Твиттер как инструмент маркетинга

Такси 2.0

Виктор Федосюк не расстается с твиттером ни на минуту. Он не беспечный студент. И не офисный сотрудник. Он молодой предприниматель из Киева, воспитанный недавним экономическим кризисом. В прошлом – руководитель отдела крупнейшего банка Украины, попав под сокращение, решил отдохнуть от управленческой должности. С тех пор Виктор, сидя за рулем собственного авто, зарабатывает на жизнь частными перевозками, которые впоследствии приобрели особенную уникальность и популярность среди населения.

Новоиспеченный таксист не забывал рассказывать своим друзьям из твиттера о «подводных камнях» в своей работе – и аккаунт киевлянина неожиданно «прибавил в весе». За год количество подписчиков на сообщения Виктора выросло до трех тысяч человек! Не преминув этим воспользоваться, он начал незаметно продвигать свои услуги – обратная связь не заставила себя долго ждать. И сегодня Федосюк с удовольствием рассказывает о собственной службе перевозок, которую гордо именует «Такси 2.0», и о том, как правильно настроить твиттер на бизнес-волну.

Виктор Федосюк: На данный момент наша основная работа – служба трансферов в аэропорт и работа с корпоративными клиентами (почасовая аренда авто с водителями). Полноценную службу такси по городу пока все еще не запустил: просто не тороплюсь. Тем не менее, сейчас со мной сотрудничают пять водителей – все они загружены работой. В день у каждого бывает до семи заказов, что большая редкость для обычных таксистов. Хочу расширяться и дальше, но чтобы сделать все на высшем уровне, нужно финансирование.

Executive: Как появилась вторая версия такси?

В.Ф.: Я активно использовал твиттер для поиска клиентов. Сообщал о своем расположении и давал специальную цену, по которой вызывался довезти до центра. Она была ниже той, что предлагали другие перевозчики.

Executive: Сразу же пошла отдача?

В.Ф.: Результат от этого эксперимента, если честно, был нулевой: все-таки твиттер не является средством моментального обмена информацией (как ICQ или Jabber). Поэтому данное объявление было актуально для немногих. Тем не менее, привлекая все новых и новых подписчиков, я стал получать свои первые заказы, которых вскоре стало множество. Людям понравилась эта идея. Могу сказать, что 90% наших клиентов становятся постоянными. Часто после поездки они благодарят меня в твиттере.

Executive: Виктор, а как вы догадались монетизировать свой аккаунт в твиттере? Начитались в Интернете умных статей?

В.Ф.: Набрав определенное количество подписчиков (фолловеров – на «жаргоне» твиттера), я задумался – а какую практическую пользу для меня они могут принести? Начал изучать зарубежные кейсы. Знакомый подсказал идею с той самой публикацией моего текущего расположения, чтобы подписчики знали, где я нахожусь и насколько быстро могу их забрать.

Executive: В твиттере достаточно много откровенно рекламных аккаунтов. Лично я никогда не следую за ними в ответ. Как вам удалось привлечь 3000 фолловеров?

В.Ф.: Многие пришли с блогов, по рекомендациям. Также, признаюсь, я занимаюсь массовым фолловингом, когда добавляю «в друзья» всех киевлян – то есть моих потенциальных клиентов. На данный момент около 90% моих читателей – из Украины, из них большая часть – столичные жители. К слову, мой аккаунт в твиттере не рекламный. В нем много личных профессиональных наблюдений. Об услугах такси подписчики могут узнать, взглянув на фон моей страницы, который является своего рода «упаковкой» моих услуг. Этим довольно-таки «гуманным» принципом, я думаю, должны руководствоваться те, кто решит использовать твиттер в коммерческих целях.

Executive: С фотошопом «дружат» не все. Как не опытным интернет-пользователям создать грамотный дизайн такой «упаковки»?

В.Ф.: В Сети достаточное количество ресурсов, которые позволяют сконструировать фоновый рисунок для твиттера самому – с необходимым текстом и изображением. Достаточно ввести в поиске фразу twitter background free – и вывалится много толковых сервисов. Если же вам нужно создать корпоративную страницу в твиттере, то лучше всего обратиться к профессионалам. Многие дизайнеры сейчас предлагают услуги по созданию фирменного стиля интернет-аккаунтов.

Executive: Поделитесь конкретными инструментами массового фолловинга.

В.Ф.: Для поиска по региону пользуюсь сервисом nearbytweets. Раз в неделю с помощью сервиса untweeps чищу список подписчиков – автоматически удаляю не активных пользователей. Важный момент – люди не подписываются в ответ, если у вас будет пустая или несодержательная лента. Для новых подписавшихся фолловеров поставил автоответчик (с помощью сервиса socialoomph), который моментально присылает сообщение новым «друзьям» с благодарностью за подписку и с приглашением воспользоваться моими услугами. Читатели заносят данное сообщение в закладки и при необходимости открывают его и звонят по указанным в нем телефонам.

Executive: Хорошо. Базу вы нарастили, но ведь в какой-то момент все эти люди могут уйти от вас? Чем вы их удерживаете?

В.Ф.: Пишу в основном о работе – о клиентах, о пробках (для этого ввел специальный хэштег #kyiv_traffic), провожу опросы с помощью сервиса twtpoll, публикую фотографии, снятые на камеру мобильного телефона… На самом деле, таксисту есть о чем написать.

Executive: Виктор, помните своего первого клиента из твиттера?

В.Ф.: Первым был пользователь @rukeba, который попросил встретить его на вокзале и отвезти в аэропорт. А первым корпоративным клиентом стал магазин кофемашин в лице его владельца, у которого также есть свой аккаунт в твиттере. Я до сих пор с ним сотрудничаю!

Executive:Всем ли твиттер принесет реальную пользу?

В.Ф.: Могу сказать со своей колокольни, что твиттер, как и другие социальные сети, очень интересен для продвижения товаров и услуг среди потенциальных клиентов. Все, что я делал, можно с легкостью применить к разным видам оффлайн-бизнеса. Юристы, врачи, продавцы автомобилей – все могут рассказывать о случаях из практики, давать советы, отвечать на вопросы и тем самым заработать авторитет в твиттере. И очень важно не скатиться к сухому «корпоративному» стилю ведения блога: ваш читатель должен чувствовать живого человека за записями в ленте. Побольше эмоций, побольше общения, живых фото и рассказов. Будьте открытыми!


Артем Овечкин: Отложите твиттер в сторону!

Говоря об эффективности твиттера как инструмента маркетинга вынужден признаться – похвалиться пока нечем. Этот сервис не преодолел планку нишевого канала для узкого круга молодых людей – в основном IT-специалистов не первого уровня, журналистов и примкнувших к ним маркетологов и пиарщиков. Конечно, тут и там нас пытаются будоражить известиями о маркетинговых акциях крупных компаний, например Panasonic, или твиттер-аккаунтах известных персон (например, Тинькова). Однако если отбросить шумиху, то станет ясно – читать блог Panasonic или «Евросети» будут все те же «айтишники» в широком смысле слова, то есть люди, которые увлекаются на бытовом или профессиональном уровне техническими новинками. Твиттер для них – также входит в категорию технических новинок.

А что касается Тинькова и ему подобных поп-персонажей от бизнеса (в самом хорошем смысле слова), то они свою известность построили за пределами твиттера. Последний для них – дополнительный аксессуар для паблисити. Игрушка.

Как-то один из пользователей сервиса микроблогов Friendfeed, специалист по продвижению в социальных медиа, пожаловался (стилистика сохранена): «Был жестоко поимен за то, что не смог объяснить, как на продажи магазина отразится его пиар и продвижение в соцмедиа».

На крик души слетелись советчики, которые то и дело путали продажи как цель продвижения и рост трафика как его промежуточный этап. Итогом дискуссии стали слова: «Вопрос на самом деле актуальный – есть ли примеры интернет-магазинов, активно занимающихся пиаром хотя бы. О продвижении в соцмедиа я уже молчу (посмотрев на загоны @svyaznoy_ru и @euroset_company, понял, что кейсов не будет еще минимум года два)».

Другая история. Один читаемый блог о продвижении в Интернете опубликовал статью с амбициозным названием «Результаты успешной кампании по продвижению бренда в социальных сетях». Автор статьи с самого начала намеренно подчеркнул, что говорить будет не об условиях и инструментах, а именно о результатах. Откровенно говоря, я уже настроился на ознакомление с познавательным – первым! – кейсом об итогах реальной кампании в России, но вместо этого в статье перечислялись возможные выгоды от раскрутки в «социалках». В общем, ничего нового. И ни слова о продажах.

А есть ли эти самые продажи в социальных медиа?

Сейчас я скажу то, в чем большинство маркетологов боится признаться своим клиентам. «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – науке это неизвестно, она пока не в курсе дела». Любое продвижение в социальных медиа в ближайшие 3-4 года – эксперимент за свой счет. На Западе уже есть кое-какая статистика и кейсы, но они описывают аудиторию англоязычных социальных сервисов, которая количественно и качественно отличается от статистики российской.

Могу лишь высказать предположение – в 99% случаев с помощью Social Media Marketing не получится достичь заметного роста продаж. В начале декабря мы подвели итоги SMM-раскрутки интернет-магазина, который продает игры для детей. В течение осени число посетителей на сайте увеличилось на 56%, а конверсия посетителей в клиентов на 8%. Серьезным кейсом это не назовешь, но кое-какие выводы можно сделать.Самым заметным изменением стало увеличение потока посетителей с целевых площадок. Конверсия выросла в меньшей степени: пользователи социальных сетей и читатели блогов с интересом относятся к новой информации и кликают на ссылки, однако они редко готовы совершить покупку немедленно. В этом они отличаются от посетителей, которые приходят через поиск.

Если твиттер и другие социальные медиа – одни из первых инструментов интернет-маркетинга в вашей практике, то лучше отложите их на полку и займитесь чем-то более полезным. SMM – это десерт интернет-маркетинга, аппетитное пирожное после сытного обеда.

Одна из главных причин невысокой эффективности твиттера – это даже не узкая аудитория сервиса. Основной фактор – неготовность компаний к наплыву трафика из соответствующих сайтов. Публика там очень капризная, привыкла критически оценивать информацию, задавать дополнительные вопросы, требовать доказательств и объективных отзывов других клиентов. Их нужно убеждать. Например, для интернет-магазина детских игр главной «проблемой» итогов SMM-продвижения стало появление критических или «сложных» комментариев и вопросов от посетителей. До этого сайт не предлагал опцию комментирования своих новостей и товаров. Теперь менеджерам компании приходится учиться отвечать на комментарии и, соответственно, тратить больше времени на общение с конечным потребителем. Зато во многом благодаря комментариям выросла конверсия и глубина просмотра сайта.

Да, мы пока не знаем, как именно влияет SMM на продажи применительно к каждой отрасли бизнеса. Но зато нам, маркетологам, достоверно известна самая полезная функция раскрутки в социальных медиа. Она помогает обнаружить самых активных, самых заинтересованных потенциальных клиентов и подготовить их к роли покупателя. Сырой материал превращается в удобный к использованию полуфабрикат, да простят меня за такое сравнение.

Какое блюдо получится из полуфабриката зависит от цен и качества товара, уровня обслуживания, удобства пользования сайтом, удобства совершения заказа и покупки и многого другого. Здесь задействовано большое число ингредиентов. Если некто считает, что SMM – лишняя цепочка в приготовлении блюда, так пусть попробует запечь неочищенного цыпленка или подать гостям к чаю лимон в кожуре.

SMM – это работа, которая создает и приводит к заказчику не холодных, а теплых и горячих потенциальных клиентов. Но когда у повара не работает плита, плохо заточен нож или руки растут не из того места, продвижение в социальных медиа никак не повлияет на популярность его стряпни и рост продаж его ресторана.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

На самом деле, странно то, что это единственный проявившийся человек, которому пришла в голову подобная мысль. Впрочем, применительно к России, Украине и иным бывшим составляющим СССР такая ситуация носит вполне обоснованный характер, - для развития подобных рыночных взаимодействий просто нет предпосылок и оснований. Однако дело в том, что в среде нью-йоркских и лондонских таксистов подобный подход к делу очень распространён. Как в части твиттинга, блоггинга, мобильного форуминга, услуг обновленных досок объявлений, так и в части обычного Интернет-сервиса. Кроме того, подобный подход очень распространён у немцев и голландцев. Несколько отстают французы и бельгийцы, - в основном из-за специфики и особенностей организации «извозческой» деятельности.

Также в работе таких таксистов появляется отдельный сервис, - они представляют услуги по доступу в Интернет своим пассажирам на время поездки. Естественно, за отдельную плату, но весьма незначительную, что делает время, проведенное в дороге и тем более, в пробках, гораздо более приятным. Хотя чаще всего такой Интернет-сервис для клиентов является бесплатным, что находит всё более растущую популярность как в среде таксистов, так и их клиентов. Поэтому, если когда-нибудь, находясь в каком-нибудь крупном мегаполисе в одной из развитых стран мира, вам посчастливится увидеть машину такси с наклейкой в виде традиционной синей иконки «Интернет-эксплорера» или иконки иного иного Интернет-браузера, имейте ввиду, что такое такси оборудовано не только доступом в сеть, но и персональным компьютером. Отдельной особенностью являются такси с изображением иконки Интернет-браузера «Опера», считающегося в среде пользователей сети «женским», что указывает на выборочный характер предпочтений таксистов и их ориентированностью на определенную группу клиентов.

Так что по сути автор данной идеи ничего нового не создал. Иначе как применительно к Украине. Поскольку подобный подход к делу в среде (в данном случае) таксистов в развитых странах мира существует уже не менее 5-7 лет, когда только начали появляться услуги устойчивого и относительно недорогого мобильного доступа в Интернет с портативных персональных компьютеров. Люди самых разных профессий очень быстро сообразили, какие преимущества открываются перед ними благодаря новой технике и открываемым с ее помощи различным ресурсам и сервисам сети. Сегодня данная тенденция только расширяется и набирает обороты в самых разных областях (несмотря на всю видимую ограниченность практического применения), по сути являясь новым прорывом в культуре рыночных коммуникаций, по аналогии с тем, как подобным прорывом стало в конце 80-х – начале 90-х распространение тех же модемов, когда вдруг обнаружилось, что помимо основных функций с их помощью можно поливать цветы, следить за садом или кормить кота.

Редактор, Москва
>> Также в работе таких таксистов появляется отдельный сервис, - они представляют услуги по доступу в Интернет своим пассажирам на время поездки. Да-да, герой материала так же предлагает своим пассажирам доступ в Интернет. И делает это бесплатно потому, что, по сути, пиарит гаджеты - если клиенту нравится агрегат, водитель дает ему карту со скидкой.
Исполнительный директор, Челябинск

Уважаемые коллеги,

Статья была вообщем-то про использование соцсетей-медиа для бизнеса в целом.
Какой поток они формируют и формируют ли вообще?

Если говорить про результативность, то она пока низкая. К примеру мы работаем на рынке поставок
высокотехнологичной продукции на предприятия. (Узкая целевая аудитория).
Пока эффективность взаимодействия с инженерами предприятий достигается за счёт ''традиционных контактов'' - телефон, личное общение.
Вместе с тем новые ''случайные'' клиенты уже на 80% приходят из Интернета и
конкретно поисковых систем. Если говорить про сети - пока это большей частью ''игрушка'', чем
инструмент.
Со временем появится больше сервисов и роботов-программ, связанных с обработкой информации - тогда вырастет качество и произойдёт переоценка данных ресурсов в сторону бизнес-поля или поля маркетинговой коммуникации.
Наиболее важно привязывать контент к ''потрбностям'' клиента. Если клиент будет видеть рекламу или маркетинговые мессаджи связанные с его интересами, то он воспримет ценность ресурса, если информация, необходимая ему будет ''размываться'' ''всякой фигнёй'' то ценность ресурса падает.

тут разные подходы - в основном через создание специализированные СМИ, через анализ истории запросов пользователя и т.д. Процессы сейчас идуточень быстро и я уверен скоро будут серьёзные результаты в этом вопросе.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Если говорить про результативность, то она пока низкая. Если брать Россию, то любое продвижение товаров и услуг через Интернет, - в какой бы форме оно ни осуществлялось, - воспринимается потенциальными и действующими клиентами исключительно в качестве недобросовестной акции. Будь то создание некоего сетевого ресурса или спам-сообщения. Т.е. говоря проще, у людей сформировано устойчивое мнение, что им пытаются ''что-то впарить несвежее''. По аналогии с тем, как чем-то подобным занимаются различные традиционные мошенники, вроде ''Кирби'', ''Евроремонта'', ''Евробатарей'' и т.д. Вот почему, максимум возможностей в российском сегменте сети сегодня сводится лишь к получению информации о товаре или услуге и основных координатах и реквизитах организации или иного лица, занимающихся их предоставлением. С формированием субъективного представления о них за счет дизайна Интернет-ресурса. Все дальнейшие действия, включая и переговоры, и оплату, и всё прочее, осуществляется старыми способами. Т.е. в России сети не верят. Ключевую роль играет непосредственное ''живое'' общение с представителями нужной организации. Более того, сети не верят даже представители молодого поколения. В первую очередь из-за того, что кому как ни им лучше других известно, что в сети ''модно'' что-то украсть, за что-то кому-то не заплатить и т.д., не говоря уже о том, что сеть сегодня представляет большую несистематизированную и нерегламентированную в своей деятельности (равно как и в деятельности своих участников) помойку, в которой никто ни за что не отвечает, не несет ответственности и фактически никак не может быть наказан. А на помойке, сами понимаете, у нас отовариваются только БОМЖи. Поскольку, как известно, и крысы тоже получают посылки, но совсем в других местах. За рубежом ситуация строится иначе. В первую очередь, в отношении местных социальных сетей и их аналогов. Но за рубежом - это за рубежом. Это - не Россия. Там по сути уже едва-едва в некоторых городах прослеживается сегодня разница между обычным магазином и Интернет-магазином. Наиболее яркий пример, - торговая сеть Токио. Но для России таких перспектив на ближайшее десятилетие просто не существует. Ментальность не та. Т.е. Интернет-сегмент так по-прежнему и будет еще очень длительное время оставаться лишь источником информации, имеющей разную степень достоверности, но не более того. В лучшем случае, - как некий экзотический элемент для лиц, считающих себя эстетами, новой богемой и т.д., считающих для себя возможным рисковать деньгами по непроверенной сетевой информации.
Нач. отдела, зам. руководителя, Пенза

Вот из-за этой неразвитости Интернет-бизнеса в России в статье содержится очень важная, на мой взгляд, информация - не нужно ''впаривать'' людям свои услуги. За рекламой в твиттере должен быть человек! Твиттер - это ведь короткие сообщения. Я, например, когда читаю записи друзей, всегда раздражаюсь при виде рекламы, мне хочется человека из друзей удалить (если сообщений становится много, я так и делаю). Таксист из Киева увидел такую тенденцию и вот он результат - клиентов очень много!
На данной стадии развития рекламы в твиттере - это главное, что нужно знать :idea:

Менеджер, Мурманск

Неразвитость бизнеса посредством интернет, зачастую, делает из вполне логичных и удобных серсисов просто сетевое дополнение к бизнесу. Думаю, дело также и том, что компании не очень стараются конкурировать в сети так активно как реальной жизни. Конкуреция бы позволила сделать из любой социалки или её аналога, вполне жизнеспособную площадку для продвижения продуктов и услуг компаний.

Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

удивительно если действительно
он этим зарабатывает

потому что твиттер - очень американизированный вариант общения
и информативности.... :)

русские не привыкли к краткости и оффлайновости.
тем более для заказа такси.

я вот завел себе твиттер - но пользы пока не извлек..

и что касается такси думаю кроме твиттера нужно все равно рекламиться...
все равно.

Редактор, Москва
>> я вот завел себе твиттер - но пользы пока не извлек А сколько человек следует за Вами, Александр?
Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Лазарев пишет: я вот завел себе твиттер - но пользы пока не извлек..
я тоже вот... колесо от Ламбы прикупила, а эффекта - ноль.....
Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

ой ой критика :)

я пишу как есть...
что просто не могу придумать как от него пользу извлечь
и что пользоваться неудобно.

А у меня кстати Додж вайпер стоит во дворе ... и что?
типа колесо от ламбы круто?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.