Как придумать новый продукт c помощью Бэтмена

Многие понимают, что сегодня самое лучшее время для инвестиций в будущий успех. Рынок меняется, потребительские предпочтения меняются вместе с ними. И в момент смерти одних игроков на рынке появляются и стремительно растут другие.

Как это происходит? Многие считают, что у населения закончились деньги и клиенты совершенно не готовы их тратить. А небольшая часть дальновидных предпринимателей держит нос по ветру и понимает, что деньги у потребителей есть и тратить они их по-прежнему готовы. Только людей перестали устраивать однотипные предложения, которые не имеют ценности. В мире, которым правят огромные объемы информации, новые технологии и интернет, потребности потребителей стремительно меняются. И можно продолжать говорить, что с этим ничего нельзя сделать, а можно взять и сделать. Хорошо, что существует масса способов решить этот вопрос.

Чтобы создать продукт, который захотят купить потребители, можно постоянно мониторить рынок в поисках западных новинок и просто их копировать, можно проводить глубинные опросы и использовать методологию дизайн-мышления. А можно заглянуть в будущее и найти там ответы на все интересующие вас вопросы. Хорошо, что коллеги-футурологи давно решили этот вопрос и дали каждому из нас доступные инструменты для работы с будущим. Один из них – карта трендов.

Фрагмент карты трендов


Чтобы посмотреть полный вариант карты, кликните по ссылке: Trands-map.pdf

Прежде, чем вы начнете моделировать собственное будущее, хорошо изучите эту карту и выпишите все тренды, которые могут иметь отношения к вашей отрасли. Помимо этого соберите статистику о зарубежных рынках: на какие продукты спрос растет, на какие падает. Прочтите отчеты и статьи известных футурологов и после этого можно начинать творить будущее. Что нужно для этого сделать?

  1. Соберите рабочую группу из четырех-пяти человек.
  2. На отдельном листе составьте список всех тех изменений внешней среды, которые соответствуют вашему рынку, и которые вы нашли на карте трендов и в статьях футурологов.
  3. Устройте голосование и выберите четыре-пять факторов, которые по коллективному мнению всех участников будут оказывать максимальное влияние на вашу отрасль и вашу компанию.
  4. Озвучьте задачу. Вам нужно найти несколько возможных идей по развитию текущего ассортимента продуктов или услуг.
  5. Устройте небольшой креативный штурм, используя метод «Мы – супергерои»:
  • Для начала еще раз озвучьте тему, по которой необходимо предложить идеи и найти решения.
  • Пусть на стикерах участники записывают свои идеи. Например, не меньше трех идей от каждого участника по изменению продукта. Идеи должны соответствовать тем измененям в будущем, которые вы выбрали как значимые.
  • Один стикер = одна идея.
  • После этого соберите все стикеры, озвучьте и повесьте на флипчарт. Если идеи похожи или дополняют друг друга, их можно объединить.
  • Следующий шаг. Каждый участник говорит, какого персонажа он считает супергероем и благодаря какому главному качеству. Это могут быть Золушка, Бэтмен, Спайдермен и др.
  • Стикеры с именами персонажей фиксируются на флипчарте.
  • После этого ведущий задает вопрос: «Как выглядел бы наш продукт, если бы его производила трудолюбивая Золушка из будущего?» Или: «Каким он был этот продукт, если бы его разрабатывал Бэтмен, обладающий суперскоростью?»
  • Все возникшие идеи вы добавляете к уже зафиксированным ранее на флипчарте.
  • После завершения штурма зафиксируйте все идеи на отдельном флипчарте.
  • Устройте итоговое голосование и выберите четыре-пять идей, достойных дальнейшей проработки.
  • Завершите сессию и поблагодарите всех участников.

Еще один инструмент, который хорошо подходит для работы с картой трендовThe Consumer Trend Canvas. Как с ним работать?

  1. Соберите рабочую группу из пяти-семи человек, также как и в предыдущем случае.
  2. Для начала заполните блок «Кто». Опишите свою аудиторию на стикерах: мотиваторы, ценности, особенности поведения, возраст и прочее.
  3. Следующим шагом определите цель инновации. Что конкретно вы хотите улучшить – продукт, сервис, коммуникации с потребителем? Пусть каждый из участников сессии напишет свой вариант на стикере.
  4. Дальше переходите к блоку «Базовые потребности». Также на стикерах определите, чего именно хочет ваша целевая аудитория. Если вы улучшаете свой продукт, проведите небольшой опрос потребителей перед сессией: пусть они расскажут, как видят развитие вашего продукта.
  5. В блок «Драйверы изменений» внесите идеи, предварительно отобранные с помощью карты трендов. Идеи должны соответствовать вашему продукту, отрасли и планируемым улучшениям.
  6. В блок «Вдохновение» поместите лучшие примеры других брендов и продуктов, которые вдохновляют вашу команду и на которые вы бы хотели быть похожими. Это могут быть примеры из других отраслей. Хорошо если удастся разместить фотографии этих продуктов.
  7. Дальше переходите к блоку «Возникающие ожидания». Это самая креативная работа. Вам нужно взять потребности целевой аудитории, которые вы для себя определили и попробовать ответить на ряд вопросов. Какие новые свойства или характеристики хотят видеть ваши потребители в будущем? Что они хотят улучшить? Удовлетворение каких потребностей пока еще не предлагает никто из ваших конкурентов?
  8. После этого начинайте генерировать идеи о том, как могла бы выглядеть ваша инновация. Обязательно учитывайте базовые драйверы, ожидания и примеры, которые вы отобрали.

Для того, чтобы вам легче было понять, как работает этот инструмент, я приведу пример стратегической маркетинговой сессии, которую наш коллега и партнер Николай Хлопов провел в «Альфа-банке». Позволю себе вольный пересказ того, как был организован проект.

Руководство банка интересовал вопрос, почему активные деловые люди, у которых есть возможность делать накопления, их не делают. В ходе сессии были выявлены две ключевые потребности, которые движут этой аудиторией: быть здоровым и финансово независимым. Также была выявлена ключевая проблема: представители этой целевой группы просто забывают копить. В итоге креативная команда придумала решение, основанное на использовании фитнес-трекеров и прочих гаджетов для здорового образа жизни, которые стали появляться к моменту проведения сессии. Она предложила потребителям получить двойную выгоду.

«Альфа-банк» разработал программу, которая была синхронизирована с фитнес-браслетом и автоматически делала отчисления на накопительный счет клиента после определенного количества пройденных шагов. Интересно, что его запуск этого продукта позволил банку получить в свои клиенты дополнительную аудиторию. Активными участниками программы стали также люди пенсионного возраста, которым активные деловые дети начали активно дарить эту услугу.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний внедряют программы well-being

В условиях дефицита кадров компании стали чаще внедрять или расширять программы благополучия сотрудинков.

Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.