать сейчас, находились аргументы, и участники, преодолевая сопротивление и волнение перед коллегами, шли в опыт. Тема определения психотипа гостя через наблюдение за поведением, вызвала искренний интерес и желание пробовать. Как начать разговор, о чем стоит говорить или нет, как обмениваться контактами, — все это надо легко уметь делать на мероприятии.

Третий модуль стал системным заземлением всего пройденного материала и созданием матрицы взаимодействия всех причастных к мероприятию. То есть задача распространилась не только на продавцов и директоров бутиков, но и на представителей других функций компании. Так как представители проходили весь процесс обучения, вопросов у них на этот счет уже не возникало.

Участники приняли решение по-новому заполнять CRM — теперь на каждого гостя создавалась карточка с личной информацией и интересами. Стал точнее календарь последующих контактов с гостем.

На модуле включились в работу инструменты открытого мышления, что позволило каждому за фигурой гостя увидеть живого человека с проблемами и интересами. Участники в парах проигрывали «новый» нетворкинг и убедились, что при малейшем волнении скатываются в старые алгоритмы. Что надо еще много и много раз делать по-новому, чтобы алгоритм изменился.

В финале все создали индивидуальные планы развития, директора взяли задачи по мониторингу развития этих навыков у продавцов и обучению полученным знаниям новичков. Со словами: «Наконец-то у нас появилась система!», они отправились ее внедрять.

На двух индивидуальных встречах с директорами подтвердились гипотезы о необходимости усиления их менеджерских компетенций, умении четко формулировать задачи. Они признали, что становятся лидерами изменений в теме «продажи через нетворкинг».

Результаты и выводы

  • создана матрица взаимодействия представителей, вовлеченных в проведение мероприятий для VIP-персон;
  • прописана система подготовки к мероприятию и созданы методички-инструкции для представителей бутиков;
  • напечатаны новые визитки, в которых нет слова «продавец»;
  • проводятся обучающие групповые встречи по раздаточным материалам программы;
  • ведется CRM-система с расширенными личными данными о потенциальном клиенте;
  • продажи начались уже во время мероприятия, проведенного по следам обучения;

«Нас 80% гостей на следующее утро благодарили в письмах за то, что мы их пригласили на мероприятие! Такого у нас не было. Мы даже сами еще им не успели благодарность написать».

И главное, что есть все необходимое для внедрения нового стандарта продаж через нетворкинг, что может стать конкурентным преимуществом компании.

Вот почему мы отказались от обычного тренинга по нетворкингу и предложили систему коротких воркшопов и сопроводительных встреч на несколько месяцев.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер, Украина

Купят то, что им нужно. Главное понять, что им нужно и иметь это.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.