Маркетинговые мифы, которые разрушат ваш бизнес

Точное количество мифов в маркетинге узнать невозможно. Директор консалтинговой компании «Дворникова и Партнеры» Екатерина Дворникова развеяла семь мифов, с которыми столкнулись ее клиенты:

  • маркетинг без бюджета возможен,
  • маркетинг – функция, поддерживающая продажи,
  • маркетинг – это на 90% рекламно-коммуникационная деятельность,
  • маркетинг – это «неизбежные» затраты,
  • маркетинговый бюджет надо составлять исходя из объема продаж,
  • отдачу от маркетинга практически невозможно измерить,
  • можно прекрасно работать и без маркетинга.

Как планировать успех?

Слово «планирование» иногда слишком утилитарно воспринимается как формальный процесс. Вдохновение тоже может быть «спланированным», ведь ключевые признаки планомерности не в том, что есть график, последовательность шагов, ресурсы и прочие знакомые вещи, а в том, что человек/организация определяет для себя важность целей и находит мотивацию и ресурсы к ее достижению.

А чаще всего происходит ровно наоборот. И план есть, и шаги придуманы идеально, и сроки все указаны, а понимания важности и мотивации нет. Значит, это не планирование, а всего лишь теория, которая имеет шанс остаться на словах.

Екатерина Тихвинская: «Гульзада Дедова, исполнительный директор департамента «АльфаСтрахование» анонсировала технику стратегия Уолта Диснея, которая используется в НЛП и коучинге. Но практически на ней не остановилась. Взамен была предложена пирамида логических уровней, также применяемая в коучинге. К сожалению, формата 20-минутной презентации мало, чтобы понять, о чем это и как это. Я уже не говорю о том, чтобы применять самому.

Мне кажется, про коучинг достаточно сложно рассказывать. Нужно работать с коучем, чтобы понять и почувствовать, что это. Я помню также презентацию о коучинговом подходе к диллеме и проблеме на одной из встреч в прошлом году, которое тоже не вызвало большого понимания зала. Тут нужно пробовать».

Новый маркетинг в новом Интернете

Екатерина Тихвинская: «А вот в презентации Наталии Прытковой о маркетинге в Интернете, я услышала переклички с тем, чем занимаюсь. Ее рекомендации по маркетингу в медиапространстве можно также применить и при работе с персоналом.

  1. Замените монолог диалогом.
  2. Замените массовое воздействие точечным.
  3. Научитесь слушать.
  4. Перестаньте привлекать, начинайте вовлекать.
  5. Задействуйте лидера мнений.
  6. Научитесь заботиться о своих клиентах.
  7. Замените разобщенные мероприятия интегрированными».

Андрей Сидло: «Приспосабливаться к новой медиареальности нужно было уже давно. Кто-то стоит на перроне и машет рукой уходящему поезду, кто-то стоит в вагоне и машет оставшимся на перроне, кто-то просто рад, что успел, и наслаждается путешествием, кто-то продает билеты на поезд, кто-то ведет сам поезд, кто-то прокладывает рельсы, а кто-то решает, где и куда будут проложены рельсы. А вы где?

Если стремитесь быть у руля, выработайте в себе привычку меняться. Сейчас пока каждый пятый россиянин имеет выход в Интернет (а это всего лишь 20% от общего числа населения). ТВ, радио, газеты интегрированы в Сеть. Коммерческие компании имею сайты в Интернете. 24 часа в сутки мы получаем от них информацию.

Всё и вся стремится быть интегрированным в социальные сети. А когда я интегрируюсь в Сеть? Когда я стану ее частью настолько, что не буду выходить из нее 24 часа в сутки? Уже сейчас с утра, чирикнул в Twitter, проверил почту, узнал погоду – и на работу, а там Facebook, «Одноклассники», «В контакте» и проч. Брр!

В России интернет-пользователи проводят в социальных сетях в среднем 9,8 часов в месяц. Это в среднем.

Тренд – социальные сети. Мировая статистика говорит, что если бы Facebook был страной, он был бы третьим по численности государством в мире после Китая и Индии. Я житель Facebookland. А где живете вы?

Ну и большому и малому бизнесу ничего не остается, как идти в социальные сети, потому что 85% пользователей уверены, что компании должны взаимодействовать с потребителем именно здесь. И бизнес уже здесь. Создаются сайты, страницы, группы, лояльные аккаунты и т.д. Но сайты уже не работают, на них просто нет времени. Новые интернет-медиа сравняли малый и крупный бизнес. Медиапространство постоянно меняется и компаниям приходится становиться более гибкими. Нет единой успешной стратегии для всех компаний.

Традиционная реклама больше не работает. Да здравствует сарафанное радио! Здравствуй, «страна дураков!». Для большинства значимым становится совет блогера, а кто он – совершенно не важно. Ведь его читают сотни или тысячи френдов, значит, ему можно доверять!

Мы поколение копипаста. Сеть изобилуют перенесенными текстами, фразами, ссылками, фото и видео. Это сильно напоминает количественное накопление. И у меня есть желание увидеть, когда же это количество начнет переходить в качество. Вот когда начнется новая реальность! А то, что мы наблюдаем сейчас это лишь большой ажиотаж среди ограниченного круга пользователей…

Как только кто-то начинает продвигать в Интернете товар, этого человека придают анафеме и клеймят «продавшимся за бабло». И только нестандартные подходы, которые заставляют потребителя выходить из зоны комфорта, срабатывают на все 100%. Стандарты рушатся. Старые технологии отходят далеко на страницы книг и учебников, по которым будут учить студентов прошлому. Система образования должна учить человека учиться, а еще уметь принимать и создавать перемены, а не закреплять поведенческие и мыслительные шаблоны.

Вот на какие мысли натолкнуло выступление Наталии Прытковой на Дискуссионном клубе. В общем, стоять на месте очень сложно. Нужно адаптироваться и меняться. Это не значит, что тот, кто не меняется, не достоин будущего, просто, если не развиваешься, значит, деградируешь. Так устроена жизнь!».

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Директор консалтинговой компании «Дворникова и Партнеры» Екатерина Дворникова развеяла семь мифов, с которыми столкнулись ее клиенты: Почему же мифы и заблуждения ? >маркетинг без бюджета возможен, Возможен. Когда маркетингом для организации и продвижением ее товаров занимаются сами клиенты. Сегодня так работает, в частности, сетевой бизнес в развитых странах. >маркетинг – функция, поддерживающая продажи, Безусловно. Функция, поддерживающая продажи. С рекламой (например) в качестве составного элемента. Это в любом учебнике есть. >маркетинг – это на 90% рекламно-коммуникационная деятельность, Зависиот от области деятельности. Может быть больше, может быть и меньше. Например, в реализации дорогих и эксклюзивных товаров роль данной деятельности даже выше, чем 90%. >маркетинг – это «неизбежные» затраты, Многое зависит от того, что подразумевается под «неизбежностью» затрат и в какой области деятельности маркетинговые мероприятия проводятся. Но действительно, маркетинг без затрат возможен очень редко, хотя и не исключается. >маркетинговый бюджет надо составлять исходя из объема продаж, Объем продаж является лишь индикатором необходимых маркетинговых затрат, сигнализирующим, например, о периоде в цикле жизни товара и его успехе на рынке у покупателей. Так что данное утверждение оправдано. >отдачу от маркетинга практически невозможно измерить, Это действительно неверно. Существуют различные методики расчетов и пересчетов. Кто-то даже разрабатывает их для себя сам. >можно прекрасно работать и без маркетинга. Можно. Как то ни парадоксально. В частности, в ситуациях т.н. «слепого» или «темного» рынка, а также рынка, находящегося на стадии становления, когда изначально нет смысла проводить каких-либо исследований, двигаясь фактически «впотемках». Не говоря уже о ситуациях первичного насыщения рынка разнородным товарным дефицитом, когда любой дефицит гарантированно купят. Так что нужно быть очень осторожным со всевозможными «развенчиваниями» и «рассеиваниями». >Как планировать успех? Проблема в том, что успех не планируется. Успех – достигается. А это – не одно и то же. А вот достижение успеха, сам этот процесс и путь действительно тщательно планируется. >Мне кажется, про коучинг достаточно сложно рассказывать. Нужно работать с коучем, чтобы понять и почувствовать, что это. Только в том случае, если самому слабо представлять, что это такое. Однако в этом случае проблема заключается еще и в том, что неизвестно, чему такой коуч в состоянии кого-то научить. Ведь он зачастую не представляет себе конечной цели своей деятельности. А люди, которым читают или кого подвергают процедуре коучинга, очень тонко всегда это чувствуют. >Ее рекомендации по маркетингу в медиапространстве можно также применить и при работе с персоналом. >Замените монолог диалогом. В результате чего вы будете говорить о чем угодно, кроме того, на что направлена маркетинговая акция. >Замените массовое воздействие точечным. В результате чего вы будете тратить колоссальный объем времени, сил, ресурсов и нервов впустую. >Научитесь слушать. И в этом случае маркетинговую обработку клиенты проведут на вас, а не вы на клиентах. >Перестаньте привлекать, начинайте вовлекать. Любого рода партнерcкие и иные программы по вовлечению, а не привлечению сразу же вызывают подозрения о нечестной игре. >Задействуйте лидера мнений. Если у вас хватит для этого ресурсов и вы сумеете с ним договориться, принимая во внимание тот факт, что если его «раскусят», то это лицо перестанет быть лидером мнений, а станет обычным ангажированным лицом. >Научитесь заботиться о своих клиентах. В маркетинге забота о клиентах дает сравнительно мало, - перечень областей, в которых это действительно “работает”, очень незначителен. >Замените разобщенные мероприятия интегрированными. И тогда вообще никто не будет понимать, что же все-таки происходит. Резюмируя, - что хорошо для одного вида деятельности, отнюдь не всегда блестяще для других в случае заимствования. >Вот на какие мысли натолкнуло выступление Наталии Прытковой на Дискуссионном клубе. В общем, стоять на месте очень сложно. В нынешнем переменчивом мире именно неподвижные и стоящие на месте столпы и привлекают к себе внимание публики, уставшей от постоянных перемен, движения, мутаций, изменений и т.д. На худой конец, некие структуры, подобные плотам, котоыре дрейфуют по течению значительно медленнее, чем сами потоки воды и плывущая в их волнах мелочь. По аналогии с бурной рекой, люди чувствуют себя счастливыми, когда удается выбраться на небольшую скалу в центре потока и осмотреться по сторонам или даже добраться до берега, чтобы выйти из постоянного каждодневного круговерчения и гонки. На изменения лучше смотреть с берега или с неподвижной скалы в центре в центре этих изменений, чем постоянно принимать в них участие и постоянно находиться в самой их гуще. >Нужно адаптироваться и меняться. Это не значит, что тот, кто не меняется, не достоин будущего, просто, если не развиваешься, значит, деградируешь. Если не развиваешься, то остаешься на том же самом уровне. Только и всего. А в современном «безумном, безумном, безумном, безумном мире» этот такие образования - это самый островок, за который люди могут зацепиться, чтобы перевести дух и прийти в себя. Так что не стоит спешить за горным потоком, который все равно течет быстрее. Н.Ю.Романов
Управляющий директор, Москва

Полностью слгласен с аргументами Николая Романова. Добавлю лишь следующее. Автор выступления отрицает тезис - ''маркетинг без бюджета возможен''... В книге Игоря Манн четко сформулированы условия, в которых работает этот постулат. Он не подходит к вопросу как к общему, это частности. Обвиняя Манна в подмене, автор выступления сам искажает исходные условия.

Директор по производству, Санкт-Петербург
можно прекрасно работать и без маркетинга. Можно. Как то ни парадоксально. В частности, в ситуациях т.н. «слепого» или «темного» рынка, а также рынка, находящегося на стадии становления, когда изначально нет смысла проводить каких-либо исследований, двигаясь фактически «впотемках». Не говоря уже о ситуациях первичного насыщения рынка разнородным товарным дефицитом, когда любой дефицит гарантированно купят.
Можно, например, используя т.н. административный ресурс или лобби. Протаскиваешь закон, по которому каждый житель страны обязан покупать твой товар - и никакой маркетинг не требуется. Пример - ОСАГО, фискальная память к ККМ, ''энергосберегающие'' лампы, скоро будет страхование жилища, счетчики расхода воды. Если подумать - можно еще вспомниь массу примеров такого рода деятельности. Практически вся работа по гос.договорам, например. Сколько надо будет напечатать новых удостоверений для ''полицейских''? Сколько машин перекрасить по всей стране? Чем не бизнес? И кто бы это ни осуществлял, получить в качестве клиента весь МВД ему удалось отнюдь не маркетинговым способом.
Директор по производству, Санкт-Петербург
маркетинг – функция, поддерживающая продажи,
Если это миф, тогда ради чего вообще существует маркетинг? Автор, видимо имел в виду, что задачи маркетинга значительно шире, чем непосредственное обслуживание текущих продаж. Хотя бы потому, что продажи происходят в настоящем, а стратегическая задача маркетинга - обеспечить продажи в будущем. Однако ''миф'' в предложенной формулировке - очень спорное утверждение.
Директор по производству, Санкт-Петербург
маркетинговый бюджет надо составлять исходя из объема продаж
Безусловно, бюджет маркетинга не обязан быть прямо пропорционален текущему объему продаж. Но без учета этого показателя тоже обойтись весьма сложно. В частности, при планировании бюджета учитывается планируемый объем продаж, а также необходимые темпы роста объема продаж.
Директор по маркетингу, Москва

С удивлением узнал, что поддержание продаж для маркетинга -- это миф!
Миф как раз обратное -- все маркетинговые построения, парадигмы, схемы, концепты и пр. бессмысленны, если они не приводят к росту прибыли.

Лучше всех задачи настоящего маркетинга сформулировал Питер Друкер:
«… весь бизнес, рассматриваемый с точки зрения потребителя»
«… готовый к покупке потребитель»
Потребитель, покупатель, Клиент… маркетинг.
Это и есть аксиомы настоящего маркетинга.

А что до новомодных нонче разговоров о малом бюджете и пр., то это имеет смысл, иногда.

Директор по производству, Санкт-Петербург
Мне кажется, про коучинг достаточно сложно рассказывать. Нужно работать с коучем, чтобы понять и почувствовать, что это.
Приходит человек на курсы электриков. Преподаватель рассказывает ему про силовые цепи, про постоянный и переменный ток. И вдруг человек спрашивает: ''А что такое трехфазное напряжение 380 вольт?'' А преподаватель ему: ''Мне кажется, про это достаточно сложно рассказывать. Это надо почувствовать!''
Директор по производству, Санкт-Петербург
Замените разобщенные мероприятия интегрированными.
Это игра слов. Софистика, пастор! (с) Важен состав и порядок осуществления мероприятий. Важно их соответствие стратегическим целям компании. А интегрированные они, дифференцированные, логарифмированные или степенные, комплексные или рациональные - зависит от необходимости запудрить мозги руководству.
Генеральный директор, Москва

Уважаемый Николай Романов,

Может, Вам стоит открыть свой блог и писать там решения, а мы, смертные, будем как в бизнес-школе - читать кейсы и подглядывать, подглядывать ...

Подумайте, а?

Генеральный директор, Москва

Если не придираться к формулировкам, а зреть в корень - автор описал устоявшиеся представления. Ответ на вопрос - почему они такие и откуда появились, ведет к существованию еще одного мифа: маркетинг у нас есть.
АНАЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В РОССИИ НЕТ.
К этому выводу приводит общение со специалистами, маркетинговыми агентствами, изучение аналитических отчетов, подготовленных на заказ и находящихся в открытой продаже.
Не буду повторять сказанное многими и неоднократно: авторы только слышали название методик и зачастую не понимают их смысл. Есть более глубокая вещь: любой исследователь должен понимать, что цифЗра в отчете не имеет ни малейшего смысла, если не подкреплена двумя параметрами: достоверность и доверительный интервал. Большая часть авторов отчетов даже слов таких не слышали, потому что образование - неоконченный педагогический институт и второе платное, факультет маркетинга урюпинского института коммунального хозяйства.
Потому у нас маркетинг - это реклама и коммуникации, бюджет ведь там!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
74% сотрудников предпочитают горизонтальный рост

Несмотря на высокий интерес к горизонтальному росту среди сотрудников, работодатели пока уделяют этому недостаточно внимания.

Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.