Искусство работать с продавцами

Какими характеристиками должен обладать продавец? На что обращать внимание при подборе продавцов? Как быстро и эффективно научить и передать опыт? Как работать с продавцами и какие элементы коммуникации с ними следует учитывать? Как, в конце концов, воспитать команду чемпионов по продажам?

Единственная стабильность, которая сейчас существует – постоянные изменения, происходящие с нами и миром. Постоянное развитие бизнеса бросает нам новые вызовы: продавать больше, расширяться и завоевать новые горизонты. Параллельно рынок ставит перед нами новые цели: найти, научить, передать опыт новым людям, которые уже завтра будут представлять наши интересы и продавать от своего имени наши услуги и товары...

Вместе с тем, назревает больше вопросов, чем ответов... Какими характеристиками должен обладать продавец? На что обращать внимание при подборе продавцов? Как быстро и эффективно научить и передать опыт? Как работать с продавцами и какие элементы коммуникации с ними следует учитывать? Как, в конце концов, воспитать команду чемпионов по продажам? Секреты и нюансы подбора, обучения и развития продавцов я вам раскрою в данной статье.

Люди ищут людей

Все клиенты, как правило, принимают решения о покупке на основе оценки трех параметров:

  • товар / услуга (преимущества);
  • компания (имидж, опыт);
  • человек (продавец).

В современных реалиях клиенты подкованы знаниями об услугах или товарах и (по их мнению) им больше не нужна консультация и лишняя информация – решение о покупке они предпочитают принимать на основе рационального мышления и самостоятельно.

Продавец, который умеет продавать клиенту финальное решение, результат, а не товар – имеет конечное воздействие на клиента, ведь покупают у тех, кто вызывает доверие, интерес и умеет увлечь. Покупатель всегда идентифицирует продавца по его поведению, которому он несомненно доверяет.

Продавцы, которые не любят людей, не могут вызывать доверие, поскольку они воспринимают всех клиентов как одноразовый билет в трамвай – закомпостировал и поехал дальше. Следовательно, они неэффективны в современном мире, поскольку не смогут работать с постоянными клиентами.

Не надо продавать мне ручку

На собеседованиях сих пор «забрасывают» вопрос о готовности работать на «результат», заканчивая проверками вроде «Продайте мне ручку». С тем, что эти методы лучше, чем просто «вера на слово», вряд ли можно спорить, а вот поставить под сомнение их эффективность – вполне реально.

Опыт обучения и подбора больше пятисот продавцов подсказывает, что следует делать уклон на проверку понимания минусов работы, отношения к миру, анализа эмоционального интеллекта, навыков голоса, аргументации и постановки вопросов.

Например, для хорошего продавца критически необходимо любить свою работу, понимать все ее недостатки, и, главное, принимать их. Именно понимание таких процессов позволяет продавцу постоянно находиться в устойчивом эмоциональном состоянии, когда случаются неудачи. Многие работодатели не проговаривают такие моменты, а концентрируются только на проверке навыков и знаний, хотя такая составляющая, как отношение к работе – очень важна.

  • Как человек реагирует на вопросы?
  • Как относится к работе, жизни?
  • Как проявляет негатив или позитив?
  • Как относится к прошлому или настоящему?

Если у человека правильное отношение, с ним можно достичь высоких результатов, особенно в продажах. Концентрация на мысли «что можно сделать», вместо того, чтобы концентрироваться на том, «что не нужно» очень необходима для систематической эффективности.

Себя надо не презентовать, а демонстрировать

Чем чемпионы продаж отличаются от лузеров? Тем, что они готовы делать чрезвычайное количество ошибок, но при этом анализировать свои действия, а не жаловаться на мир и контролировать свои эмоции. Если продавец не умеет овладевать своими эмоциями, он никогда не сможет стать примером и стать успешным.

Внутренне успешные люди притягивают имеющийся успех, выполняют планы и результаты. У таких хочется купить. А люди ведь любят покупать...

Умение презентовать, которое проверяют сразу по шаблону, теряет свою актуальность, несмотря на изменение подходов в ведении продаж. Искусство заинтересовывать переходит в плоскость умения «аккуратно», без лишних анкет и опросов определять главное – «Чего хочет клиент?».

Проверяя только навыки презентации, предприниматели получают не продавцов, а «информационных скитальцев», которые слоняются между клиентами, рассказывая о себе, как перед зеркалом. А ведь это отпугивает покупателей.

Навык «умение задавать вопросы» – один из ключевых. Чтобы его проверить, предоставьте собеседнику возможность высказаться, задать вам серию логических вопросов, развить диалог и привлечь ваше внимание. Если ваш потенциальный продавец разговаривает уверенным, звонким голосом, с улыбкой и интересом – это то, что вам необходимо.

Работа с возражениями продавцов

Парадоксально, но мы постоянно напоминаем продавцам, чтобы они работали с возражениями клиентов, не отпускали клиентов и продавали больше, а в ответ получаем больше жалоб, чем аргументов. Миром управляют вопросы.

Спросите лучше себя: насколько часто вы работаете с возражениями продавцов? Сколько времени уделяете тому, чтобы выслушать, понять и обработать запрос? Насколько часто реагируете на отсутствие результата комплексно, проверяя при этом все элементы, которые влияют на продажи?

Ответы на эти и подобные вопросы дают возможность понять и подсчитать количество проведенного времени с ними, проверить наш арсенал навыков и техник донесения информации, понять свои ошибки и стереотипы. С продавцами следует работать как с «внутренними» клиентами. Цените тех, которые чаще всего контактирует с клиентами, ведь именно они представляют ваш имидж. Их разговоры с клиентами и продажи составляют впечатление о вас и компании.

Кроме стандартных моделей коммуникации «руководитель-продавец» бывают еще и такие:

  • «Чем поливали – то и вырастет»
  • «Чайка-менеджмент»

Эта модель чрезмерной опеки руководителя, которая приводит к постоянному микроменеджменту без четких инструкций и передачи навыков. В результате – уменьшение продаж.

Это коммуникация формата «прилетел-накричал». В ее рамках прослеживается отсутствие контроля результатов в течение всего периода и обратной связи. Оставьте это. Лучшие методы работы с возражениями – сделать так, чтобы их не было, понять клиента (продавца) и исключить возникновение хронических жалоб и недовольства.

Давайте начинать с простого

Найдите время для обучения продавцов. Существует выражение: «нам не хватает времени на то, чего мы не хотим делать». Несколько совещаний в неделю с четкими целями, экспресс-проверкой результатов и правильной обратной связью помогут держать руку на пульсе и понимать предварительные результаты работы.

Вы – лучший тренер для своих работников, ведь с вас берут пример. Слушайте, что вам говорят, наблюдайте за поведением и отношением – продавца ведь видно в мелочах. Давайте четкие инструкции и откажитесь от импровизации. Продавцам в начале их карьеры нужны четкие инструкции и алгоритмы. Импровизация – это подтягивание старых шаблонов.

В спорте, когда борец научился базовых приемов, ему позволяют применять новые. А импровизировать он может только после усвоения всех умений, отточенных сотни раз. Ставьте цели и передавайте ответственность. Без четких целей и методов определения ключевых показателей работы продажи существовать не могут. А если существуют – то это не продажи. Поставьте реальные цели и запланируйте дни проверки и презентации. Пока продавец не достигнет чего-то сам – он не сможет оценить ваших попыток ему помочь.

Общайтесь цифрами и словами. Не нужно проводить «разбор полетов», если вы не владеете цифрами, ведь тогда это все будет похоже на «мыльную оперу», где каждый будет открещиваться и использовать позицию «это они такие, а не я».

Только комплексный подход может дать отличный результат. Прослушайте звонки с вашими работниками. Запишите на диктофон – разберите ситуацию предметно, а не «ты мне расскажи, что было – я тебе расскажу, как надо».

Довольный работник – довольный клиент. С этими словами трудно поспорить. Только человек с позитивным настроем и хорошей подготовкой может долго и эффективно продавать. Работайте со своими продавцами, слушайте, поддерживайте, задавайте вопросы и предоставляйте обратную связь. Дайте им возможность увидеть, что вы на их стороне – это мотивирует работать над собой.

Прощайтесь с теми, кто не демонстрирует амбиции и приносит вам проблемы, а не возможности. Такие работники всегда несчастны и делают несчастными все ваше окружение.

Оставайтесь всегда на высоте, ведь именно вы на сцене – и с вас берут пример. И пусть ваши продажи теперь резко взлетят в гору!

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.